Рисование и черчение в школе
Среди всех предметов школьной программы рисованию и черчению как родственным творческим дисциплинам отведено особое место.
Рисование
Большинство детей уроки изобразительного искусства встречают восторженно, поскольку с самых ранних лет они любят рисовать.
В современной школьной программе предусмотрено обучение разным техникам рисования. И начинается все со всем знакомых карандашей и восковых мелков. Учитель оценивает навыки рисования, которыми обладают ученики, давая им задания на уроках.
С возрастом в программу обучения вводят более сложные техники. Это карандашный рисунок, акварель, гуашь, реже – темперная живопись. Однако за эти рамки школьная программа выходит редко. Этого вполне достаточно, чтобы развивать воображение и основные творческие навыки ребенка.
По стандарту ИЗО проводится в обычных классных комнатах со стандартными партами. Но в некоторых, особо продвинутых классах предусмотрены мольберты. На них рисовать особенно удобно.
ИЗО остается в школьной программе до 11 класса, как одна из самых увлекательных и интересных дисциплин. А кто-то, возможно, свяжет свою жизнь с живописью. Поэтому недооценивать серьезность уроков рисования не стоит.
В современных школах работают кружки рисования, где школьники могут получить более глубокие знания в живописи. Сложно найти школьника, который в начальных классах не попытался бы попробовать свои силы в этом деле.
И, конечно, если вы отправляете ребенка в художественную школу, потребуется позаботиться о полном арсенале оборудования для рисования. Это не только мольберт и принадлежности, но и аппаратура для пленера.
Черчение
Черчение – это более сложная дисциплина, которую любят не все. Но без черчения школьник не получит представление о конструировании, развертке и т.д.. Поэтому создавать свой первый чертеж в старших классах придется любому школьнику.
Для черчения потребуется целый арсенал инструментов: линейки, угольники, транспортиры и другие измерительные инструменты. В качестве пишущих инструментов используются карандаши разной степени мягкости (Т, ТМ, М). Возможно использование классических и автоматических карандашей. Кроме того, при черчении применяются ручки и альбомы.
Дисциплина «Черчение» подразумевает использование учебника. В нем подробно рассказано о том, как создавать чертежи.
Приоритеты при черчении: точность, аккуратность и правильность чертежей. Если кому-то это удается с трудом, навыки приходится старательно и долго вырабатывать.
Где нужны эти дисциплины?
ИЗО и черчение – это дисциплины, которые необходимы всем, кто работает с пространственно-объемными формами. Это художники и скульпторы, а также дизайнеры, архитекторы, инженеры-конструкторы, модельеры.
И это лишь небольшой список тех, кому приходится работать с чертежами и эскизами по долгу профессии. Школьные знания – это основа, которая затем дополняется и подкрепляется университетской программой.
Рисование и черчение имеют много точек соприкосновения, для них используются схожие принадлежности. Кроме того, в реальной жизни, вне стен школы, для создания интерьеров, построек и любой продукции (требующей проектирования) применяются приемы и черчения, и рисования.
Источник
Конспект урока по черчению для 8 класса на тему «Технический рисунок»
Педагогический колледж имени Калугина
отделение «Изобразительное искусство и черчение»
урока по черчению
Тема урока «Технический рисунок»
Составил: Мошечкова В.С.
Проверил: Снимщикова В.П.
2019-20 учебный год
8 класс «Аксонометрические проекции. Технический рисунок»
Тема урока «Технический рисунок»
учатся выполнять технический рисунок с соблюдением пропорций на глаз; учатся отображать объем с помощью штриховки.
Метапредметные: определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблем.
Личностные: получат мотивацию к учебной деятельности; стремятся к достижению поставленной цели.
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный, беседа, объяснение, индуктивный, фронтальная, индивидуальная.
Учебник А. Д. Ботвинников «Черчение»
Основные понятия и термины
Технический рисунок, штриховка, шраффировка, тушевка.
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты,
Задания и упражнения
Приветствие, организация рабочего места, эмоциональный настрой на урок.
— Здравствуйте, меня зовут Галина Александровна, присаживайтесь. Убедитесь, что на ваших партах лежат все необходимые к уроку инструменты.
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку;
настрой на урок
Введение в тему урока. Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите на данный слайд. На слайде даны наглядные изображения куба.
Как эти изображения называются?
Ответ: (Фронтальная перспектива, угловая перспектива, косоугольная фронтальная диметрическая проекция, прямоугольная изометрическая проекция)
Как называется изображение, которое мы строим в перспективе? Ответ:(Наглядное изображение, рисунок)
Учитель: А что такое рисунок?
(Рисунок — это любое изображение, которое выполнено от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.)
Учитель: Чем наглядные изображения в верхнем ряду отличаются от нижних? (Штриховка, тени )
Учитель:Верно, эти три наглядных изображения отличаются от аксонометрических проекций тем, что на них нанесены тени. Поэтому, данное наглядное изображение, данный рисунок, называется техническим рисунком.
Технический рисунок – это наглядное изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз и нанесением штриховки для большего отображения объема.
— Чем технический рисунок отличается от аксонометрической проекции? ( Технический рисунок в отличии от аксонометрической проекции выполняется от руки с соблюдением пропорций на глаз, без применения чертежных инструментов; чтобы придать техническому рисунку объемность на нем наносят тени.)
-Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы должны научиться выполнять наглядные изображения предметов от руки с соблюдением пропорций на глаз, без применения чертежных инструментов; придавать наглядному изображению объем с помощью собственных теней).
Для выполнения технического рисунка используется чертеж, данный в ортогональных проекциях.
высказывают свое мнение; отгадывают тему урока
понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к уроку черчения.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать, Определяют цель, принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Изучение нового материала.
Этапы построения технического рисунка.
Приступая к выполнению технического рисунка, необходимо предварительно изучить изображаемый объект и расчленить его мысленно на составляющие его геометрические тела. Далее следует определить основные пропорции объекта: соотношение высоты, ширины и длины, а также пропорции отдельных его частей. Затем выбирается соответствующий вид аксонометрии и строятся аксонометрические оси. Сейчас мы построим технический рисунок детали по заданному чертежу.
Из каких геометрических тел состоит данная деталь? (Данная деталь состоит из двух геометрических тел: параллелепипеда в основании которого лежит квадрат и цилиндра.)
Цилиндр стоит в центре на верхней грани параллелепипеда. Так как у нас с вами два геометрических тела, то каким способом мы будем выполнять построение? (Способом наращивания)
А в какой аксонометрической проекции лучше всего выполнять построение данной детали? (Данную деталь лучше всего выполнять в изометрической проекции, так как в основании цилиндра лежит круг, который расположен параллельно горизонтальной плоскости проекций), а мы знаем, что круг в изометрической проекции проецируется с искажением, т. е. в овал.
1.Первым этапом будет построение осей x , y и z .
Учитель: Скажите, как правильно построить оси в изометрической проекции?
(Оси х и у проводятся под углом в 30 градусов к горизонтали, а по клеткам пять в сторону и три вниз от начала координат, ось z проводится вертикально.)
2. Построение параллелепипеда. Построение начинаем с верхней грани параллелепипеда – квадрата.
По осям х и у от центра откладываем расстояние равное половине стороны квадрата и ставим засечки. Далее, параллельно осям х и у проводим линии и получаем верхнюю грань параллелепипеда. Из каждого угла полученного ромба провести вниз лучи параллельно оси z , отложить на них высоту параллелепипеда и полученные точки соединить линиями параллельными осям x и y .
3. Построение цилиндра начинаем с нижнего основания. Для этого от центра откладываем расстояние равное радиусу окружности ставим засечки и проводим линии параллельные осям х и у, у нас получился ромб. В него мы впишем овал, который состоит из двух больших дуг и двух малых дуг. Далее проводим большие дуги между осями х и у вверху и внизу, после по бокам слева и справа вписываем малые дуги.
После этого, по оси z откладываем высоту цилиндра, проводим оси х и у и строим овал верхнего основания цилиндра. Проводим по касательной к малым дугам прямые. и обводим получившийся рисунок сплошной основной толстой линией.
4. Нанесение теней на наглядное изображение.
Обратите внимание, что на цилиндре действует правило свет и тени, это значит, что на цилиндре будут присутствовать блик, свет, тень, собственная тень, рефлексы.
Технический рисунок мы выполнили способом наращивания, а какие еще способы построения наглядного изображения вы знаете? (Способ удаления, от базовой поверхности, комбинированный способ)
Общие правила выполнения технических рисунков.
Технические рисунки удобно выполнять на бумаге в клетку.
Для придания техническому рисунку большей наглядности применяют различные способы передачи объема предмета. Ими могут быть линейная штриховка (рис. 1), шраффировка (штриховка «клеточкой» — рис. 2), тушевка (рис.3).
При этом предполагается, что свет на поверхность падает слева сверху. Освещенные поверхности оставляют светлыми, а затененные покрывают штрихами, которые гуще там, где темнее та или иная часть поверхности предмета.
Отвечают на вопросы учителя.
воспринимают на слух информацию, осваивают технические термины.
Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.
Коммуникативные: Излагают своё мнение, понимают позицию другого Регулятивные: Планируют деятельность в учебной ситуации, работают по плану, выдвигают версии.
Познавательные: осуществляют поиск существенной информации из рассказа учителя или из жизненного опыта
Закрепление нового материала.
Для того, чтоб закрепить полученные знания мы с вами выполним технический рисунок по чертежу а).
Для того чтоб выполнить технический рисунок, нам необходимо выполнит анализ данной детали. (Деталь имеет форму параллелепипеда с двумя конструктивными элементами: боковой прямоугольный вырез и срез)
2. Построение осей. Чтоб построить оси нужно определиться в какой аксонометрической проекции удобнее строить технический рисунок и каким способом (удобнее строить во фронтальной диметрической проекции, способом от базовой поверхности.)
3. Построение передней грани детали относительно оси х и z , строим по клеткам, размеры берем с чертежа.
4. Построение лучей из каждого угла передней грани параллельно оси у.
5. На данных лучах откладываем половину ширины детали.
6. Полученные точки соединяем параллельно передним ребрам детали.
7. Обводим тех рис сплошной толстой основной линии.
1. Для того чтоб выполнить технический рисунок, нам необходимо выполнит анализ данной детали. (деталь состоит из двух геометрических тел: параллелепипеда и усеченной пирамиды с одним конструктивным элементом – прямоугольным отверстием)
2. Построение осей. Чтоб построить оси нужно определиться в какой аксонометрической проекции удобнее строить технический рисунок и каким способом (выполним во фр. дим. пр. комбинированным способом)
3. Построение параллелепипеда. Строим оси х, у и z , оси х и у продлеваем за начало координат и строим верхнюю грань параллелепипеда. Для этого по оси х откладываем половину длины параллелепипеда, а по оси у вверх и вниз 1/4 ширины параллелепипеда. Через полученные точки проводим линии параллельно осям х и у. Таким образом построили верхнюю грань параллелепипеда. Из углов полученной фигуры вниз провести лучи параллельно оси z , отложить на них толщину параллелепипеда и полученные точки соединить.
4. Построение усеченной пирамиды. Для этого по оси z отложим высоту пирамиды, проведем оси у и х. По оси х влево и вправо отложим половину длины верхнего основания усеченной пирамиды, а по оси у вверх и вниз 1/4 ширины верхнего основания.
5. Построение прямоугольного отверстия. Влево и вправо откладываем длину прямоугольного отверстия. По оси у влево и вправо 1/4 ширины прямоугольного отверстия. Из полученных точек проводим линии параллельно осям х и у, и параллельно оси z видимое вертикальное ребро отверстия.
6. Нанесение теней.
Подведение итогов урока.
Анализ работ учащихся.
2. Правильность выполнения тех. рисунка
3. Соблюдение пропорций
4. Нанесение теней
5. Законченность рисунков
Отвечают на вопросы и анализируют свою работу на уроке
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
умение структурировать знания
оценка процессов и результатов деятельности
Источник
Урок черчения в 8 классе » Анализ и реконструкция формы предмета»
учитель черчения и ИЗО
Урок черчения в 8 классе
Тема урока: Анализ и реконструкция геометрической формы предмета по символической записи.
создание условий для освоения учащимися практических навыков анализа форм предметов на основе характерных признаков в реальных деталях;
формирование у учащихся умения выполнять эскизы деталей.
развитие навыков анализа, пространственно – образного воображения учащихся;
овладение умением самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
создание условий для позитивного коммуникационного поля;
совершенствование форм работы по профилактике детского дорожного травматизма.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве.
Методы обучения (классификация Е.Г.Щукиной):
Устные – беседа, чтение чертежей
Письменные – работа в парах с таблицей, выполнение чертежа по
Лабораторная работа – выполнение технического рисунка, эскиза
Материальное обеспечение: модели геометрических тел, таблицы и предметы для анализа и реконструкции геометрических форм деталей, слайды архитектурных памятников разных эпох и народов. Презентация.
Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе. мотивация деятельности.
На экране слайды по ПДД.(слайд 1)
— Добрый день. Я рада новой встрече с вами. Вижу на ваших лицах недоумение. Вы удивлены? Нет сегодня у нас не викторина по ПДД, все верно вы на уроке черчения.(слайд 2)
В нашем крае в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения с 2006 по 2012 годах» объявлен конкурс проектов «Городок пешеходов в детском саду». Я предлагаю вам принять участие в этом конкурсе и разработать эскизы объектов нашего городка.
-Как вы считаете, какие объекты могут быть в этом детском городке?
ДЕТИ: В городке могут быть макеты машин, транспорта, архитектурных построек , светофор …
( запись на доске)
Вызвать интерес к совместной деятельности
Постановка цели занятия.
Для того, чтобы сконструировать предложенные вами объекты, нам необходимо подготовиться.
-Похожи эти объекты друг на друга?
— Что объединяет все эти объекты?
(Из чего состоят эти объекты с точки черчения?)
( они имеют форму геометрических тел или представляют их сочетания)
— Что нужно сделать, чтобы разбить (расчленить) объект на геометрические тела? (проанализировать форму объекта)
— Вот мы и вышли на тему урока, запишите её в тетради.
Тема урока: « Анализ геометрической формы предмета» (слайд 3)
Как вы считаете, исходя из темы нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься?
Выделять геометрические тела из
2. Конструировать изделия из
Формулировка цели урока учащимися.
Обобщить и систематизировать знания по пройденному материалу, актуализировать опорные знания.
(Показ геом. тел) — Что это такое? (слайд 4 )
-Что такое геометрическое тело?
(тело, ограниченное прямыми или кривыми поверхностями)
-На какие группы делятся геометрические тела?
(Многогранники и тела вращения)
На ваших столах лежат карточки с таблицей и геометрическими телами. Разделите, пожалуйста, все тела на две группы и запишите их в таблицу с помощью символических знаков.
проверка через экран с критериями оценок)
Проверьте ваши работы, оцените, подпишите фамилии вашей пары и передайте на первые парты.
— …, назови геометрические тела, относящиеся к многогранникам
-…., назови тела, относящиеся к телам вращения.
4.Комплексное применение знаний
Развитие умения видеть обогащенную простую форму в сложных объектах,
активизация зрительной памяти и работы воображения, использование межпредметных связей (история архитектурных памятников)
Анализ формы (слайд 8 )
Французский архитектор Ле Карбюзье, живший в начале прошлого столетия, как — то воскликнул: «Всё вокруг – геометрия», и мне очень интересно сможете ли вы увидеть «геометричность» в окружающем нас мире.
— выделите геометрические тела в этом изделии и давайте вместе запишем формулу этого изделия.
А сейчас выделите геометрические тела и запишите их формулы в памятниках архитектуры.
г. Пермь Ротонда (слайд 9)
(автор Свиязев) в загородном саду в 1824г. В честь предполагавшегося приезда в Пермь императора Александра I .
— Деталь (слайд 10)
Мы с вами проанализировали памятники архитектуры и детали, записывали их формулы. А можно ли произвести действие обратное: по формуле восстановить деталь или изделие.
В черчение восстановление детали по формуле называется реконструкцией. (слайд 11)
Реконструкция формы предмета по символической записи.
При реконструкции предмета, форма восстанавливается по частям: сначала изображают первое слагаемое, затем второе и т.д. Можно изображать технический рисунок, а можно и комплексный чертеж.
Задачи на реконструкцию
Итог подготовительного к конструированию этапа:
Что такое геометрическое тело, их виды
Что такое анализ геометрической формы предмета
Узнали, что такое реконструкция
Умение учащихся анализировать и реконструировать объекты сложной формы.
5.Самостоятельное применение знаний в новой ситуации
Сконструировать и выполнить эскиз объекта детского городка из простейших геометрических тел.
А теперь мы приступаем непосредственно к самому этапу конструирования. (слайд 14)
Работа в группах по 2 парты
Задание: Разработать и сконструировать объект для детского городка, форму которого образуют геометрические тела.
Придуманную конструкцию объекта зафиксировать на листе в виде технического рисунка или упрощённого изображения. Внизу выполнить символическую запись формы предмета.
Подведение итогов групповой работы. Группы представляют свои технические рисунки сконструированных предметов.
Изображение вывешивается на доску, класс проверяет правильность символической записи и самого изображения.
-Узнаёте ли вы объекты на эскизах?
-Какие допущены ошибки?
-Какие еще объекты можно разметить в детском городке?
новых геометрических образов.
Выявление проблемного поля.
Подводя итоги урока, давайте вернемся к нашим целям: (слайд 15)
Умение выделять геометрические тела из
2. Умение конструировать изделия из
Для себя я сделала выводы, что … человек испытывают затруднения в данном виде работы. Закрепить эти навыки вы сможете, выполнив Д/З.
% усвоения учащимися темы урока.
Закрепление навыков анализа и конструирования.
Домашнее задание: (слайд 16-19)
В тетради выполнить технический рисунок любого недостающего объекта детского городка (светофор, архитектурные постройки, деревья). Записать формулу, т.е. выполнить анализ его геометрической формы.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
Технический рисунок и формула объекта.
Номер материала: ДВ-383564
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник