Мастер-класс «Рождественское чудо». Сюжетная композиция
Тамара Корчагина
Мастер-класс «Рождественское чудо». Сюжетная композиция
Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги,в своём блоге.
Вот уже второй год у нас на муниципальном уровне среди образовательных учреждений проводится литературно-художественный конкурс «Душа по капле собирает свет».В конкурсе принимают участие педагоги и дети. Я тоже участвовала в конкурсе и хочу поделиться своими творческими идеями.
Для работы мне понадобились:
— 4 палочки от флажков;
— клей «Мастер«;
— фигурки домашних животных и птиц;
— трубочки из бумаги;
— творчество и др. мелочи.
Фигурки людей выполнены из пластилина (по принципу дымковской игрушки).
В своей конкурсной работе я попыталась изобразить Рождество Христа. Очень хотелось найти диодный маленький фонарик-подсветку для передачи чудесного волшебства,но не нашла.
А ещё мне захотелось сделать такого ангелочка. Ленточки,кружева,тесёмочки купила в магазине. Одежда-из остатков тюли и органзы. Основой для тела послужил конус от пластмассового конструктора,для крыльев-картон. Кружева вначале приметала,а затем прострочила на швейной машинке.
В прошедшем конкурсе моя работа заняла второе место.
В прошлом году мы также участвовали в конкурсе и даже со своими малышами (коллективная работа) и тоже заняли первое и второе место.
А это работа вместе с детьми выполнялась.
Вот такие работы у нас получились. Всем приятного просмотра!
«Композиция из цветов». Квиллинг. Мастер-класс В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве очень актуально. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить,.
«Рождественское чудо». Поделка из природного материала. Развитие творческих способностей детей по прежнему осуществляется через обогащение воображения, тренировку наблюдательности и памяти. Основная.
Календарный план по ФГОС в подготовительной группе «Рождественское чудо» Календарный план образовательной деятельности в подготовительной группе с 09.01 – 13.01. Тема: «Рождественское чудо» Итоговое мероприятие:.
Конспект ООД по лепке в первой младшей группе. Лепка сюжетная (коллективная композиция) «Птицы зимой. Угостим птиц» Задачи: -воспитывать у детей заботливое отношение к птицам,живущем рядом с человеком -Формировать умение раскатывать шар в круглые.
Лепка сюжетная. Коллективная композиция на зеркале «Лебедь с лебедятами» Задачи: совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить отламывать от всего куска такое количество материала, которое понадобится.
Мастер-класс «Цветочная композиция» Для работы нам понадобится: 1. цветная бумага розового,зелёного,жёлтого цвета; 2. цветной картон; 3. ножницы; 4. клей-карандаш; 5. двусторонний.
Мастер-класс «Новогодняя композиция в чайнике!» Мастер класс на тему: «Новогодняя композиция в чайнике!» Тороплю новогодние праздники. Подбираю идеи к оформлению помещений, ёлки, разных.
Мастер-класс «Осенняя композиция «На лавочке» У нас в группе остается много использованного пластилина, и возникают идеи куда же можно его применить. И сегодня я предлагаю вашему вниманию.
Новогодняя лесная композиция. Мастер-класс Осталось совсем немного дней, и мы будем радостно встречать Новый год. Чудесный праздник! Запахи смолистой хвои, кисло-сладких мандарин,.
Сюжетная композиция «Ярмарка». Мастер-класс Недаром говорят: широка да весела Масленица. На масленицу гулянья были особые: весёлые, шумные. Люди на ярмарке гуляли, пели да плясали,.
Источник
Творческая мастерская «Душа по капле собирает свет»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект пасхального урока по главе из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_dusha_po_kaple_sobiraet_svet.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Душа по капле собирает свет…»
Творческая мастерская по рассказу Л.Андреева «Ангелочек» с приглашением родителей
Цель: создание условий для раскрытия учащимися подтекстов художественного произведения и значения различных деталей с целью полного и ясного понимания текста.
1.способствовать глубокому прочтению текста учащимися;
2. формировать навыки анализа;
3. воспитывать душу талантливого читателя.
I Вхождение в тему.
1.1. –Здравствуйте! На календаре 16 декабря, и совсем скоро мы будем с вами встречать праздники, среди которых, пожалуй, самый волшебный – Рождество.
-Закройте на минутку глаза и поделитесь своими ассоциациями: рождество – это… (сияющие елки, самые близкие люди, ожидание чуда, запах хвои и мандаринов, гости, подарки, возвращение в детство…)
-Маленькая елочка у нас с вами есть, самые близкие люди собрались, вы пришли ко мне в гости, и я благодарна вам за то, что вы приняли мое приглашение. Не хватает подарков. Я дарю взрослым возможность вернуться в детство, вспомнить чувства, с которыми вы заглядывали под елку. Ребятам я дарю необычную встречу с рассказом Леонида Андреева «Ангелочек». А всем нам — возможность стать сегодня чуточку мудрее.
1.2.- Настроиться на встречу с текстом нам поможет притча. (Видео – притча Светланы Копыловой «Два ангела») Смотрим, вы прислушиваетесь к себе и думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
-Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями … (Об израненном сердце, о пробуждении доброты в душе, о чудесах Рождества. )
— На столах цветные листочки в виде облаков, выберите любой из них, напишите на нем, как бы вы назвали наш сегодняшний разговор (на доске появляется Облако Названий).
— Мы с вами совпали в наших мыслях, и тему нашего разговора я обозначила так: «Душа по капле собирает свет…»
II Погружение в текст.
2.1. — Цвет текста? Какие персонажи стоят за каждым цветом? Можем ли мы их разделить на какие-то группы?
(Сашка, Иван Саввич,Феоктиста Петровна, Марья Дмитриевна, Софья Петровна).
( Два мира представлены в тексте: богатый мир дома Свечниковых и бедный мир Сашкиного дома ).
— Есть ли в тексте необычный персонаж? ( Ангелочек – елочная игрушка, но Леонид Андреев пишет о нем так, что мы представляем его живым ). И мы с вами попытаемся выяснить, как автору это удается.
2.2 . Ничто не должно ускользать от нашего внимания во время работы с текстом, и сейчас мы попробуем понять, как автор создает «ткань образов», составив ЛИНГВОКАРТУ (Приложения 1, 2,3) и представив образ по ассоциации (Работа в группах: участникам мастерской предлагается из цветной бумаги вырезать контур образа и, опираясь на текст заполнить предложенную схему).
1 группа – образ Сашки (до момента елки у Свечниковых).
2 группа – образ Ивана Саввича.
3 группа – образ Феоктисты Петровны.
*4 группа –исследователи тайн слова ( Приложение 4)
Иван Саввич (Иван — дар бога. Савва – неволя, плен).
— Александр (защитник людей).
— Феоктиста Петровна (Феоктист – божье творение, созданье. Петр – камень).
Значение слова тюря ( Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка : Кушанье из покрошенного в квас или воду черного хлеба с солью, луком и растительным маслом. То же, что и рохля – нерасторопный, медлительный человек).
Значение слова антипы (Слово связано с образом Ирода Антипы, ирод употребляется как бранное слово, толкуется как изверг, мучитель).
2.3. — Сашка – мальчик из бедной семьи. Он не верит, что его, злого, оборванного и голодного, зовут к себе богачи Свечниковы на рождественскую ёлку. Он не хочет идти к ним. Почему? ( потому, что знает о сложных отношениях своего отца с барыней из этого дома).
— А почему всё-таки идёт на праздник?
(Так хочет отец. А ещё он решил что-нибудь принести своему больному отцу, ведь Сашка только внешне груб, а сердце у него доброе).
Как ведёт себя Сашка на ёлке у богачей Свечниковых? Докажите текстом.
(Он презирает детей, их болтовню, в кармане у него папиросы, которые он стащил из кабинета хозяина. Он ведёт себя высокомерно. Щёлкнул по носу маленького мальчика, нагрубил пожилому лысому господину).
— Что он чувствовал среди нарядных гостей около рождественской ёлки? Прочитайте. («Сашка был угрюм и печален…»)
— С чем же связано такое состояние и как автор передаёт его? Прочтите.
(«… Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце . Ёлка ослепляла его красотой и крикливым, наглым блеском (эпитет) бесчисленных свечей, но она была чужда ему, враждебной (эпитет), как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (метафора).
— Ребята, а в связи с чем в человеческой душе появляется язва? Ведь наверняка и вам знакомо это чувство.
(Если человек одержим злобой, завистью, если нехорошо отзывается о других, вот тут-то в нашу душу и пробирается злая язва в виде тоски, обиды на весь Божий свет) .
— Вот и Сашка о чём думает, забившись за рояль? ( О своём одиночестве в этом мире ).
— А почему меняется его настроение? ( Он увидел на ёлке игрушку, которая его поразила).
Чтение учителем под музыку
Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное.
— Почему елочная игрушка так поразила мальчика? Попробуем продолжить, передавая из рук в руки ангела, ангелочек – это. (символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью).
-Почему не ангел, а ангелочек появляется в рассказе Л.Андреева?
Сашке очень хочется, чтобы ангелочек был с ним, ради этого он даже готов унизиться перед барыней. И вот желанная игрушка оказывается у мальчика.
— Как передаёт писатель испытанную мальчиком радость? Прочитайте.
(«На глазах сверкнули две маленькие слезинки. Медленно прижав ангелочка к груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая от чувства неземной радости) .
— А как на мальчишкино счастье откликнулись окружающие? Зачитайте.
(« И радостно улыбнулась седая важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим мальчиком и одухотворённым личиком ангелочка»).
— Да, ребята, произошло чудо. Попробуйте продолжить . (покаяния, просветления, преображения).
-Я вам даю время на то, чтобы вы опять представили образ души Сашки по ассоциации (вырезаем из бумаги).
III Подведение итогов.
3.1. — Как закончился рассказ?
( Очень грустно. Ангелочек, с любовью подмешанный у горячей печки, тает. Счастье будто растаяло с восковым ангелочком ).
Знаете, рассказ «Ангелочек» был написан он в 1899 году. А ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел». Послушайте.
На разукрашенную ёлку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щёлку
Закрытых наглухо дверей.
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло…
Но ангел тает. Он – немецкий.
Ему не больно и тепло.
3.2. –«Ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты. Любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал дальше.
В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз ». Ангелочек растаял, значит ли это, что душа Сашки останется прежней?
-Русский публицист, литературный критик Н. К. Михайловский писал: « Не потому ли автор опустил здесь занавес, потому что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»
-Поразмышляйте над этим высказыванием. Согласны ли вы с ним? На крылышках стрекозы запишите, каким вы представляете себе Сашкино утро.
3.3. — Замечательно, что о рассказе Л. Андреева мы говорим в предрождественские дни, в канун нового года, когда особенно хочется верить в добро и счастье. В это время все ждут подарков и чудес. Я думаю, что чудо сегодня свершилось на наших глазах. Когда говоришь о вере, душе, мир преображается. Он словно сияет удивительными волшебными красками. В течение урока наши с души тоже по капельке наполнялись светом. Мне очень хочется, чтобы этот свет остался с вами надолго. На память о сегодняшней встрече я вам дарю ангелочков, пусть и вам они помогут преобразиться. А еще я очень хочу напомнить вам слова А.П. Чехова: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. »
— Море начинается с маленького ручейка. Любая большая помощь начинается с маленькой. В деле пробуждения добра в душе другого человека мелочей не бывает. Помните, что ваша помощь может совершить чудо! Чудо обретения веры, чудо спасения души. Замечательные мои ученики, уважаемые взрослые, я желаю вам быть мудрыми, чтобы вовремя разглядеть человека, которому нужна ваша помощь, человека, в душе которого вы оставите добрый след.
Источник