Рисование красками
Каждого из нас интересует, как рисовать красиво. И для этого мы пользуемся различными инструментами, материалами и техниками. Однако взрослым людям это делать намного легче, чем детям.
Но в отличие от взрослого, детское рисование имеет свои уникальные особенности, которые меняются с возрастом.
Так в младшем возрасте дети используют свои пальчики как основной инструмент для работы, а в старшем возрасте могут прекрасно поработать карандашами, сангиной или маслом.
Но среди всех видов художественной живописи рисование красками – это наиболее важная составляющая в развитии творческих способностей детей.
Именно краски привносят в детский мир самые яркие впечатления, а работа с ними влияет на становление ребенка как художника.
И такие занятия по рисованию, как уроки с пальчиковыми красками, раскрасками, акварелью, гуашью, маслом или акрилом позволяют развивать ребенка с самого раннего возраста до конца школьной поры.
Поэтому родители должны не только рассмотреть особенности живописи разными красками, но и помочь детям освоиться с ними.
Занятия по рисованию пальчиковыми красками
Самые первые краски для самых маленьких деток – это пальчиковые краски. Почему именно они?
А потому, что с самого раннего возраста детские пальчики становятся главными помощниками в исследовании мира вокруг.
И работать они могут именно с этими тактильными инструментами, нанося на них художественный материал.
Но какого-либо формата в работе с пальчиковыми красками нет, дети могут и самостоятельно управляться с ними, создавая рисунки-каракули.
Однако некоторые особенности работы с ними все же стоит отметить:
- Для работы с красками нужно большое полотно, поскольку маленькие дети не ощущают границ и могут выходить за них;
- Приступать к рисованию детям нужно только в хорошем настроении, иначе маленький художник может и отказаться участвовать в творческом процессе;
- На первых занятиях уделить внимание стоит только одному цвету краски, например, в первый день познакомить с желтым, на второй с красным, а на третий с зеленым оттенком. И лишь спустя время разрешать смешивать цвета;
- Первые уроки проводить по длительности не более 5 минут, постепенно увеличивая время творческой игры, но не выходя за рамки получаса;
- Показывать детишкам, что рисовать можно не только точки, но и линии при помощи подушечек пальцев.
А когда ребенок немного подрастет, то можно начинать с ним переходить от каракулей к таким приемам работы, как:
- Дооформление нарисованных сюжетов. К примеру, нарисованы машинки без колес и задача ребенка пальчиками дорисовать колеса, или же нарисованы вазы без цветов и нужно их дорисовать;
- Пальчиковый рисунок в трафарете – раскрашивание пальчиками трафаретной картинки, например, животных;
- Рисунки ладошкой – задействовать в создании рисунков не только кончики пальцев, но и ладошку целиком.
Также можно начать пробовать пользоваться детскими раскрасками, а позже перейти к их раскрашиванию карандашами и кисточкой с акварельными красками.
Раскрашиваем детские раскраски красками
Детские раскраски – это первые картинки, на которых любой малыш может пробовать рисовать. И начиная с 2-3 или 3-4х лет, как только у ребенка окрепнет рука, и он сможет держать кисточку, то родителям стоит предложить ему данный вид творчества.
Но что собой представляет раскраска, какую пользу она несет, и какой вид нужно выбирать для рисования красками?
Раскраска – это книжка, страница, тетрадка или другой предмет, с контурными рисунками. Изображения внутри контура белые и задача ребенка – превратить их в цветные.
Вот почему основная польза для детей при использовании раскрасок – это знакомство с цветами. Но помимо этого такое раскрашивание помогает ребенку в следующем:
- Узнавать формы предметов;
- Осваивать заливку элементов;
- Тренировать работу с кистью;
- Получать информацию об окружающем мире;
- Концентрировать внимание на изображении;
- Вырабатывать цветоощущение;
- Развивать воображение.
И в целом благодаря раскраскам маленькие дети начинают приобщаться к искусству живописи.
Рисовать же красками на картинках с контурами просто. Но родителям главное правильно выбрать раскраски. И выбор будет зависеть от следующих моментов, которые важны для детей:
- Крупные детали – детям младшего дошкольного возраста сложно тренироваться в раскрашивании мелких изображений, им предпочтительнее раскрашивать крупные. Но с возрастом будет целесообразно детали уменьшать, чтобы улучшать художественные способности;
- Широкий контур – стоит выбирать яркую и толстую контурную линию, тогда ребенку будет не сложно скрыть свои погрешности при раскрашивании неумелой ручкой;
- Плавность очертаний – кисточкой с красками проще повторять не сложные изгибы;
- Узнаваемые образы – детям легче раскрашивать сюжеты и персонажей, которые им интересны. Так, мальчики любят машинки, а девочки любят фей, поэтому и подбирать образы стоит исходя из детских предпочтений;
- Плотность основы – рисовать красками можно лишь на поверхности, которая не размокает, поэтому, например, нужно выбирать раскраску на плотной бумаге.
Соблюдая эти моменты, дети с ноля смогут научиться раскрашивать под присмотром взрослых.
Кроме того родители могут не только покупать нужные для работы с красками раскраски, но и создать их самостоятельно, нарисовав на плотной бумаге контурный рисунок.
А сделать это очень просто, достаточно посмотреть пару сюжетов на видео:
Уроки рисования акварелью
После тренировок на раскрасках на первый план занятий в живописи для детей выходит – рисование акварелью.
Акварель – это нежная воздушная краска на водной основе, при работе с которой получаются красивые рисунки благодаря легкому смешению цветов.
Узнать, как рисовать акварелью, совсем не сложно, но главное для начинающих обучение детей стараться изображать следующие три типа простых рисунков:
- Круг и все круглые предметы, ведь круглая форма очень проста, ей можно задать один цвет и придать потом тональность в виде теней. Мячики, шарики, различные фрукты и ягодки прекрасно подойдут для тренировки;
- Цветы – изображение цветущих растений позволяет детям учиться смешивать краски между собой. Розы, тюльпаны и цветы из сада, собранные вместе, травянистые и луговые цветы, такие как подсолнухи и клевер в букете позволяют детям этому научиться;
- Части пейзажа – рисовать элементы природы детям намного проще поначалу, чем сюжет целиком. Поэтому тренируясь на отдельных предметах, например, изображениях деревьев, дети постепенно улучшают технику владения кистью.
Затем уроки рисования акварелью усложняются, родители добавляют в обучение акварельные техники. Узнать о них можно в статье «Рисование со школьниками».
И слегка освоив техники далее рисуем акварелью пейзаж. Поэтапно простой урок рисования будет выглядеть так:
- Берем акварельную бумагу и кисти разного размера, начиная от толстых для заливки и заканчивая тонкими для прорисовки деталей, карандаш и ластик;
- Решаем с ребенком какие цвета для пейзажа задействуем;
- Помогаем ребенку создать легкий набросок основных объектов карандашом. Все детали прорисовывать не надо, их ребенок может добавить позже;
- Просим ребенка создать основной цветовой фон, закрасив цветами небосвод, землю и растительный мир;
- Далее ребенок добавляет детали в рисунок, как самостоятельно придуманные, так и под руководством родителей. Например, в пейзаже на тему «Осень» дети могут добавить яркие красочные листья и плоды, оттенить облака на небе и изобразить капли дождя;
- Поправляем недочеты и пейзаж готов!
Все совсем не сложно, главное создавать картину пошагово и не бояться пробовать рисовать.
А примеры выполнения различных акварельных работ можно освоить по следующим мастер-классам:
Кроме того стоит отметить, что научиться рисовать акварелью можно не только по классической методике, но и по нетрадиционной, такой как правополушарное рисование и в технике школы Сергея Андрияки.
Уроки рисования гуашью
Гуашь – это вторая по популярности краска для рисования с ребенком. Она густая, насыщенная и яркого цвета, что позволяет детям создавать сочные рисунки.
Как фруктовый натюрморт, так и природный пейзаж благодаря этой краске оживают на глазах. Вот почему детей так привлекает писать картины данной краской.
Помимо этого рисунки гуашью можно выполнять и в пальчиковой технике, и штамповкой, и используя различные другие методики. О них можно узнать из статей «Рисование со школьниками» и «Разные виды рисования».
Но чтобы дети поняли особенности работы с этой краской, стоит почаще проводить уроки рисования гуашью.
Особенно полезны уроки, посвященные тем темам, которые дети видят вживую. Это могут быть такие пейзажи, как:
- Летний или морской;
- Осенний;
- Зимний или горный;
- Весенний;
- Городской.
Или же натюрморты с цветами, фруктами, овощами и другими неодушевленными предметами.
Но помимо них детям очень нравится анималистика. Ребенок на занятии может изобразить как домашнее животное, так и дикое, птицу или насекомое.
И выполнить такой рисунок они могут в виде срисовки с картинки, фотографии или по памяти. Сделать это легко, а пример пошагового выполнения можно посмотреть в следующих видеоуроках:
Но, возвращаясь от анималистики к основам рисования гуашью, все же стоит выделить некоторые моменты работы с ней на примере полезного урока.
Полезный мастер-класс по рисованию гуашью
Чтобы начать работать с гуашью детям много не потребуется. Все что нужно будет – это набор гуаши от 6 до 12 цветов, средняя по плотности бумага, несколько кистей разной ширины, палитра и емкость для воды.
Можно добавить еще и такой инструмент как карандаш для создания эскиза, чтобы рисунок не нужно было исправлять.
Но это не всегда необходимо потому, что плотность гуаши позволяет перекрывать мазками любые ошибки.
Начать работу с гуашью нужно с выбора тематики. Одна из любимых у детей – это зимний пейзаж. И именно поэтому с мастер-класса, посвященного зиме, и стоит начать.
Пошагово нарисуем холодный фиолетовый пейзаж следующим образом:
- Возьмем лист бумаги и положим его вертикально;
- Карандашом нарисуем эскиз, пометив линию горизонта и сугробы;
- Смешаем фиолетовую краску на палитре с белой в разных пропорциях, получим четыре фиолетовых оттенка. Это поможет детям не только художественно работать с красками, но и подготовиться к такой технике, как градиент;
- Раскрасим небо в самый темный оттенок широкими мазками слева направо, затем раскрасим сугробы, переходя от одного оттенка к другому, выполнив технику градиент;
- Добавим широкий белый мазок на один из сугробов;
- Возьмем менее широкие кисточки и нанесем светло-фиолетовым оттенком небольшие изображения домов, деревьев и кустиков в месте слияния верхнего сугроба и горизонта;
- Покроем крыши домов белой краской и пририсуем дым, также добавим белый на деревья и кусты. Дети, нанося эти мазки, тренируют руку в работе с гуашью;
- Нарисуем на небе луну и свет вокруг нее тонкими штрихами. Нанесение тонких линий тренирует способность рисовать очень мелкие детали;
- На переднем плане изобразим извилистыми линиями темный куст;
- Добавим на рисунок центральный элемент – березу. Вначале рисуем ствол, а затем ветки, клонящиеся вниз. В окончание придаем стволу окраску и черные штрихи. Дети учатся таким образом создавать центр композиции в живописи гуашью;
- Берем не мокрую кисть и, используя технику сухого тычка, наносим шапочку инея на темный кустик на переднем плане, а также на ветки березы;
- Добавляем завершающие штрихи снега на сугроб белыми мазками и снежинки крапинками. И зимний пейзаж готов!
Данный мастер-класс полезен для художественного развития детей при работе с гуашью. В нем представлены две техники, тренировка разных видов мазков и смешение красок.
Кроме данного урока для детей взрослые по желанию могут подобрать и другие занятия с гуашью, которые будут не менее полезны.
Занятия по рисованию масляными красками
Масляные краски отличаются от акварели и гуаши, с которыми знакомятся дети в младшем возрасте. Работать с ними сложнее и поэтому вопрос «как рисовать масляными красками» становится актуальным и для родителей.
В первую очередь взрослые должны знать, что эти краски имеют специфический запах, поэтому не все дети могут ими рисовать.
А, во вторую, что следует изучить особенности рисования с разделением на этапы выполнения картины маслом:
- Рисунок-эскиз – первый этап живописной работы. Ребенок создает набросок будущей картины при помощи угля или нейтрального цвета краски. Простым карандашом наносить эскиз не очень желательно при этом, поскольку графит может загрязнять масляную краску и менять ее цвет;
- Лессировка – второй этап, на котором дети последовательно наносятся первые слои краски на холст, постепенно получая глубокие переливчатые цвета на рисунке. Однако не все краски можно наносить друг на друга, поэтому существуют таблицы по смешению цветов, которые взрослые могут помочь воспользоваться;
- Просушка – третий этап, когда холст с первыми нанесенными слоями просушивают до нанесения подмалевка и деталей на холст. Сушку картины проводят в теплом вентилируемом помещении, но главное не у отопительных приборов, чтобы не появились трещины;
- Подмалевок – четвертый этап связан с закладкой основных сочетаний цветов, объемов и форм предметов на холсте. Здесь дети начинают прорисовывать саму композицию без добавления всех деталей;
- Просушка – пятый этап, который идет около недели из-за большого количества нанесенной краски;
- Детали – шестой этап, где наносятся завершающие штрихи и цветовая тональность;
- Просушка – седьмой и завершающий этап. Ждем полного высыхания картины на подрамнике, и работа будет готова.
Конечно же, не все дети, особенно в возрасте до 9-10 лет, могут рисовать поэтапно, и часто нарушают всю технологию создания картины маслом.
Поэтому на помощь им может прийти живопись мастихином. Специальный инструмент позволяет наносить масляную краску мазками за один раз, не прилагая много усилий.
А как создаются мастихиновые картины можно узнать из следующих онлайн уроков:
Уроки рисования акриловыми красками
После приобретения художественного опыта работы с простыми красками, например, с акварелью и гуашью, детям старшей возрастной группы можно показать акриловые наборы.
Акриловая краска хороша для школьников тем, что она позволяет создавать рисунки на практически любых поверхностях, будь это даже дерево, керамика или стекло.
Поэтому детские творческие эксперименты благодаря этой краске позволяют выйти за старые границы и начать создавать необычные художественные шедевры.
Но тем не менее, краска имеет особенности в работе, которые нужно знать:
- Этот материал быстросохнущий и густой, поэтому при необходимости краску разводят водой;
- Цвета хорошо смешиваются между собой, и широкая цветовая гамма дает широкие возможности в работе;
- После высыхания краска немного темнеет и не растрескивается;
- По завершению акриловый рисунок высыхает и его невозможно изменить.
Кроме того родители должны осторожно относиться к выбору этой краски для детей, ведь в ее составе не должны быть вредные добавки и резкий запах.
А рисовать акриловыми красками начинающим художникам не трудно. Любой креатив благодаря им доступен в исполнении, что можно наблюдать в различных мастер-классах.
И одна из интереснейших работ с акрилом – это рисование по ткани. Выполнить ее на холсте может любой школьник, даже в начальных классах.
Поэтому пошагово выполним мастер-класс по нанесению изображения на футболку:
- Возьмем плотную тканевую белую футболку, акриловые краски и кисти, фломастеры по ткани, трафареты и лист картона;
- Подготовим футболку – для этого родители заранее ее стирают и хорошо отглаживают;
- Кладем футболку на стол и под первый слой в месте нанесения рисунка подкладываем лист картона, чтобы в дальнейшем краска не испортила нижний слой;
- Берем специальный фломастер и наносим задуманный контурный рисунок;
- Разводим акриловые краски на палитре и, взяв нужные кисточки, начинаем аккуратно раскрашивать внутри контура;
- Добавляем дополнительные оттенки на рисунок;
- Просушиваем изображение сутки.
И вуаля рисунок готов! Родителям остается лишь прогладить его, а ребенку носить с удовольствием собственный художественный шедевр!
Ну а о том, как еще нестандартно можно рисовать акрилом, можно узнать из следующих видеоуроков:
Источник