Чем покрыть дерево поделка

Декор дерева – чем обработать поверхность

Дерево – красивый материал, хорошо поддающийся обработке, поэтому изделия из него часто используют для декора. Например, для оформления интерьеров под старину используют столы, шкафы, комоды, сделанные из искусственно состаренного дерева, обработанного краской, маслом или воском.

Масло

После обработки маслом естественная структура дерева проявляется наиболее отчетливо. В зависимости от выбранного состава, изделие становится темнее или приобретает легкий желтоватый оттенок. Если хотите добиться яркого проявления структуры, лучше брать темное масло, причем чем темнее состав, тем сильнее эффект. Чаще всего для декоративной обработки используют натуральное льняное или конопляное масло.

Перед нанесением масла поверхность нужно подготовить:

  • очистить от пыли, грязи;
  • снять старое покрытие;
  • отшлифовать мелкозернистой (Р220-240) наждачной бумагой.

Масло втирают наждачной бумагой с зерном Р400 или мягкой тканью, либо наносят вдоль волокон дерева флейцем – широкой плоской кистью. После этого древесину оставляют пропитываться на сутки. Затем повторяют процесс несколько раз, пока не появится желаемый эффект.

У этого варианта есть недостаток – масло не подходит для светлого дерева, после обработки оно темнеет и теряет естественный цвет.

Другой вариант обработки древесины – вощение. Воск используют в чистом виде или в смеси со скипидаром и канифолью. Такие составы популярны при реставрации деревянных изделий. Можно сделать смесь из льняного масла и пчелиного воска, растопив компоненты на водяной бане, а затем нанести на поверхность кистью или мягкой тряпкой.

Читайте также:  Поделки как делать чипсы

Воск удобен при использовании – его можно наносить и на чистую поверхность, и на обработанную маслом.

Есть продукты натурального происхождения – растительный и пчелиный.

Воск так же, как и масло, наносят на подготовленную поверхность:

  • очищают дерево от пыли и грязи;
  • тщательно шлифуют наждачной бумагой (Р220-240);
  • наносят пропитку (например, из растительных масел).

В холодном виде воск втирают в поверхность мягкой тряпкой. Для обработки больших площадей его растапливают на водяной бане и наносят широкой кистью. Процедуру повторяют несколько раз. После высыхания поверхность тщательно полируют шерстяной тряпкой, чтобы она блестела.

Пример вощения смесью из льняного масла и пчелиного воска:

Вощеная поверхность более гладкая по сравнению с обработанной маслом. К тому же воск лучше масла защищает дерево от влаги. Он минимально влияет на цвет древесины и легко наносится.

Недостатки вощения – воск неустойчив к высоким температурам, поэтому обработанные им изделия нежелательно оставлять там, где регулярно ярко светит солнце. На вощеную поверхность нельзя ставить горячую посуду. Это повредит покрытие, и его придется обновлять.

Краска

Покраска дерева – самый простой и спорный метод. С одной стороны, краска отлично защищает древесину от влаги и солнца. А с другой, забивает поры, из-за чего дерево перестает дышать.

К тому же краску легко повредить – сколы и царапины – типичные проблемы такого покрытия, и чтобы устранить эти дефекты, придется перекрашивать всю поверхность. Точечное перекрашивание бросается в глаза цветовым несоответствием.

  • очистить от грязи и пыли. Обработать наждачной бумагой;
  • пропитать антисептическим раствором, например «Пирилайтом»;

Лучше всего наносить краску в сухом помещении с нормальным уровнем влажности и исключить контакт обрабатываемого изделия с ярким солнечным светом.

Источник

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Источник

Чем покрыть изделия из дерева?

Такой вопрос часто возникает у тех, кто занимается изготовлением различных изделий из дерева. Это может быть мебель, окна, двери и другие предметы. Мастера могут предложить множество способов, как отделать изделие из древесины.

Шлифование

Изделия, выполненные из дерева, подвергаются шлифовке. Исключением могут быть предметы, которые содержат резьбу по дереву. Шлифовку обычно выполняют наждачной бумагой. Ее изготавливают с разной зернистостью, от грубой до «нулевки».

Шлифовать необходимо только вдоль волокон, чтобы избежать новых повреждений древесины. Начинают работу крупнозернистой или средней «шкуркой». Шлифуют с применением брусков или колодок, с помощью которых прижимают наждачную бумагу к обрабатываемой поверхности. Необходимо постепенно переходить от грубой к мелкой шлифовальной бумаге.

Отбеливание и морилка

Чтобы осветлить древесину любой породы, применяют отбеливатели. Обычно используют щавелевую кислоту, а также хозяйственные хлорированные отбеливатели. Работать с ними необходимо в резиновых перчатках, не допускать попадания на кожу рук. Для работы используют кисти из синтетического материала.

Морилку выпускают на водных, спиртовых и масляных основах. Средство наносят только на тщательно очищенную от старой отделки поверхность. С морилкой работают по инструкции, лучше перед началом процесса сделать небольшую выкраску на маленьком кусочке древесины.

Отделка маслом

Для отделки применяют тиковое или льняное масло. Для применения его необходимо подготовить. Масло смешивают со скипидаром в равных частях и подогревают. Такую подогретую смесь наносят на необработанную древесину или на любой отделочный слой. Такую процедуру необходимо проделать несколько раз.

Отделка воском

Древесину предварительно покрывают порозаполнителями для заполнения неровностей. Пчелиный воск и скипидар смешивают, нагревают и доводят до состояния сметаны. После этого смесь втирают в дерево, а затем полируют.

Лакирование

Применяют синтетический лак, который дает прочное и долговременное декоративное защитное покрытие. Лаки бывают прозрачные и различных цветов. Обычно требуется нанесение нескольких слоев.

Окраска

Перед покраской древесину шлифуют, наносят слой шпаклевки и снова шлифуют. Далее, поверхность покрывают грунтовкой по дереву. После высыхания грунтовки древесину снова подвергают шлифовке мелкозернистой шкуркой. Теперь изделие готово к покраске.

Источник

Оцените статью