Доронова рисование с детьми 4 лет

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. — Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре

Книга

В книге для воспитателей детского сада «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» представлены примерные конспекты занятий по изобразительной деятельности для младшей разновозрастной группы малокомплектного детского сада.

Книга призвана помочь в организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией в младшевозрастной группе. Учтены различные варианты комплектования младших разновозрастных групп, существующие в практике работы детских садов. Советы и рекомендации в книге рассчитаны на группы, где воспитываются дети двух смежных возрастов: двух и трех лет или трех и четырех лет.

Книгой может с успехом пользоваться педагог, работающей с одновозрастной группой (вторая младшая), если его воспитанники значительно отличаются друг от друга уровнем развития изобразительных умений и навыков.

Предложены подробные конспекты занятий по изобразительной деятельности, рассчитанные на весь учебный год. Работа с детьми по этим конспектам построена на основе широкого и всестороннего использования игры, что позволяет наряду с учебными задачами решать и собственно воспитательные задачи.

— От авторов
— Воспитание и обучение на основе игры
— Организация обучения
— Воспитание и обучение детей не занятиях
— Обучение и игра
— Примерные планы-конспекты занятий
— Заключение
— Приложение

Источник

Т . Н . Доронова С . Г . Якобсон

Т . Н . Доронова С . Г . Якобсон

ОБУЧЕНИЕ

РИСОВАНИЮ , ЛЕПКЕ ,

ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

АППЛИКАЦИИ

В ИГРЕ

(младшая разновозрастная группа)

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Москва «Просвещение» 1992

Рецензенты: доктор педагогических наук НЛ.Михайленко, кандидат психологических наук Н.А.Короткова

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г.

Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппли­кации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с: ил.

В книге представлены примерные конспекты занятий по изобразительной деятельности для младшей разновозрастной группы малокомплектного детского сада.

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г., 1992

Наша книга призвана помочь вам в организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией в младшей разновозраст­ной группе. Создавая ее, мы учитывали различные варианты комплектования младших разновозрастных групп, суще­ствующие в практике работы детских садов. Наши советы и рекомендации рассчитаны на группы, где воспитываются дети трех разных возрастов: двух, трех и четырех лет, а также на группы, где воспитываются дети двух смежных возрастов: двух и трех лет или трех и четырех лет.

Книгой может с успехом пользоваться и педагог, работа­ющий с одновозрастной группой (вторая младшая), если его воспитанники значительно отличаются друг от друга уров­нем развития изобразительных умений и навыков.

Мы предлагаем вам подробные конспекты занятий по изобразительной деятельности, рассчитанные на весь учеб­ный год.

Работа с детьми по нашим конспектам построена на основе широкого и всестороннего использования игры, что позволяет наряду с учебными задачами решать и собственно воспитательные задачи.

Мы не включили в книгу занятия по замыслу и те, в ходе которых дети доступными им средствами выразительности передают свои впечатления о праздниках 1 Мая, 8 Марта и др., «поскольку такие занятия подробно описаны в методиче­ской литературе.

Желаем вам успеха в работе!

Занятие 3

Рисование карандашами. «Трава и кусты»

Цель: продолжать воспитывать у детей доброе отноше­ние к игровым персонажам, вызывать желание помогать им, учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях длинные и короткие прямые линии;

детей 2 лет продолжать учить короткими штрихами рисовать траву; поддерживать желание дополнять содержа­ние рисунка словами, жестами, звукоподражанием;

детей 3 лет продолжать учить рисовать траву, рит-мично располагая штрихи на поверхности листа бумаги;

детей 4 лет учить изображать кустарник с ягодами и цветы.

Материал: цветные карандаши, бумага (половинки от целых листов).

Ход занятия Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает детям:

«Только я сегодня вышла из дома, чтобы идти к вам, ви­жу — мне навстречу те самые зайчата бегут, что в прошлый раз были у нас в гостях. Бегут со всех ног, серыми пуши­стыми комочками катятся. Окружили меня, а старший, Зип, и говорит:

—Ох, помогите, пожалуйста! Только мама утром на
работу ушла, как к нам мишка пожаловал. Все кусты
поломал, траву повытоптал, весь двор разорил!

—Бедные зайчата, — говорю, — вы, наверное, сильно
перепугались?

—Что вы, — Зап говорит, он у них самый рассудитель­-
ный, — зачем его бояться? Нам мама объясняла, что мишка
никого не трогает, его только дразнить не надо. Один Зуп
испугался, он же трусишка и объедала к тому же, под диван
полез и застрял — толстый слишком, ни туда ни сюда, мы его
еле вытащили.

—Почему же мишка у вас такой разгром устроил?

—Он, наверное, за малиной пришел, у нас кусты малины
Росли, а ягоды еще не поспели, вот он и рассердился.

27

— Чем же я могу вам помочь? — спрашиваю.

— Надо новые кусты посадить и травку, а то мама
вернется с работы и расстроится. Да и нам самим неприятно,
что у нас такой беспорядок во дворе.

— Ну, одна я с этим не справлюсь, — говорю. — Пойдемте|
к нашим друзьям в детский сад, они обязательно помогут.

Вот и пришли со мною вместе зайчата к вам за помощью».

Постановка игровой и учебных задач

Воспитатель спрашивает, хотят ли дети помочь своим новым друзьям — быстро вырастить для них траву и кусты. Затем выясняет, умеют ли они рисовать кусты, и предлагает научить их этому.

Руководство выполнением задания и последующей

Игрой

Показ детям 2 и 3 лет способов изображения травы осуществляется в индивидуальной форме и только в том случае, если ребенок не справляется с заданием. Детей 4 лет воспитатель подводит к окну, из которого виден кустарник, растущий на участке детского сада, и предлагает рассмот-реть его. Затем педагог показывает, как рисовать кустарник с листьями, ягодами и цветами.

Детей 2 и 3 лет воспитатель побуждает от лица зайчат сделать травку погуще («Чтобы мама-зайчиха даже и не заметила, что мишка ее вытоптал»). Зайчата могут пройтись по травке и сказать детям, что вот здесь еще видны следы мишкиных лап, а здесь трава выросла лучше прежней.

Старших детей воспитатель побуждает изобразить кусты со сладкой, вкусной ягодой (малина или др.).

После окончания работы воспитатель голосом имити-рует телефонный звонок, делает вид, что снимает трубку, и начинает разговор: «Я вас слушаю. Здравствуйте, зайчиха.

28

Рис. 29. Способы изображения травы и кустов

Вы потеряли своих детей? Не беспокойтесь, пожалуйста, они все у нас. Вы не можете сейчас прийти и просите нас позаботиться о зайчатах? Хорошо. Я передам это детям».

Воспитатель кладет трубку и, обращаясь к детям, гово­рит, что мама-зайчиха просит покормить зайчат морковкой, сварить им вкусную молочную кашу, а потом поиграть с ними.

Если дети затрудняются в выполнении игровых дейст­вий, воспитатель помогает им выбрать предметы-замести­тели; старшим подсказывает, во что можно поиграть с зайчатами после завтрака.

Когда дети начинают терять интерес к игре, педагог организует приход зайчихи. Он приветливо здоровается с гостьей, предлагает сесть и посмотреть, как ее зайчата играют с детьми. Затем зайчиха зовет своих детей. Зайчата забирают травку и кусты, зайчиха благодарит детей, и семейство отправляется домой.

Рисование карандашами. «Щетки»

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждает­ся; учить наносить штрихи и проводить в разных направле­ниях прямые линии: наклонные длинные и короткие;

детей 2лет учить рисовать ворс щетки путем ритмич­ного проведения коротких вертикальных линий на близком расстоянии одна от другой;

детей 3лет учить рисовать ворс щетки путем проведе­ния коротких вертикальных линий с одинаковой силой нажима на карандаш;

детей 4 лет учить рисовать щетку.

Рис.30. Материал к занятию для детей 2 и 3 лет

Материал: цветные карандаши; по 1/4 листа бумаги с изображением основания щетки для детей 2 и 3 лет; по 1/2 листа бумаги для детей 4 лет.

Ход занятия Игровая мотивация

«Сегодня с утра пораньше явились ко мне в гости наши зайчата и давай в прятки играть. Такие смешные! Один в рукав шубы спрятался да и выпал оттуда, другой в шкаф забрался, третий, Лап, за половой щеткой в углу кухни притаился. А водил Зуп, известный трусишка. Прибежал он на кухню искать, а Лап в это время пошевелился, и половая щетка прямо на Зупа поехала. Зуп видит — ползет на него что-то и как закричит с перепугу:

— Что это?! Кто это?! Оно меня сейчас съест! — и под
табуретку забился со страха.

Прибежали все зайчата на кухню, уставились на щетку:

— А правда, что это такое?
Очень я удивилась.

—Это щетка, — говорю, — вы разве не знаете? Я этой
щеткой пол подметаю.

—Не знаем, — отвечают, — у нас дома щеток нет. Мы пол
хвостиками подметаем.

Принесла я разные щетки, показываю. Эта — зубы чистить, эта — для обуви, эта — для одежды. Очень зайчатам щетки понравились, даже глаза у них загорелись.

Тут Зуп из-под табуретки голос подал:

—Я тоже такую хочу, но не для пола, а для одежды. Я ею
свою шкурку чистить буду, чтобы блестела!

—А я, — Зап говорит, самый рассудительный, — для зубов
хочу, чтобы зубы всегда здоровые и крепкие были, морков­кой хрустеть.

—И мне щетку, и мне щетку! — закричали остальные
зайчата.

—Ну, знаете, — говорю, — я вам столько щеток не сделаю.
Пойдемте в детский сад, попросим у ребят помощи».

Игрой

Показ способа лепки колбасок воспитатель осущест­вляет или сам, или с помощью кого-то из старших детей: отщипывает от большого комка глины комочек и прямыми движениями рук раскатывает между ладонями.

Детям 2 и 3 лет педагог дает игрушечные тарелочки, на которые они будут складывать вылепленные колбаски. Детям 4 лет предлагает самим сделать красивые тарелочки. Если дети не сумеют их сделать самостоятельно, показывает способ лепки, скатав и расплющив шарик.

Если кто-то из детей недостаточно хорошо раскатывает колбаски, воспитатель от лица его зайчонка дает советы, высказывает пожелания.

Руководя деятельностью детей 4 лет, педагог напоми­нает, что тарелочки должны быть красивыми, так как они потребуются для приема гостей.

В конце занятия воспитатель имитирует телефонный звонок, делает вид, что берет трубку, и начинает разговор с мамой-зайчихой: «Здравствуйте, мама-зайчиха! Вы не знаете, где ваши дети и куда все исчезло со стола? Не беспокойтесь, пожалуйста, зайчата у нас. Дети вылепили для них красивые тарелочки, сделали вкусные колбаски. Хорошо, я передам детям вашу просьбу».

Положив трубку, воспитатель говорит, что мама-зайчиха очень просит показать ее малышам, как сервируют стол. Затем педагог предлагает детям застелить кукольные столы в игровом уголке скатертями или салфетками, красиво расставить всю имеющуюся в группе посуду и разложить в качестве угощения различные предметы-заместители (кубик — торт, кегли — бутылки с соком и т.д.).

34

Рис. 33. Приемы ленки: а) раскатывание комка глины между ладонями прямыми движениями обеих рук; б) скатывание круговыми движения­ми; в) сплющивание между ладонями; г) защипывание краев пальцами

После того как столы будут накрыты, воспитатель может предложить детям угостить зайчат и других игрушеч­ных персонажей. Заметив, что дети начинают терять интерес к игре, воспитатель вносит в группу зайчиху. Она здоро­вается с детьми, благодарит за помощь зайчатам и, разместив в машине своих малышей и поставив тарелочки с угощением, покидает комнату.

Рисование. «Королева-кисточка рассказывает»

Цель: вызвать у детей интерес к рисованию краска­ми; воспитывать умение беречь изобразительные матери­алы;

детей 2 лет учить правильно держать кисть, обмаки­вать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать;

у детей 3 и 4 лет выявить уровень изобразительных умений.

Материал: Королева-кисточка (большая малярная кисть, на которой нарисованы или наклеены глаза и рот; на границе металлической части прикреплена с помощью ре­зинки юбка — кусок яркой ткани, скрывающая деревянную часть), кисти, краска гуашь одного цвета, бумага — по 1/2 листа для каждого ребенка.

Рис. 34-35. Королева-кисточка может быть одета в нарядное платье или пелерину

Ход занятия Игровая мотивация

Воспитатель показывает детям Королеву-кисточку и рас­сказывает:

«В некотором царстве жила-была Королева-кисточка и было у нее в королевстве много девочек-кисточек. Девочкам-кисточкам очень хотелось рисовать, и они поехали в один детский сад, чтобы вместе с ребятами сделать много краси­вых рисунков. Но скоро три девочки-кисточки вернулись все в слезах».

Дальше воспитатель продолжает свой рассказ от лица двух персонажей: Королевы-кисточки и одной из девочек-кисточек.

Королева-кисточка. Почему ты плачешь?

Первая девочка-кисточка. Дорогая Королева! Знаете, к каким плохим детям я попала! Они опускали меня в краску, вот так (показывает па середину металличе­ской части).

Воспитатель опускает ее в краску до середины металли­ческой части.

Первая девочка-кисточка. Ой! Глаза щиплет, в рот попало, как невкусно, помойте меня скорей!

Воспитатель споласкивает кисточку в воде.

Первая девочка-кисточка. Меня надо опускать в краску до середины ворса (показывает). Когда в краске только волосики, мне не больно, я все вижу и могу хорошо рисовать. А потом надо еще не забывать снимать лишнюю краску о край баночки.

Занятие 9

Рисование красками. «Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги»

Цель: воспитывать отзывчивость, доброту; учить нано­сить штрихи и проводить прямые линии (длинные, корот­кие) в разных направлениях;

детей 2 лет продолжать учить правильно пользо­ваться краской и рисовать (по представлению) железнодо­рожные билеты;

детей Зле/га учить короткими вертикальными линиями изображать на рельсах (опорные линии) шпалы;

детей 4 лет учить рисовать длинными горизонталь­ными и короткими вертикальными линиями рельсы со шпалами.

Материал: для детей 2 лет несколько листов бумаги в виде железнодорожных билетов; для детей 3 лет листы бумаги с изображением рельсов; для детей 4 лет чистые листы бумаги; краска гуашь.

Ход занятия Игровая мотивация

«Иду я сегодня в детский сад и встречаю по дороге щенка Бульку. Грустный такой плетется, хвост опустил, даже поскуливает тихонько.

—Что случилось? — спрашиваю.

—У Зупа животик болит, мне его очень жалко,— говорит.

—А врача к Зупу позвали? — спрашиваю.

—Не идет врач в лес, говорит, что надо Зупа сюда
привезти. А привезти-то не на чем. У них там в лесу ни
автобусов нет, ни железной дороги. И все зайчата с больным
Зупом сидят, а животик у него все болит и болит, — и Булька
совсем расскулился.

Стала я его утешать, гладить, смотрю — ко мне мама-зайчиха бежит. Вид у нее тревожный, глазки красные.

—Знаю, — говорю, — у вас Зуп заболел. Чем я могу вам
помочь?

—Пожалуйста, — просит, — постройте к нам в лес
железную дорогу, проложите к нашему домику рельсы,
чтобы я могла с больным Зупом к доктору поехать.

—Хорошо, — говорю, — я сейчас пойду к детям и
попрошу их.

Зайчиха благодарит, лапки к груди прижимает, а Булька обрадовался, прыгает и скачет:

Рис. 41. Материал к занятию для детей 2 и 3 лет

42

— Ура! Ребята обязательно помогут, они нам всегда помогали, у нас будет железная дорога! Ура! Мы повезем Зупа лечиться, а потом будем на поезде кататься!»

Игрой

Показ способа рисования осуществляется, когда вос­питатель выяснит, знают ли дети, как выглядят рельсы, железнодорожные билеты. Младшим детям при изготовле­нии билетов он предоставляет полную свободу действий с краской (дети могут полностью закрасить бумажные листы или изобразить точки, полоски и т.п.). Детям 3 лет воспита­тель показывает, как короткими вертикальными линиями изобразить шпалы. Дети 4 лет рисуют рельсы и шпалы по представлению.

Воспитатель размещает зайчат в игровом уголке на по­лянке с цветами, которую дети рисовали на предыдущем занятии. Один зайчонок лежит в кроватке, укрытый одея­лом.

Педагог раздает детям 2 и 3 лет листы бумаги с опор­ными линиями, детям 4 лет — чистые листы и предлагает приступить к «строительству» железной дороги.

В процессе «строительства» воспитатель может объяс­нить старшим, что, если рельсы получатся кривыми, а шпалы неровными, поезд не сможет по ним проехать и произойдет крушение.

По мере окончания работы педагог вместе с детьми выкладывает рисунки в игровом уголке группы — друг за другом — от полянки с цветами к медицинскому пункту. Затем он берет в руки кирпичик из строительного набора, укладывает на него больного зайчонка и, комментируя свои действия, ведет поезд по рельсам. Доставив зайчонка в больницу, воспитатель уже в роли врача осматривает его, измеряет температуру и укладывает в постель.

Далее педагог обращает внимание детей на остальных зайчат. Выясняется, что они тоже очень хотят показаться врачу, так как ни разу у него не были. Воспитатель предла­гает детям отвезти зайчат на поезде к врачу и тоже полечить их. Сам он продолжает исполнять роль врача, давая подроб­ные указания младшим детям, что им делать с зайчатами. Старшие могут лечить зайчат сами.

43

Когда дети утрачивают интерес к игре, мама-зайчиха благодарит их и увозит своих малышей на поезде в лес.

Занятие 10

Лепка. «Бревенчатый домик-станция»

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность;

детей 2 лет продолжать учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями обеих рук;

детей 3лет упражнять в раскатывании комков глины между ладонями прямыми движениями обеих рук;

детей 4 лет упражнять в раскатывании комков глины между ладонями; учить конструировать из вылепленных «бревен» домик.

Материал: глина, доски.

Ход занятия Игровая мотивация

«Подхожу я сегодня к нашему детскому саду и вдруг слышу: ту-ту-ту! Поезд идет. Из окон зайчата выглядывают и щенки, очень веселые, только мокрые-премокрые, а щенок Булька и зайчонок Зуп, который уже выздоровел, перепач­каны ну прямо от кончиков ушей до хвоста. Увидели меня, закричали: «Поезд, стоп!» — и поезд остановился. Все зайчата и щенки из вагончиков повыскакивали, отряхиваются, далее меня забрызгали. А их мамы ко мне бегут с сумками, видно, в магазин собрались.

—Вы Что это , — спрашиваю, — все мокрые?

—Мы, — говорят мамы, — под дождь попали. Пока поезда
дождались, совсем вымокли и теперь очень беспокоимся,
как бы наши дети не простудились. У нас ведь станция под
открытым небом. Вот если бы было какое-то здание, тогда
совсем другое дело.

Щенки и зайчата, как услышали, что мамы говорят, давай кричать:

—Вот хорошо бы было!

—Тогда бы и касса была. А мы бы в ней покупали
билеты, — сказали рассудительные Зап и Трезорка.

—И буфет! — хором сказали Булька и Зуп. — А в буфете
всякие вкусные вещи.

—Нельзя ли ребят попросить, — сказали мамы, — чтобы
они нам построили станцию?»

Постановка игровой и учебных задач.

Убедившись в готовности детей помочь своим дру­зьям, воспитатель говорит, что для постройки хорошего

44

Рис. 42. Последовательность конструирования из вылепленных бре­вен домика-станции

станционного здания надо подготовить много ровных бревен. После этого можно будет сообща приступить к строительс­тву. Затем он предлагает детям научить их лепить из глины ровные бревна.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способа лепки бревен осуществляется стар­шими детьми. Когда дети 2 и 3 лет приступят к работе, педагог раздает 4-летним воспитанникам счетные палочки длиной 6—8 см и предлагает использовать их в качестве мерки. Объясняет, что палочку нужно прикладывать к каж­дому раскатанному бревну и, если оно окажется коро­че, удлинять его — дополнительно раскатывать на доске, а если длиннее, укорачивать — отделять стекой лишнюю часть.

Воспитатель говорит детям, что бревна для станции надо будет отвезти в лес на грузовиках. Ставит на каждый стол один или несколько автомобилей, чтобы «строители» скла­дывали в них вылепленные бревна.

После того как дети используют всю имеющуюся глину, воспитатель предлагает старшим выбрать место для по­стройки и подготовить площадку, а самым младшим отвезти бревна к месту строительства. Руководство постройкой стан­ции осуществляет воспитатель. Вначале он строит сам, демонстрируя детям приемы работы и комментируя свои действия. Затем может доверить эту работу старшим детям, поручив младшим передавать (по цепочке) бревна.

Когда станция будет готова, можно пригласить зайчат и щенков на ее открытие. В дальнейшем целесообразно пра­вильно высушить постройку в прохладном месте, укрепить ее внутри с помощью проволочного каркаса и периодически использовать в играх.

Занятие 11

Цель: вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

Материал: глина, доски.

Ход занятия Игровая мотивация

«Зайчата и щенки поспорили, кому интереснее живется и у кого домики лучше.

—Мы в городе живем, — говорят щенки, — у нас соседей
много, весело, а у вас в лесу никого нет, скучно.

—Как это никого нет?! — рассердились зайчата. — Это
только кажется! А птички? А белочки? А ежик? А под
большим деревом барсук живет, у вас такого соседа нет!

—У нас домик маленький, но уютный, — говорят щенки, — в нем всегда тепло.

—Мы тоже не мерзнем, — говорят зайчата, — и у нас в
лесу красиво, деревья в окна заглядывают.

—А самые лучшие домики у улиток, — вдруг сказал
Лап. — Они свои домики на себе носят. Домики красивые
такие, на булку похожи. Вот смотрите. — Он принес книжку
и показал картинку.

—Так что, — спросил Трезорка, — они могут прямо с
домиком с места на место переходить?

—Конечно,— сказал Лап.— У них домик всегда при себе.

—Это хорошо, — задумчиво сказал Зип. — Надоело в
одном месте жить, пошел в другое.

—Вот бы они к нам пришли, — тихо сказала Зал. —
Рядышком бы жили, у нас бы целый поселок получился.

Рис. 43. Приемы лепки улитки

— Правда, правда! — зашумели зайчата. — Они бы к нам в гости ходили, мы бы их угощали, всем бы весело было!

Очень захотелось зайчатам поселить рядом с собой ули­ток. И теперь они все пришли сюда и книжку с собой принесли, просят, чтобы вы, ребята, каждому из них такого друга—улитку сделали».

Занятие 13

Рисование красками. «Рисуем для птичек»

Цель: вызывать у детей сочувствие к игровым персона­жам;

детей 2лет учить рисовать концом кисти зерна;

детей Злет продолжать учить рисовать по представле­нию кустарник с осенними листьями, используя краску 2—3 цветов;

детей 4 лет учить рисовать деревья.

Материал: краска гуашь, бумага.

Ход занятия Игровая мотивация

«Подхожу я сегодня к детскому саду и слышу: чивик, чивик! Поднимаю голову и вижу красивую птичку. И тут она

слетает с ветки, садится мне на палец, вот сюда, и жалуется на свою беду:

— Плохие ребята баловались с огнем, и кусты, на кото­рых были наши гнезда, сгорели. А мы в этих гнездах жили.
Там была удобная мягкая подстилка, и дождь на нас не
попадал. И еще на кустах росли вкусные ягоды. Теперь же
нам негде жить и нечего есть. Мы всё сидели и плакали, пока
нас не услышали зайчата. Они пожалели нас и посоветовали
лететь к своим друзьям в детский сад и просить у них
помощи. Вот я и прилетела.

Я спрашиваю птичку:

— Что же для вас нужно сделать?
А она отвечает:

— Надо посадить кусты и несколько больших деревьев. А
еще нужны зернышки, чтобы я уже сейчас могла покормить
своих птенцов».

Воспитатель предлагает детям прислушаться, а затем говорит, что ему кажется, будто он слышит за окном щебет птичек.

Все вместе они подходят к окну и видят там бумажных птичек, которые прилетели за помощью.

Воспитатель вносит в комнату ветку с сидящими на ней птичками и раздает их детям.

Игрой

Показ способа аппликации. Детям 3 лет воспитатель предлагает украсить салфетки кругами двух цветов. Показы­вает на фланелеграфе сам или с помощью старших детей несколько вариантов украшения. Затем побуждает детей

Рис. 52. Варианты составления узора из квадратов с чередованием их по цвету и выделением углов, центра и сторон

разложить круги на их салфетках. Детям 4 лет педагог дает задание подготовить для украшения салфеток квадраты двух цветов. Затем показывает на фланелеграфе варианты укра­шения салфеток, выделяя при этом углы, середину, сто­роны. Всем детям воспитатель напоминает правила работы с клеем. В конце работы педагог дает каждому ребенку цветок, который тот вырезал, и предлагает наклеить его на середину салфетки.

Когда дети закончат салфетки, воспитатель достает их работы, выполненные на предыдущих занятиях лепкой (ба­ранки, сушки, халы и др.). Затем сам или с помощью детей составляет несколько столов и предлагает расстелить на них салфетки, поставить тарелки и приборы и разложить угоще­ние для кукол, мишек, зайцев и др.

В процессе игры воспитатель от лица кукольных персо­нажей оценивает узоры на салфетках и качество наклеива­ния.

Лепка. «Угощение для дня рождения»

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к лепке;

детей 2лет учить скатывать прямыми движениям ком глины между ладонями, соединять концы столбика в виде кольца; приучать работать с глиной аккуратно;

детей 3 лет упражнять в скатывании глины прямыми движениями между ладонями, совершенствовать умение соединять концы полученного столбика в виде кольца;

детей 4 лет побуждать к лепке пирожных по пред­ставлению, продолжать воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, укра­шать вылепленное изделие узором.

Материал: глина, доски, кукольные тарелки.

Игровая мотивация

«Сегодня утром прибежали ко мне зайчата — уши торч­ком, глаза блестят.

— Мы вот что придумали, — говорят. — Послезавтра у
нашей мамы день рождения, только она его никогда не
празднует. Наши празднует, а свой — нет. Говорит, ей
некогда готовить, она и от наших дней рождения устала,
потому что нас много. Но ведь несправедливо, что у каждого
из нас есть свой праздник, а у мамы нет. И мы решили
устроить для нее большой-большой праздник, и щенят
позвать, и ребят из детского сада.

Зал стихи расскажет и песенку споет, она сейчас слова учит. Зип маме ящичек сделал для ножей и вилок. Зап с утра пойдет за цветами. Только помогите нам, пожалуйста, приготовить угощение, мы сами не умеем.

—Что же вам приготовить? — спрашиваю.

—Сладкое, — закричали зайчата, — только сладкое!

— Пирожные, — сказал Зуп. Потом подумал и уточ­нил: — Много пирожных. Ведь гостей будет много.

— И баранки, — сказала Зая. — Кругленькие и хрустящие».

Игрой

Показ способа изображения полосок на тарелках и блюдцах для младших детей могут осуществлять 4-летние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что между полосками должно быть расстояние. Детям 3 лет он объяс­няет, как кружком в центре изобразить дно тарелки или блюдца, а несколькими ритмично нанесенными полосками— красивую кайму.

Старшим детям можно предложить украсить посуду несколькими кругами.

Целесообразно рассмотреть с детьми несколько подлин­ных тарелок или блюдец, украшенных разными узорами. При этом надо обратить их внимание на расположение узора и ритмичность изображения отдельных элементов.

После того как дети украсят свои тарелки, воспитатель имитирует телефонный звонок. От имени зайчихи он интере­суется, готовы ли тарелки и блюдца, какие на них полоски и узоры. Дети по одному (из числа желающих) или хором дают описания своих тарелок и блюдец.

Далее зайчиха приглашает в гости игрушки и просит детей помочь им принарядиться: помыть лицо и руки, сходить в парикмахерскую — сделать прическу, а зайчатам завязать на шее красивые бантики.

По мере окончания игры воспитатель от лица зайчихи проводит индивидуальные беседы с несколькими детьми. Зайчиха может попросить зайчонка показать тарелку, кото-

рую сделал его друг, и вместе с сыном рассмотреть ее (при этом она обращает внимание на то, что удалось ребенку).

Зайчиха спрашивает зайчонка, как зовут его друга, выяс­няет, мальчик это или девочка, как зовут его маму, любит ли он ходить в гости, откуда у зайчонка такой красивый бантик, кого он пригласил в гости.

Прощаясь, зайчонок целует ребенка, благодарит и ухо­дит со своей мамой.

Рисование краской. «Монетки; сушки и печенье для лесного магазина»

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к изо­бразительной деятельности, учить использовать получен­ные умения и навыки для изготовления атрибутов к игре;

детей 2 лет учить рисовать сушки, ориентируясь на внешнюю наглядную опору;

детей Злет продолжать учить рисовать и закрашивать круги, ориентируясь на внешнюю наглядную опору;

детей 4 лет учить рисовать круг, ориентируясь на наглядную опору.

Материал: краска гуашь; листы бумаги, разделенные линиями сгиба на квадраты (подготовлены воспитателем и старшими детьми заранее), для детей 2 и 3 лет; такие же листы бумаги, но с цифрами для детей 4 лет.

Ход занятия Игровая мотивация

«Иду я сегодня к вам в детский сад и слышу: ту-ту — поезд гудит, зайчат везет. Выскочили они все из вагонов вместе с

Рис. 58. Последовательность складывания бумаги

мамой-зайчихой. И в лапках сумки держат: у мамы сумка большая,

у детей сумки по­меньше.

—Вы, — говорю, — все
вместе приехали. Наверное,
отправитесь куда-нибудь повеселиться? Куда же вы пой­дете? В цирк? Или в кино,
на мультфильм про зайца и
волка?

Зайчата все погрустнели,

а зайчиха лапой машет:

—Что вы, мы в магазин
приехали все, что нужно для

72

дома, купить: и еду, и одежду. А потом уже с пол­ными сумками куда пой­дешь? Да и поздно будет.

—Вот если бы, — говорит
Зип,— у нас в лесу свой мага­
зин был, мы бы там все покупали, а в город ездили бы
только веселиться и в гости.

—Вот здорово было бы!—
у Лапа даже глаза загоре­лись. — У нас в лесу многие
бы в этот магазин разный
товар принесли. Например,
белки орешки принесли бы.

—Медведь — малину и
мед, — добавил Зуп.

—А у ежика такие пре­
красные иголки, — тихо сказала Зая, — он бы платьице
мне сшил.

—Что же вам нужно для
того, чтобы устроить в лесу
магазин? — спросила я.

Зайчата меня окружили и закричали наперебой:

—Денежки! Монетки,
круглые такие.

—И баранки с печень­
ем, — добавил Зуп. — Они
очень вкусные, а в лесу их
никто не печет.

—Хорошо,— сказала я.—

Я попрошу, чтобы ребята вам помогли. И в следующий раз вы приедете в город только веселиться».

Занятие 25

Рисование красками. «Шарики в коробке»

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к изо­бразительной деятельности;

детей 2 лет учить рисовать круги, ориентируясь на четыре опорные точки;

детей 3лет продолжать учить рисовать и закрашивать круги, ориентируясь на четыре опорные точки;

детей 4 лет упражнять в рисовании и закрашивании круглой формы красками разного цвета.

Материал: краска гуашь, кисти, баночки с водой; листы бумаги, сложенные так, что линии сгиба образуют квадраты (см. рис. 58).

Ход занятия Игровая мотивация

«В цирке зайчатам и щенкам очень-очень понравилось. Бульке и Зупу больше всего понравились клоуны, Трезорке и Зипу — дрессированные слоны, а Лапу — жонглер. Жон­глер выступал с разноцветными шариками, они так и мель­кали у него в руках — три, потом пять, потом целых двенадцать, и он все их ловил и снова подбрасывал.

Лап решил потихоньку научиться жонглировать, а потом выступить перед всеми и всех удивить. Но прежде надо было найти какие-нибудь шарики. А шариков нигде не было.

Тогда Лап полез в холодильник и взял оттуда яйца. Сначала Лап покрасил яйца в разные цвета, чтобы они стали похожи на шарики у жонглера. Затем стал подбрасывать их, но не сумел поймать — яйца упали и разбились.

За этим занятием и застали Лапа другие зайчата. Лап рассказал о том, что придумал, и они долго смеялись: разве можно жонглировать яйцами, особенно если не умеешь этого делать?! Но потом все зайчата захотели научиться бросать и ловить разноцветные шарики. Они позвонили мне

77

и попросили, чтобы я прислала им большую коробку легких красивых шариков. Зайчата будут прилежно учиться жонг­лировать, а когда научатся, придут в детский сад и устроят для вас интересное представление. А Зуп и Булька будут клоунами».

Игрой

Показ способов выполнения задания. Как рисовать яблоки, показывают дети 4 лет. Особое внимание малышей воспитатель обращает на порядок заполнения банок ябло­ками (сверху вниз).

Со старшими детьми педагог рассматривает сливы (нату­ральные), обращая их внимание на овальную форму ягод и цвет. Затем показывает, как путем смешивания на палитре красной и синей красок можно получить нужный цвет.

Перед окончанием работы воспитатель спрашивает детей, где должны храниться компоты в течение всей зимы.

Рис. 68. «Компоты» для игрушек

Выслушав ответы, выясняет у игрушек, есть ли у них холодильник или погреб. Узнав, что ни того ни другого нет, предлагает детям построить из строительного материала какое-нибудь специальное помещение (погреб), где могли бы стоять все эти банки с компотами.

Дети принимаются строить. Тем, кто не справляется с задачей самостоятельно, воспитатель подсказывает, что можно объединиться с товарищем и работать сообща. Помо­гает детям распределить обязанности, ставя перед каждым посильную и интересную задачу.

Дети могут угостить компотами кукол и зверюшек, организовать игру в магазин и т.д.

С детьми, которых перестает интересовать игра, воспита­тель проводит беседы (индивидуальные). Он спрашивает ребенка, какие фрукты или ягоды тот консервировал для игрушек, какие компоты он пробовал сам и какие больше всего любит. Можно задать вопросы, откуда берутся ком­поты в семье ребенка (покупают ли их в магазине или делают дома), помогает ли он взрослым в этой работе.

Аппликация. «Укрась шарфик узором»

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать игрушечным персонажам;

детей З лет продолжать знакомить с правилами накле­ивания, учить выкладывать на бумаге подготовленные вос­питателем фигуры и наклеивать их;

детей 4 лет продолжать знакомить с правилами ра-

87

боты ножницами, учить держать ножницы и действовать с ними, разрезая узкие полоски бумаги поперек, на квадраты. Материал: узкие длинные полоски белой бумаги (нескольких размеров) с надрезанными с двух сторон в виде бахромы концами, бумажные заготовки для наклеивания в виде узоров, кружков и др. для детей 3 лет; узкие полоски бумаги двух цветов, ножницы, клей для детей 4 лет.

Ход занятия Игровая мотивация

«Сегодня ночью в игровом уголке был такой переполох! А все из-за куклы Светы.

Света простудилась и совсем потеряла голос. Не то что петь, даже разговаривать может только сиплым шепотом. Дело в том, что она отправилась гулять, не застегнув пальто. Свете хотелось, чтобы все видели ее красивое платье, и она отказалась застегивать пальто. Ну и, конечно, простудилась.

Куклы вызвали Свете по телефону «скорую помощь». Приехал доктор, осмотрел ее и прописал лекарство. Кукла Катя и кукла Аня очень заботливо за ней ухаживали.

А еще доктор, уходя, сказал, что гулять надо не только в застегнутом пальто, но и с шарфиком на шее. Но шарфиков у кукол нет. Когда они обсуждали, где бы взять шарфики, этот разговор услышал мишка и тоже захотел шарфик.

—У тебя же и так теплая шуба, — сказали куклы. — И на
шее шерсть. Зачем тебе шарфик?

—А я у ребят в книжке такую картинку видел, — ответил
мишка. — Там нарисован медведь, который катается на

коньках, а на шее у него длинный шарф, так и развевается. Очень красиво!

Тут уж, конечно, все захотели, чтобы у них были шар­фики. И обязательно красивые, с узорами, с полосочками.

Давайте сделаем для них шарфики!»

Занятие 32

Аппликация. «Украсим пакеты для новогодних подарков игрушкам»

Цель: продолжать вызывать у детей приятные воспоми­нания, связанные с новогодним праздником; воспитывать отзывчивость, доброту; продолжать воспитывать интерес к аппликации;

у детей 3 лет закреплять приемы наклеивания, учить составлять на четырехугольнике узор из геометрических элементов (подготовлены воспитателем), чередуя их по форме;

у детей 4 лет продолжать воспитывать умение пра­вильно держать ножницы и действовать с ними; учить вырезать круг из четырехугольника; продолжать учить рит-

мично располагать элементы узора на поверхности па­кета.

Материал: бумажные пакеты, круги и квадраты из бумаги одного цвета, силуэт елки, клей, кисти.

Игровая мотивация

Воспитатель обращается к детям:

«Ну, ребята, уж как игрушки обрадовались, что у них подарки будут! Такие вы им красивые конфеты вылепили, и печенье, и даже вишенки — очень они были довольны.

А вечером куклы стали распределять подарки. Стара­ются, чтобы каждому достался подарок: и ежику, и мишке, и водителю машины, и, конечно, им самим. Раскладывают по кучкам. Одну конфетку сюда, другую — туда.

Лисенок тихонько подкрался сзади и хотел утащить конфетку.

— Не смей! — закричала кукла Маша. — Это на Новый год,
и надо, чтобы всем поровну, иначе нечестно!

Мишка из угла смотрит, вздыхает.

—А можно, я сейчас свой подарок съем? — спрашивает. — А потом не буду получать.

—Нельзя, — отвечает кукла Катя. — Сейчас съешь, а
потом на празднике тебе обидно будет.

Но когда куклы отвернулись, мишка все-таки решил свой подарок забрать. Схватил горстку конфет и печенья и хотел убежать, а у него все как посыплется на пол! Все услышали и обернулись. Мишке стыдно стало, он даже мордочку лапами закрыл.

— Нет, — сказала кукла Маша, — так не пойдет. Нам
нужны пакеты. Каждый подарок надо положить в отдель­ный пакет и спрятать. А потом, на Новый год, подарить.
Детям подарки всегда в пакетах дарят, я видела».

Занятие 33

Рисование красками. «Елка»

Цель: продолжать воспитывать в детях доброту, отзыв­чивость; формировать заинтересованное отношение к об­щему результату коллективной деятельности; учить детей среди знакомых им предметов находить те, которые имеют округлую и овальную формы, и рисовать их; развивать воображение, фантазию;

детей 2 и 3 лет учить рисовать концом кисти иголки на ветвях ели, упражнять в изображении округлых форм;

детей 4 лет продолжать учить рисовать иголки на ветвях ели.

Материал: наборное полотно (выполнено из ткани и расчерчено на квадраты, в уголках которых пришиты кру­жочки — кармашки из прозрачной полиэтиленовой пленки), лист бумаги, расчерченный на квадраты, с изображением ели (ствол и ветки без иголок), краска гуашь.

Ход занятия Игровая мотивация

«Как только вы ушли вечером домой, ваши игрушки стали рассматривать подарки.

—Какие мы глупые! — закричала кукла Аня. — Собира­емся новогодний праздник устраивать, а у нас своей елки
нет! Что же это за Новый год без елки?!

—И нисколько мы не глупые, — заворчал ежик, вылезая
из своего угла. — Я, во всяком случае, умный. Я большую
ветку от детской елки отломил, это наша елка будет.

Ежик вытащил из угла ветку и стал ее устанавливать

посреди комнаты. Ветка никак не хотела стоять и все время падала, пока ее не поставили между двумя игрушечными автомобильчиками и не закрепили с горем пополам кубиками.

Стали куклы и зверюшки украшать елку шариками, шишками. Нижние ветки украсили, а до верхних никто дотянуться не может. Позвали мишку — он самый большой.

Но медведь — он и есть медведь. Неловкий. Косолапый. Начал верхушку украшать, да и повалил всю елку.

Шарики разбились. Шишки по углам раскатились, не найдешь. А ветка и вовсе сломалась. Собирает кукла Аня осколки от шариков и плачет:

—Вот вам и Новый год! Вот и елка!

—Да, — вздохнула кукла Катя, — без елки плохо. Нам
теперь только дети помочь могут. И то, если все вместе
постараются.

—Да уж, — подтвердила кукла Маша. — Хорошую елку
сделать трудно. Вот если бы они все дружно взялись: один
рисует ветку с шариками, другой — ветку с шишками. А по­
том все это соединить — вот елка бы получилась!»

Постановка игровой и учебных задач. Посоветовав детям сделать для игрушек елку, воспита­тель спрашивает, сможет ли кто-нибудь один нарисовать

иголки на всех ветках. Как правило, кто-то из старших детей говорит, что одному такую работу выполнить очень трудно. Тогда воспитатель предлагает всем вместе нарисовать иголки и украсить елку игрушками.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способов рисования. Воспитатель предлагает двум-трем детям 2 и 3 лет назвать знакомые им игрушки округлой формы (сосульки, шишки, шары и др.). Затем сам или с помощью одного-двух детей на укрупненном образце еловой ветки показывает, как рисуют иголки — в одном направлении, тонкие, одинаковой величины. При этом он рассказывает о последовательности работы: вначале рисуют все иголки, а когда краска немного подсохнет, на ветках «развешивают» игрушки. Далее воспитатель вынимает наре­занные квадратиками листки бумаги с нарисованными на них еловыми ветками, рассаживает детей и дает каждому по одному листку.

Не дожидаясь, когда высохнут отдельные рисунки, вос­питатель объединяет все детские работы, вставив их в наборное полотно. Затем приглашает кукол и других игру­шечных персонажей посмотреть елку и от их лица спра­шивает у детей, кто ее сделал. Ненавязчиво подводит

детей к тому, чтобы они

ответили: «Все мы вмес­те!»

Далее педагог помещает наборное полотно в игровом уголке и торжественно объ­являет всем о начале ново­годнего праздника. Можно включить грамзапись весе­лой мелодии, предложить кому-нибудь из детей взять на себя роли Деда Мороза, Снегурочки. При этом не следует ограничивать ко­личество Дедов Морозов и Снегурочек. Ими могут быть все желающие. Сле­дует также предоставить детям возможность высту­пить в любой другой роли, петь, танцевать, читать стихи и т.д.

Занятие 34

Рисование красками. «Пирамидки»

у детей 2 лет продолжать воспитывать умение рисо­вать кольца для пирамидки, ориентируясь на внешние опоры;

детей 3 лет упражнять в рисовании кругов разной величины с ориентировкой на четыре опорные точки;

детей 4 лет учить рисовать по представлению пира­мидку, передавая разницу колец по величине; упражнять в изображении овальной формы.

Материал: листы бумаги с изображением трех квадратов разных размеров для детей 2 лет; листы бумаги с изображением четырех квадратов разных размеров для детей 3 лет; чистые листы бумаги, рисунок с изображением пирамидки для детей 4 лет.

Ход занятия Игровая мотивация

«Знаете, ребята, вчера мишка был в гостях у куклы Светы и случайно опрокинул ее большую коробку с пуговицами. Пуговицы рассыпались по всей комнате, и мишка никак не мог их собрать. Пуговицы из его неловких лап вываливались.

—Ничего-то ты не умеешь, — раздраженно сказала кукла
Света. — Ты бы хоть тренировался. Научись хотя бы пира­мидку складывать, как ребята это делают.

—Пирамидку я умею складывать, — обиделся мишка.
Взял пирамидку, снял с нее все колечки и начал их назад
нанизывать. Нет, не получается, то одно колечко куда-то
укатится, то другое никак не хочет надеваться.

—Вот видишь, — сказала кукла Света. — Ты даже этого
не умеешь!

Стало мишке очень обидно.

—А ты сама-то умеешь? — спрашивает.

—Я? Конечно! — сказала Света и взялась за пирамидку.
Но, представьте себе, у нее тоже ничего не получилось.

Подошли к ним и другие игрушки. Все хотят попробо­вать. А пирамидка только одна на всех. Стали игрушки между собой ссориться.

—Ты уже второй раз пирамидку взял, — ворчит мишка на
лисенка.

—И мне дайте, — пищит мышонок. — Я тоже хочу!

Но какое там! Мышонок маленький, голосок слабенький, никто его и не слышит.

А тем временем и одной пирамидки не стало. Колечки все по углам раскатились, не соберешь.

Так и не поиграли».

Игрой

Показ способа штриховки. Воспитатель на укрупнен­ном образце показывает детям, как надо закрашивать полосу Дороги в одном направлении, с одинаковой силой нажима на карандаш, располагая штрихи близко друг к другу. Стар­шим он предлагает нарисовать вдоль дорог деревья, кустар­ник и др.

Воспитатель берет игрушечного милиционера и от его имени подсказывает, делает замечания, подбадривает и хва­лит детей, побуждая их закрашивать контуры дорог как можно лучше.

После того, как дети закончат рисовать, можно дать каждому маленький автомобильчик и попросить проверить безопасность дорог.

Затем педагог имитирует несколько телефонных звонков (из детского сада по поводу того, что туда не привезли игрушки; из магазина, куда не доставили хлеб; от больных зайчат, которые ждут «скорую помощь», и пр.). Спрашивает детей, не смогут ли они сесть за руль и доставить все по назначению. В зависимости от величины машин и грузов! дети могут играть или за столами, или в игровом уголке.

Когда дети начнут терять интерес к игре, воспитатель берет игрушку-милиционера и начинает от его имени бесе- довать с водителями. Милиционер благодарит каждого води- теля за помощь в расчистке дороги и перевозке грузов. Спрашивает, на какой машине ему (ей) пришлось сегодня; ездить, что он перевозил, хватило ли бензина или пришлось заправляться, не перебегал ли кто-нибудь дорогу перед его автомобилем. В конце беседы милиционер еще раз благода­рит водителя и просит объяснить всем его знакомым малень­ким детям правила дорожного движения.

Лепка. «Поможем доктору Айболиту вылечить медве­жат»

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, вызывать сочувствие к игровым персонажам, жела­ние помогать им;

у детей 2лет продолжать формировать умение лепить известные им фрукты округлой формы;

детей З лет продолжать учить правильно передавать в лепке форму, строение, характерные детали известных им фруктов, использовать стеку для передачи выразительно-сти;

детей 4 лет учить лепке фруктов по представлению, добиваться выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.

Материал: листок бумаги — «телеграмма», глина.

Ход занятия Игровая мотивация

«Далеко-далеко на Крайнем Севере, где всегда зима и снег, живут белые медведи. И вот случилась у них беда: заболели медвежата. Одни малыши кашляют, у других животы болят, и такая высокая температура, что даже носы горячие.

К счастью, их родители сразу вспомнили про доктора Айболита, который лечит всех зверей на свете. И отправили медведи Айболиту телеграмму: «Дорогой доктор Айболит,

скорее, скорее приезжайте сюда, надо вылечить наших детей». Айболит тут же от­правился в путь. Сначала он ехал на машине, потом мчался на оленях, запряжен­ных в сани, затем его везли собаки. Он очень спешил к больным медвежатам.

Но вот путь окончен. Стал доктор Айболит лечить боль­ных: одним дал микстуру, другим большие круглые таблетки, третьим закапал в нос капли. И все медвежата выздоровели. Только они

очень ослабли от своих болезней, не играли, не бегали, а все лежали и жалобно смотрели на своих родителей и на доктора Айболита.

— Ах, ну как же я об этом не подумал! — сказал Айбо­лит. — Детям нужны, ну просто необходимы фрукты. Но где их взять, ведь фрукты на Севере не растут. Как же теперь быть?!

И тогда он послал телеграмму прямо к нам, в детский сад. (Воспитатель показывает детям «телеграмму».) В этой теле­грамме доктор очень просит поскорее прислать медвежатам фрукты, чтобы они окончательно выздоровели».

110

Зуп, конечно, тут как тут, первым сунул в коробку свою любопытную мордочку: нет ли там чего-нибудь вкусного? На квадратики он и глядеть не стал, а баночку открыл, лизнул клей и поморщился: «Фу, какая гадость!»

А Лап, большой выдум­щик, обрадовался:

— Никакая это не гадость!
Из квадратиков, знаешь,
сколько можно чудесных
вещей сделать! Вот наша лу­
жайка после дождя долго не
просыхает. Выложу-ка я из
этих квадратиков-плиток до­
рожку.

И он наклеил квадратики длинной цепочкой, так что вышла мощеная дорожка.

— Дорожка должна вести к дому, — важно сказал Зап. —
Я сейчас из квадратиков дом построю, с плоской крышей,
чтобы на ней можно было загорать.

И он наклеил квадратики так, что получился домик с окошком и крылечком.

— Вокруг лужайки и домика надо построить забор, чтобы
опять медведь к нам не заявился, — сказал Зип и начал
выклеивать из квадратиков забор».

Постановка игровой и учебных задач

Воспитатель предлагает детям показать зайчатам, что еще можно сделать из квадратиков, например конуру для собаки, красивые ворота и даже грузовик, если к квадратику приделать колеса, а впереди наклеить квадратик помень­ше — кабину. Затем показывает детям 4 лет, как выложить из квадратов любой предмет (какой захочется), а затем накле­ить эту форму на лист бумаги.

Четырехлетним детям педагог раздает полоски разно­цветной бумаги. Формулирует задание: вначале нарезать квадраты, а потом создать из них способом аппликации изображения любых предметов.

Руководство выполнением задания и последующей

Игрой

Показ способов выполнения задания не проводится. Наблюдая за самостоятельной работой детей, воспитатель делает выводы о том, как они представляют себе предметы

прямоугольной формы. Если дети затрудняются в выборе темы для аппликации, педагог предлагает им рассмотреть предметы прямоугольной формы, которые имеются в ком­нате (коробка с кубиками и др.). Не следует требовать точного сходства с реальным объектом. Валено, чтобы ребе­нок хорошо знал, что это за предмет и как он называется.

(На последующих занятиях дети могут создавать изобра­жения и из полосок — так, как это показано на рис.87.)

После того как работа будет закончена, появляются зайчата. Воспитатель от имени зайчонка беседует с детьми о том, какие предметы прямоугольной формы они изобразили способом аппликации.

Занятие 41

Рисование. «Коробка с кубиками»

у детей 3 лет воспитывать умения изображать пред­меты четырехугольной формы и закрашивать их, ориен­тируясь на форму «ячеек» коробки;

у детей 4 лет выявить уровень сформированности навыков в изображении предметов четырехугольной формы.

Материал: листы бумаги («коробки»), поделенные линиями сгиба на квадраты («ячейки»); краска гуашь.

Ход занятия Игровая мотивация

«Вчера вечером, когда вы все разошлись по домам, игрушки затеяли игру в жмурки. Мишке завязали глаза платочком, и он стал всех ловить. И тут же наткнулся на грузовик, который стоял ну прямо посередине комнаты.

— Ты что это здесь машину поставил! — заревел мишка,
обращаясь к шоферу, потому что больно ударился.

— А куда мне ее ставить? — спросил водитель. — Ведь
гаража для нее нет. Вот постройте гараж, тогда моя машина
никому мешать не будет.

— Можно и построить, — сказал ежик. — Кубики есть,
давайте сделаем гараж!

Все принялись за работу: и куклы, и ежики, и лисята, и сам мишка. Оказалось, это очень интересно — строить гараж.

Только вдруг игрушки заметили, что лисенок носит кубики не к гаражу, а в другое место, в уголок.

— Ты что делаешь? — спрашивает его ежик.

— Я домик построить хочу. У меня машины нет, мне
гараж не нужен. Мне нужен свой домик.

Тогда кукла Таня выбрала два красивых кубика и пота­щила их в свой уголок:

—Это у меня скамеечка будет. Рядом с моей квар­тирой.

—Но так же кубиков на гараж не хватит! — возмутился
ежик. — Давайте хоть гараж достроим.

Кубиков, действительно, оказалось мало. А строить хо­тели все. Кто — гараж, кто — ворота, кто — домик. И начали игрушки из-за кубиков ссориться.

Я думаю, что вы смогли бы нарисовать много-много кубиков, сложить их в коробки и отдать игрушкам. Пусть строят!»

114

видели ли они почтовые ящики, просит нескольких детей описать их форму и цвет, подумать и рассказать, как они будут рисовать и украшать почтовые ящики.

Руководство выполнением задания и последующей игрой

Показ способов выполнения задания нецелесообразен. Желательно, чтобы дети работали полностью самостоя­тельно, опираясь на собственные представления и фантазию.

После того как дети закончат рисунки, воспитатель спрашивает, не хотят ли они сами послать письма зайчатам или кому-нибудь еще из своих друзей. Взяв на себя роль почтового работника, «продает» им бумагу, марки, шарико­вые ручки. Когда письма будут готовы, воспитатель надпи­сывает адреса, спрашивая у каждого ребенка, как зовут адресата, где тот живет и т.п. Выясняет, куда и кому должен быть прислан ответ. (Воспитателя не должно смущать, что дети могут назвать самые невероятные адреса.) При «почто­вом отделении» должен быть объемный ящик (любая картон­ная коробка) с отверстием для писем.

Занятие 43

Лепка. «Птички и кормушки»

у детей 2лет продолжать воспитывать умение лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями;

детей 3 лет учить лепить птичку, акцентируя их внимание на том, что при соединении головы и туловища надо плотно прижимать одну часть к другой и кончиками пальцев оттягивать от основной формы;

детей 4 лет учить лепить птичку, добиваясь вырази­тельной передачи формы, строения.

Материал: птичка-игрушка, глина, доски.

Ход занятия Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает детям:

«Приходят ко мне вчера зайчата, все-все, вместе с мамой и тетей, которая живет в другом лесу.

—Очень я скучаю без моих племянников, — сказала тетя
зайчат. — И ни письмо, ни подарок ко дню рождения послать
не могу. Очень уж мы далеко друг от друга живем.

—Но ведь есть почта, — говорю. — Письма возят в поездах
по железным дорогам или в самолетах, а почтальоны их по
домам разносят и посылки тоже.

—Какие в наших лесах самолеты! — смеются зайчихи. —

Спасибо ребята железную дорогу построили, так и то только из леса в город, а между нашими лесами железной дороги нет.

—Постойте, — говорю, — а ведь письма могут переносить
птицы!

—Ой, — закричал Лап, — давайте мы в свой лес птичек
пригласим! Попросите ребят, пусть они нам много-много
птичек сделают, тогда мы сможем написать письма всем
зайцам из разных лесов и узнать, как они живут!

—И кормушки для птичек обязательно нужны, — сказал
Зап. — Мы сами будем за своими птичками-почтальонами
ухаживать, кормить, поить. Мы их любить будем.

А что вы об этом думаете, дети?»

Игрой

Показ способа лепки кормушки нецелесообразен. Желательно только дать детям возможность рассмотреть кормушку на картинке.

Основное внимание воспитатель уделяет объяснению способа лепки птички.

Детям 3 лет предлагается вылепить птичку из двух шариков. Старшие дети могут показать им, как путем оттягивания глины от головы получить клюв, а путем оттягивания глины от туловища — хвост и крылья.

Дети 4 лет могут лепить птичку из целого куска. Воспи­татель знакомит их с образцами дымковской или тверской игрушки. Каждая из глиняных птиц имеет свою, особую

форму туловища и хвоста. Спинки и хвосты расписаны узорами, а крылья и голова украшены налепами.

Когда большинство детей закончат лепку, воспитатель делает вид, что разговаривает с кем-то по телефону. Сооб­щает, что звонит мама-зайчиха. Она интересуется, есть ли уже птички и готовы ли они разносить почту. Говорит в трубку, что птички есть, но разносить почту они не могут, потому что еще не высохли и к тому же очень хотят есть. Поговорив с зайчихой еще, воспитатель рассказывает, что она интересовалась, не смогут ли дети покормить птичек. А старших детей она просила построить домики, так как при такой большой и трудной работе птичкам потребуется хороший отдых. Еще зайчиха просила подготовить хорошее помещение для почтового отделения.

Дети выполняют просьбы зайчихи. По окончании игры она приходит и беседует с детьми (индивидуально). Зайчиха спрашивает, когда начнет работать лесная почта, кто будет доставлять письма, на чем можно написать лесное письмо (на бумаге, на кусочке коры, на листочке дерева и др.), чем зайцы, ежи, мыши могут писать свои письма (сосновой иголкой, палочкой, сучком и др.).

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к ап­пликации; вызвать желание выполнить красивое изображе­ние домика;

детей 3 лет продолжать учить раскладывать на листе бумаги детали аппликации, подготовленные воспитателем, и наклеивать их;

детей 4 лет учить создавать способом аппликации по

Рис.91. Материал к занятию

представлению изображение домика; продолжать учить пра­вильно держать ножницы и действовать ими: разрезать бумажные узкие полоски поперек, квадрат по диагонали, делать косые срезы.

Материал: готовые формы для изображения домика способом аппликации для детей 3 лет; квадраты, полоски, прямоугольники из цветной бумаги для детей 4 лет.

Ход занятия Игровая мотивация

«У наших зайчат железная дорога стала часто ломаться. То семафор вовремя не загорится, а это очень опасно, может даже крушение поезда произойти. То у вагончика колесо’ отвалится, а недавно и совсем плохо стало: машинист преду­предил, что последнюю неделю поработает и уйдет, не будет больше водить поезда по заячьей дороге.

—Мне, — говорит, — на работу к вам далеко ездить. Я в
городе живу, а станция вон где, в лесу. Каждый раз боюсь
опоздать на работу. Надоело. Вот если бы я при станции
жил — тогда другое дело.

—Конечно, — жаловалась мне по телефону мама-зайчи-
ха, — чтобы железная дорога хорошо работала, нужны
машинисты, стрелочники, контролеры, кассиры — продавать и проверять билеты. Вот если бы в лесу рядом с

железнодорожной станцией поставить домики, чтобы в них могли жить работники железной дороги.

И я обещала зайчихе передать вам ее просьбу. Хорошо бы сделать много домиков, чтобы поставить их рядом со стан­цией. В них смогут жить машинисты, стрелочники, кассиры, контролеры. Тогда с железной дорогой все будет в порядке, и зайчата всегда будут приезжать к вам в гости».

Игрой

Показ способа лепки осуществляется после того, как Дети вместе с воспитателем рассмотрят ежа-игрушку или ежа — скульптуру малых форм. В процессе восприятия педагог обращает внимание детей на форму тела, маленькую мордочку, короткие лапки. Детям 4 лет показывает, как изменяется положение тела ежа и его колючек, когда он что-то ищет, рассматривает и т.п.

Дети 4 лет (1-2 ребенка) могут напомнить младшим последовательность и приемы лепки, объяснить, как проца­рапать стекой колючки.

Когда дети закончат лепку, воспитатель делает вид, что берет телефонную трубку и с кем-то разговаривает. Сооб- щает, что звонит еж, который очень волнуется и спрашивает,

на самом ли деле у него теперь будет много умных, красивых и послушных детей. Узнав от детей (хоровой ответ), что это правда, он выражает желание немедленно приехать и забрать ежат в свой лесной домик.

Воспитатель организует приезд ежа (игрушка) на боль­шой грузовой автомашине. Еж благодарит детей и спраши-вает совета, какие имена дать ежатам. Затем говорит, что, к сожалению, у него в домике нет ни кроваток, ни скамеек, ни тарелок, и просит детей сделать из строительного материала все необходимое для его семьи.

Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель берет ежа и начинает беседовать с ними. Еж здоровается с ребенком, спрашивает, как его зовут, сколько ему лет. Советуется, чем ему лучше всего кормить своих детей, где можно взять еду. Интересуется, во что можно поиграть с ежатами. Просит назвать самые интересные сказки и самые красивые стихи. В конце беседы еж спрашивает, что ребенок! построил для его сына (дочки). Затем благодарит и пригла­шает приехать к нему в лес на поезде.

Рисование. «Тележка для ежика»

Цель: формировать у детей способность замечать яр­кость цветовых образов в иллюстрациях Ю.А.Васнецова (иллюстрация к русской народной потешке «Чики-чики- чикалочки. »); воспитывать умение называть действия пер­сонажей, замечать цвет и форму;

у детей 2лет продолжать воспитывать умение изобра­жать округлые формы;

детей 3 лет учить рисовать тележку, сочетая окру­глые формы с четырехугольной;

детей 4 лет учить правильно передавать соотношение корпуса тележки и колес, украшать рисунок различными элементами: мазками, точками, кольцами, кругами, рит­мично располагая их в центре, по сторонам, по углам.

Материал: бумага — по 1/2 листа для детей 3 и 4 лет; краска гуашь, иллюстрация Ю.А.Васнецова к потешке «Чи-ки-чики-чикалочки. »; ежики, вылепленные детьми на пре­дыдущем занятии; по 1/2 листа бумаги с изображением кузова тележки для детей 2 лет.

Игровая мотивация

«Ну, теперь у ежика совсем другая жизнь началась. Раньше он один жил, домик был маленький, но места хватало. А теперь семья большая. Весело у них, все ежики добрые, симпатичные, все любят своего папу-портного. Но в домике стало тесно. Надо новый строить.

А чтобы дом строить, нужна тележка. Нужно камни возить. И бревна. И песок. Без тележки никак нельзя.

Когда ежики заготавливают на зиму грибы, яблоки, ягоды, то накалывают гриб или ягоду на свои иголки и несут к себе в домик. Они и тут хотели обойтись привычным способом — попытались камешек на иголки нацепить. Только камешек твердый, не накалывается. Затупили иголки, а толку нет.

Попытались ежики волоком камни тащить, прямо по земле, но сил не хватило. Один малыш даже ножку ушиб, сел и заплакал.

Ножку ему перевязали, и отправилась ежиная семья к зайцам. Зайцы и говорят: чтобы дом строить, тележки нужны. На колесиках. Легкие, которые как будто сами груз везут. А где тележки в лесу возьмешь? В лесу тележек нет.

Зайцы посоветовали ежикам к вам за помощью обра­титься. Вы же всегда всем лесным жителям помогаете. И ежики отправились прямо к нам, в детский сад. Скоро уже придут сюда. Так что давайте сделаем для них тележки».

Занятие 48

Рисование карандашами. «Телевизор»

Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять представления о форме знакомых предметов, их строении, цвете, учить передавать характер­ные особенности предметов в рисунке;

детей 2лет побуждать рисовать на экране телевизора (нарисован воспитателем) любое изображение;

детей 3лет учить рисовать телевизор;

у детей 4 лет поддерживать интерес к рисованию по представлению знакомых предметов.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши; листы бумаги с изображением телевизора для детей 2 лет; большая картонная коробка.

Ход занятия Игровая мотивация

«Сегодня утром только я вышла из дома — мчатся ко мне со всех ног зайчата.

—Ой, — кричат, — у нас новость! Вы знаете Степашку из
передачи «Спокойной ночи, малыши»?

—Конечно, знаю, — говорю. — Кто же его не знает?

—Так вот, этот Степашка нашего Лапа на передачу
пригласил. Сегодня вечером Лапа будут по телевизору
показывать. Представляете?! Наш Лап станет знаменитым на
всю страну! Только у нас телевизора в доме нет, а так хочется
передачу посмотреть!

—Пожалуйста, попросите ребят, чтобы они сделали нам
телевизор!

—И не только нам, — сказал Лап. — Ежики тоже просили,
чтобы им телевизор сделали, и белки, и улитки, и медведь.
Все-все хотят на нашего Лапа в передаче посмотреть.

—Обязательно вашу просьбу передам, — говорю. — А где
же сам Лап?

Лап выступил вперед, совсем не важничающий, только смущенный немного от всеобщего внимания.

—Ну что, — спрашиваю я его, — страшно тебе?

—Немного страшно, — признался Лап. — Но если я буду
знать, что на меня все наши лесные друзья смотрят, мне
будет не так страшно.

Игрой

Показ способа рисования педагог выполняет после того, как побеседует с детьми и выяснит имеющиеся у них представления. Дети 3 и 4 лет могут описать форму телеви­зора, вспомнить, из каких частей он состоит (экран, ножки, пульт регулировки и др.). Детям 2 лет воспитатель раздает листы бумаги с уже нарисованным экраном и просит изобра­зить на нем любимую телепередачу.

Двум-трем детям 3 лет педагог предлагает рассказать, как они будут рисовать телевизор, показать, как они распо­ложат лист бумаги (горизонтально или вертикально). Тем, кто затрудняется с ответом, воспитатель показывает (инди­видуально) способы рисования,

С детьми 4 лет надо побеседовать о том, как они себе представляют телевизор.

Тем, кто нарисует телевизор, воспитатель может предло­жить изобразить что-нибудь на экране (см. рис. 1-7 «Прило­жения»).

Когда большинство детей выполнят задание, воспита­тель обращает их внимание на зайчонка Лапа. Выясняется, что тот не знает, с чем выступить по телевизору (прочитать

стихотворение, спеть песенку, потанцевать или др.). Воспи­татель предлагает детям показать Лапу, как они могли бы выступить по телевизору, и вносит телевизор — большую картонную коробку, у которой одна сторона вырезана в форме экрана. Поставив ее на стол, педагог в роли диктора здоровается с телезрителями и объявляет, что сейчас теле­визионные камеры установлены в детском саду. (называет город и тот детский сад, в котором находятся дети). Далее воспитатель говорит, что сейчас перед телезрителями вы­ступит. (называет имя одного из старших детей, который первым изъявил желание выступить). После этого ребенка выступают все остальные желающие.

(Воспитателю не следует забывать, что это игра и что каждый ребенок должен совершенно свободно и по своему желанию строить свое выступление. Надо поощрять любые импровизации, стремление детей использовать различную атрибутику.)

Занятие 49

Рисование карандашами, красками и аппликация. «Же­лезная дорога»

Цель: побуждать детей 2, 3 и 4 лет доступными им изобразительными средствами готовить атрибуты для игры в железную дорогу.

Материал: краска гуашь, цветные карандаши, цветная и белая бумага, ножницы, клей.

Ход занятия Игровая мотивация

«После того как вы нарисовали лес, в нем новые звери появились. Лес стал большим, и жителей в нем стало много. И всем надо время от времени в город ездить — то в гости, то в цирк, то в кино. И вообще выяснилось, что все лесные жители очень любят кататься по железной дороге.

А железная дорога, которую мы когда-то сделали для зайчат, маленькая. Всего один вагончик, да и тот уже старенький, облупленный. То у него колесико отвалится, то двери испортятся — ни открыть, ни закрыть. И семафоры уже старые.

Нужна новая железная дорога. Чтобы вагончики были красивые, разноцветные, чтобы поезда часто ходили. А то недавно такой случай был. Только поезд ушел, как заболел ежик, а к врачу его доставить не на чем.

Но это большая работа, мы с нею только все вместе можем справиться. Ведь надо сделать новые рельсы, сема-

—Ой, — кричат, — у нас новость! Вы знаете Степашку из
передачи «Спокойной ночи, малыши»?

—Конечно, знаю, — говорю. — Кто же его не знает?

—Так вот, этот Степашка нашего Лапа на передачу
пригласил. Сегодня вечером Лапа будут по телевизору
показывать. Представляете?! Наш Лап станет знаменитым на
всю страну! Только у нас телевизора в доме нет, а так хочется
передачу посмотреть!

—Пожалуйста, попросите ребят, чтобы они сделали нам
телевизор!

—И не только нам, — сказал Лап. — Ежики тоже просили,
чтобы им телевизор сделали, и белки, и улитки, и медведь.
Все-все хотят на нашего Лапа в передаче посмотреть.

—Обязательно вашу просьбу передам, — говорю. — А где
же сам Лап?

Лап выступил вперед, совсем не важничающий, только смущенный немного от всеобщего внимания.

—Ну что, — спрашиваю я его, — страшно тебе?

—Немного страшно, — признался Лап. — Но если я буду
знать, что на меня все наши лесные друзья смотрят, мне
будет не так страшно.

Занятие 49

Рисование карандашами, красками и аппликация. «Же­лезная дорога»

Цель: побуждать детей 2, 3 и 4 лет доступными им изобразительными средствами готовить атрибуты для игры в железную дорогу.

Материал: краска гуашь, цветные карандаши, цветная и белая бумага, ножницы, клей.

Ход занятия Игровая мотивация

«После того как вы нарисовали лес, в нем новые звери появились. Лес стал большим, и жителей в нем стало много. И всем надо время от времени в город ездить — то в гости, то в цирк, то в кино. И вообще выяснилось, что все лесные жители очень любят кататься по железной дороге.

А железная дорога, которую мы когда-то сделали для зайчат, маленькая. Всего один вагончик, да и тот уже старенький, облупленный. То у него колесико отвалится, то двери испортятся — ни открыть, ни закрыть. И семафоры уже старые.

Нужна новая железная дорога. Чтобы вагончики были красивые, разноцветные, чтобы поезда часто ходили. А то недавно такой случай был. Только поезд ушел, как заболел ежик, а к врачу его доставить не на чем.

Но это большая работа, мы с нею только все вместе можем справиться. Ведь надо сделать новые рельсы, сема-

форы, большое здание кассы, разноцветные вагончики, па- ровозики. И еще необходимо, чтобы вы сами поработали на новой железной дороге».

Оглавление

Воспитание и обучение на основе игры

Организация обучения 4

Воспитание и обучение детей на занятиях 6

Обучение и игра 15

Примерные планы-конспекты занятий 22

Заключение 131

Т . Н . Доронова С . Г . Якобсон

ОБУЧЕНИЕ

РИСОВАНИЮ , ЛЕПКЕ ,

ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

АППЛИКАЦИИ

В ИГРЕ

(младшая разновозрастная группа)

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Москва «Просвещение» 1992

Рецензенты: доктор педагогических наук НЛ.Михайленко, кандидат психологических наук Н.А.Короткова

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г.

Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппли­кации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с: ил.

В книге представлены примерные конспекты занятий по изобразительной деятельности для младшей разновозрастной группы малокомплектного детского сада.

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г., 1992

Наша книга призвана помочь вам в организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией в младшей разновозраст­ной группе. Создавая ее, мы учитывали различные варианты комплектования младших разновозрастных групп, суще­ствующие в практике работы детских садов. Наши советы и рекомендации рассчитаны на группы, где воспитываются дети трех разных возрастов: двух, трех и четырех лет, а также на группы, где воспитываются дети двух смежных возрастов: двух и трех лет или трех и четырех лет.

Книгой может с успехом пользоваться и педагог, работа­ющий с одновозрастной группой (вторая младшая), если его воспитанники значительно отличаются друг от друга уров­нем развития изобразительных умений и навыков.

Мы предлагаем вам подробные конспекты занятий по изобразительной деятельности, рассчитанные на весь учеб­ный год.

Работа с детьми по нашим конспектам построена на основе широкого и всестороннего использования игры, что позволяет наряду с учебными задачами решать и собственно воспитательные задачи.

Мы не включили в книгу занятия по замыслу и те, в ходе которых дети доступными им средствами выразительности передают свои впечатления о праздниках 1 Мая, 8 Марта и др., «поскольку такие занятия подробно описаны в методиче­ской литературе.

Желаем вам успеха в работе!

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы

Источник

Читайте также:  Виста артиста пастель художественная
Оцените статью