Когда стоит покупать ребенку акварельные краски
Психическое развитие детей в возрасте четырех-пяти лет вполне позволяет им обретать навык рисования акварельными красками. И ребенку этого возраста вполне можно купить набор акварельных красок, несколько кисточек и альбом для рисования.
Мама может не сомневаться в том, что не пройдет и недели, а альбом будет разрисован от первого до последнего листа. Нужно только показать малышу, как правильно разводить краски, как пользоваться кисточками — как их держать в руке, как набирать краску, как промывать кисточку (лучше, если емкостей с водой будет несколько — для светлых и темных цветов отдельно) — и какие приемы рисования использовать.
Каких-то высокохудожественных произведений, акварельных шедевров от малыша этого возраста ожидать, конечно, не приходится, ибо будущий Васнецов, будущий Суриков находится только в начале творческого пути.
То, что нарисует малыш, вряд ли вообще можно будет назвать рисунками; это скорее будут пробы кисти, пробы цвета; это будут разноцветные пятна тут и там, кривые линии — пересекающиеся и расходящиеся — и ничего не означающие замысловатые фигуры. Но мама обязательно должна ребенка похвалить (он так старался! весь перемазался в краске!), ведь похвала любимой мамы для него — величайший стимул. Услышав похвалу, потешив амбиции художника, ребенок назавтра возьмется за дело с большим энтузиазмом.
Источник
Материалы для детского рисования
Автор — Марина Озерова, магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков.
КОГДА НАЧИНАТЬ РИСОВАТЬ
Обычно интерес к возможности оставить от предмета видимый след появляется у детей в возрасте около года. Пока ребёнок больше пробует средства на вкус, чем рисует ими, лучше давать ему съедобные «инструменты»: кусочек свеклы, кубик замороженного фруктового или овощного сока. Специально учить малыша пользоваться мелками или карандашами не обязательно — лучше подождать, когда он сам попробует почеркать чем-нибудь по стене или полу, и уже тогда предлагать рисовальные принадлежности.
ЧЕМ РИСОВАТЬ (в порядке убывания пригодности)
1-1,5 года съедобные красители (замороженный сок, овощи или фрукты с ярким следом), природные и подручные средства (песок и крупа — для рисования палочкой или рассыпания на поверхности, вода для размазывания, уголь), пальчиковые краски или гуашь.
1,5-3 года природные и подручные средства, пальчиковые краски и гуашь, пастель и восковые мелки, карандаши.
3-5 лет гуашь, акварель, природные и подручные средства, восковые мелки или пастель, карандаши.
5-7 лет акварель, гуашь, восковые мелки или пастель, карандаши, природные и подручные средства, как дополнение — фломастеры.
У ребёнка старше 7 лет обычно уже имеются любимые материалы, которым он отдает предпочтение.
При покупке любых материалов обращайте внимание на содержание токсичных веществ. Лучше брать специальные краски для детского творчества и обходить стороной товары сомнительного происхождения с сильными химическими красителями. Все детские товары иностранногопроизводства должны быть обязательно снабжены надписью «нетоксично», российские — указанием о санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Чем младше ребёнок, тем толще ему нужны карандаши, мелки и кисти, меньше цветов в палитре и больше «полотно».
Пальчиковые краски. Рекомендуются для детей 2-6 лет. Удобны, когда ребёнок только осваивает материалы. Обращайте внимание на консистенцию: они не должны капать с рук, но при этом хорошо размазываться, не образуя комков.
Жидкая гуашь. Вместо пальчиковых красок можно брать жидкую гуашь (которую не нужно разбавлять водой), она тоже очень хорошо подходит для первого знакомства с красками. Покупать гуашь лучше большими отдельными бутылками и разливать ее в палитры. Краски из наборов кончаются в разное время, и ребёнку постоянно не хватает какого-нибудь цвета. Чаще других требуется белый, который используется для колеровки (смешивания).
Пока малыш знакомится с возможностями материала, хватит и одного цвета. Потом можно дать три основных — желтый, красный, синий — и белый для смешивания. В палитре должно быть много ячеек, чтобы ребёнок пробовал сам изобретать оттенки. Впрочем, одной палитры очень скоро становится недостаточно, и лучше сразу приготовить хотя бы две.
Качественные гуаши — российские «Гамма» и «Невская палитра».
Акварель. Время акварели наступает, когда ребёнок при рисовании уверенно использует воду (не раньше дошкольного возраста). На ранней стадии рисования акварель не подходит, потому что при любой ошибке её цвета очень быстро смешиваются в один грязно-бурый. К тому же акварельные краски обычно продаются в коробочках с маленькими отсеками для каждого цвета. Это неудобно для закрашивания больших поверхностей и рисования на ватманах, как предпочитают малыши.
Хорошая акварель — «Гамма», «Невская палитра».
Акрил и другие стойкие краски используются для окрашивания разнообразных поверхностей, например деревянных или металлических. Они с трудом отмываются, и потому их лучше давать ребёнку, который уже перестал разукрашивать себя. Когда ребёнок рисует акрилом, взрослым обязательно нужно следить, чтобы краска не попала в рот: безвредного акрила не бывает.
Качественные акриловые краски — Ferrario (Италия).
Краски для рисования в ванной предназначаются для самых маленьких, но такие занятия должны только дополнять другие виды рисования. Ребёнку важно видеть следы своей деятельности спустя некоторое время, а быстросмывающиеся краски не позволяют юному художнику любоваться результатами работы.
Краски для рисования на теле — вещь необязательная. Обычно ребёнок хорошо управляется и гуашью, поэтому нужды в специальных материалах нет. Но если все же их покупать, нужно убедиться в том, что они гипоаллергенные. Поскольку произвести безвредные для кожи краски практически невозможно, лучше разрешать детям измазываться натуральными средствами, например, ягодным соком.
Краски для рисования на ткани — это отличное развлечение для всей семьи. Ребёнок с удовольствием распишет ими свою одежду. Они плохо размазываются (лучше рисовать ими контуры, чем закрашивать поверхности) и застывают тяжелыми комками, если распределять их неравномерно. Использовать их стоит тогда, когда ребёнок уже хорошо владеет кистью: пальчиками рисовать по одежде неудобно, хотя на ткани прекрасно выглядят отпечатки детской ладошки. Обычно эти краски выдерживают стирку в машине — об этом должна быть пометка на этикетке.
Качественные краски для ткани — Kreul, Marabu (Германия),Jacquard Products (США).
Краски для росписи посуды можно давать ребёнку, когда он освоил кисть. Очень важно, чтобы именно эти краски были нетоксичными! Лучше выбирать производителей с многолетним опытом. На этикетках должно быть указано, что краски водостойкие. Нужно учесть, что большинство из них не переносят мытья в посудомоечной машине.
Качественные краски — «Арти»(Россия), Ferrario (Италия), Marabu(Гер мания).
Витражные краски также используются тогда, когда мелкая моторика развита настолько, что ребёнок может рисовать кистью на вертикальной поверхности. Этими красками хорошо расписать окна в детской комнате или стеклянные двери в квартире. Важно обратить внимание на стойкость краски, потому что в продаже есть детские витражные краски, которые смываются водой.
Качественные витражные краски и контуры —«Арти» (Россия), AMOS (Корея),Ferrario (Италия), Marabu(Германия).
Лучше выбирать мягкие карандаши, которые не царапают бумагу. Для детей младше 3-х лет подходят толстые карандаши — их удобно держать всем кулачком. Количество цветов в коробке должно увеличиваться с возрастом. В раннем детстве ребёнка не интересует вся палитра, для него главнее испытать средство. Малышам вполне достаточно нескольких штук, в дошкольном возрасте в наборе должны быть цвета радуги, белый, черный и коричневый. Не надо покупать коробки с карандашами всевозможных оттенков (например, более тридцати цветов) — маленьких детей это приводит в растерянность. Они будут не рисовать, а только пробовать различные цвета. У небольшого выбора есть свой плюс: можно показать ребёнку, как с помощью наложения одного цвета на другой и разного нажатия самостоятельно делать разные оттенки.
Качественные цветные карандаши — Boom (Италия),Crayola (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo,Staedtler (Германия).
Пастель. Для детей очень хорошо подходит масляная пастель (oilpastel), более мягкая, чем другие виды мелков. При выборе важно обращать внимание на цвета — часто они слишком яркие, неестественные. Лучше не покупать наборы с едкими,«ядовитыми» оттенками, от них устают глаза и портится цветовосприятие. Качественная пастель — «Олки» (Россия), Crayola,Derwent (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Pentel (Япония),Silwerhof, Stabilo, Staedtler(Германия).
Восковые мелки тверже пастели, и палитра в маленьких наборах у них обычно беднее. Большой недостаток этих мелков с детской точки зрения — мешающие бумажные обертки. Они сделаны, чтобы мелок было удобнее брать (так он не скользит в руке) и не пачкаться, но дети стараются сорвать обертки, поскольку они закрывают пишущую часть, когда мелок стирается. Перед покупкой желательно проверить, легко ли снимается бумага.
Качественные восковые мелки —Crayola (Великобритания), Koh-I-Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo,Staedtler (Германия).
«Школьные» мелки для рисования на доске и асфальте подходят даже малышам, потому что безопасны и без труда смываются с любых поверхностей. Их недостатки: слишком ломкие, легко крошатся и создают много пыли. Поэтому «школьные» мелки не рекомендуются детям с кожными аллергиями или заболеваниями дыхательных путей, особенно астматикам.
Фломастеры не лучший материал для детского творчества. Желательно, чтобы ребёнок получил их тогда, когда уже легко справляется со всеми остальными средствами и умеет смешивать оттенки. Фломастеры не позволяют регулировать нажим и часто имеют слишком резкие цвета, которые нельзя комбинировать. Фломастерами легко управлять, и потому они не требуют хорошего развития моторики и не тренируют руку, как, например, карандаши. Еще два недостатка — невозможность закрасить большую площадь и неравномерное наложение слоев. Как правило, фломастеры выделяют токсичные пары, даже если в них добавлен ароматизатор, и не рекомендуются детям с любыми видами аллергий и заболеваниями дыхательных путей. Словом, фломастеры в рисовании стоит использовать не ранее 6-7 лет, и только в качестве дополнительного инструмента.
Малышу достаточно одной толстой кисти. Когда он научится орудовать ею уверенно, толщину можно разнообразить: дать 2-3 кисточки на выбор, толстые и тонкие. У дошкольника, который уже освоил материалы и занимается собственно рисованием, должны быть хотя бы 4 кисти разной толщины. Среди них может быть и плоская. Кисти лучше покупать из натурального меха (белки, колонка и других). Для некоторых техник рисования подходит толстая кисть из щетины.
АКСЕССУАРЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ (штампики, разбрызгиватели краски и прочее)
С маленьким ребёнком лучше использовать обычные средства (краски, карандаши, мелки) и стараться изобретать множество способов их нанесения разными подручными инструментами. Готовые приспособления и шаблоны мешают малышу самому придумать новые способы, а ведь главная цель любых творческих занятий — развитие фантазии, а не получение видимого результата.
Малыши с удовольствием рисуют на обоях, перевернутых изнаночной стороной. В любом случае, бумага для рисования должна быть достаточно плотной, чтобы краски ее не размочили, а карандаши и мелки не процарапали насквозь(если только ребёнок не делает этого специально).
Альбомы неудобны для рисования красками: рисунки вечно мокрые, слипшиеся странички невозможно перевернуть. Поэтому лучше купить пачку бумаги и давать ребёнку отдельные листы. Для гуаши, мелков и карандашей вполне годится обычная офисная бумага. Акварелью рисуют на специальной бумаге, которая позволяет хорошо увлажнять поверхность (как в альбомах для рисования красками).
Источник
Консультация для воспитателей «Рисуем акварельными красками»
консультация
Консультация для воспитателей по технике рисования акварельными красками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Рисуем акварельными красками» | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 города Карабаша
Рисуем акварельными красками
Колотушкина Анна Алексеевна,
руководитель ГМО по ИЗО – деятельности
Акварель – это водяные краски , которые отличаются прозрачностью цвета. Акварелью называют также произведения, выполненные этими красками , и саму технику живописи.
Сочность и шелковистость летней травы, необъятность неба и лёгкость облаков, глубину и прохладу воды, нежность и хрупкость лепестков – всё это могут передать волшебные краски в маленьких чашечках-кюветах.
Эти краски легко увлажняются водой, дают чистые и яркие цвета. Бумага для акварели должна быть плотной , белой, с зернистой, шероховатой на ощупь поверхностью (перед началом работы её протирают влажным поролоном, а кисти – мягкими, чтобы набирать ими достаточное количество воды. Лучше всего для этого подходят колонковые или беличьи кисти. Для тонирования необходимо иметь широкую плоскую кисть № 12, для рисования – кисти № 6-8, для прорисовки мелких деталей рисунка – кисти № 2-3 . Кроме того, у детей должна быть палитра (или небольшая баночка с водой) для разведения красок , салфетка или кусочек поролона для снятия излишков воды и смачивания бумаги.
Акварельная техника достаточно сложна, поэтому знакомство с ней происходит в старшем дошкольном возрасте.
Необходимо научить детей готовить краски к работе . Сначала пусть они попробуют набрать неувлажнённую краску на сухую кисть . У них ничего не получится. Но чудо произойдёт, если в чашечку с краской капнуть с кисти немного воды. Если поиграть с акварелью , погладить её влажной кистью – она в ответ подарит нам свой цвет. Дети узнают, что эти краски «любят» воду и набирать их надо только влажной кистью. Игра продолжается. Одна краска может «подарить» цвет разной насыщенности. Дети набирают её кистью и проводят горизонтальную линию через весь лист, промывают кисть водой и сразу же проводят ей по краю цветовой дорожки. Он получается более светлым. Повторяя данный приём, можно добиться градаций цвета по оттенкам без разрывов. Дети убеждаются, что одна и та же краска даёт несколько оттенков.
Необходимо также научить детей разводить краску на палитре или в баночке с водой, а затем использовать при тонировании бумаги для работ по аппликации или последующего рисования другими материалами. После того как дети научатся тонировать одним цветом, можно применять две и более краски .
При работе несколькими красками важно сначала хорошо увлажнить бумагу, иначе переход от одного цвета к другому будет слишком резким. Дети могут провести несколько линий разных цветов на некотором расстоянии одна от другой, а затем, размывая края каждой линии, добиться плавного перехода одного цвета в другой.
Когда дети научатся правильно тонировать лист и разводить краску , можно их познакомить с более сложными приёмами рисования акварельными красками .
Приём «высветление цвета» используется на влажном фоне. На тонированной бумаге промакиваются кистью, салфеткой или ватным тампоном излишки краски (высветляется изображение облаков на голубом небе, рыбок в воде, белых шариков одуванчиков в зелёной траве). Слегка подсохшую краску можно поцарапать стекой или черенком кисти (получатся колючие еловые веточки) .
Очень нравится детям приём рисования «по-сырому» . Лист белой бумаги хорошо смачивается водой, тонируется, а затем по влажной поверхности наносится изображение более насыщенным или контрастным цветом. Данный способ чаще всего используется при рисовании пушистых зверей, цветов, крон деревьев.
Вместо бумаги можно взять белую ткань, разложить её на целлофане (чтобы не пачкать стол, обильно смочить, разгладить руками или жёсткой кистью для удаления пузырьков воздуха из-под ткани. После нанесения изображения ткань не снимается с целлофана до полного высыхания. Этот элемент техники батика подходит для изображения букетов цветов, морских и горных пейзажей.
При рисовании акварелью , как правило, не используются белила, так как они лишают краску прозрачности и чистоты тона. Для передачи белого цвета в рисунке можно или не заполнять цветом предполагаемые участки изображения, или снять лишнюю краску чистой кистью (поролоном, или использовать приём «пробела» — на листе бумаги проводятся свечой или светлыми восковыми мелками штрихи, волнистые линии, затем лист смачивается водой и на него наносятся акварельные краски необходимых цветов и оттенков. Под воском бумага остаётся неокрашенной, белой, поэтому при нанесении, например, синей краски получается рисунок моря и волн , голубой краски – рисунок неба с облаками , зелёной – лужайки.
Можно несколько усложнить задачу. Дети выполняют рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками .
Нанесение на кальку контура изображения тёмными мелками в сочетании с прозрачной акварелью поможет создать витражные композиции, очень похожие на настоящие.
Так же, как и при рисовании гуашевыми красками , при рисовании акварелью можно использовать различные приспособления для создания необычной, фактурной поверхности изображения. Наряду с тычками или кусочками поролона подойдёт и целлофан. На влажный лист бумаги наносят пятна красок холодных тонов (цвет может вливаться в цвет, на краску выкладывают ажурные сухие травинки и листья растений, затем накрывают большим куском полиэтиленовой плёнки (она должна быть гораздо больше листа бумаги, чтобы образовались заломы и складки, пузырьки воздуха). Целлофан остаётся на бумаге до полного её высыхания, затем его снимают и. перед нами, в переливах холодных тонов, удивительные морозные узоры!
Готовые акварельные рисунки можно сделать более выразительными, если дополнить их деталями, выполненными сангиной (причём её можно использовать и при рисовании «по-сырому» , тогда линии сангины имеют бархатистый, слегка размытый контур, углём, фломастерами, тушью и карандашами.
Техника рисования акварельными красками предусматривает использование карандашного наброска, но большинство детей дошкольного возраста не могут в достаточной мере регулировать нажим простого карандаша, и набросок под прозрачной краской слишком резко диссонирует с лёгким рисунком . Поэтому целесообразно выбирать такие технические приёмы, которые позволили бы не выполнять наброска.
При работе с акварелью дети должны знать , что сначала в рисунке всегда используются более светлые и прозрачные тона, а затем – насыщенные тёмные. Это правило можно с успехом применять в декоративном рисовании по мотивам гжельской росписи. Техника «мазок с тенями» , характерная для Гжели, даёт в декоре готового изделия «растяжку цвета» , т. е. постепенный переход от темно-синего до бледно-голубого в одном мазке. Это достигается набором краски на боковую сторону влажной кисти. Для детей дошкольного возраста такая техника рисования затруднительна, но акварельные краски , разведённые водой на палитре, а затем дополненные более насыщенным синим цветом, с успехом имитируют переход оттенков «мазка с тенями» . В данном случае роспись выполняется детьми на неувлажнённой бумаге, без наброска, путём накладывания более тёмного слоя краски на более светлый .
При применении акварельных красок на занятиях по изобразительной деятельности воспитатель должен тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат для того, чтобы дети поняли различие между гуашью и акварелью и могли в дальнейшем сознательно использовать особенности этих красок для создания выразительных, творческих рисунков
Источник