- Пластилинография для детей: виды, цели и задачи, шаблоны
- Что такое пластилинография
- Цели и задачи
- 2-3 года
- 4-6 лет
- 7-8 лет
- Виды пластилинографии
- Приемы и способы пластилинографии
- Шаблоны для пластилинографии
- Польза
- Рекомендации
- Заключение
- Пластилинография для детей — творчество и развитие
- Польза пластилиновой живописи
- Цели и задачи пластилинографии
- Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)
- Скачать шаблоны для лепки
- Задачи для старшего возраста (6-7 лет)
- Общие рекомендации, материалы для работы
- Видео — урок по лепке
- Приёмы и способы пластилинографии
- Рисование мазками
- Рисование шариками из пластилина
- Расплющивание по основе скатанных шариков
- Размазывание на большой поверхности
- Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
- Скатывание пластилиновых колбасок
- Выдавливание пластилина из шприца
- На заметку
- Книги по лепке из пластилина
Пластилинография для детей: виды, цели и задачи, шаблоны
Пластилинография – это одна из нетрадиционных техник изобразительного искусства, которую используют не только в качестве средства развития мелкой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и как метод коррекции психоэмоционального состояния детей и взрослых. Для занятий пластилинографией нужно иметь базовые знания в области педагогики, психологи и арт-терапевтических техник.
В статье я расскажу о данной технике и особенностях ее применения.
Что такое пластилинография
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций. Но в то же время данное направление творческой деятельности можно отнести к рисованию, так как в результате получается картина из пластилина.
Данная техника появилась сравнительно недавно. Сегодня пластилинография активно используется в детском саду. Для занятий понадобятся:
- пластилин;
- медицинский или кондитерский шприц;
- специальные дощечки для лепки;
- основа для картины из плотного картона, ДВП или фанеры;
- специальные трафареты и шаблоны для пластилинографии;
- скалки, стеки и ножницы;
- пуговицы, бусинки, пайетки;
- ракушки, скорлупки орехов, шишки, веточки, галька;
- крупа, зерно, яичная скорлупа;
- влажные салфетки.
Цели и задачи
В соответствии с требованиями ФГОС, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.
2-3 года
Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.
Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.
Важно помнить, что для достижения поставленной цели педагог должен озвучить цель деятельности и поддерживать у детей интерес к ней на протяжении всего занятия с помощью игровых методов и приемов.
Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:
- формирование у детей раннего возраста усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
- формирование умения выполнять работу по образцу;
- формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;
- формирование умения оценить свою работу или работу товарища;
- развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- обучение базовым приемам лепки;
- обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
- создание условий для развития воображения и творческой самореализации.
4-6 лет
Начиная с 3-4 лет, пластилинография позволяет детям совершенствовать навыки лепки. Для успешного решения этой задачи педагогу необходимо сформировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительному искусству.
В старшей группе пластилинография для многих детей становится любимым занятием. В период с 4 до 6 лет в процессе создания картины из пластилина решаются следующие психолого-педагогические задачи:
- обучение соблюдению границ рисунка;
- формирование базового запаса знаний о свойствах пластилина;
- обучение правилам использования в лепке декоративных материалов (бусин, пайеток, веточек, ракушек, ниток);
- закрепление представлений о сенсорных эталонах;
- развитие координации действий правой и левой руки;
- совершенствование глазомера;
- стимулирование творческой активности дошкольника;
- развитие эстетического вкуса и навыков создания гармоничной композиции;
- развитие коммуникативных навыков;
- подготовка руки к овладению письмом;
- развитие аккуратности, старательности, терпения.
Начиная с 5-6 лет, на занятиях по пластилинографии можно использовать шаблоны для формирования у детей умения превращать плоскую фигуру в объемную. А для детей 6-7 лет становится доступным самостоятельное изготовление шаблона для дальнейшей работы с ним в технике пластилинографии.
7-8 лет
Целью пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является обучение их сложным приемам лепки. В возрасте 4-5 лет они научились базовым действиям: катать колбаски и шарики, а на данном этапе детей учат техникам пластилинографии, необходимым для создания полноценной композиции: выдавливание пластилина из шприца, размазывание, скручивание.
Техника пластилинографии в работе с детьми 7-8 лет предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:
- создать условия для развития наглядно-образного мышления;
- развитие креативности и инициативности;
- формирование умения выразить в картине собственный замысел;
- формирование умения самостоятельно подобрать цветовую гамму и дополнительные декоративные элементы для создания композиции;
- формирование умения сочетать в работе несколько приемов лепки;
- расширение активного словаря;
- формирование коммуникативных навыков.
Как правило, младшие школьники, выполняя картинку в технике пластилинографии, предпочитают работать с шаблоном индивидуально. Детям 7-8 лет в большинстве случаев уже не надо давать пошаговую инструкцию для выполнения работы. Они способны самостоятельно с помощью трафаретов для пластилинографии создать шедевр на заданную тему.
Виды пластилинографии
Самыми интересными видами пластилинографии являются:
- Прямая пластилинография, которая подходит для занятий с малышами. Эта техника предполагает, что рисунок создается на небольшом листе картона. Сначала изготавливаются базовые элементы из пластилина (шарики, колбаски), а затем их располагают на картоне и слегка придавливают. Как правило, композиция строится из крупных деталей, в ней используют 2-3 цвета пластилина, не смешивая их между собой. Если использовать эту технику при работе с детьми 4-6 лет, можно сначала предложить им создать из пластилина фон для будущей картины. Для этого небольшие кусочки пластилина дети пальцами размазывают по всей поверхности листа. Затем на этот фоновый слой пластилина крепятся все детали композиции.
- Многослойная пластилинография. Эта техника предполагает создание рисунка с помощью нанесения на лист картона нескольких слоев пластилина. Такая техника подходит для детей подготовительной группы детского сада.
- Витражная пластилинография. В качестве основы в данном случае используют стекло или прозрачный пластик. На прозрачном материале рисуют маркером все детали композиции, а затем заполняют их пластилином.
- Модульная пластилинография, которая сочетает в себе все приемы лепки. В результате модульного творчества получается картина из спиралек, шариков, лепешек, колбасок, косичек, цилиндров.
- Мозаичная пластилинография. Эта разновидность предполагает составление композиции из мелких шариков пластилина. Считается, что такой вид пластилинографии лучше всего готовит руку дошкольника к письму, поэтому работы в этой технике часто выполняют в подготовительной группе в ДОУ.
- Контурная пластилинография. Эта техника может воплощаться как на картине, так и на шаблоне. Для детей 3-4 лет для такого рекомендуется использовать шаблон, чтобы научить их из жгутиков выкладывать фигуру по контуру, постепенно заполняя ее пластилином.
- Второй вариант контурной пластилинографии – это рисование с помощью шприца по контуру. Для этого в медицинский или кондитерский шприц помещают брусок пластилина. Для размягчения бруска шприц на некоторое время нужно подержать в горячей воде.
- Фактурная пластилинография – это создание объемных композиций. Для успешного выполнения работ в этой технике понадобится специальный валик с тем изображением, которое хочется вылепить.
Приемы и способы пластилинографии
Приемы и способы работы с пластилином для детей разных возрастных групп будут различными. При систематических занятиях дети за 2-3 года обучения осваивают следующие способы и приемы работы:
- Заглаживание – способ выравнивания базового слоя пластилина на картоне. Этот слой в картине будет являться фоном. Поверх него будут располагаться все элементы композиции. Чтобы фон получился ровным, пальцы смачивают в воде и заглаживают все неровности.
- Налепливание – это основной способ нанесения пластилина на шаблон.
- Размазывание – самый примитивный способ создания картины. Его используют не только младшие школьники, но и дети в возрасте 2-3 лет.
- Смешение – способ получения разных оттенков из двух цветов пластилина. В младшей группе ДОУ дети получают оттенок, тщательно разминая два куска пластилина разного цвета. В старшей и подготовительной группах дети учатся добиваться плавного градиента, присоединяя к пластилину одного цвета тонкие полоски пластилина другого цвета.
- Раскатывание – прием пластилинографии, в результате которого из кусочка пластилина получается длинная тонкая колбаска. Раскатывать пластилин можно между ладонями или на ровной поверхности стола.
- Отщипывание. От длинной колбаски отщипываются небольшие кусочки пластилина.
- Прищипывание – в пластилинографии это способ соединения мелких деталей.
- Придавливание и примазывание – приемы в пластилинографии, которые используются для соединения компонентов картины в одно целое.
- Оттягивание. Прием применяется в тех случаях, когда нужно придать заготовке заостренную форму.
- Формирование шарика. Кусочек пластилина катают в ладонях или между пальцами, придавая ему округлую форму.
- Сплющивание – это прием, позволяющий превратить шарик или колбаску в плоскую фигуру.
- Процарапывание – этот прием пластилинографии позволяет придать дополнительный объем тому или иному элементу композиции. С помощью палочки можно, к примеру, процарапать шерсть лисичке, прорисовать кору дерева.
Шаблоны для пластилинографии
Шаблоны для пластилинографии значительно облегчают организацию занятий с малышами. Детям в возрасте 2-3 лет еще сложно самостоятельно придумать сюжет для картины или создать композицию на заданную тему.
В качестве шаблона выступает силуэт того или иного предмета, который дети будут декорировать пластилином. Кроме того, использование одинаковых шаблонов предполагает изначальное равенство детей: не будет споров из-за того, что у кого-то поделка больше по размеру, а у кого-то меньше.
Детские работы, выполненные на шаблоне, в результате получаются одинаковые по размеру, но разные по наполнению. К примеру, если темой занятия будет «Новый год», детям можно раздать шаблоны в виде елочных шариков. Каждый украсит этот шарик пластилином так, как ему хочется. В дальнейшем можно будет нарисовать на ватмане елку и прикрепить на нее детские работы в технике пластилинографии.
Польза
Не случайно занятия пластилинографией широко используются в ДОУ и студиях детского развития. Польза от таких занятий заключается в комплексном развитии психических процессов:
- малыш усваивает сенсорные эталоны;
- у детей развивается познавательный интерес;
- расширяется кругозор дошкольников;
- совершенствуется мелкая моторика;
- малыш осваивает правила работы с различными инструментами и пластичным материалом;
- стимулируются речевые центры;
- у детей развивается наблюдательность;
- на занятиях создаются условия для развития воображения и творческой самореализации детей.
Рекомендации
Я советую родителям творить вместе с детьми. Совместные занятия пластилинографией гармонизируют детско-родительские отношения, позволяют сделать семейный досуг разнообразнее.
Такие занятия также полезны детям с ЗПР. В игровой форме они позволяют решать задачи коррекции работы нервной системы и мозга. Если приучать ребенка самостоятельно готовить рабочее место и прибираться на столе после завершения работы, то с помощью пластилинографии можно развивать такие качества у детей, как аккуратность, последовательность, трудолюбие.
Заключение
Пластилинография – интересный вид досуговой деятельности. Если у кого-то нет возможности посещать занятия в студии, можно заняться созданием картины из пластилина дома. Все необходимые материалы и инструменты можно приобрести в магазине.
Занятия пластилинографией облегчают адаптацию малышей к детскому саду, помогают справиться с тревожностью. Процесс создания картины с помощью пластилина позволяет каждому почувствовать себя художником, поверить в себя и свои силы. Для многих людей пластилинография стала любимым занятием.
Источник
Пластилинография для детей — творчество и развитие
Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.
Польза пластилиновой живописи
Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.
При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.
На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.
Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.
Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.
Занятия можно начинать с двух — трёх лет, обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.
Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии «Открытка с пингвиненком». Для детей старше 5 лет, с мамой 3+. http://artplastilin.ru/intro/
Цели и задачи пластилинографии
Цель пластилинографии — развитие творческих и художественных способностей детей.
Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)
Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.
Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:
- заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
- ознакомить с новым занятием — пластилиновой живописью;
- получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
- развитие чувства формы, цвета, композиции;
- тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
- воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.
Начать заниматься могут дети 2-х — 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м — 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.
Скачать шаблоны для лепки
Задачи для старшего возраста (6-7 лет)
Возраст шесть — семь лет — переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.
Особенностями детей шести — семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно — образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.
Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:
- изучение новых видов — пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
- развитие инициативности, способностей к творчеству;
- получение навыков использования различных подручных средств;
- развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
- обучение новым способам — барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» — изготовление рамок, альбомов и т. п.
Лепка из пластилина для детей поэтапно
Пластилинография на тему Осень
Пластилинография на тему зима
Общие рекомендации, материалы для работы
Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:
- нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
- затем перенести маркером рисунок на основу;
- выполнить работу в пластилине;
- оформить итог работы — сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.
Преимущества пластилиновой живописи:
- несложная в работе техника;
- снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
- тренирует мелкую моторику;
- легко исправлять ошибки, и вносить изменения.
В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.
Темы для работ должны быть знакомы детям — это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).
- использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
- основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
- приготовить рабочее место для творчества — доску или клеёнку, влажную салфетку;
- до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
- после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом — мыть с мылом;
- делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
- покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.
Материалы для пластилинографии:
- пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
- основа (картон, пластик, стекло);
- технические средства (стеки — специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
- декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы — жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
- шприц медицинский или кондитерский;
- влажная салфетка вытирать руки;
- доска для раскатывания колбасок и шариков.
Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.
Видео — урок по лепке
Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/
Приёмы и способы пластилинографии
Рисование мазками
Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.
Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).
Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
Расплющивание по основе скатанных шариков
Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.
Выдавливание пластилина из шприца
Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.
Виды пластилиновой живописи.
- Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
- Обратная (витражная). Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности — стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
- Модульная. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
- Мозаичная. В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
- Контурная. Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
- Многослойная. В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
- Фактурная. В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида — барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).
На заметку
Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.
Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.
Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.
Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.
Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.
Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.
Книги по лепке из пластилина
Мне нравятся книжечки Ольги Московка с поэтапными мастер-классами по лепке. Для детей от 2 лет и старше. Очень рекомендую!
Источник