Что дает рисование рисовании ребенку

Что дает рисование рисовании ребенку

А вы замечали, что нет ни одного маленького ребенка, не любящего рисовать?

Сначала это пятна пальчиковых красок, потом каракули на обоях, затем рисунок в подарок бабушке, на котором все члены семьи на тоненьких ножках стоят в ряд – все проходят через это.

Другое дело, что мы, взрослые, не придаем этому значения. Вот если бы у ребенка обнаружились способности, тогда отдали бы его заниматься в студию, а так это просто занятие от нечего делать.

На самом деле рисование нужно детям, как воздух. И желательно их в этом определенным образом поддерживать. В нашей статье расскажем, что рисование дает ребенку.

Развитие мозга и мелкой моторики

Вот с этим никто не спорит – рисовать полезно для мелкой моторики. Ближе к году ребенок замечает удивительную вещь – связь между действием и результатом, движением карандаша и появлением пятен на бумаге. Благодаря этому тренируется координация движений руки и взгляда.

Любая творческая деятельность благоприятно влияет на формирование когнитивных функций – памяти, внимания, восприятия, мышления и их соотношение между собой. И в итоге – на интеллект.

С возрастом малыш всё дольше может заниматься рисунком, так тренируется произвольное внимание. Сосредоточиваясь на изображаемом предмете, он развивает зрительную память, восприятие. А за ними хвостиком следуют речь, воображение и другие психические функции.

Читайте также:  Ты не забудешь меня акварели

Так как в детстве восприятие окружающего представляет собой некую мозаику, оторванные друг от друга кусочки реальности, то изобразительное искусство помогает упорядочить представления о жизни за счет совершенствования когнитивный процессов.

Психологическое развитие

В самом раннем возрасте рисование нужно детям, чтобы осознать свое существование в реальном мире. Это даже не рисование – это оставление своего следа. Я оставляю следы – следовательно, я существую.

Чем больше следов – на мебели, обоях, в книжках – тем весомее «Я» ребенка, все эти предметы он как бы помечает, присовокупляет к своей собственной фигуре.

Позже, когда малыш начинает изображать уже не каля-маля, а определенные предметы, он вовсе не стремится нарисовать их в точности, «похоже». Это скорее его восприятие, впечатление о предмете, его ощущения и эмоции, абстрактные понятия. Так рисование дает ребенку до 6-7-лет возможность выразить свои новые впечатления, страхи, растерянность и всё то, что он еще не может понять сам и высказать на словах. Это очень важное, психотерапевтическое свойство творчества.

Именно поэтому ребенку важен не результат – повесить готовую картину на стену, а процесс, он рисует много, порой не доводя до конца работу, и не надо на том настаивать.

Ваша оценка работ ребенка напрямую влияет на его самооценку. Он еще не способен оценивать себя сам, ценить и уважать себя, как зрелая личность. Самооценка скачет следом за вашими похвалами или критикой. Чтобы не отвратить навсегда ребенка от творчества, ваша критика должна быть минимальной и очень корректной. Цените и хвалите его работы, ведь это работа над собой. Пусть она не видна, но внутри идут масштабные процессы. Равнодушное отношение к рисункам приравнивается к равнодушию и к их автору.

Творческие способности

О творчестве косвенно сказано немало и выше. Ведь творчество – это самовыражение, это представление «Я» ребенка. Умение выразить себя через рисунок нужно тренировать, ну или как минимум не мешать. С возрастом это умение трансформируется в способность открыто выразить свои чувства и мысли, генерировать и воплощать идеи.

Блокировка рисования в связи с негативной оценкой в детстве или равнодушием со стороны родителей к творческим порывам детей приводит к тому, что во взрослой жизни им трудно показать себя, открыться, проявить инициативу, страшно сделать что-то не так.

Рисование нужно детям, чтобы познать внешний мир путем его изображения и обогатить за счет этого свой внутренний мир, обрести личностную опору, сформировать положительную самооценку через создание чего-то нового и красивого.

Через познание внешнего мы развиваем мир внутренний. Рисование дает ребенку обе возможности.

Как правило, в наше время успешные люди обладают незаурядными творческими способностями. И это не значит, что они хорошо рисуют. Но творческая жилка в них вдохновляет на новые свершения и открытия, оригинальные и смелые идеи, готовность заявить о себе обществу.

Творческие способности, фантазия, интуиция, креативность – залог успеха в современном мире!

Источник

Что дает рисование детям

Для полноценного развития каждому малышу необходимо всестороннее познание окружающего мира. Чтобы этот период прошел безопасно существуют различные виды деятельности (лепка, поделки из бумаги, композиции из бутылок и другое).

Рисование – одна из форм проявления крохи с раннего возраста. Подобные занятия практически исключают опасность, доставляя огромную радость маленьким исследователям.

Полезное воздействие

Изобразительное искусство положительно влияет на:

  • Мелкую моторику. Особенно польза проявляется в комбинировании разных материалов. Можно рисовать кистью и красками , мелкими крупами (манка, гречка, пшено и т.д.), мелками на асфальте, карандашами или цветными ручками, песком, пальцами и другим.

Важно! Развитие пальчиков крохи напрямую связано с правильным оформлением речи.

  • Усидчивость и умение концентрироваться на работе.
  • Аккуратность.
  • Эмоциональную разгрузку. С помощью рисования у ребенка появляется возможность выражать негативные или позитивные чувства, полученные в течение дня.
  • Творческие способности и воспитание креативного мышления.
  • Индивидуальные качества. Для детей любого возраста необходимо выражать личностный потенциал. С помощью рисунков ребенок чувствует уверенность в своих силах, что повышает самооценку.
  • Память
  • Внимание.

Также рисование подарит крохе настоящее наслаждение. Возможность применять различные цветовые палитры и совмещать их – свобода самовыражения. Интересные и красивые картинки, сделанные собственноручно могут стать настоящим увлечением и перерасти в способность творить картины.

Техники

Техники изобразительного искусства разделяют на 2 большие группы :

  1. Традиционные. Сюда входит рисование:
  • Карандашами (простым или цветными).
  • Гуашью.
  • Фломастерами.
  • Восковыми мелками.
  • Используя трафарет.

Такие способы характерны для применения в детских садах и школах . Они входят в общеобразовательную программу для всех обучающихся. Проводятся поэтапно , ориентируясь на возраст ребенка.

2. Нетрадиционные. Предполагают изобразительные методики:

  • Пальцами или ладошками.
  • Поролоновые или пробковые отпечатки на бумаге. Также применяются различные окружающие предметы (листья, шишки, цветы и т.д.).
  • Комбинация восковых мелков с краской.
  • Ватными палочками или дисками.
  • Песком.
  • Крупами.
  • Солью.
  • Брызгами краски.
  • Мыльными пузырями.
  • Скомканной бумагой.
  • Гравирование. Выполняется методом натирания воском листа, а после выцарапывается картина.
  • Коллаж (аппликация с элементами рисунка).
  • Кляксография.

Применение необыкновенных техник изобразительного искусства стимулирует эстетическое восприятие у малыша. Разнообразие методик способствует активному познанию рисования и позволяет сохранять интерес к работе на долгое время.

Когда начинать уроки

Приступать к занятиям по мнению специалистов можно с момента, когда кроха начнет хорошо сидеть (7-8 мес.). Для упражнений в таком возрасте подходят пальчиковые наборы красок. Для «картин» выбирайте большие листы бумаги. Готовьтесь к тому, что ребенок обязательно испачкается. Также могут пострадать вещи вокруг, поэтому заранее подготовьте место для творчества и оденьте малыша в ненужную одежду.

Для начинающих знакомство с красками или карандашами проходит пошагово в виде совершенствования каракуль :

  1. Хаотичное рисование (до 1 года). Каждую отметину, сделанную крохой на листке, воспринимайте с радостью, чтобы он чувствовал поддержку и продолжал действовать.
  2. Циркулярное (1-2 года).Покажите, как рисовать палочки, кружочки, закорючки. Но не настаивайте на повторении, чтобы восприятие образов развивалось самостоятельно.
  3. Усовершенствование каракуль (от 3 лет).В этот период формируются навыки к изобразительному искусству. Важно хвалить малыша за каждый рисунок. Он начинает искать смысл и ассоциирует рисунок с предметами вокруг.

Специально учить даже простым геометрическим фигурам кроху в таком возрасте не имеет смысла. Он все равно не поймет, что от него хотят получить в результате, а слишком настойчивое отношение взрослого может отбить желание к творчеству. Большинство психологов считают, что обучать ребенка изображать окружающие объекты (солнце, небо, цветы) лучше с 4-5 лет.

Для каждого возраста характерны свои особенности изображения. Дошкольникам можно предоставить выбор инструмента для рисования (фломастеры, краски, карандаши и т.д.). Расскажите ребенку о нетрадиционных методах искусства, если он заинтересуется нужно показать, как делать картины.

Детям 5-6 лет

В этот период развития малыша важно не упустить его индивидуальное видение объектов. Не настаивайте, что определенный предмет должен выглядеть так, а не иначе. Пусть кроха самовыражается. Подберите определенную тематику для рисунка (осень, зима, огород, полянка и т.д.). Расскажите малышу про будущую картину, чтобы он смог представить ее и начал искать пути реализации.

Мастер- класс «Овощи». Описание:

  1. Подготовьте краски разных цветов и кисть.
  2. На листе изобразите коричневым цветом землю. Дайте высохнуть «огороду».
  3. Спросите у ребенка, какие овощи растут в почве. Подскажите, что для роста хорошего урожая необходимо нарисовать солнышко или дождик.
  4. Посадите в огороде растения (морковку, свеклу, лук и другое).
  5. Можно нарисовать деревья и цветы вокруг.

Детям 7-8 лет

В школьном возрасте дети уже умеют сравнивать объекты, понимать их предназначение и переносить на бумагу. Рисование способствует закреплению навыков, полученных ранее. В творчестве ребенок воспитывает моральные и эстетические качества.

Чем заняться?

  1. Природа. Полученный опыт помогает малышу создавать простые пейзажи. Предложите ему нарисовать времена года, разделив листок на 4 части. На каждой половине изобразите по очереди зиму, весну, лето и осень. Перед занятием уточните у крохи, что отличает эти погодные периоды. Вспомните, как проводите время в каждый из сезонов.
  2. Человек.С помощью изображения человеческого тела ребенок обучается анатомическим особенностям строения лица мальчика или девочки. Для осознания ребенком своего места в окружающей среде предложите нарисовать картину на тему «Профессия».

Пусть он пофантазирует кем, хочет стать в будущем. Также актуально для такого возраста рисовать свою семью. Нарисуйте сначала каждого члена семьи по отдельности, включая бабушек и дедушек, а потом соедините их в общей картине.

На заметку! В процессе работы над картиной можно включить музыку. Если рисуете пейзаж, то подойдут звуки природы. Для портретов тихая успокаивающая мелодия. Так рисунки получат художественную выразительность за счет эмоционального спокойствия.

3. Персонажи. Наиболее интересно крохе изображать любимого героя из мультфильма или сериала. Перед занятием загляните в интернет и узнайте, как правильно нарисовать персонаж. Покажите ребенку, но не настаивайте на своем видении.

В игру можно включать дополнительные материалы. Например, нарисовать мухомор, а вместо белых точек приклеить бусинки, изобразить мишку и дополнить образ розовой ленточкой в виде бантика и т.д. Комбинируйте, как можно больше техник и стилей . Тогда ребенку не наскучит заниматься долгое время.

Отдавать ли кроху в изостудию

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Некоторые считают, что при наличии таланта у крохи просто необходимо его развивать в специальных учреждениях. Другие склоняются к мнению, что следовать канонам – губить способности, данные от природы.

Если взрослые решились отдать ребенка в кружок, то лучше заранее познакомиться с учителем. Узнайте о методиках преподавания, посмотрите на работы учеников. Поинтересуйтесь у других родителей о качестве обучения.

Ориентируйтесь на состояние малыша после урока. Если ему не понравился такой вид деятельности, не заставляйте кроху ходить на занятия. Такое отношение может спровоцировать отказ от рисования полностью и загубить талант маленького «художника».

Источник

Роль рисования в развитии ребёнка
статья по рисованию

Статья адресована воспитателям детских садов.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль рисования в развитии ребёнка.

«Рисовать надо, чтобы быть счастливым

и дарить миру добро и красоту».

Без музыкального слуха ребёнку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности ребёнку будет трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого ребёнка – в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в карты. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение. Занимаясь рисованием, дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках и высказывают суждения о работах других детей.

Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Почему же стоит рисовать?

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

Рисование становится для ребёнка увлечением, приносящим огромное удовольствие, наслаждение, поскольку даёт свободу самовыражения; когда на белом листке «оживает» город или лес, — испытываешь неподдельное удовольствие.

  • развивают усидчивость и аккуратность.

Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие рисунок – это дело не 5-ти минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;

  • Развивает мелкую моторику

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны — обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь.

  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;

Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин;

  • помогают справиться с эмоциями, делая счастливее и свободнее

Поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи; через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.

  • ориентирует на результат

В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность;

  • развивают творческий потенциал.

Создание рисунка или картины требует от ребенка экспериментирования, индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней;

  • учит видеть пропорции и глубину красок

Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность;

Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам; многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, «отключиться» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям;

  • помогают раскрыть индивидуальность.

Рисуя, ребёнок ощущает себя не «песчинкой», а творцом, личностью, что делает его увереннее в себе и благотворно сказывается на самооценке; через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.

  • приобщает к общемировой культуре

Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. А это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь.

  • Воспитывает доброту и справедливость

Рисование способствует воспитанию у детей доброты, справедливости и благородных чувств, которые возникают у них в процессе рисования, в видении образов.

Таким образом, «Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь ещё сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь ещё сильнее всё ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растёт над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту», — Вреж Киракосян.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этой статье рассказывается о том, как формируется внутренний мир ребёнка, через искусство и от чего это зависит.

Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собстве.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д.

Зачем и почему дети рисуют? Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельств.

Консультация для родителей.

конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста.

Источник

Оцените статью