Что такое академическая техника рисования

Основы академического рисунка

Сегодня статья посвящена основам академического рисунка. Эта тема столь обширна, что излагается в нескольких томах, поэтому мы начнем с общих понятий и терминов, сделав нечто вроде вводного материала.

Самое главное и первостепенное в рисунке это материалы и положение руки. Без этого можно даже не начинать.

В основном рисунок выполняется графическими материалами. То есть карандашом, углем, мелками, соусом, сангиной и так далее. Но мы с вами начнем с основы основ, то есть с карандаша. Они бывают разной мягкости. Указывается она прямо на корпусе.
Обозначение — Т или Н значит твердый, а М или В значит мягкий. Далее добавляется цифра (степень). Чтобы разобраться, вам следует попробовать порисовать каждым карандашом. Тогда вы наглядно увидите в чем разница. В практике мягкие карандаши чаще используются для набора тона, плавной штриховки и проработки теней, а твердые для изображения четких линий, проработки света и полутонов.

Переходим к бумаге. Здесь никаких заморочек не надо. Главное не берите офисную тоненькую бумагу, ничего путного не получится. Можно для тренировки не брать большие форматы. А уже после того как рука привыкнет, переходить на размеры побольше. Еще один из важных моментов, не рисуйте на бумаге, которая не прикреплена к основанию на котором расположена. Если это маленький лист, малярного скотча будет достаточно. Если формат больше 30/40 стоит пользоваться деревянными планшетами. Натягивать лист на него с помощью воды, степлера или клея. Таким образом вы обеспечиваете для себя идеальные условия. Под листом не будет воздуха и штрих будет ложиться ровно, не создавая проблем.

Читайте также:  Рисование по цифрам бабочка

Немного о положении руки. Не нужно держать карандаш так, как обычно мы держим ручку при письме. Хоть это в первое время будет казаться неудобно, но уверяю, так в ваших движениях будет больше свободы, скорость штриховки будет расти, а лист закрываться стремительнее. Положение 1 хорошо лишь тогда, когда изображение небольшое и вы прорабатываете детали. В других случаях лучше выбирать положение руки как на других представленных вариантах.


Далее рассмотрим средства выразительности. То есть точка, линия, штрих, пятно. Данные средства являются составляющими любого изображения, поэтому их углубленное изучение очень сильно влияет на качество рисунка и мастерство художника.

Линия. Она может быть любой: тонкой, толстой, прямой, искривленной, прерывистой, бледной, насыщенной и так далее. Одной только линией можно создавать невероятные работы.

Штрих. Совокупность линий, объединенных в одну форму или условный контур. Это то самое средство выразительности, которым чаще всего пользуются в академическом рисунке. Штрих тоже может быть абсолютно разным. Главное верно выбрать способ штриховки в зависимости от работы. Материальность предметов также передается с его помощью. Твердые предметы (гипс, дерево, керамическая посуда) изображается более сближенным штрихом, а мягкие (драпировки, шерсть, оперение птицы) наоборот раздельным, хаотичным, разобщенным штрихом.


Пятно.
То самое средство выразительности, без которого в вашем рисунке или живописной работе не будет цельности. Мы не можем изображать все предметы одинаковыми по тону и насыщенности. Они попросту сольются в листе в один сплошной серый цвет. Даже наше визуальное восприятие работает в стиле пятна. Мы не видим людей контурами, линиями или совокупностью линий, мы воспринимаем их как пятно. То же самое и с объектами на натюрмортах. Поэтому художник должен развивать видение тоновой разницы между объектами, чем больше различий между ними, тем реалистичнее и лучше рисунок. Пятно помогает придать объем, свет, тень, показать где в натюрморте главное, где второстепенное, разбить его на планы.

Поэтапный набор тона / пятна с помощью штриха

Следующим этапом мы рассмотрим построение самих предметов. Все они имеют свою ось, точки опоры, светотень и объём. Все это нужно уметь передать в вашем рисунке. Но, конечно же, построение первостепенно. Не стоит думать, что построить объект равно срисовать его. То, что вы успешно изобразите контур предмета не значит, что вы сможете его построить. Возьмем примитивный пример для рассмотрения.

Сначала набрасываем контур, примерное пространство, которое займут ваза и яблоко. После этого — ось. В данном случае главная ось вертикальная. На ней «держится» ваза. Если бы она (ваза) была на боку, ось исказилась бы соответственно. Далее намечаем эллипсы (объём внутри). Эта часть подразумевает изучение и понимание перспективы и ее законов, к которым мы перейдем в следующей статье. На третьем же счищаем ластиком линии построения и уточняем вазу. Вот именно после этого этапа можно приступать к работе тоном, но сегодня мы эту информацию пропустим, так как она очень обширная. Помимо перечисленных мной этапов есть еще очень много вещей, которые нужно учитывать при рисовании. Например: композиция, светотень, перспектива, тоновое отношение, плановость, ритм и так далее. Ваша задача отслеживать выход моих статей, внимательно читать, понимать и запоминать материал.

Автор: Анастасия Маркелова

Источник

Академический рисунок – от первых шагов к мастерству

В программе учебных заведений, которые готовят художников, обязательно есть такой предмет, как академический рисунок. Это умение передавать объём и фактуру предмета при помощи светотени.

Значение академического рисунка

Работы тех художников, которые обучались данной дисциплине, всегда можно отличить – они выглядят профессионально. Любители способны лишь копировать окружающую обстановку. Профессионалы имеют возможность дать волю воображению и нарисовать предмет с любого ракурса, даже не видя его перед собой.

В ходе овладения основами академического рисунка, вы научитесь художественной грамотности. В результате разовьются способности: вы уверенно будете отражать на бумаге всё задуманное. Очень важно, чтобы занятия проходили именно в классе, под руководством наставника. Имеется много нюансов в постановке предметов, создании нужного освещения, выборе лучших ракурсов.

Как грамотно составить композицию, построить рисунок, разложить по теням, в тоне же его проработать, дать фактуру – этому может научить только знающий педагог, который пользуется всеми возможностями студии: большим выбором предметов, драпировок, наличием необходимого освещения. В некоторых учебных заведениях и любительских кружках, занятия академическим рисованием сведены к минимуму. Но если в дальнейшем вам хочется создавать не какие-то абстрактные вещи «для себя», а настоящие картины – натюрморты, портреты, пейзажи – тогда нужно не пожалеть сил для постижения изобразительной грамоты.

Чему учат в ходе курса?

Во время занятий академическим рисунком, вы овладеете:

навыками компоновки предметов на листе бумаги;

умениями верно отражать пропорции;

искусством расставлять светотени и передавать фактуру предметов.

На первых занятиях вы научитесь изображать объёмные фигуры – куб, цилиндр, шар. Одновременно будете осваивать приёмы светотени. Как падает свет, где лежит самая глубокая тень, как правильно наносить штриховку – овладение этими навыками поможет вам изобразить предметы наиболее реалистично. Задачи будут становиться всё сложнее, ведь правильные геометрические фигуры в окружающей жизни не встречаются. Во главу угла встанет светотень. Без неё невозможно передать ни объём, ни фактуру предметов. Прежде на то, чтобы овладеть наукой уходили годы. Сегодня благодаря разработанным методикам преподавания, можно получить нужные знания за короткое время.

Зачастую приступить к занятиям по академическому рисунку начинающим художникам мешают мифы. Работать придётся по чёткой схеме. Никакой самодеятельности не допускается. Да, в начале вас научат рисовать самые простые геометрические фигуры. Но, овладев базовыми знаниями и навыками, вы сможете изображать окружающие предметы, создавая собственные композиции. Научиться академическому рисунку трудно, нужен талант. На самом деле нужно лишь иметь определённые знания и уметь применять их на практике.

Однако осваивать науку лучше не самостоятельно, а под руководством преподавателя. Он объяснит, покажет и поможет избежать ошибок. Учиться нужно много лет, иначе ничего не получится. Базовыми знаниями можно овладеть за короткое время. Потребуется несколько занятий для того, чтобы вы усвоили основные принципы. Сколько же времени и сил отведёте дальнейшему совершенствованию – зависит только от вас. Процесс обучения академическому рисунку скучен. Когда вы будете рисовать геометрические фигуры – придётся показать себя внимательными и вдумчивыми учениками. Чем успешнее и быстрее вы овладеете навыками – тем скорее сможете перейти к увлекательному творческому процессу.

Материалы для работы

Основными инструментами на занятиях по академическому рисунку будут простые карандаши. Чтобы правильно передавать светлые и тёмные оттенки, фактуру предметов – грифели должны иметь различную твёрдость.

Вам потребуются твёрдые карандаши (работа на свету), средней мягкости (средние тона) и мягкие (тени). Очень мягкие карандаши используют для эскизов и набросков. Также нужен будет острый нож для затачивания грифелей, 2 ластика – мягкий и более твёрдый. Планшет или доска, а ещё кнопки, чтобы закрепить бумагу. Бумагу на занятиях используют чертёжную, также начинающему художнику полезно иметь блокнот для эскизов.

Что почитать

В подспорье практическим занятиям с преподавателями, можно изучать и специальную литературу. Одна из лучших книг для начинающих художников — «Основы учебного академического рисунка» Николая Ли. В издании подробно рассмотрены теория и практические вопросы изобразительной грамоты. Даны учебные задания по академическому рисунку. Причём расположены они в последовательности – от простых к сложным.

Внимательно изучив книгу, читатель познакомится с основами композиции, получит нужные сведения о перспективе и пропорциях, постигнет основы светотени, будет иметь представление об анатомии. У него сформируются объёмно-пространственные представления, а в результате выполнения упражнений будут совершенствоваться графические навыки. Учебник принесёт пользу самым разным категориям читателей – и студентам художественных вузов, и учащимся специализированных школ, и просто любителям. Не стоит бояться приступать к занятиям по академическому рисунку. Терпение и настойчивость обязательно дадут свои результаты.

Читайте также:

*В статье использованы учебные работы студентов Школы рисунка и живописи на Татарской


Источник

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК.

Академический рисунок — это длительный, как правило, многосеансный, учебный рисунок. Цель академического рисунка — освоить основы изобразительной грамоты художником на основе конкретного объекта или предмета, соответственно уровню обучения. Задачами учебного рисунка являются освоение и отработка изобразительных приёмов и изучение разнообразных форм и признаков предметов и объектов. Академический рисунок передаёт максимально точно основные внешние характеристики изображаемых объектов с учётом освещения и окружающей объект среды.

Академический рисунок — основной учебный предмет в системе академического художественного образования. Соответственно блокам системы, он структурируется по уровням освоения мастерства художника от простого к сложному: рисование простейших плоских орнаментов и структур; рисование геометрических тел (каркасных и гипсовых); рисование натюрмортов, фрагментов интерьера; рисование гипсовых голов, их частей и производных; рисование портретов; рисование анатомических моделей и гипсовых фигур (античные скульптуры, экорше, скелет человека); рисование фигуры человека (одно- и двухфигурные композиции).
Учебный академический рисунок выполняется только с натуры, без использование дополнительных ресурсов (фотография, видео и т.д.), так как основополагающий принцип такого рисунка — изучение натуры в её неизменном, чистом, природном виде. Поэтому, в академическом рисунке не допускается проявление творческих креативных приёмов и экспериментов, а также рисования по памяти, по воображению, по представлению (только как домашние упражнения, дополняющие и развивающие классную академическую постановку).

Академический рисунок, как предмет, это структурированная, полная систематическая последовательность упражнений, учебных заданий. Каждое задание методически точно разработано и является неотъемлемой частью образовательной программы по рисунку. Для каждого учебного блока или года обучения разрабатывается своя обучающая программа. Любое нарушение систематичности, последовательности освоения звеньев программы по академическому рисунку ведёт к дестабилизации процесса и результата обучения, поэтому научиться академическому рисунку самостоятельно невозможно.
Наличие учебных задач в каждом задании по академическому рисунку задаёт критерии оценки учебного рисунка и основные способы его выполнения. Также имеет значение последовательность шагов при рисовании академического рисунка, логика ведения работы и применение набора особых приёмов рисования (академическая штриховка, тонировка и т.д.).
Академический рисунок демонстрирует аналитический, осознанный подход художника к изображаемому, базируется на законах перспективы, принципах зрительского восприятия действительности, композиции, формообразования.

Учебный академический рисунок выполняется графическими материалами (простой карандаш; уголь, сангина, сепия, соус и другие мягкие материалы; ретушный карандаш; редко — тушь и прочее). Формат академического рисунка обусловлен учебной задачей и размерами модели, может быть как стандартным, так и произвольным (вытянутый прямоугольник, квадрат), но это непременно классический четырёхугольник. Ученики художественных школ, колледжей и вузов рисуют на плотной бумаге (ватман, крафт, реже тонированная бумага или бумага для пастели, картон), натянутой на планшет.
Академический рисунок, соответственно учебной задаче и направленности, подразделяется на виды: архитектурный, конструктивный, тональный, живописный и прочие.
Академический рисунок базируется на теоретической основе — теории изобразительного искусства и методике обучения рисованию. При этом плотная связь теории с практикой в обучении рисованию особенно важна. Для получения полноценного академического художественного образования учебные занятия рисунком необходимо совмещать с уроками живописи, композиции и истории искусств. Эти фундаментальные художественные дисциплины преподаются и изучаются одновременно и дополняются смежными курсами — цветоведение и колористика, пластическая анатомия, основы дизайна и формообразования, декоративно-прикладное искусство, культурология, эстетика и другими.

Помимо изучения объекта изображения (натурная постановка, живая модель, пленэр) в обучении академическому рисунку применяют учебные пособия и макеты (поэтапные последовательные схемы рисования, примеры учебных работ, анатомические модели, анатомические атласы, рабочие тетради по перспективе с задачами, цветовой круг, цветовой шар, специальную литературу и многое другое).
Особенно важен в освоении учебного академического рисунка пример педагога: авторские методики, примеры выполненных заданий и творческие художественные рисунки, рисование вместе с учеником, поясняющие схемы, графическое объяснение на полях рисунка или отдельном листе).

Литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Костерин Н. П. “Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2002 “Воспитание в дошкольных учреждениях””. — М.: Просвещение, 1980.

3. Плахотников А. Г. “Академические основы архитектурного рисунка: учебник для студентов архитектурных, художественных вузов и учреждений дополнительного архитектурно-художественного образования” / А. Г. Плахотников. — Воронеж, 2018.
4. Гавриляченко С. А. “Композиция в учебном рисунке”.

Научно-методическое издание. -М.: СКАНРУС, 2010.
5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.— М., Просвещение, 1982.
6. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.— М., Просвещение, 1981.

Источник

Оцените статью