- Рисуем нескучный натюрморт
- Шаг 1. Композиция и светотень: эскиз
- Шаг 2. Переносим основной рисунок
- Шаг 3. Рисуем лимон
- Шаг 4. Тени мокрым-по-мокрому
- Шаг 5. Контрасты теней
- Шаг 6. Тени бокала
- Шаг 7. Рисуем бокал
- Шаг 8. Рисуем основание бокала и создаем эффект блеска стекла
- Шаг 9. Создаем изгибы
- Шаг 10. Рисуем вино
- Шаг 11. Фон мокрым-по-мокрому
- Шаг 12. Тени на вине и последние штрихи
- Пишем натюрморт с пыльной бутылкой, виноградом и бокалом вина. Части 1 и 2
Рисуем нескучный натюрморт
Известный художник Стив Кёрл учит азам создания натюрморта. В этом мастер-классе он использует всего два простых объекта, с помощью которых получится создать интересный нескучный натюрморт. Вам понадобится стакан красного вина и лимон. Первый выбран за богатство изгибов и отражений, второй благодаря яркому цвету и шероховатой поверхности.
Материалы для мастер-класса:
- Бокал с красным вином и лимон
- Блокнот акварельной бумаги Arches холодного прессования (140 г., размер страницы 15×22 см)
- Карандаш HB или 2B
- Ластик-клячка
- Палитра для акварели
- Емкость для воды
- Полотенце или тряпка, чтобы класть кисти
- Тканевое или бумажное полотенце
Краски (Holbein Artist ’ s Watercolors):
- Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light)
- Кобальт желтый (Aureolin)
- Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange)
- Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep)
- Розовая опера (Opera)
- Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson)
- Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta)
- Минеральный фиолетовый (Mineral Violet)
- Ультрамарин темный (Ultramarine Deep)
- Кобальт синий (Cobalt Blue)
- Лазурный синий (Cerulean Blue)
- Переливчатый синий (Peacock Blue)
- Травянистый зеленый (Sap Green)
- Охра желтая (Yellow Ochre)
- Сиена жженая (Burnt Sienna)
- Коричневый Вандейка (Vandyke Brown)
- Серая пейна (Payne’s Grey)
Кисти:
- Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 10)
- Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 4)
Шаг 1. Композиция и светотень: эскиз
Сначала необходимо найти удачное расположение объектов для будущего натюрморта. Затем сделайте краткий композиционный набросок, при необходимости используйте специальный видоискатель. Когда будете экспериментировать с расположением, сосредоточьтесь больше на пропорциях и перспективе, здесь важно обыграть формы и структуры объектов, поэтому не ограничивайтесь предвзятым представлением о том, как в целом должны смотреться лимон и бокал вина. Обозначив контуры, набросайте основные акценты света и тени. На картинке ниже крупный план наброска Стива по светотени:
Шаг 2. Переносим основной рисунок
Возьмите лист акварельной бумаги Arches и обозначьте по краям рисунка рамку. Затем прорисуйте контуры будущей композиции в соответствии с эскизом. Старайтесь не изображать объекты прямо по центру листа, на прямоугольной бумаге лучше создать легкую асимметрию. Чтобы было проще сохранить симметрию бокала, переверните рисунок вверх ногами или просто проведите легкую линию по оси и используйте ее для ориентира. Обратите внимание, что по законам перспективы кромка бокала, его основание и поверхность жидкости должны иметь форму эллипса. Когда будете готовы приступить к работе с краской, сотрите ненужные карандашные линии ластиком-клячкой. Внизу крупный план эскиза Стива:
Шаг 3. Рисуем лимон
Перед тем, как начать смешивать краски, убедитесь, что ваша палитра чиста. Кистью десятого размера смешайте Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light) и Кобальт желтый (Aureolin). Добавьте воды чуть больше обычного, чтобы краска не была слишком насыщенной. Чтобы передать зернистую структуру лимона на светлых участках, уберите лишнюю жидкость бумажным полотенцем и немного «поколите» кистью по бумаге. Неровности бумаги помогут создать нужный эффект. Далее немного смягчите чистой водой участки, где желтый переходит в белый.
Шаг 4. Тени мокрым-по-мокрому
До того как краска высохнет, смешайте Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep) для полутонов лимона и отраженного света у самого его низа. Для темных теней смешайте Кобальт синий (Cobalt Blue), Лазурный синий (Cerulean Blue), Переливчатый синий (Peacock Blue) и Ультрамарин темный (Ultramarine Deep). Старайтесь делать края теней мягкими, это передаст округлость фрукта. Для создания фактуры можете также использовать «колющую технику», упомянутую выше.
Шаг 5. Контрасты теней
Для тени, которую бросает сам лимон (то есть его тень под ним), добавьте к синей смеси красок Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet) и Розовая опера (Opera). Чтобы избежать однообразия тонов подчеркнуть контраст теней, можно использовать частичное наложение теней у нижнего края лимона, этому способствует комплементарность фиолетового и желтого оттенков. Поверхность стола немного отражает желтый цвет, чтобы его передать, снимите сухой кистью с бумаги немного фиолетовой краски и добавьте на этот участок желтый тон.
Шаг 6. Тени бокала
Той же сине-фиолетовой смесью продолжайте писать и тень, которую отбрасывает бокал. Для легкого отличия в тенях предметов добавьте сюда больше Лазурного синего (Cerulean Blue) и чуть-чуть Розовой оперы (Opera), ведь красный цвет вина будет влиять и на цвет тени от него. Смягчите края этой тени при помощи чистой воды, а затем кистью четвертого размера прорисуйте кромки лимона Травянистым зеленым (Sap Green) с добавлением Коричневого Вандейка (Vandyke Brown).
Шаг 7. Рисуем бокал
Для бокала берется та же смесь, что для теней, но слегка разбавленная чистой водой. Кистью десятого размера рисуйте верхнюю часть бокала, оставляя белыми блики на стекле и ободок. Чтобы обозначить места, где цвет вина отражается на стекле, возьмите Хинагидрон маджента (Quinacridone Magenta), а для левой части ножки бокала добавьте в синюю смесь Минеральный фиолетовый (Mineral Violet). Для участка, на котором ножка бокала заслоняет лимон, добавьте Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep), Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Желтую охру (Yellow Ochre). На этом этапе особенно важно тщательно передавать нюансы форм объектов. Средняя часть бокала, в которой находится вино, до сих пор должна оставаться нетронутой, этот участок будем рисовать позже.
Шаг 8. Рисуем основание бокала и создаем эффект блеска стекла
Для основания используем ту же смесь, что и для верхней части бокала, хотя можно добавить немного Серой пейны (Payne’s Grey), чтобы сделать тон чуть темнее. Оставьте полоску белого цвета по краю бокала для сознания эффекта блеска стекла, при необходимости смягчайте любые тени. Добавьте на основание бокала желтые отражения от лимона. Затем нарисуйте тонкую линию теней в синих оттенках по правой части ножки бокала, чтобы еще сильнее выделить освещенную его часть.
Шаг 9. Создаем изгибы
Снова возьмите кисть четвертого размера, тщательно промойте и смешайте Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue), Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson) и Серую пейну (Payne’s Grey), чтобы получить очень темный фиолетовый оттенок. Прорисуйте тонкие линии по ободку бокала, прерывая их в местах, на которые падает свет. Добавьте Травянистый зеленый (Sap Green) на те участки линий, где преломляется цвет лимона, затем немного смягчите эти линии чистой водой. Повторите то же самое на верхней части ножки и у самого основания бокала, добавляя где понадобится Травянистый зеленый (Sap Green) и оттенки лимона. Это создаст впечатление блеска бокала за счет сильного контраста тонов и не допустит однообразия в нанесенных мазках и оттенках.
Шаг 10. Рисуем вино
Для вина возьмите кисть десятого размера. Чтобы получить темный винный оттенок, смешайте Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep). Это будет основной цвет вина. Рисуйте вино, добавляя по краям поверхности жидкости мягкий отсвет Розовой оперой (Opera), это придаст изображению текучесть и полупрозрачность. Дальше добавьте в смесь еще Ультрамарина Синего (Ultramarine Blue) и Минерального фиолетового (Mineral Violet) и прорисуйте второй слой вина в его нижней части, чтобы у поверхности жидкость казалась светлее. Если теперь слой краски окажется слишком густым, уберите лишнее чистой влажной кистью, но будьте осторожны, не трите бумагу слишком сильно. Несколько капель Серого Пейна (Payne’s Grey) сделают темнее оттенок вина у дна бокала. После того, как проработаете оставшиеся мелкие детали, такие как тень от ножки бокала на его основании, удалите ластиком карандашные линии, оставшиеся на сухих участках бумаги.
Шаг 11. Фон мокрым-по-мокрому
Очистите палитру и кисть десятого размера и нанесите слой воды на участки фона. С осторожностью работайте на участке, прилегающем к бокалу, обязательно оставьте небольшой просвет вокруг его контура, чтобы передать отражающие свойства стекла. Далее наносите мокрым-по-мокрому смесь Кобальта синего (Cobalt Blue), Лазурного синего (Cerulean Blue) и Переливчатого синего (Peacock Blue), избегайте равномерного нанесения мазков и по-прежнему не касайтесь области вокруг бокала. Можно добавить чуть-чуть Краплака красного (Permanent Alizarin Crimson), так вы соблюдёте общую гармонию цвета и свяжете воедино все части рисунка. Прежде чем перейти к завершающему шагу, дайте рисунку высохнуть.
Шаг 12. Тени на вине и последние штрихи
Еще раз убедитесь, что бумага полностью высохла, затем приступите к наиболее темным участкам отражений на вине. Для этого возьмите кисть четвертого размера и смешайте темный бордовый, используя Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta) и Серую Пейна (Payne’s Grey). Когда закончите с этим, оставьте рисунок сохнуть и наслаждайтесь результатом.
Источник
Пишем натюрморт с пыльной бутылкой, виноградом и бокалом вина. Части 1 и 2
Меня просили показать, как я рисую пыльную бутылку и виноград. Свою композицию этого натюрморта я составлять не буду, потому что у меня нет красивой, пыльной бутылки, а если и была, то давно уже выпита 🙂 Поэтому, я нашел подходящий сюжет великого венгерского мастера Toth Gabor, жившего во второй половине двадцатого века.
Вот репродукция оригинала этого натюрморта.
Я не преследую цель написать точную копию. Поэтому обзову свою живопись: «с работы такого-то художника».
Часть 1. Рисунок, имприматура.
Художник, после постановки композиции натюрморта, начинает переносить рисунок на холст или предварительно делает эскизы на бумаге, пока не нарисует то, что он видит в натуре.
В моем случае, за меня все сделал сам автор. Мне остается одним из множества способов перенести рисунок на холст. Переношу рисунок с масштабированием по клеточкам. Мой холст 50 х 60 см. На видео представлено подробное описание переноса рисунка на холст.
Карандашный рисунок готов. Беру тонкую круглую кисть, и обвожу его водной акриловой краской. Цвет краски я взял светло-серый, чтобы в дальнейшем рисунок не сильно бил из-под имприматуры.
Контурный рисунок готов. Можно приступать к тонированию холста (имприматура). Возникает вопрос. В какой цвет нужно затонировать холст, чтобы в дальнейшем этот цвет влиял на общий тон картины, просвечивая, как в отдельных местах, так и по всей плоскости? Как я это делаю. Прищуриваю глаза, чтобы не различать мелких деталей и вижу только цветные, крупные пятна. Я упускаю из вида центральное, красное пятно вина, на картине — это подчеркивающая изюминка. Эти пятна составляют в своей смеси некий тон. Я увидел пастельный, охристо-зеленый.
Я закрашиваю весь холст по готовому рисунку охрой золотистой.
На оригинале я вижу рассеянный дневной свет (возможно, от окна), а значит, нет ярко выраженных теней, как при искусственном освещении. Вся картина в легкой атмосферной дымке. Это, кстати, усложняет задачу написания, нежели с контрастом света и тени. Ну, раз начали, не отступать же. Сразу по сырой имприматуре я закрашиваю умброй жженой (коричневый цвет) темные участки картины. Весь первый слой, должен быть немного светлее конечного результата, так как с наложением последующих слоев картина будет становится все плотнее и насыщеннее. Вытираю светлые места до белого холста.
Внимание!
Ярко-красное пятно вина (изюминка картины) — именно это место должно быть очень белым. От белой поверхности свет отражается в полную силу, а значит, впоследствии это пятно должно загореться.
Далее все расскажу подробнее.
Просушиваю этот слой полторы-две недели.
Часть 2. Цветной подмалевок.
Можно приступать к первой мазне картины. Назову его первый цветной подмалевок.
Обезжириваю поверхность растворителем, увлажняю льняным маслом.
Травяная зеленая, кобальт синий средний, марс коричневый темный, охра золотистая, кадмий красный светлый, кадмий лимонный, белила титановые.
Составляю три оттенка:
- Зеленая с охрой золотистой, пополам.
- Охра золотистая и чуток зеленой.
- Полученная смесь смешивается с белилами.
Эти три смеси участвуют в большей площади полотна. Это фон, от темного нижнего угла, плавно переходящий в светлый верхний по диагонали. Темная часть бутыли.
Для большого виноградного листа и горлышка бутылки смешаны две краски: травяная зеленая с кадмием желтым. Бутылка закрашивается первым оттенком зелено-охристого цвета. Этикетки на бутылке: охра золотистая с белилами или с марсом коричневым.
Внимание! Рюмка с красным вином. Кадмий красный светлый растворяю немножко маслом и наношу его на белый участок холста. Красный, чистый кадмий, на белой подложке немножко светится. В дальнейшем, в окружении темной красной краски должен загореться. Сразу, по сырому, пишу белилами гравировку оленей на бокале. Белила тоже наносятся тонко и смешиваются на холсте с окружением. Это дает, как бы матовую прозрачность гравировке.
Для стола, темной части ракушки и сургучного горлышка бутыли замешиваем также три оттенка, только красно-коричневого цвета. Кадмий красный с марсом коричневым в разных пропорциях.
Для низа стола, больше коричневого. Для столешницы больше красного. Для светлых участков столешницы — охра золотистая с кадмием желтым. Для винограда сделал серую краску, добавил по капельке синей, коричневой, красной и все это замешано на белилах. Такая палитра будет использоваться до завершения работы.
Рефлекс у винограда пишу кадмием красным, в темные участки подмешиваю синюю краску. Контуры всех деталей подмалевка растушеваны большой мягкой кистью. Этот слой еще не должен иметь конкретные детали, только в общем и целом, сохраняя пастельную, охристо-зеленую тональность. Вот, что получилось после первого этапа мазни (цветного подмалевка).
На видео более подробный урок.
Продолжение следует. Часть 3 и 4 (прописка, лессировка)
Источник