- Пластилинография для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Техника пластилинографии при обучении ребенка с ОВЗ
- Как работать с пластилином?
- из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях». методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Пластилинография для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, в воспитании и обучении которых нужен особый подход. С ними требуется проводить много дополнительной работы, в том числе и психолого-педагогической. Индивидуальный подход – единственный правильный способ взаимодействия специалиста с таким ребенком.
Педагоги и психологи в последнее время уделяют большое внимание изобразительной деятельности, как инструменту для работы по развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким инструментом является пластилинография, внедряемая в практику специалистов по психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Техника пластилинографии при обучении ребенка с ОВЗ
При занятии с пластилином для ребенка с ОВЗ очень важным моментом является возможность активно двигать пальцами, в результате чего начинает развиваться мелкая моторика, активизируются нервные окончания. Также пластилинография разнообразит обучение ребенка, добавляя в его занятия оригинальность, стимулируя творческое развитие.
Существуют следующие практики, применяемые на занятиях пластилинографией:
- Размазывание — самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
- Раскатывание— возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
- Сплющивание и вытягивание — наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно — прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Как работать с пластилином?
Для занятий пластилинографией необходимо выбрать плотную бумагу и мягкий пластилин, который будет легко распределяться по поверхности.
В качестве основы для создания картины лучше всего подойдет лист картона или плотной акварельной бумаги. К такой поверхности пластилин хорошо прилипает.
При обучении ребенка техникам и практикам работы с пластилином взрослым следует постепенно повышать сложность заданий. Для первых творческих уроков подбирается несложный сюжет картины, с небольшим количеством мелких деталей. Сначала необходимо научить ребенка просто работать с пластилином: раскатывать, сплющивать, отщипывать, правильно наносить на бумагу и т.д.
С получением первоначальных навыков создания пластилиновой картины, ее сюжет можно усложнить, добавив мелкие детали. В процессе занятий взрослым необходимо показать ребенку, как при помощи зубочистки или пластмассового ножика на изображении создается рельеф.
Активно практикуясь, продвигаясь от простых к более сложным работам, ребенок вырабатывает навыки планирования и анализа.
Подводя итог, можно сделать вывод, что занятие пластилинографией с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, помогает улучшить у них навыки мелкой моторики, добиться согласованности движений пальцев рук. Таким способом у ребенка вырабатывается усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания. Кроме того, занятия пластилинографией способствует улучшению памяти и развитию фантазии у детей с ОВЗ.
Источник
из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
«Истоки творческих способностей и
дарование детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие интеллектуальных качеств дошкольников в различных видах деятельности. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В связи с этим возникли следующие задачи воспитания и обучения:
— развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.
— развивать речь детей.
— развивать пространственное мышление, элементы творчества, способности, чувство цвета, формы.
— знакомить с разными приемами и способами в рисовании пластилином.
— учить смешивать пластилин, находить разные оттенки.
— учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям.
— воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
— воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
— воспитывать желание видеть конечный результат.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Одним из таких методов является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Методы обучения пластилинографии различны – это рассказ (сказкотерапия), беседа, объяснение, чтение произведений, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Важность данной темы заключается в том, что пластилинография влияет на развитие моторики у детей дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко – вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. И еще необходимо иметь влажную салфетку на каждого ребенка. Она необходима для того, чтобы дети протирали руки, тогда пластилин не будет прилипать к рукам и будет хорошо размазываться.
В зависимости от тематики занятия, нужно предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми выбирается пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин, оргстекло.
Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы тоже способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на оргстекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание , оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Таким образом, анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память, идет становление речи детей. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
(из опыта работы)
Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».
Шайхудинова Рашида Кадыровна
1 квалификационная категория
г. Ангарск, 2016 год
«Истоки творческих способностей и
дарование детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие интеллектуальных качеств дошкольников в различных видах деятельности. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В связи с этим возникли следующие задачи воспитания и обучения:
— развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.
— развивать речь детей.
— развивать пространственное мышление, элементы творчества, способности, чувство цвета, формы.
— знакомить с разными приемами и способами в рисовании пластилином.
— учить смешивать пластилин, находить разные оттенки.
— учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям.
— воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
— воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
— воспитывать желание видеть конечный результат.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Одним из таких методов является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Методы обучения пластилинографии различны – это рассказ (сказкотерапия), беседа, объяснение, чтение произведений, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия, арт-терапия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Важность данной темы заключается в том, что пластилинография влияет на развитие моторики у детей дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование идёт предметное. Затем постепенно расширяются эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко – вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. И еще необходимо иметь влажную салфетку на каждого ребенка. Она необходима для того, чтобы дети протирали руки, тогда пластилин не будет прилипать к рукам и будет хорошо размазываться.
В зависимости от тематики занятия, нужно предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми выбирается пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин, оргстекло.
Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы тоже способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на оргстекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание , оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Таким образом, анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память, идет становление речи детей. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Источник