- 12 удивительных приемов работы с акварелью для детей
- 12 удивительных приемов работы с акварелью для детей
- 1. Crayon resistance effect — проявления воскового мелка
- 2. Blotting — выбеливание краски.
- 3. Salt — соль по мокрой акварели
- 4. Pressing — продавливание
- 5. Splatter and spray — разбрызгивание
- 6. Masking tape — рисование с помощью малярного скотча
- 7. Foam painting — рисование пеной
- 8. Alcohol and citric acid — алкоголь и лимонная кислота
- 9. Stamping — штампование
- 10. Plastic cling wrap — пищевая пленка
- 11. Blowing — раздувание
- 12. Light table — световой стол
- Статья «Акварель. Приемы работы акварелью в детском изобразительном творчестве» для учащихся начальной и средней школы
12 удивительных приемов работы с акварелью для детей
12 удивительных приемов работы с акварелью для детей
1. Crayon resistance effect — проявления воскового мелка
Это, пожалуй, самая распространенная техника. Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. Используя белый мелок или свечку, можно делать секретные записки или поздравления; жёлтый мелок создает эффект свечения; яркие голубые, зелёные и розовые под тёмной акварелью — неоновый эффект. Можно также совмещать эту технику с натиркой. Под лист кладем фактурную подложку (все, что найдётся дома) и сверху натираем плоской стороной мелка. Если делать это аккуратно, а подложить листики или какой-то рельефный объект, получаются отличные отпечатки.
2. Blotting — выбеливание краски.
Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место.
Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака.
Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
3. Salt — соль по мокрой акварели
Посыпав на ещё влажный прокрашенный лист соль, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль-экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.
4. Pressing — продавливание
С помощью кончика кисти продавливаем ложбинки, в которые будет стекаться краска. Таким образом можно подписывать рисунок или добавлять детали. По тому же принципу действует помещение листа мокрой акварели с фактурным объектом на ней под пресс. Лучше всего, конечно, листья так отпечатывать. Но даже из перьев и ветки елки выходит неплохая декоративная картинка.
5. Splatter and spray — разбрызгивание
Зубная щетка плюс акварель помогут сделать дождик, снег, листопад, изобразить ветер. Интересно просто брызгать разными красками на сухой лист. Увлажненный лист даст совсем другой эффект. Можно будет понаблюдать, как капельки расплываются, сливаясь друг с другом в причудливый орнамент.
Разбрызгивать можно вокруг трафарета, или наоборот внутри него. Обеспечен неизменно оригинальный результат. Только не забудьте застелить газетами рабочее пространство, краска разлетается далеко.
6. Masking tape — рисование с помощью малярного скотча
Я с удивлением обнаружила, что вышеупомянутый скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.
Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить.
Кроме того, очень рекомендую закреплять скотчем лист по периметру перед началом рисования. Так он не «бегает» по столу, а рисунок сразу получается в аккуратной рамке.
7. Foam painting — рисование пеной
Веселье и красивая текстура в одном флаконе. В ёмкости нужно смешать воду, немного жидкого мыла и много-много краски. Вручаем ребёнку трубочку и разрешаем выдувать пузыри. Как только вырастает высокая шапка, прикладываем к ней бумагу. Ребенка при этом лучше вовсе раздеть, чтобы потом проще отмыть было.
8. Alcohol and citric acid — алкоголь и лимонная кислота
Обе жидкости как бы «раздвигают» и «выедают» краску. Капля спирта дает эффект «рыбий глаз» (fish eye), при этом его летучесть может создать ещё дополнительные ареолы вокруг этого глаза, похожие на гало вокруг солнца. Очень необычно.
Лимонный сок хорошо расползается по свежей акварели, а на подсохшую уже никак не влияет. Он сам довольно сильно растекается, поэтому важно не переусердствовать. В идеальном варианте получаются вот такие «мохнатые» кляксы. Их после высыхания можно превратить в монстриков или еще кого-нибудь, добавив руки, ножки, глазки.
9. Stamping — штампование
На мой вкус, со штампами лучше работать красками погуще — гуашью, акрилом. Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.
10. Plastic cling wrap — пищевая пленка
Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.
Если сделать одно большое ровное «окошко», обрамленное морщинками, то после высыхания краски вы увидите, скажем, озеро, или полынью.
11. Blowing — раздувание
Еще один прием рисования трубочкой. И снова нужно дуть, но теперь как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу.В итоге у вас получатся замысловатые деревья или просто смешные чудики, или, возможно, волосы для предварительно нарисованного персонажа.
Если хотите, можно позволить краске самостоятельно течь, куда ей захочется. Просто переверните лист вертикально, а потом пофантазируйте с ребенком, на это это похоже.
12. Light table — световой стол
Или окно, проще говоря. Эта техника не для малышей, зато мама сможет создать галерею детских портретов при желании. Все родственники будут на год вперед обеспечены подарками. В детстве все, думаю, «сводили» картинки, прикладывая оригинал с белым листом к окну. А если взять фото? В фото-редакторах нужно добиться того, чтобы осталось 2 цвета — чёрный и белый (функция posterize).
Дальше есть несколько вариантов действий. Можно закрасить все белые места восковым мелком или свечкой, а потом пройтись акварелью. Получается интересно, но не очень чисто, потому что отследить, где мелок прошёлся, довольно сложно.
Можно просто карандашом обвести все белые пятна, а потом аккуратно остальное залить краской. Это не так долго и не так сложно, как кажется. Просто чуточку терпения и аккуратности, и у вас за детский дневной сон 3-4 портрета.
Если решите ставить дело на поток, то в хобби-маркетах лучше приобрести резервирующую жидкость для акварельной бумаги. Её кистью наносим на белое, сверху проходимся акварелью, а потом снимаем резерв, как пленочку с листа. Быстро, чисто, оригинально.
Источник
Статья «Акварель. Приемы работы акварелью в детском изобразительном творчестве» для учащихся начальной и средней школы
Митрохина Марина Сергеевна
педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа № 814 Центр детского творчества
АКВАРЕЛЬ. Приемы работы акварелью в детском изобразительном творчестве
Акварель — одна из самых любимых художниками живописных техник. Она покоряет прозрачностью, легкостью и чистотой цвета. Акварель, так щедро открывающая свои достоинства в работах больших мастеров , сурова и требовательна к начинающим. Научиться писать акварелью — большой, требующий терпения труд. Нужно ли обучать детей такой сложной технике классической акварели в наш высокоскоростной электронный век ? Нужно, потому что приобщение к хрупкому миру акварели сделает нас душевно тоньше. Нужно, потому что акварельные краски раскрывают большие возможности для творческого поиска. Нужно, потому что акварельная техника прививает аккуратность и трудолюбие. Нужно, потому что акварель удобна и доступна . Действительно, данный вид водорастворимых красок не требует сложного оборудования, доступен по цене и, поэтому, идеален для начинающих, как для работы в помещении, так и на пленэре. Акварель может дать и воздушную прозрачную поверхность, она может быть густой и бархатной как гуашь, особенно в сочетании с гуашевыми белилами, современные техники акварельной живописи позволяют использовать эту краску в сочетании с фломастерами, пастелью, восковыми мелками. Нет предела акварельному творчеству, но акварель незаслуженно забыта большинством изостудий, и у поклонников живописного творчества зачастую стоит позади масла и акрила. Для любительских занятий акварелью не существует возрастных ограничений и, как показал опыт работы, учащиеся с удовольствием откликаются на этот вид творчества. Для серьезного освоения изящной акварельной живописи и профессионального обучения больше подходит возраст 10-11 лет, когда начинается формирование взрослого ощущения реальности, закладывается постановка глаза, что реализовано в Школе акварели С.Андрияки. Основной контингент желающих обучаться в системе дополнительного образования — это дошкольники, младшие и частично средние школьники, для этого возраста преждевременна специализация только на акварельном творчестве, для юных воспитанников больше подходит гуашь с ее размашистым мазком. Кроме того, малышам необходимо открыть двери в волшебный мир всех видов изобразительного искусства, попробовать лепить, рвать бумагу для аппликации, выстраивать орнаменты. Тем не менее, обучение классической акварели в системе дополнительного образования желательно и возможно. Желательно, система дополнительного образования существует для того, чтобы заразить учащихся интересным творческим делом, которое для многих может стать профессией. Возможно, так как любое сложное дело начинается с азов, которые дети легко и с удовольствием усваивают.
Инструменты и материалы для работы акварелью
Преимущество акварельной живописи в том, что она не требует сложного оборудования. Все необходимое для работы помещается в маленькой сумочке.
Нам понадобятся акварельные краски. Лучшие отечественные краски производят на заводах Санкт-Петербурга. Они удивительно светостойки, так как в них отсутствуют химические добавки. Эти краски производятся по старинным рецептам. Для начинающих удобнее приобретать краски в кюветах, в пластмассовых коробках, в комплект которых входит также палитра. Краски в тюбиках предпочтительнее для опытных художников, цветовая палитра которых уже сформирована.
Необходимый атрибут акварельной живописи — палитра. Это может быть пластмассовая либо фаянсовая тарелка, кусок пластмассы, кафельная плитка непременно белого цвета, на пленэре можно воспользоваться просто листом бумаги, такого же цвета, как и лист бумаги для вашей будущей акварели.
Кисти для акварели должны быть изготовлены из мягкого и нежного волоса белки, колонка или барсука. Универсальна большая круглая кисть (№№ 10-15), которая подходит как для больших поверхностей, и кончиком которой можно прорисовывать мелкие детали. Более мелкие кисти (№№ 5-7) идеальны для небольших форматов. Тонкие кисти (№№1-2) нужны для прорисовки тонких линий. Выбор кисти — ответственное мероприятие. При покупке кисть надо намочить и резко встряхнуть. Качественная кисть соберется на конце в один волос, раздвоенный кончик или взъерошенная кисть говорят о ее полной профнепригодности. Кисть нуждается в уходе. Ее нужно тщательно промывать, не оставлять в воде волосом вниз, следить за ее положением во время хранения. Во время работы желательно иметь две емкости для воды, в первой кисть промывают от краски, во второй берут чистую воду для разведения акварели.
Для акварели требуется специальная бумага — плотная и зернистая. Для профессионалов пригодна исключительно импортная бумага, правильно проклеенная и бескислотная. Отечественные производители отстают по качеству от своих зарубежных коллег. Но для учебных работ вполне подходит бумага, производимая на московских и петербургских предприятиях. Бывает в продаже отечественная недорогая бумага с фактурой холста, льна, скорлупы, дерева, кожи, которая не только пригодна для ученических работ, но и дарит юным художникам интересные эффекты, в зависимости от фактуры. Новичкам следует очень осторожно подходить к выбору бумаги, особенно в так называемых папках “Бумага для акварели”, где под заявленной вывеской прячется все, что угодно, кроме бумаги подходящей для работы акварелью. Некачественная бумага затрудняет работу начинающего художника и сводит на “нет” все его усилия.
Не следует забывать о тряпках и салфетках, которые помогут убрать лишнюю влагу, вытереть кисти или мокрые столы.
Таков минимальный набор материалов и инструментов для начинающего акварелиста.
А еще для работы акварелью нам могут понадобиться самые разные непривычные материалы:
воск или белый восковой карандаш для фиксации светлых мест в работе;
пастель для нанесения бликов на высохшей работе;
гуашевые белила, которые могут быть использованы в качестве коррекции работы;
соль, крупная и мелкая, для специальных эффектов в работе.
Все вышеперечисленное не имеет никакого отношения к технике классической акварели, зато расширяет диапазон творчества и носит название “смешанная техника”.
Приемы работы акварелью
Работа акварелью предполагает отсутствие белил, которые лишают краску прозрачности. Белилами в акварели служит белая бумага, которая просвечивает через тонкий прозрачный слой краски. Это правило диктует последовательность работы акварелью — от светлого к темному. Нужно бережно относиться к чистоте бумаги, так как неосторожно положенный темный мазок может безвозвратно испортить работу, ведь акварель не терпит исправлений, как это возможно в гуашевой, масляной или акриловой живописи. Освоение приемов и способов работы красками позволяет избежать досадных ошибок.
В различных учебных пособиях встречаются разные названия приемов и способов работы акварелью, что не меняет их сути. Все приемы и способы можно разбить на несколько групп.
Гладкая заливка — фундаментальный прием для работы акварелью. Получение ровного слоя — это первое в чем нужно практиковаться начинающему художнику. Для этого нужна жидкая краска, лист бумаги удобнее держать под наклоном, что позволит воде стекать вниз. Начиная с верхнего левого края листа нужно провести кистью полосу в верхний правый угол, а затем , оторвав кисть от бумаги и снова набрав жидкую краску, начать новую полосу, захватывая кистью часть предыдущей. Излишки краски снять отжатой кистью. Если в следующей полосе взять меньше пигмента и больше воды, то получится эффект высветления, а если в следующую полосу добавить краску другого оттенка, то получится плавный переход одного цвета в другой. Этот прием подходит для работы на больших ровных поверхностях, например при написании неба, переходящего от бирюзового к золотому и оранжевому на закате.
Попробуем на мокрой бумаге нарисовать рядом два пятна разного цвета. Краски сольются, образуя диковинный переход одного цвета в другой. Так выглядят , например, начинающие желтеть осенние листья или румяные бока зеленого яблока. Прием сырым по сырому позволяет написать туманные дали, легкие облака.
Противоположный прием — сухим по сухому. Попробуем набрать краску отжатой кистью и положить ее на бумагу. Кисть оставляет не закрашенные места. На что это похоже? Может быть на блики солнца в спокойной воде, а может на свисающие над водой ветви ивы?
Напишем яркое голубое небо. Не хватает облаков? Попробуем намочить кусочек неба чистой водой , а затем снять лишнюю воду хорошо отжатой кистью. Убрали краску — получили облака. Удаление краски — прием, позволяющий художнику добиваться многих интересных эффектов.
Прием раздельного мазка незаменим , когда нужно показать движение, например, волны в бурном море или качающиеся на ветру травы. Упорядоченная кирпичная или каменная кладка тоже потребует раздельных мазков. Ширина кисти даст различные по толщине мазки, которые кладутся на сухую бумагу не очень мокрой кистью.
Лессировки — излюбленный метод классической акварели, метод многослойного письма. Чаще всего он встречается в работах акварелистов старой школы. Метод позволяет добиваться тонового и цветового единства, так как жестко следует золотому правилу работы акварелью — от светлого к темному. Художник начинает писать с самых светлых тонов, перекрывая их более темными и яркими. Это дает возможность постепенно прийти к максимальной тональной и цветовой насыщенности. Художник не смешивает краски на палитре, а работает чистым цветом непосредственно на высохшей бумаге.
А что интересного можно еще сделать в акварельной живописи?
Можно зафиксировать светлые места с помощью свечного воска, воскового карандаша , специальной резервирующей жидкости или резервирующей пленки (продается в художественных салонах), например, островки последнего снега на талой земле. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы не зачеркнуть полоской снега на дальнем плане темное дерево вблизи. Хорошо продуманная работа позволит художнику легко работать темными красками, не заботясь о чистоте светлых пятен.
Попробуем посолить очень мокрый слой краски. Соль начнет впитывать в себя воду вместе с краской. Что получается ? Дивные морозные узоры.
А если мы забыли написать на зеленой лужайке белые ромашки или украсить снегом тонкие ветки деревьев. Придется обращаться к помощи гуашевых белил в чистом виде либо с примесью необходимой светлой краски.
Получился безрадостным букет цветов? Не страшно. На помощь придет пастель. Светлыми чистыми мелками пастели добавим блики на лепестки, листья и вазу, и букет засияет веселыми красками.
Все вышеперечисленное говорит о том, что как правило ни один из приемов акварельного ремесла не используется в чистом виде.
Классическая старинная акварель без белил предполагает использование не только лессировок, но и гладкой заливки, и размывов, и раздельного (чаще очень тонкого) мазка. Это требует длительной кропотливой работы, но зато дает потрясающий эффект . Работа изящна, аккуратна, светится изнутри.
Техника “ a la prima ”, то есть сразу, в один прием используется чаще на пленэре, когда нужно очень быстро запечатлеть изменяющуюся натуру. Здесь царствует свободный широкий мазок, краски иногда произвольно смешиваются друг с другом, работа по сухому чередуется с работой по сырому. Законченный этюд может показаться небрежным, но зато он особенно правдиво передает состояние природы и настроение автора.
Техника по сырому, по предварительно смоченной бумаге (некоторые мастера рекомендуют держать под листом акварельной бумаги влажный фланелевый кусок ткани, чтобы избежать высыхания) . Краски, попадая на влажную поверхность растекаются, делая очертания форм нечеткими, позволяя передать атмосферу туманного утра, знойного вечера. Такие работы можно дополнить солью, крупной или мелкой. Это усилит эффект загадочности или нереальности изображенного.
Смешанные техники. Позволяют использовать акварель в сочетании со всеми известными материалами, позволяют фантазировать, раскрепощаться в творчестве. Они могут использоваться и в живописи, и в декоративно прикладном искусстве. Умеренность в использовании смешанной техники в живописи позволяет исправить или облегчить работу мастера. Декоративно прикладное творчество использует смешанную технику с единственным ограничением — вкусом и чувством стиля автора.
Приемы акварели, предпочтительные в детском творчестве
Творчество ребенка отличается от творчества взрослого художника. Юный художник смотрит на мир широко открытыми глазами, ему недостает усидчивости и терпения, он жаждет увидеть результат работы немедленно. Было бы неправильно заставлять детей методично и последовательно осваивать лучшие приемы акварельного мастерства. Не случайно в Школу акварели С. Андрияки принимают детей, достигших 10 — 11 лет, когда они способны работать “от ума”. До этого возраста маленькому ученику необходимо раскрепоститься в акварельном творчестве. Для этого можно использовать те приемы работы красками, которые могут быть освоены в игровой обстановке. Так, например, освоение приема гладкой заливки сопровождается словами : “Кисточка гладит небо ( бочок яблока, лицо любимой мамы)”.
Технику раздельного мазка можно попытаться преподнести в виде текста о том, что кисточка хулиганит в небе , на море , образуя волны большие и маленькие.
Хорошо осваивают юные художники смешанные техники, особенно использование соли и воска, поскольку за их использованием всегда следует эффект неожиданности, удивления.
Можно допустить в акварельной работе использование гуашевых ,но не акварельных белил в качестве корректора ( акварельные белила слишком прозрачны, и не выполняют своей корректирующей функции) .
Чем старше юный художник, тем более тщательной должна быть проработка приемов работы акварелью. Это лучше делать в несложных некрупных работах, чтобы достаточно скоро добиться положительного результата и ввести ребенка в состояние успешности, которое поможет ему в дальнейшем творчестве.
Источник