сайт для педагогов
по изобразительной деятельности
в детском саду
Методическая копилка
I. Рисование.
Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция .
Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).
Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
II. Лепка.
Средства выразительности:а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
III.Аппликация.
Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
Практические умения а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).
Жанры ( виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии). Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
V. Креативность (воображение).
VI.Эмоциональность.
VII. Общий показатель (результат диагностики).
Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках . В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. (автор Казакова Т. Г.)
• Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
• Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
• Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности : искренность, непосредственность увлеченность интерес творческое воображение характер вхождения в образ специфические способности
2. Характеристика качества способов творческой деятельности: применение известного в новых условиях самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов
3. Характеристика качества продукции: нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
Источник
Использование программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности
Надежда Ясакова
Использование программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности
Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность – они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой (слайд 2)
• Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
• Целью программы «Цветные ладошки» является развитие художественных способностей посредством рисования различными красочными материалами — гуашь, акварель, пальчиковые краски, восковые мелки, пастель. (слайд 3)
• Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
• Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
• Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
• Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. (слайд 4)
Цветные ладошки
В программе Лыковой «Цветные ладошки — новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельности. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. (слайд 5)
В ходе обучения я использую и нетрадиционные техники рисования. Дело в том, что не все дети могут хорошо рисовать. И чтобы они смогли лучше раскрыть художественный образ, я предлагаю им использовать вместо кисточки различные трафареты, штампики. Одновременно с красками дети могут применять аппликацию, разбрызгивать капли краски по бумаге и просто обводить свои ладошки –получится елочка или голубь. Я подталкиваю ребят самих найти способ рисования.
Все идет как бы по ступенькам. Если дается одна тематика, то занятия построены таким образом, чтобы дети смогли не только порисовать, но и слепить, сделать аппликацию. Но в то же время не скажу, что программа простая. Если я вижу, что ребятишкам с чем-то будет сложно справиться, стараюсь видоизменить занятие, чтобы оно было более понятным и несложным. Прежде чем предложить детям что-то, я обязательно сначала сделаю сама. (слайд 6)
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе — конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе — творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— самостоятельная деятельность детей;
Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа, наглядные (образец, рассматривание иллюстраций, практические (рисование, игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», «Поможем художнику»).(слайд 7)
На своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. (слайд 8)
РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ
Нету кисточки – пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра! (слайд 9)
Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам,
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь – листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.
Ниткография – разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа.
На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.
Кляксография – это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. (слайд 12)
Рисовать нам помогает,
А сложу, как две сестрички.
Лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. (слайд 13)
Рисованиена мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (2—3 минуты, начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. (слайд 14)
РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ
Посмотрите, что такое?
Из-под щётки брызжет море.
Лебедь по морю плывёт
И лебёдушку зовёт…
Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. (слайд 15)
Приём рисованиямарлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет»
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! (слайд 16)
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, — в процарапывании. Итак, за дело.
Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений. (слайд 17)
РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ
Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной — это называют эффектом мозаики.
Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело! (слайд 18)
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской — на цветном фоне появляется рисунок. (слайд 19)
ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ
На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т. д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта. (слайд 20)
КОЛЛАЖ Это техника — сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная — из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций. (слайд 21)
Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане. Дождливый день).
На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура. (слайд 22)
Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком
Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.
Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги. (слайд 23)
Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается — разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т. к. кисть от краски не промывается. (слайд 24)
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно! (слайд 25)
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.
Пример рисования: Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д., которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды. (слайд 26)
В процессе занятий изодеятельностью у детей формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.
Необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.
Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. (слайд 27)
Источник