- Алла прима — техника живописи
- Алла прима маслом
- Алла прима акварелью
- Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику
- Что такое алла прима?
- Чем хороша техника алла прима?
- Какие недостатки техники по сырому?
- Великие картины и мастера, писавшие в алла прима
- Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима
- Как создать шедевр за 15 минут, используя технику рисования a la Prima
Алла прима — техника живописи
Алла прима (аля прима) — это техника живописи акварелью по сырому, подразумевающая законченную за один сеанс работу. Термин применим как для масляной, так и для акварельной живописи. По сути, это работа за раз.
Алла прима маслом
Что касается масла, здесь техника хороша по многим причинам. Обычно для этого материала характерна длительная работа с полотном. Это связано с различным временем высыхания разных слоев. Из-за наложения свежих мазков на уже подсохший в последствии появляются трещины. А работая Алла прима (или а-ля прима), мастер пишет лишь один слой, таким образом избегая сложности с нанесением лессировок. К тому же, из-за отсутствия огромного количества слоев работа остается свежей. Местами можно даже заметить словно подсвеченные участки. Такой эффект даёт просвечивающий через прозрачные слои краски загрунтованный холст. Кроме того, такая живая манера позволяет сделать более динамичные и экспрессивные работы. Эта техника пользовалась особенной популярностью у импрессионистов. Художники любили писать на природе, создавая в поле уже не наброски, а состоявшиеся законченные работы.
Алла прима акварелью
Если обратиться к акварели, то мы увидим как этот материал раскрывается в руках мастера совершенно в новом обличии. По сути, работая А-ля прима, художник пишет в один присест. Поскольку с акварелью это практически невозможно, картины в этой технике всегда написаны по сырому. Отсюда яркие переливающиеся разливы красок. У художника мало времени прежде, чем красочный слой высохнет, так что ему требуется уверенность и поставленная рука, чтобы рисовать акварелью по мокрому. Кроме того, необходима осторожность, так как при смешивании большого количества акварельных цветов есть риск получить не сочный оттенок, а грязь. Однако, многие мастера используют эту технику как основу для работы, позже накладывая еще несколько четких мазков уже по сухому, чтобы оттенить силуэты и нанести резкость на необходимые области работы.
Короче говоря, Алла прима — это манера живописи для высокоэффективных тунеядцев, которым сложно усидеть на месте, слой за слоем выписывая фотореалистичное полотно
Источник
Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику
На страницах своего блога я уже писала об основных техниках в живописи с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.
В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.
Натюрморт в технике Алла прима
Понять их можно, а вот полностью согласиться — вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.
Что такое алла прима?
Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.
При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.
Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.
Портрет в технике Алла прима за 2 часа
Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.
Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.
Чем хороша техника алла прима?
Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.
Пример — картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.
«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне
Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.
Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!
За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест.
Техника по сырому
Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.
А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.
А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!
К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!
Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!
Картина в быстрой технике по сырому
- Преодоление различных страхов и внутренних барьеров ( например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
- Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
- Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
- Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
- Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»
Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
О пользе арт терапии, я думаю, вы уже слышали…
Какие недостатки техники по сырому?
В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:
- Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
- Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
- Сложность работы с рельефностью картины без навыка
Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины.
Упращенные сюжеты в технике Алла прима
Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…
Помните, как в фильме «Один плюс один», где картину- мазню продали за 11, 000 евро. Хотя чему удивляться, продать можно буквально все и всем… был бы талант в этом! Почитайте статью о современных художниках…
Фрагмент из фильма « 1+1»
Великие картины и мастера, писавшие в алла прима
И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.
Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.
Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.
Живопись а ля прима на свежем воздухе
На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!
Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.
Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века. Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.
Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века , Жана Оноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века. Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.
Картины известных мастеров в технике алла прима
Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима
А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна . Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.
Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :
- Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
- Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
- Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
- Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;
А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.
А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓
Видео на десерт: идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник
Как создать шедевр за 15 минут, используя технику рисования a la Prima
Существуют разные техники выполнения акварельных работ. В зависимости от степени влажности бумаги можно выделить такие акварельные техники, как работа «по-мокрому» (английская акварель) и работа «по-сухому» (итальянская акварель).
Техника a la Prima («а-ля прима») – это разновидность техники «по-мокрому», позволяющая выполнить всю картину за один сеанс (отсюда название техники). Художник, использующий данную технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в отличие от более традиционного метода рисования, предусматривающего нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет. Овладение такой техникой очень полезно начинающим художникам, так как она часто применяется для создания предварительных набросков будущих картин. Примером картин, написанных в этой технике, служат этюды И. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета». Основоположником данной техники принято считать Франса Халса. Ван Гог как-то сказал, что у Франса Халса «не меньше двадцати семи оттенков чёрного».
Попробуйте и вы создать шедевр за 15 минут, используя технику a la Prima.
Вам потребуются: акварельная краска чёрного цвета, гуашь белого цвета, две кисти – круглая и плоская, мягкий карандаш, плотный лист бумаги формата A4, банка с водой, палитра, салфетки. Необходимо всё подготовить до начала работы над картиной.
1. На плотном листе бумаги мягким карандашом рисуем эскиз будущей картины. Пусть это будет заснеженный лес возле реки.
2. Смачиваем бумагу под струёй воды с двух сторон, даём воде стечь с бумаги, и кладём мокрую бумагу на горизонтальную гладкую не впитывающую воду поверхность. Это может быть стеклянный стол или накрытый клеёнкой деревянный стол.
3. Большой круглой кистью наносим серую краску, подготовленную предварительно на палитре, на всю поверхность бумаги горизонтальными мазками. Берите серый тон немного темнее, чем вам хочется видеть в окончательном варианте, так как акварельные краски после высыхания светлеют.
4. Сухой салфеткой, обернутой вокруг пальца или свернутой конусом, стираем серый цвет до проявления белой бумаги в тех местах, где будет снег и светлые пятна от солнца. Если стёрлось лишнее, то фон можно сразу восстановить с помощью уже использованной кисти.
5. Плоской кистью с чёрной краской прорисовываем стволы деревьев без снега, ветки, и слегка акцентируем рельеф местности и излучину реки.
6. Серой краской обрисовываем контур «снега» в тех местах, где он сливается с фоном так, чтобы контраст белого и серого был заметнее. При рисовании серым цветом мазки по поверхности реки должны быть горизонтальными, по подъему берега с тем наклоном, который присутствует в рельефе, фон вокруг деревьев рисуем вертикальными мазками.
7. Разводим водой на палитре белую гуашь в небольшом количестве и брызгаем ею с кисточки на картину так, чтобы получились снежинки. Можно предварительно попробовать как получаются брызги на любой горизонтальной поверхности. Ваша картина за один сеанс готова.
8. После полного высыхания красок картину надо подписать и положить на ночь под пресс для распрямления, так как при высыхании бумага становится неровной.
Если вас смущает слово «шедевр» применительно к вашей работе, то используйте его раннее значение, а именно: «лучший образец изделия, изготовленного ремесленником (подмастерьем) на собственные средства». Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером.
Узнали что-то новое, понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях и пишите комментарии.
Источник