Инсталляция (в искусстве)
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов.
Инсталляция широко распространена в постмодернистской культуре, берет свои истоки из авангарда начала ХХ столетия. Ее основоположниками были Марсель Дюшан и сюрреалисты. Художники разных направлений создавали инсталляции, среди них можно назвать: Роберта Раушенберга, Джима Дайна, Илью Кабакова, Йозефа Бойса, Янниса Кунеллиса и многих других. Главная цель инсталляции — создание в определенном объеме особого художественно-смыслового пространства, построенного на неординарном сочетании тривиальных вещей, выявляющего в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия. Вещь, освобождаясь от своего утилитаризма, приобретает символический характер, а преобразованная среда и смена контекстов придают пространству иную смысловую нагрузку и значимость. Развитие научно-технического прогресса, возможности видеотехники, компьютерные технологии помогли развиться новым видам инсталляций, в том числе видеоинсталляции.
Виды инсталляций
- Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.
- Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.
Мастера инсталляции
- Йозеф Бойс
- Роберт Раушенберг
- Джозеф Кошут
- Валерий Кошляков
- Эдвард Кинхольц
- Илья Кабаков
- Массимо Таккон (Massimo Taccon)
- Владимир Тарасов
- Чэнь Чжэнь
- Вэльа, Элизабета Вешбицка[1]
- Spencer Tunick
- Barbara Kruger
- Lee Bul
- Junichi Kakizaki
- Misha Kuball
- Diller + Scofidio
- Christo et Jeanne-Claude
- Anish Kapoor
- Wim Delvoye
- Gary Hill
- Vanessa Beecroft
- Wolf Vostell
- Ange Leccia
- Norman Dilworth
- Ruediger John
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Инсталляция (в искусстве)» в других словарях:
ИНСТАЛЛЯЦИЯ — Процесс установки программного продукта на конкретную машину, для конкретного пользователя. Инсталляция проводится с помощью специальной программы поставляемой разработчиком. Инсталляция в искусстве пространственная композиция, созданная… … Словарь бизнес-терминов
ИНСТАЛЛЯЦИЯ — и; ж. [от англ. installation установка]. 1. Иск. В современном искусстве: произведение, созданное из различных материалов, изделий, предметов в виде какой л. композиции, по особому организующей пространство. 2. чего. Информ. Установка какой л.… … Энциклопедический словарь
инсталляция — I ж. 1. Установка программного обеспечения на жёсткий диск компьютера. 2. Подключение к компьютеру аппаратного устройства или сетевого оборудования. II ж. Композиция из простого, недолговечного, бедного материала: натуральных бетонных или… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
инсталляция — в искусстве (англ. installation – установка), термин для обозначения произведений авангардного искусства, представляющих собой ассамбляж или конструкцию, которая может состоять из нескольких частей и рассчитана на размещение в определённом… … Художественная энциклопедия
инсталляция — (1 ж), Р., Д., Пр. инсталля/ции; мн. инсталля/ции, Р. инсталля/ций (в искусстве) … Орфографический словарь русского языка
инсталляция — и; (от англ. installation установка); ж. 1) иск. В современном искусстве: произведение, созданное из различных материалов, изделий, предметов в виде какой л. композиции, по особому организующей пространство. 2) чего информ. Установка какой л.… … Словарь многих выражений
ФУТУРИЗМ — (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии
ПГ (художественная группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. ПГ. Группа «ПГ» творческое объединение, образовалась в 2000 году. В нее входило и с ней сотрудничало множество художников, музыкантов и литераторов. В настоящий момент в группу входят Илья… … Википедия
Группа ПГ — Группа «ПГ» творческое объединение, образовалась в 2000 году. В нее входило и с ней сотрудничало множество художников, музыкантов и литераторов. Объединение издавало журнал своего имени, участвовало во многих выставках, в том числе и в известных … Википедия
Сюй Чжэнь — Дата рождения: 1977 год(1977) Место рождения: Шанхай, Китай Жанр: живопись, скульптура … Википедия
Источник
Инсталляция: что это
Гид по искусству инсталляции
Гид по искусству инсталляции
В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.
Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:
1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей
Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.
2. Инсталляция — это соединение различных искусств
Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.
3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем
Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.
4. Инсталляция должна находиться в музее
Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».
При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.
5. Инсталляция — это не скульптура
Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.
6. Инсталляция мало живет и почти не хранится
Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.
7. Инсталляция — магическое искусство
Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»
Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.
Источник
Инсталляция — что это?
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. (Википедия)
Когда мы видим примеры инсталляции, то создается впечатление, что они состоят из различных предметов, не связанных друг с другом. Например, большая куча “мусора”, которая выглядит как цветок. Или на красной скатерти большого длинного стола, где представлены 13 тарелок (Тайной вечери) и вместо приборов серп и молот. Предметы разные, но они становятся либо символичными, либо частью большой идеи.
Композицию можно составить абсолютно из любых предметов. Полный полет фантазии творца. Этот вид искусства говорит о том, что само искусство есть во всем: в мелочах или больших предметах, в бытовых, в промышленных и тд. Обычно инсталляцию используют творцы, которые хотят донести свою мысль своим зрителям. Идеи могут касаться не только чего-то глобального, но и обычных бытовых вещей. Например, смена эпох или развитие технологий. Также, много инсталляций на популярные темы: любовь, дружба, люди, отношения.
Как видите рисовать можно не только карандашом, но и любыми материалами, которые попадаются нам под руку. Можно создавать скульптуры из проволоки, бумаги, деталей старого телевизора, из ламп, да чего угодно, главное учиться самовыражаться.
Источник
Инсталляция — современное искусство эффектных трехмерных композиций
Инсталляция (от английского installation — «установка») — это форма современного изобразительного искусства в виде пространственной композиции, созданной из различных материалов и объединенной общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора.
Инсталляция часто бывает шокирующей и вызывающей. Эта форма искусства в отличие от традиционной живописи и скульптуры является трехмерной и предназначена для преобразования восприятия пространства зрителем.
Виды и особенности инсталляции
Инсталляция включает в себя огромное количество способов художественного самовыражения. В зависимости от типа воздействия на человека инсталляции можно разделить на несколько основных видов:
- Обычные. Так же, как и объемная скульптура, предназначены для осмотра с разных сторон, но для их создания художник может использовать любые доступные материалы.
- Интерактивные. Рассчитаны на активное участие зрителя в процессе рождения произведения искусства. Такие инсталляции часто основаны на компьютерных технологиях, которые реагируют на действия человека. Причем каждый наблюдатель переживает собственные уникальные ощущения.
- Виртуальные. Создаются с помощью специального программного обеспечения. Рассматривая такую инсталляцию, зритель перемещается в виртуальный мир, совершает в нем увлекательные прогулки и на короткое время утрачивает чувство реальности.
- Видеоинсталляции. Демонстрируются на экранах, расположенных в самых необычных местах. Для эффектной презентации своего произведения художник создает особое пространство вокруг зрителя.
Уникальная особенность инсталляции заключается в ее привязке к определенному месту. Ценные художественные проекты нельзя просто переместить на другое место, как картину или скульптуру. Ими можно любоваться в галерее или на выставке в течение ограниченного промежутка времени. Исключение составляют только наружные инсталляции, которые были специально сделаны для установки на площадях и улицах городов.
По завершении мероприятия инсталляцию чаще всего безвозвратно демонтируют. Ее образ остается в памяти людей в фотографиях и на видео. Художники обычно предпочитают сделать новую инсталляцию вместо того, чтобы воссоздавать на новом месте уже знакомое зрителям произведение искусства.
История инсталляции
История инсталляции берет свое начало в 60-е годы ХХ века, хотя предпосылки для зарождения новой формы искусства появились еще во времена дадаизма. Гениальный Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) уже в 1910-х в поисках новых средств художественного самовыражения изобрел оригинальную технику ready-made. Он первым рискнул предложить широкой публике произведения искусства, изготовленные из простых утилитарных вещей. Характерными примерами таких работ могут быть «Фонтан» и «Велосипедное колесо».
Огромную роль в появлении инсталляции сыграл концептуализм. Сторонники концептуального искусства призывали художников создавать свои произведения не из традиционных материалов, а из любых доступных предметов. Для реализации таких идей идеально подошли художественные трехмерные композиции — инсталляции.
Серединой 1960-х датируются первые известные работы признанных мастеров инсталляции:
- Джозефа Кошута (Joseph Kosuth);
- Йозефа Бойса (Joseph Beuys);
- Эдварда Кинхольца (Edward Kienholz).
В эпоху массового отказа от традиционных ценностей в искусстве публика восторженно приняла инсталляцию. С 70-х годов ХХ века эта форма современного искусства приобретает большую популярность на Западе. В СССР огромный вклад в ее развитие внес знаменитый художник Илья Кабаков, который в 1989 году перебрался в Берлин и приобрел всемирную славу.
В 1990-х с развитием компьютерных технологий появилось множество видеоинсталляций, а в XXI веке публика впервые увидела виртуальные трехмерные композиции. Сегодня инсталляция по праву считается одним из лидеров современного искусства. Ежегодно в разных уголках Земли художники создают тысячи новых произведений, а количество желающих посетить выставки известных мастеров исчисляется десятками миллионов.
На портале Very Important Lot ценители всех видов и жанров искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата, включая скульптурные композиции. Сайт также дарит всем посетителям прекрасную возможность напрямую купить картины и заказать инсталляции у современных художников.
Источник