Упражнение «Цветок»
Цель упражнения «Цветок»: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Возраст: от пяти лет.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закройте глаза и представьте прекрасный цветок.
Как он выглядит?
У него может быть длинный или короткий стебель. У него может быть много лепестков. Сколько у него листьев? Важно обратить внимание на цвет бутона. Ведь выбранный цвет может о многом в человеке нам рассказать.
Как он пахнет?
Есть ли у человека какие-либо ассоциации с этим запахом? Обратите внимание на то, что запах может быть каким угодно, вовсе не обязательно, чтобы он пах как какой-либо из известных ребенку цветков.
Где он растет?
Цветок может расти в горах или в лесу, на лугу или около ручья. Мы косвенно сможем определить как ребенок относится к окружающему миру, насколько враждебным он ему кажется.
Что его окружает?
Цветок растет один или таких как он много? Его окружают цветы такого же цвета, как и он сам или другого?
М.б. его окружает просто трава? Насколько яркая эта трава? (Во время рисования обратите внимание насколько тщательно прорисована трава, большое ли внимание ребенок уделил всему тому, что цветок окружает.)
А теперь открой глаза и попробуйте изобразить все, что представили. Какое настроение у вашего цветка? Давайте придумаем историю про него. Как он родился? Чем он занимается? Почему он именно такого цвета?
Примечания: в этом упражнении по арт-терапии важно закончить на положительной ноте, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить историю так, чтобы настроение стало хорошим. Например рассказать как вышло солнышко или как цветок радуется утренней росе и порханию бабочек.
Источник
Проведение занятия на тему «Цветы» с использованием арт-терапии
Дарья Зотова
Проведение занятия на тему «Цветы» с использованием арт-терапии
Тема: «Цветы» (с использованием методов арт-терапии).
Цель: совершенствовать словарь детей с помощью методов арт-терапии.
* закрепление словаря по теме,
* составление рассказа с помощью рисунков.
* развитие артикуляционных движений, зрительной ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики.
* воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала (4шт., модули, бумажные ромашки (4 шт., маки на ниточках (4шт., плакат с изображением полянки, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня мне позвонил наша старая знакомая Мальвина. Она сказала, что заглянет к нам на занятие.
* А вот, видимо и она.
•Логопед: Здравствуй, Мальвина. У тебя что-то случилось? Ты выглядишь удивлённой.
•Мальвина:Я гуляла на полянке и видела какие-то не знакомые цветы. Они мне так понравились!Вы не подскажите мне, как они называются?
* Логопед. Ребята, поможем Мальвине?
1. Музыкальная минутка. (музыка).
Логопед. А для этого, давайте закроем глазки и представим, что мы с вами оказались на солнечной весенней полянке. Солнышко пригревает. Мягкая зеленая травка щекочет ножки. Росинка катится по траве. Весёлые птички дарят нам песни. Всё вокруг оживает.
* А теперь открываем глазки.
* Ой, кажется, опять Мальвина.
•Мальвина:Я сфотографировала эти цветы. Вот фотографии.
Логопед. Хорошо. Давайте, посмотрим.
2. Рассматривание цветов. (по фотографии)
•Ромашка-белая с жёлтой сердцевиной,цветки этого цветка собраны в корзиночку.
•Одуванчик-имеет цветки жёлтого цвета,собраны в розетки.
•Клевер-цветки красные,розовые,опыляется шмелями.
•Мак-шелковистый на ощупь,имеет махровые лепестки.
•Василёк-имеет цветки ярко-синего цвета,является лекарственным растением.
Игра с мячом «Один — много» Ромашки,одуванчики,клеверы,маки,васильки.
Игра «Скажи ласково» (Скажи какие)
5. Артикуляционная гимнастика (на полянке. Присесть на модули, в руках зеркала).
Ребята, а как вы думаете, цветы разговаривают друг с другом? Конечно, у них тоже есть свой язык. А для того, чтобы мы с вами чётко и красиво говорили, мы должны делать артикуляционную
6. Физкультминутка (логоритмика).
Раз листочек улетел (махнули правой рукой,два листочек улетел (махнули Лёвой рукой,Приземлился на полянку (присели,снова дальше полетел (поведали по кругу).
7. Зрительная гимнастика.
А теперь давайте пройдем на стульчики. Ребята, я буду говорить задания, а вы выполнять их только глазками, не поворачивая головы.
— Посмотрите в правый верхний угол нашей комнаты.
— Посмотрите в нижний левый угол.
— Посмотрите на окно.
— Посмотрите на левую стену.
— А теперь на меня.
— Кого вы увидели?
* Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Кто из вас может ответить, сколько цветочков выросло у нас в группе?
8. Дыхательная гимнастика.
— Ребята, а у меня есть вот такие волшебные бабочки. Вы должны сначала загадать желание, а затем подуть на бабочку, чтобы она полетела. Тогда ваше желание обязательно исполнится.
9. Арт-терапия.
Мальвина. Ой, я так хочу нарисовать картину с цветами,но у меня не получается. Помогите, пожалуйста.
— Давайте посмотрим, что нарисовала Мальвина. Ребята, как вы думаете кого можно дорисовать на этой картине?
10. Пальчиковая гимнастика.
* Хорошо, мы рисовали наши пальчики устали, давайте отдохнём.
Дружно пальчики считаем-
Цветочки называем (Сжимают и разжимают пальцы)
Ромашка,одуванчик,мак,клевер, а этот синий и большой васильком зовётся (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут блестит?Да ведь клевер это. (Вращают мизинцем)
Прячьтесь! (Руки за спину)
11. Составление рассказа о цветах.
(Каждый ребёнок приклеивает свою картинку на плакат и рассказывает о своём цветке.)
— Ребята, красивая у нас получилась полянка с цветами?
* Итог занятия.
Логопед. Мальвина,а тебе понравилась картина?
— Мальвина: Какая красивая картина у нас получилась! Как много нового я сегодня узнала о насекомых! Спасибо вам большое, ребята. До новых встреч.
Конспект индивидуального занятия с использованием метода арт-терапии «Сказка о Снежинке» Конспект индивидуального занятия с использованием метода Арт-терапии. Автоматизация звука [С], в слогах, словах, предложениях «Сказка о.
Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии (бумагопластика) На основе сюжета русской.
Конспект ООД с использованием арт-терапии «Прогулка по весеннему лесу» в группе детей с ОВЗ Цель: Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях Задачи: Обучающие: Актуализировать имеющиеся.
Конспект СОД педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии «В стране Вообразилии» Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии «В стране Вообразилии».
Конспект занятия с использованием песочной арт-терапии «В гостях у зверят» Цель: учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова «твёрдый, мягкий, сухой, сыпучий»; Задачи: -развивать.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.
Конспект занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков» Цель: приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рисования песком.
Проведение сессии арт-терапии, правила и действия Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с ребёнком, необходимо определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас, а также собрать.
Занятие с использованием арт-терапии «Веселые котята» Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Развивать способность детей к образному.
Занятие с использованием средств арт-терапии на тему «Осень» Цель: преодоление нерешительности и неуверенности в себе у старших дошкольников. Задачи: — снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;.
Источник
Упражнения арт-терапии с цветами
Г.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества.
Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением.
Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем». А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации. Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.
Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.
Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле. Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.
Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит.
«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями.
Первая и главная заповедь арт-терапии
Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт-терапии
Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть по просту — созерцая) своё творение, человек сампонимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт. Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.
Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Третья заповедь арт-терапии
В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Какие же существуют общие упражнения арт-терапии и рекомендации?
Рекомендации по арт-терапии
Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.
Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.
Создавайте следующие тематические рисунки:
1. Рисунок самого себя,
2. Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,
3. Рисунок человека вообще,
4. Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)
Упражнения арт-терапии с цветами
1. Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
2. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
3. Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
4. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
Источник