Анализ работы по рисованию во второй младшей группе

Анализ уровня владения детьми младшего дошкольного возраста графическими навыками (из опыта работы)
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Приведены результаты исследования уровня сформированности графических навыков у детей в младшей группе.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_urovnya_vladeniya_detmi_graficheskimi_navykami_ml_gr.docx 34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Задача: проанализировать уровень владения детьми графическими навыками (сформирован, выполняет без ошибок; допускает ошибки; не сформирован).

В исследовании принимало участие подгруппа детей 2-й младшей группы в количестве 6 человек (4девочки, 2 мальчика).

Ребятам было предложено повторить рисунок (горизонтальная линия – «Красивая дорожка», вертикальная линия – «Цветная ленточка», окружность – «Бублик») на своем листе карандашом любого цвета, на выбор. Во время исследования обращалось внимание на то, как ребенок держит карандаш, как начинает движение руки с карандашом, силу нажима, уверенность и плавность в линиях. Результаты первоначального этапа приведены в Таблице 1.

1 навык: правильно держат карандаш из 6 детей только 2 (Кристина и Ксюша); Родион берет карандаш близко к отточенному концу и во весь кулак, исправляет после показа; Антон держит слишком далеко от отточенного края, после словесного напоминания, исправляется; Маша держит практически у верхнего края, но 3 пальцами, после словесного напоминания, исправляется; Варя держит всем кулачком, после показа исправить не может, необходимо помочь своей рукой (пояснить).

2 навык: у 3 детей не сформирован – Варя и Антон ведут карандаш по отношению к бумаге сверху, а не наклонно, держа руку навесу, в воздухе, а Родион еще и проводит линию снизу вверх – у всех линии неуверенные, со слабым нажимом. У остальных 3 есть ошибки – Кристина и Ксюша правильно кладут ребро ладони на стол, ведя руку сбоку от проводимой линии, но линии неуверенные, со слабым нажимом, а Маша рисует снизу вверх. У всех ребят линии еще хаотичные.

3 навык: все 6 ребят допускают ошибки – у Вари и Антона рука с карандашом находится сверху проводимой линии, Родион держит ладонь с карандашом навесу, не поддерживая бумагу, Кристина, Маша и Ксюша практически все делают правильно, но держат руку сбоку, а не снизу от проводимой линии. У всех ребят нажим слабый, неуверенный.

4 навык: сформирован только у Кристины, остальные ребята рисуют неуверенно, прерываясь, не соблюдая округлую форму (овалы, с углами, не доводят до конца), Варя рисует полудуги, а Родион – волнистые линии.

Сформированность графических навыков у детей 2-й младшей группы на констатирующем этапе

Графические навыки по программе

Навык держания карандаша

Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных линий

Навык положения руки с карандашом при рисовании горизонтальных линий

Навык рисования округлых форм

Между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не держать близко к отточенному концу.

Рука опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии, сверху вниз, ведя карандаш перпендикулярно линии, по отношению к бумаге – наклонно.

Рука внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется слева направо проводимой линии, рука опирается предплечьем до локтя на стол

Движение плавное, неотрывное, равномерно закругленное, без лишнего нажима, разнонаправленное движение руки (лева направо и справа налево)

На основании анализа полученных данных можно увидеть, что ни у одного ребенка не сформированы все 4 навыка и требуется дополнительная работа по исправлению ошибок.

2-я часть. Провести 5-6 занятий по формированию графических навыков с учетом полученных результатов и перспектив освоения программы.

Для развития мелкой мускулатуры пальцев в свободной деятельности детям давались пальчиковые упражнения и игры, игры с прищепками, перекатывания между пальцами карандаша (шариков), а также проводились игры с сыпучими и мелкими материалами (мозаика, фасоль и др.), игровые задания по застегиванию-расстегиванию пуговиц (замочков).

Для формирования графических навыков у детей проводились следующие простейшие графические упражнения, которые должны способствовать не только развитию мелкой моторики и координации движений руки, но и развитию зрительного восприятия и внимания:

  • Прямые горизонтальные и вертикальные линии: «Идет дождик», «Ступеньки для лесенки», «Цветные дорожки», «Привяжем веревочки к шарикам», «Палочки для флажков», «Зеленая травка», «Цветные ленточки»;
  • Ритмичные круговые движения: «Цветные клубочки», «Соберем веревочку», «Яркие мячики», «Бублики»;
  • Раскрашивание рисунков.

При проведении данной работы были использованы не только словесные указания, но и исправления действенным путем, особенно на первых порах, когда закреплялся навык держания инструмента, чтобы у ребенка сформировалось как зрительное, так и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании. При показе движения обращалось внимание детей как на характер движения, так и на состояние движущейся руки: доступными словами объяснялось, что при рисовании вертикальных и горизонтальных линий рука располагается по разному.

Чтобы научить детей держать карандаш и при этом не напрягать пальцы рук, мы объясняли детям в начале занятия, что нужно подвигать кистью руки, держа карандаш, сверху вниз и слева направо, поднимая и опуская указательный палец, лежащий вдоль карандаша. Это позволяло помочь малышам расслабить пальцы и держать карандаш свободно.

При показе способов закрашивания рисунков, мы акцентировали внимание детей на том, что движения у линии контура должны быть неторопливыми и осторожными, двигаться должна не вся кисть, а только пальцы рук. А вот при закрашивании середины рисунка ребята могут уже делать более быстрые и размашистые движения всей кистью, чтобы не переходить за контур.

Под округлой формой в нашем исследовании понималось изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Конспекты некоторых занятий приведены в Приложении 1.

Образцы рисунков к занятиям приведены в Приложении 2.

3-я часть. Проанализировать повторно графические навыки у детей и сравнить их с первоначальными.

После проведенной работы по формированию графических навыков у детей был проведен контрольный анализ. Ребятам было предложено то же задание, что и на констатирующем этапе.

Результаты можно проследить в Таблице 2, проанализировав которую можно утверждать, что работа проводилась эффективно.

Из 6 детей у 2 (Кристина и Ксюша) все рассматриваемые навыки были сформированы, дети рисовали уверенно и с удовольствием, меняя цвета карандашей по ходу рисования, карандаш в руке держали твердо, поясняли свои рисунки («Это ленточка для моего шарика.), старались дополнить их другими изображениями. Девочки активно занимаются рисованием дома, в свободной деятельности также очень часто садятся в уголок изодеятельности.

Сравнительный анализ сформированности графических навыков у детей 2-й младшей группы на констатирующем и контрольном этапах

Графические навыки по программе

Навык держания карандаша

Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных линий

Навык положения руки с карандашом при рисовании горизонтальных линий

Источник

Самоанализ занятия по «Рисованию» во 2 младшей группе мини-центра «Звездочка» на тему «Колеса для машины»

Данное занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в количестве 10 человек. Данное занятие соответствует планированию, разработано в соответствии с ФГОС.

Содержимое разработки

Самоанализ занятия во второй младшей группе мини-центра «Звездочка»

Тема занятия: «Колеса для машины»

Дата проведения: 16.10.2018

1.Внешние связи занятия.

Данное занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в количестве 10 человек. Данное занятие соответствует планированию, разработано в соответствии с ФГОС. Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: Сформировать у детей представления о транспорте (грузовой машине), дать представление об основных её частях (колеса, двери, окна, кабина, руль, кузов).

2. Характеристика занятия с опорой на характеристику группы.

При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали с интересом разговор. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов занятия.

Основным замыслом занятия является формирование представления детей о транспорте и его частях, а также закрепление умения правильно держать кисть, развивать чувство формы.

Занятие проводилось поэтапно.

1 этап — Организационный (3 минуты).

В этом этапе старалась переключить внимание детей на начало занятия, которое представило из себя отгадывание загадок «Что в посылке?»

2 этап — Основной. Работа над темой (10 минут)

Основной этап занятия включает в себя умственную и практическую деятельность детей.

Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

3 этап Заключительный. Итог занятия «Рисуем колеса» (2 минуты)

Индивидуальная работа проявлялась в изобразительной деятельности детей с учетом особенностей мышления и темпом восприятия детей.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи моей группы были выполнены.

I. Общая организация занятия.

1. Последовательность и распределение этапов занятия по времени.

1 этап — Организационный (3 минуты). Отгадывание загадок «что в посылке?».

2 этап — Основной. Работа над темой (10 минут) Чтение книги В.Лихоед «Уроки светофора». Физминутка — игра «Давай порулим»

3 этап Заключительный. Итог занятия «Рисуем колеса» (2 минуты)

2. Организация познавательной деятельности на занятии (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы). На занятие было представлена фронтальная форма организации обучения, которая заключалась в работе со всей группой, четкое расписание, единое содержание. Также была представлена деятельность художественного характера, которая включила в себя индивидуальную форму организации обучения.

3. Соблюдение охранительного режима.

В целях соблюдения охранительного режима была проведена физминутка, которая представили из себя музыкально-ролевую игру, где детям раздали «рули» — кольца. Дети расселись на стульчики. Как только начинала играть музыка, имитирующая шум автомобилей, дети вставали со стульчиков и крутили «рулями». Как только музыка останавливалась, дети садились на стульчики.

4. Подведение итога занятия.

Итог занятия включил в себя художественную деятельность, направленную непосредственно на саму цель занятия. Детям нужно было помочь «зайкиному горю», нарисовав колеса для автомобиля, чтобы зайка добрался в группу. Дети остались довольны проделанной работой.

II. Содержание занятия в ДОУ

1.Научная, воспитательная и развивающая направленность занятия.

При проведении занятия были поставлены следующие задачи:

1. Закреплять умение правильно держать кисть;

2. Учить рисовать красками круг, формировать умение замыкать линию в кольцо.

3. Развивать чувство формы.

2. Правильность подбора материала на занятии. Было отобрано программное содержание, которое включило в себя методы и приемы, детально был продуман ход занятия. Был составлен план-конспект, который включил в себя:

— программное содержание
— оборудование
— предварительную работу с детьми
— методические приёмы

3. Связь теории с практикой.

Непосредственно на занятии была проведена связь теории и практики, которая заключалась в изучении транспортных средств и их частей и изображении их деталей на листе бумаги.

4. Уровень знаний, умений, навыков детей.

III. Методическая сторона занятия и его оборудование

Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам занятия и уровню развития познавательных возможностей детей.

На занятии были представлены такие методы и приемы обучения как: метод наблюдения, метод демонстрации, а также такие приемы как:

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• создание игровой ситуации.

Оборудование занятия и его использование.

К занятию было представлено такое оборудование и материалы как: грузовая игрушечная машина, игрушечный заяц, макет светофора, макет дороги, нарисованные машины без колес на альбомных листах по количеству детей, кольца-рули по количеству детей.

Методы опроса. Правильность ответа детей.

На занятии непосредственно был применен метод опроса, который включал в себя вопросы по заданной теме. Дети отвечали дружно и слажено. В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «поможем зайчику добраться до группы» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо было добиваться чёткого произношения слов.

Источник

Самоанализ к занятию по рисованию «Солнышко, солнышко, раскидай колечки» (вторая младшая группа)

Калиберда
Самоанализ к занятию по рисованию «Солнышко, солнышко, раскидай колечки» (вторая младшая группа)

Целью занятия было научить находить сходство и различие между кругом и кольцом

Задачами данного занятия были:

— вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками;

-; показать сходство и различие между кругом и кольцом (по виду и способу изображения)

— учить смешивать гуашь двух цветов, для получения нового цвета;

— упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, свободно двигать по окружности, не выходя за контур);

— развивать чувство формы и цвета у детей

Мною была проведена большая предварительная работа по взаимодействию с помощником воспитателя, родителями и с детьми. Использованные методы и приемы приемлемые для детей данного возраста.

Занятие построено в 3 этапа: мотивационный, содержательный,рефлексивный Мотивация проходила через поставленную проблему: как же нам развеселить солнышко, чтобы ярче светило, с помощью цирковых колечек.

Содержательная часть занятия была организована в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников.

При отборе содержания учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая данные характеристики, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Недостатком данного занятия считаю показ наглядности был не на уровне детей, ребятам за первыми столиками приходилось высоко поднимать голову.

Рефлексия прошла через обсуждение занятия на круговом сборе на ковре

При проведении этого занятияпрошла реализация государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики: прошла интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области; было использование игровой ситуации на протяжении всего занятия – материал объединял несколько видов игр и деятельность детей одним сюжетом. Дети достигли положительных результатов научились определять сходство и различие между кругом и кольцом, научились смешивать гуашь двух цветов, для получения нового цвета, развивали чувство формы и цвета.

Длительность занятия соответствует нормам СанПин — 15 минут.

Дети были активны, заинтересованы на протяжении всего занятия. Программное содержание выполнено в полном объёме.

Вывод: Я считаю, что цель на данном мероприятии была достигнута и задачи, поставленные мною были выполнены. Ребята проявляли интерес к совместной деятельности, принимали активное участие в играх с персонажем, отвечали на вопросы. Дети были в хорошем настроении.

Фотоотчет о занятии по декоративному рисованию «Солнышко» Добрый день, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет занятия по декоративному рисованию «Солнышко». Цель занятия: вызвать.

«Кленовая веточка». Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в технике «оттиск, отпечаток листьями» (вторая младшая группа) Конспект занятие «Кленовая веточка» с применение метода нетрадиционного рисования Техника «Оттиск. Отпечаток листьями» Образовательная.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе (ребенок и окружающий мир) .

Источник

Читайте также:  Конспект нетрадиционного рисования снеговика
Оцените статью