Натюрморт гризайль
Первым заданием нашей программы обучения живописи является натюрморт гризайль.
По академическим стандартам гризайль всегда входила в группу базовых упражнений. Вне зависимости от стартового уровня или целей обучения начинать следует с этой темы.
В художественном образовании техника гризайль давно считается сильным подспорьем для начала обучения. Ученику, не владеющему в полной мере работой с цветом, предлагается идти поступательно, и, как не покажется странным – исключить цвет из работы. То есть сконцентрировать внимание только на тональных и композиционных отношениях между деталями картины. Поэтому подмалевки под картины или эскизы для монументальных росписей выполняются в технике гризайль. Это дает возможность яснее представить концептуальный замысел картины, выделить светотеневой центр, передать расположение передних и задних планов.
Существенным плюсом техники гризайль является доказательство того, что цвет в живописи не является определяющим фактором реалистичного изображения натуры. Тем более красками не всегда можно передать силу и насыщенность оригинального цвета. На плоскости листа именно тональные отношения отвечают за идентичный облик постановки.
Гризайль называют промежуточной стадией между рисунком и живописью. Но если в рисунке объем наносится с помощью штриховки, которой можно постепенно набирать тон и легко стереть, в живописи объем создается с помощью мазков, так называемой лепкой. Лепка объема принципиально отличается от штрихования тем, что карандашом объем создается из нарисованной формы, понемногу усиливая тень и свет. Мазками форма создается объемом и лепиться сразу, желательно в один-два прохода, чтобы сохранить свежеть и легкость живописи.
Гризайль помогает справиться с частой ошибкой – не позволяет превратить живопись в раскрашенный рисунок. Так как предметный цвет в реалистической картине никогда не выступает открыто, он всегда изменен пространством, тенями и рефлексами, то использовать чистые цвета нужно аккуратно и постепенно. В последующих статьях будет подробно описано изменение цвета на свету и в тени, но на этой стадии важно научиться передавать объем, материал, текстуру с помощью одного цвета.
Описание урока натюрморт гризайль.
Работа выполняется темперой или гуашью. Понадобится два цвета, первый это белила – обязательный, второй – это черный или коричневый (умбра). Для первого раза мы рекомендуем использовать сочетание черного и белил. Хотя на данный момент гризайлью называется однотонная живопись, выполненная с помощью белил и любого другого цвета. Если речь идет об акварели, то используется только один цвет, белый цвет заменяет вода. Формат листа А2.
В нашей художественной студии всегда установлены натюрморты для всех уровней подготовки. Для начала выбирается простая постановка, с небольшим количеством бытовых предметов и моделей фруктов, овощей.
Перед началом работы рекомендуем замешать на палитре 3-4 оттенка серого, с постепенным усилением тона. Попробовать насколько меняется насыщенность серого цвета от добавления белил.
В процессе работы над этим заданием возникает много моментов, нуждающихся в пояснении, например:
- после первой прокладки тона для уточнения передних и задних планов нужно установить тональные отношение рядом стоящих предметов;
- вначале нужно выявлять крупные общие формы, не углубляться в детали;
- светотеневое объединение масс и обобщение дальнего плана проводится одновременно с выявлением характерных особенностей разных материалов, присутствующих в постановке.
И множество других методических замечаний, влияющих на успешное течение работы.
В дальнейшем, во время обучения или создания творческих произведений, будет появляться такая проблема как цельное восприятие картины. Оно в первую очередь зависит от того, насколько краски подчинены единому цветовому строю, насколько органично выглядит их объединение. Живопись гризайль, а в будущем создание подмалевков в этой технике помогут правильно собрать массы и объемы в один организм.
Главным итогом этого задания станет формирование навыка работы красками и смелого обращение с моделированием объема. Вы будете знать последовательность работ, на каком этапе выделять основные формы, когда, наоборот, уделить время деталям, и многое другое.
Задание во всех смыслах очень полезное, актуальное. Некоторые ученики, прошедшие у нас обучение, регулярно посещают уроки для повторения именно этого задания, по отзывам следует, что гризайль отлично тренирует графические и живописные навыки.
Записаться на уроки живописи можно по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.
Источник
Методическая разработка по живописи. Тема: Натюрморт в технике «гризайль»
ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им »
Методическая разработка по живописи
Методика организации и проведения занятий по теме: натюрморт в технике «гризайль»
Тема: Натюрморт в технике «гризайль».
Великий Новгород 2017 г.
Значение учебной натурной постановки «натюрморт в технике гризайль» в процессе обучения живописи.
Гризайль — техника, которой в живописи очень часто пренебрегают, считают ее невыразительной и скучной, потому что для выполнения работы используются только ахроматические цвета, отличающиеся друг от друга лишь по светлоте.
Между тем у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 — 400 переходных оттенков от белого к черному цвету. Они позволяют наглядно передать объем и свет, пространство, наполненное воздухом, его туманную, дымчатую глубину.
Важную роль гризайль играет в преподавании живописи на начальном этапе обучения, с целью развития у студентов умения анализировать форму предметов.
Форма — одно из основных средств изобразительного искусства. Учащиеся в учебных работах должны грамотно передать цветовые отношения и при этом не забывать о форме и объеме предметов. Эта задача не из простых. Типичная ошибка студентов — увлечение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи. Получается, что за живописностью мазков теряется объем, глубина, пространство, т. е. все то, что необходимо для передачи правдивого изображения предметов. Поэтому прежде чем приступить к изображению в цвете, полезно познакомиться с процессом тонального изображения натуры в технике гризайль.
Методика организации занятий.
Для развития сознательного отношения к живописи большое значение имеет правильная организация учебного процесса и метод руководства педагога. Руководство педагог осуществляет как в форме объяснительных бесед (обращение к классу), так и в форме индивидуальной помощи учащимся при выполнении ими практических заданий.
Объяснительные беседы преподавателя не только имеют целью поставить перед учащимися определенные задачи перед выполнением задания, но и обогатить их знания необходимыми теоретическими сведениями.
Для наглядности объяснения темы преподавателю следует использовать репродукции с картин художников, фотографии, распечатки, методические таблицы, работы учащихся из методического фонда, показ слайдов, презентаций на интерактивной доске.
Практическое задание. Выполнение натюрморта, составленного из 4-5 предметов на фоне драпировок в технике «гризайль». Освещение боковое (электрическое). Учебных часов – 12.
Цель: научиться передавать тоновыми отношениями объемную форму изображаемых объектов, их пространственное расположение, состояние освещенности.
— развить умение лепить форму средствами светотени – тона
— научить грамотно, выстраивать тоновую гармонию в натюрморте на основе светотеневых градаций.
— закрепить умение последовательно вести живописную работу от рисунка до последних стадий прописки деталей.
Наглядные пособия: таблица последовательного ведения работы в технике «гризайль», таблица с чёрно-белой тональной шкалой, живописные работы в данной технике из методического фонда.
Оборудование: мольберты, стулья, натурный стол с постановкой, подсветка.
Материалы: лист ватмана формат А-2, карандаш, гуашь, кисти, палитра, тряпочка.
Для выполнения данного практического задания учащийся должен:
знать: основные методы пространственного построения натюрморта, формообразующие свойства света и тени в передачи объёма и воздушной перспективы;
уметь: конструктивно строить натюрморт, выявлять объём средствами светотени, лепить форму тоном, анализировать и наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, последовательно вести работу.
— организация рабочих мест – 2 мин;
— изложение нового материала, постановка учебной задачи на сеанс – 10-15 мин;
— работа с группой и индивидуально с каждым студентом;
— промежуточный анализ качества выполнения работ;
— подведение итогов по этапам ведения живописных работ;
— уборка рабочих мест 5 минут.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
У любого цветового оттенка есть три характеристики: цветовой тон, насыщенность и светлота.
ЦВЕТОВОЙ ТОН в живописи это не то же самое, что ТОН в рисунке. Это характеристика цветов по восприятию, обозначаемая соответствующим названием: красный, желтый, синий, то есть это, собственно, цвет.
То, что мы называем ТОНОМ в рисунке, в живописи называют СВЕТЛОТОЙ. То есть у каждого цветового оттенка есть определённая светлота. Например, синий мы можем взять в разной светлоте, от светло-голубого до тёмно-синего индиго. Каждому из этих оттенков будет соответствовать тот или иной серый тон в рисунке или гризайли.
Работа в этой технике учит начинающего художника правильно видеть тон, и прорабатывать светотень. Практика гризайли даёт возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в неё всё, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет.
Теоретический анализ данного практического задания:
— анализ перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов;
— выявление объёмных форм светотенью – тоном;
— анализ светотеневых отношений при верхнем боковом освещении;
— определение собственных и падающих теней предметов;
— выявление света, тени, полутонов пропорциональных натуре;
— сравнение, обобщение деталей, выявление главного в живописной композиции.
Последовательность ведения живописной работы:
— конструктивное построение натюрморта;
— создание тонального масштаба (тональной шкалы) для передачи света, тени, полутонов пропорциональных тем, что мы наблюдаем в натуре;
— выявление объёма предметов тоном;
— выявление структуры, передача характерных особенностей материала;
— обобщение (смягчение второго плана, усиления тона, контрастно освещённых, предметов на первом плане).
В итоге студент должен сформировать умения и навыки:
— анализа композиции объекта изображения;
— выявление светотеневых градаций тона;
— выполнения живописной работы тональными градациями одного цвета;
— лепки формы предметов цветом (тоном);
— поэтапно выполнять учебное задание;
— качественно завершить свою работу.
Таблица 1. Последовательность ведение живописной работы.
1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.
2. Далее надо определить самое темное место в натуре.
3.Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.
4. Детальная прорисовка формы предметов.
Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом.
рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать». ( Письма, записные книжки, воспоминания — С. 366.)
При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом; переплетения в корзине), чем отличается блик на кувшине от блика на луке и чесноке, а последний от блика на кабачке.
5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали, и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.
Источник