Базовый набор для рисования маслом

Что нужно начинающему художнику? Инструменты, материалы и творческая атмосфера

Список инструментов и материалов для живописи маслом

Если Вы решили начать рисовать маслом самостоятельно, то нужно подготовить нужный инвентарь. Это не потребует больших материальных затрат. В любом случае радость и муки творчества того заслуживают. Информация ниже поможет синтезировать уже имеющиеся знания и расставить нужные акценты.

1. Масляные краски

Для начала хватит небольшого набора. Приобретите дополнительно только титановые белила, так как они расходуется быстрее остальных. Краски различаются не только по цвету, но и по плотности. Они бывают: прозрачные, полупрозрачные и укрывистые. Смешивать оттенки можно не только на палитре, но и непосредственно на поверхности холста.

2. Палитра

Гамма изображения определяется на палитре. Она помогает сохранять единое колористическое решение картины, так как все цвета многократно перемешиваются между собой. На палитре создаётся цветовая симфония без которой исчезнет целостность всего изображения.

Палитру можно сделать из любого подручного материала, который плохо впитывает масло (напр. плексиглас или керамика). Деревянную палитру придется чистить мастихином сразу после каждого использования и протирать тряпкой. Со стеклянной палитры, наоборот, удобнее соскабливать подсохшие краски.

Читайте также:  Работа пастелью уроки техника

Располагайте цвета на палитре в определенном порядке, к которому Вы со временем привыкните. Например, в центре — белила. Затем, с одной стороны, по периметру расположите теплые цвета (красные, желтые, коричневые), а с другой – холодные (синие, зеленые, фиолетовые) и между ними — монохромные — серый и черный.

3.Разбавители красок

Растворитель. Для мытья кистей и разжижения красок подойдёт уайт-спирит или живичный скипидар терпентин. Отличная альтернатива дорогому растворителю из магазина для художников — финский уайт-спирит со слабым запахом Lackbensin (на фото) производства Тиккурилы (продается в Максидоме).

Масло. В живописи используют масла растительного происхождения холодного отжима: льняное, маковое, сафлоровое, ореховое.

Разбавитель представляет собой смесь из растворителя и небольшого количества масла. Использование разбавителя уменьшает количество сухих пятен и непрозрачных мест после высыхания красочного слоя.

Тройник. 70 % растворителя + примерно 20 % масла (для полноты цвета и глянца) + 10 % связующего лака (для механической прочности и более быстрой сушки). В зависимости от применяемой техники процентное соотношение составляющих может изменяться. Если пишут на тройнике, то пользуются двойной масленкой. В одну чашечку наливают смесь, а в другую чистый растворитель для мытья кистей.

Медиумы. Жидким медиумом можно разводить краски без ущерба для их качества. Он состоит из смолы (чаще всего акриловой) и макового масла. Пастообразный медиум используется для придания дополнительного объема мазкам. Его наносят кистью или мастихином, смешивая с тоном или в чистом виде и после застывания дописывают. Состоит из смолы, полиамидного воска и масла.

4. Масленка

Это ёмкость, в которую наливается разбавитель. Купите специальную с крышечкой и креплением к палитре или пустите в ход миниатюрную чашечку. Чтобы очистить кисть, не полощите её, а аккуратно макайте и вытирайте ветошью.

5. Лаки

Современные лаки делятся на связующие, покрывные и ретушные. Они состоят из смол и растворителей. Связующие лаки — пихтовый, кедровый, даммарный, мастичный применяются (в чистом виде или в составе тройника) для разбавления краски в процессе работы над картиной.

Покрывным, финишным лаком (акрил-фисташковым или акрил-стирольным) покрывают полностью просохшую картину. Импортные лаки встречаются в виде аэрозолей, которые бывают глянцевые и матовые.

Ретушным (межслойным) лаком смазывают фрагмент неоконченной, но уже просохшей картины, если его нужно дописать. Он растворяет самый верхний слой краски, улучшает сцепление и предотвращает жухлость в многослойном письме.

6. Пресс для выдавливания краски из тубы

Очень удобный аксессуар, позволяющий выдавливать краску из тубы без остатка.

7. Основа для живописи

Это загрунтованная поверхность на которой собираются писать. В художественных магазинах имеются готовые основы, но если Вы собираетесь вначале поэкспериментировать, то не обязательно покупать грунтованный холст или картон. Сгодится и оргалит, покрашенный на два раза водоэмульсионкой.

В продаже также имеется готовый грунт для масляной живописи, которым можно покрыть любые плоскости: бетонную стену, лист металла, камень — для того чтобы подготовить их к работе. Что касается холста, то его предварительно натягивают на подрамник и вначале покрывают составом, который называется проклейка.

Купленный в магазине белый грунт можно самостоятельно затонировать сухим пигментом любого цвета (например, умброй, сиеной, глауконитом) или готовым черным грунтом для получения серого оттенка. В этом случае цветная основа используется в качестве имприматуры.

8. Кисточки

Масляными красками пишут плоскими кистями разной ширины и жесткости. Годится и щетина, и более пластичная синтетика, и колонок. Форма волосяного пучка выбирается в зависимости от визуального эффекта от мазка, которого хочет добиться художник. Для прописи мелочей подойдёт круглая тоненькая кисточка из колонка или белки. В этом случае краска разводится более жидко.

9. Мастихины

Эти древние инструменты есть в арсенале любого художника. Мастихины используют для

    • Перемешивания краски (вытянутое лезвие в форме лопаточки)
    • Очищения палитры (скошенное лезвие-шпатель)
    • Накладывания краски на холст вместо кисти (ромбовидное, закругленное лезвие).

Работы, созданные с помощью мастихина, привлекают яркими динамичными формами, сложной фактурой, широкими мазками. Они передают художественный образ обобщенно, поэтому для детализации картины иногда дополнительно используют кисть.

Мастихины с тупым кончиком позволяют писать не повреждая сырой нижний слой. Острый кончик служит для процарапывания (приём сграффито) и точечного нанесения краски. Ребром мастихина проводят тонкие прямые линии.

Коротким овальным лезвием накладывают объёмные мазки. В процессе работы можно не только размазывать красочную массу как масло, но и похлопывать до получения интересного рельефа. Длинным мастерком делают плавные цветовые переходы на большой площади.

10. Сиккатив

Масляная краска высыхает, потому что масло, входящее в её состав, окисляется. Этот долгий процесс можно ускорить введением сиккатива – жидкого вещества, содержащего соли кобальта, кальция и лития. Сиккатив заметно снижает эластичность красочного слоя после высыхания, поэтому пользоваться им нужно деликатно. Добавление сиккативной жидкости способствует более равномерному высыханию пастозной живописи.

11. Ветошь для вытирания кистей

При смене цвета масляной краски на кисточке, её не полощут в разбавителе как в воде, а смачивают и вытирают натуральной тканью. Сверните тряпочку в несколько раз и используйте так, в сложенном виде. Постарайтесь не марать руки, а если запачкались – сразу оттирайте, иначе одежда, лицо и все вокруг будет измазано.

12. Мольберт

Организуя рабочее место, художник старается сделать его как можно более эргономичным, поскольку ему необходимо находиться в малоподвижном состоянии много часов. Для этого в мастерской устанавливается мольберт, позволяющий регулировать высоту и угол наклона холста. За ним можно писать сидя или стоя, передвигая холст в нужное место, чтобы было удобно.

Мольберты изготавливают из древесины, алюминия и прочного пластика. По конфигурации и функциям они бывают: настольные для маленьких форматов, А-образные, мачтовые, Н-образные для крупных форматов, демонстрационные, этюдники и полевые треноги для пленэров на выезде. Поначалу легко обойтись и без покупки специального оборудования — просто прислоните будущую картину к надежной опоре. Тем, кто любит рисовать сидя будет комфортнее не на обычном стуле, а в компьютерном кресле с колесиками, которое тоже можно регулировать по высоте.

Создание творческой обстановки

Психология творчества определяет творческий процесс как неадаптивную деятельность, направленную на поиск собственного неповторимого решения. К этому поиску человека побуждает не стремление соответствовать социальному заказу, не желание удовлетворить бытовые нужды, а внутренняя потребность в эстетике и готовность развиваться, следуя своим уникальным путём.

Совершенствование художественных способностей тесно связано с сенсорным интеллектом, поэтому благотворное воздействие на органы чувств помогает сознательно настроиться на творческий процесс. В идеале, он должен протекать легко и свободно, подчиняясь деликатным подсказкам интуиции, без оглядки на мнение других людей и без надежды на вознаграждение.

Скажите «нет» сытному обеду

Выражение «Художник должен быть голодным» у всех на слуху. Придерживайтесь смысла этой фразы буквально. Сытому человеку тяжело настроиться на едва различимый зов Музы и следовать за тонкими движениями души.

Не зря же, перед тем как писать икону монах несколько дней молится и соблюдает строгий пост. Умеренность в еде очищает тело, успокаивает разум и утончает восприятие, создавая атмосферу живой одухотворенности.

Сознательно расслабляйте тело

Во время рисования внимание художника многократно перемещается от одного края картины к другому. Он наклоняется сосредотачиваясь на мелких деталях, делает всевозможные движения рукой. Отсутствие напряжения в теле благотворно сказывается на работоспособности и эмоциональном комфорте.

Тотальная вовлеченность, отсутствие ощущения своего тела – маркер углубления творческого состояния. Может казаться, что картина рисует сама себя, настолько простым и естественным становится процесс. Но как только Вас начинают отвлекать затекшие мышцы, стоит сделать перерыв и размяться.

Поддерживайте лирическое настроение

Атмосфера искусства изысканна и волшебна. Когда художник пишет, происходит таинство неподвластное человеческому пониманию — магия живописи. Как через изображение он передаёт нам свою зачарованность и восторг? Каким образом картина способна вызывать столь сентиментальные чувства? Они похожи на эмоциональный эффект от мелодических модуляций.

Включите любимую музыку. Она поможет настроиться на нужную волну и будет действовать благотворно даже тогда, когда Вы перестанете её замечать. Нельзя рисовать под бормотанье телевизора. Воодушевление – верный признак того, что получится что-то красивое и оригинальное.

Посетите урок рисования

Назначение искусства – связывать человека с его сутью, которая не зависит от психологического склада, социального статуса и выбранной профессии. Множество людей выбирают деятельность, в которой недостаточно творческого аспекта, поэтому жизненно необходимо реализовывать его через хобби.

Приглашаем Вас в квартиру студию СИЕНА на индивидуальный урок живописи для взрослых по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Шуваловский проспект, дом 74, корпус 2. Преподаватель Елена Бартенева.

Источник

Советы для желающих начать рисовать масляными красками.

Для того, чтобы научиться рисовать масляными красками, правильнее было бы сказать, писать масляными красками, нужно обладать определенными знаниями в этой области, а именно, разбираться в том разнообразии инструментария, который на сегодняшний день представлен в широком ассортименте в магазинах для художников. Начинающий художник может потеряться, зайдя в такой магазин без предварительной подготовки, потому что, кажущегося очевидным набора, каким считается холст, кисти и масляные краски для хорошего старта в этом деле будет недостаточно. Данная статья направлена на то, чтобы Вы смогли виртуально посетить магазин для художников, будто бы в сопровождении опытного наставника. Итак, начнем!

Холст

Первое, что мы с Вами будем выбирать, это холст. В качестве основы для рисования масляными красками можно выбрать различные материалы: доску, картон, металлическую пластину, стекло, пластик. Но если мы с Вами говорим о классической живописи, то, конечно, следует выбирать ткань, правильным способом загрунтованную, туго натянутую на подрамник и звенящую как барабан. Да-да! Холст не должен провисать, его поверхность должна быть идеально ровной. В прежние времена, да и сейчас тоже, многие профессиональные художники натягивают ткань на подрамник сами, сами же и грунтуют ее. Поскольку данные рекомендации предназначены для начинающих художников, мы не будем углубляться в тему, касающуюся натягивания холста на подрамник, поговорим о том, как правильно выбрать уже готовую для работы поверхность, а именно — уже загрунтованный и натянутый на подрамник холст.

Лучше всего, чтобы полотно холста было льняное, оно может быть средней или мелкой зернистости, иметь ровную гладкую поверхность без узелков, толщина холста везде должна быть равномерной. Зернистость холста — это различные неровности и узелки в ткани, в плетении нитей холста. Если таких вкраплений много, нити грубые, то перед Вами холст с высокой зернистостью. Он подходит для рисования предметов с сильно выраженной фактурой, например, старые кирпичные стены, узловатые стволы деревьев, камни, развалы горных пород и т.д. Здесь можно работать крупными пастозными мазками, пользоваться мастихином. Поэтому такой холст не подойдет для рисования предметов с нежной фактурой, для передачи деликатных светотеневых переходов. Нежную прозрачность винограда и личико юной девушки на такой поверхности не нарисуешь. Для таких целей будет правильным выбрать холст более тонкой выделки, более гладкий, то есть мелкозернистый. И именно такой холст лучше всего приобретать начинающим художникам, на нем, кстати, можно сделать более детальный предварительный рисунок карандашом. И еще можно легко стереть не понравившийся фрагмент рисунка.

Обратите внимание на качество подрамника, то есть деревянной основы, на которую натянут холст. Мы уже говорили о недопустимости его провисания, осталось добавить, что следует обязательно оценить качество древесины, из которой изготовлен подрамник. Обычно это липа, сосна или береза. Дерево должно быть хорошо обработанным, сухим, гладким, без сучков, сколов, гнили и червоточин.

Масляные краски

Для начала не стоит покупать большое количество красок, будет вполне достаточным приобрести набор из 10-12 цветов. Самое главное, чтобы в этом наборе были синий (лазури, кобальты), красный (кадмий средний, светлый или темный), желтый (кадмий средний), черная (сажа газовая), белая (белила цинковые или титановые) краски. Если Вы уже умеете смешивать основные цвета и получать из них дополнительные, то даже такого минимума Вам вполне хватит, но лучше все-таки несколько разнообразить, пусть даже пока свою первую масляную палитру! Чтобы сориентироваться, какой цвет в тюбике, посмотрите на цветную полосу этикетки. Дополните свой набор голубой краской (небесно-голубая), охристым оттенком (охра светлая или золотистая), так называемыми «цветами земли» — умбра натуральная, сиена натуральная, а также природными оттенками зеленой цветовой гаммы — оливковая, травяная зелень, зеленая светлая и др.

Главное предназначение традиционных красок масляных «Мастер Класс» – работы с грунтованным холстом, деревянными, металлическими и другими поверхностями, реставрационные работы высокой точности.

Еще раз напоминаем, смотрите на этикетку тюбика. Или же Вы можете купить готовый набор красок. Со временем Вы поймете, какие краски расходуются у Вас быстрее, какие нет. Кроме того, прежде чем покупать краски, хорошо бы знать в какой цветовой гамме предполагаете писать картину: это будут нежные пастельные оттенки или сочная контрастная живопись? Какого размера будет Ваша работа? Это тоже может повлиять на Ваш выбор. И, конечно же, неплохо было бы ознакомиться с таблицей цветов, названия которых практически у всех производителей одинаковые, поэтому вполне можно сориентироваться по цвету и посмотреть правильные названия понравившихся цветов и оттенков. Цены у масляных красок разных производителей различные, они напрямую зависят от химического состава красок. Дороже будут стоить краски в составе которых содержатся натуральные, а не синтетические пигменты.

Кисти

Кисти – важнейшая часть Вашего инструментария, очень трудно писать плохими кистями. Для масляной живописи следует выбирать плоские кисти из натурального ворса щетинные или колонковые. У каждой кисти есть свой номер — так их легко различать по размеру. Самыми лучшими всегда считались кисти колонковые, они сделаны из кончика хвоста колонка. Так как эти кисти дороги, можно воспользоваться кистями из хорька или белки. Сейчас в продаже имеются кисти синтетические, но очень хорошо зарекомендовавшие себя в работе. Поначалу можно купить щетинные кисти №2, 4, 6, 8, 10, 12. Со временем Вы поймете, какие кисти для Вас удобнее. Нужно всегда помнить о том, что кисти необходимо содержать в чистоте, промывать сначала в растворителе, тщательно вытирая тряпочкой, затем мыльной пеной в теплой воде, пока она не станет чистой. Кисти после мытья нужно насухо вытереть, выровнять ворс и поставить сушиться ворсом вверх.

Кисти серии «Сонет» – это художественные контурные кисти, которые используются в оформительских и декоративных работах. По форме они плоские с длинными волосяными пучками.

На витрине магазина для художников, помимо всего прочего, Вы увидите различные художественные лаки. Они предназначены для работы непосредственно с красками, то есть кисть периодически макается в лак, потом в краску. Это так, называемая «живопись на лаке» или «через лак». Для чего это делается. Для того, чтобы живопись была сразу яркой и сочной. А лучше, конечно, лаком защищать уже готовую работу с хорошо высохшими красками. Как мы уже упоминали, лак дает сочность краскам и, самое главное, защищает Вашу работу от внешних воздействий. Когда лак высохнет, поверхность холста можно протирать от пыли. Лаки бывают различными по составу, в основном они сделаны на основе мягких смол.

Акриловый лак «Сонет» предназначен для покрытия оконченного, высохшего живописного произведения, но может также использоваться для нанесения тонких промежуточных слоев.

Растворители

Очень нужная и важная вещь для масляной живописи. Растворитель нужен для разведения красок, для того, чтобы очистить кисти перед тем, как уже окончательно промывать их мыльной пеной.

Разбавитель масляный предназначен для разведения красок масляных в живописи. Он состоит из раствора рафинированного масла льняного в уайт-спирите, смешанного с катализатором. Масло льняное является чистым продуктом, полученным прессованием льняных семян.

Тройник

Это готовый состав для разведения масляных красок. В его состав обычно входит льняное масло, лак и скипидар. Именно этот разбавитель наливают в масленку. Если его не оказалось под рукой, сойдет растворитель Пинен№4, плюс льняное масло.

Масленка

Специальная емкость, куда наливается тройник или растворитель. Обычно крепится на палитру, для чего имеет удобное крепление-прищепку. Масленки бывают пластиковые и железные. Удобнее иметь масленку с крышечкой на резьбе, тогда у Вас ничего не прольется, а не использованное содержимое не высохнет раньше времени.

Масленка – один из важнейших вспомогательных инструментов масляной живописи, поэтому создатели серии «Сонет» не могли обойти вниманием это нужное и полезное приспособление.

Мастихины

Нужный и важный инструмент в арсенале художника. Это специальные лопаточки, предназначенные для того, чтобы счищать остатки краски с палитры, наносить и снимать краску с холста. Есть специальные живописные приемы, когда работа на холсте ведется именно мастихином, а не кистью. В продаже есть наборы мастихинов разных размеров и форм.

Нержавеющая сталь, деревянная ручка, 22 разнообразные формы и размеры

Палитра

О, это настоящая визитная карточка любого художника! Палитру тоже нужно уметь выбрать правильно, краски на палитре следует размещать ближе к краям, в центре оставляется место для смешивания. Палитры бывают разные по форме и по размеру.

Серия «Сонет» включает палитры из различных материалов. Выбор палитры во многом зависит от того, какими красками пользуется художник.

Мольберт

— очень удобная вещь для того, чтобы объективно оценивать свою работу, видеть недоработки. Работа, закрепленная на мольберте — это профессиональный подход. Перед мольбертом можно работать как стоя, так и сидя. Периодически нужно отходить от холста на некоторое расстояние, чтобы увидеть все детали. При покупке мольберта, ориентируйтесь на его прочность, надежность креплений, устраивающий Вас размер и модель.

Универсальный, складной, в чехле.

Этюдник

— специальное приспособление для занятиями живописью вне дома. Это своеобразный чемоданчик, в котором Вы можете разместить все необходимое для работы: кисти, краски, растворители, холсты, картоны. Он достаточно компактен, открывается и закрывается, имеет надежные крепкие ремни для переноски. Этюдник может быть различных размеров, с ножками, которые можно регулировать по высоте и без них. Покупая этюдник, нужно убедиться, что он надежный и прочный, имеет хорошие крепления. Этюдник можно также использовать в качестве мольберта дома.

Вот, пожалуй, самые основные советы, которые, мы надеемся, Вам пригодятся при выборе материалов для занятий живописью масляными красками. Если у Вас будет в наличии полный набор инструментов, о котором мы говорили, Вы смело можете начинать писать свою первую картину маслом! Удачи Вам и творческого вдохновения!

Источник

Оцените статью