- Акварели Елены Базановой. Натюрморты часть 2.
- Елена Базанова. Часть 3. О подходах к работе с акварелью.
- В волшебном мире Елены Базановой: подход к работе в акварельной живописи
- Цветы в акварели. Основы.
- «Тяжело даются цветы и совсем не удаются букеты». «Хочу научиться более цельно и воздушно писать живые цветы!»
- ЧТО БУДЕТ НА ПРАКТИКЕ?
- ЧТО ТАКОЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКА?
- КАК ОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС, НО ОНЛАЙН
- УЗНАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
- ПЕРВЫЙ ЭФИР — СТРОЕНИЕ ЦВЕТОВ
- ВТОРОЙ ЭФИР — БУКЕТ
- ТРЕТИЙ ЭФИР — ИТОГИ
- РОЗЫГРЫШ от Невской Палитры
- Необходимые материалы
Акварели Елены Базановой. Натюрморты часть 2.
4. Акварели Елены Базановой. Натюрморты часть 2.
Базанова Елена Серафимовна
С 1995 года – член Союза Художников России.
С 2006 года – член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.
Работы находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, США, Франции, Англии, Швеции, Исландии, Финляндии, Нидерландов, Казахстана.
Награды:
1999 – Приз (Public-Prize) на I-ом Международном Биеннале современной акварели.
2000 – Диплом II степени Правления Союза Художников С-Петербурга на выставке «Молодые художники Санкт-Петербурга».
2001 – Приз (Public-Prize) на II-ом Международном Биеннале современной акварели (Kunststation Kleinsassen, Германия).
2001 – Приз Ландрата области города Фульда (Preis des Landrats des Landkreises Fulda) на II-ом Международном Биеннале современной акварели (Kunststation Kleinsassen, Германия).
2007 – Медаль «120 лет обществу русских акварелистов».
2008 – Гран-при им. академика Вениамина Худолея на IV Международной Биеннале графики в Санкт-Петербурге «Искусство книги с разделом Станковая графика » за представленные оформление и иллюстрации к книге Л.Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес, рассказанные для маленьких читателей самим автором».
Акварели Елены Базановой. Натюрморты часть 2.
СКОРО ВЕСНА И 8 МАРТА! ВДОХНОВЛЯЕМСЯ!
Источник
Елена Базанова. Часть 3. О подходах к работе с акварелью.
«Как это возможно?!» – вот первый вопрос, который возникает, когда видишь акварели Елены Базановой. Здесь нежные цветы, хрупкие стрекозы, живые фрукты и рядом же – льющиеся драпировки, осязаемость дерева, бумаги, морских раковин. Акварель Базановой – это целый волшебный мир!
В волшебном мире Елены Базановой: подход к работе в акварельной живописи
Один из первых вопросов, задаваемых художникам, – это вопрос о том, какую бумагу они используют для своих работ.
– Я использую гладкую акварельную бумагу ARCHES SATIN либо TORCHON. Для некоторых случаев неплохо подходит HAHNEMUHLE, она приятная, стабильная в работе. Иногда использую LANA, у неё есть свои интересные свойства. Конечно же, все бумаги по своим свойствам разные.
– На чём я училась писать? Я писала на чертёжной бумаге, потому что в моём детстве хорошей бумаги не было. Может быть, какие-то этюды удавалось писать на Торшоне, но это были маленькие форматы, больших не было, художникам их доставали. Поэтому если удавалось получить большой лист немецкого Торшона, – на нём же только шедевры писать, он же такой капризный! Это же стресс. А с чертёжкой мы по-братски поступали, мы её терли, чуть ли не до дыр, и вообще не боялись этого.
– Лучший пример сказанному – это то, как я экспериментировала недавно с внучкой. Во-первых, я начала приучать ее к влажной акварели с одного месяца, и к полутора годам она уже знала весь технологический процесс! Она знала, зачем нужно бумагу увлажнить, знала, как помыть кисть и для чего нужен пульверизатор. Набрать краску на кисть, помыть и прочее. Я её приучила писать по мокрому, большими кистями. Мне так приятно было, когда у неё краска красиво растеклась, и у неё аж вырвался возглас удовольствия. А когда я дала ей чертёжку, она сразу сказала что это — «не то». Мазать краской можно, а вот для работы акварелью – никакого удовольствия.
Очень важно, все-таки, использовать хорошие материалы, и здесь я хочу отметить «Передвижник». Потому что профессиональные материалы – это совершенно другое качество работы.
Вот одна из моих ранних работ – натюрморт с грибами:
Характер письма здесь мягкий, рисунок написан на Moulin Du Roy.
Вот один из примеров поиска новых тем:
После этой работы я себя по-другому стала воспринимать, бывают такие этапы у художников, которые выводят на новый уровень.
Вот работа, о которой американцы сказали, что полиэтиленовый пакет в акварели — это моё ноу-хау:
Вообще, передача материальности – это самое сложное в акварели. Поэтому так ценится, когда фактура даётся не растром, не одним мазком, а решается по-разному. В этом и сложность – управлять стихией материала для передачи каких-то особенностей материального мира.
Эта работа тоже оказалось знаковой, тоже получила приз:
Мастер-классы и написание книги.
– Когда я начала проводить семинары по акварели, это стало для меня важным этапом. Я поняла, что я что-то делаю и это «что-то» для меня является обычным, рабочим явлением. А для зрителя, который не так искушён – это всегда большие эмоции. И я стала думать, что ж такого особенного я показываю? И с этого момента начался процесс рождения моей книги по технике акварели.
Это работа, где используется эффект «вытеснения краски», на мастер-классах я это показываю, но в принципе, есть ролики в интернете, где всё это можно увидеть. Работа выполнена в студийных условиях, так как с влажностью на большом листе на пленэре управляться очень тяжело.
– Это работа большого формата. Всегда все большие работы я начинаю писать одним и тем же способом: я размачиваю лист полностью, с двух сторон, укладываю на марлю. Но вот на этой работе, к сожалению, есть стык. Потому что такого огромного полотна не бывает. Под этот размер бумаги я специально заказала органическое стекло, и под него еще кладу жесткий планшет. Потому что стекло тоже плавает, оно прогибается при таком размере под своей же тяжестью. Поэтому сначала либо это стол, либо планшет, затем органическое стекло, марля, лист. Таким образом, удаётся писать большие размеры.
Можно контролировать влажность самого большого листа, если он сырой снизу. Сверху бумага может быть и сухой, и мокрой – в этом случае она медленнее сохнет, и если кто привык к скоростной живописи, то ситуация с влажным листом будет уже избыточной. Но с другой стороны, это единственный способ, в принципе, справится с акварелью, с потоком воды. По-другому ничего не сделаете, особенно если хотите мощно и сочно писать, насыщенным тоном, в один приём, и в то же время сохранить еще и рисунок. По-другому не бывает.
– Вы можете посмотреть в интернете видео с выставки «Мастера акварели». Там мы с ребятами писали в четыре руки. Четыре автора работали над форматом метр на два семьдесят. Так что в принципе всё возможно, но конечно нужна определённая скорость, пишется не всё сразу. Одновременно везде писать невозможно, художник держит всё в уме и знает, что он делает в каждом куске. Заранее программировать и контролировать ситуацию – в этом заключается самая большая сложность. Просто это всё проходит через собственный опыт, через собственное понимание. Каждый мазок в этом случае начинает создавать своё пространство, формирует свой объём. Мастерство заключается в том, чтобы все эти случайности превратить в программу.
Эта одна из самых удачных моих работ, с фактурой дерева, с яблоками и с подсолнухами:
Не знаю, откуда мне пришла такая идея в голову – опять поставить корягу, это был уже третий портрет этой можжевеловой коряги!
И еще я специально купила рыбку, причём мне её даже продавать не хотели. Я попросила её хоть на три дня, под мою ответственность, и мне показали, как промывать эту рыбку, чтобы она жила. Так что позировала реальная рыбка.
Вот процесс создания этой работы:
Тогда у меня родилась идея отразить в тексте и в фотографиях, как пишется работа, шаг за шагом. И я постепенно начала копить материал, то есть старт идеи создания книги – 2005 год. Сначала думала, что это будет просто набор статей про разные работы. Потом появились боковые сноски, советы. Потом советы я объединила в небольшие статьи, материал стал расширяться, и я написала десятистраничный труд для Академии художеств. Этот труд в 2010 году был опубликован в сборнике по технике Академии художеств. На каком-то этапе я думала, что дальше статей не уйду. А сейчас, тот раздел, который был посвящён истории материала, в моей книге разросся до семидесяти страниц чистого текста, и каждый раз у меня появляется еще какая то новая идея: «О, вот об этом не сказала!». Книга называется «Секреты акварели». Для меня сверхзадача – это издать книгу осенью-зимой, к выставке «Мастера акварели», которая пройдет в феврале 2018 года. На сайте artlib.ru я размещаю оригиналы, а дальше их распространили по всему интернету, коллеги считают, что там лучшие статьи по акварели на сегодняшний день.
С другой стороны, лимоны, яблоки и груши – ну что с ними сделаешь? Голландцы всё уже нарисовали, всё, что хотели. С одной стороны, я иногда делаю такие реплики, в сторону истории, с другой стороны перерабатываю и делаю по-своему. И материал совершенно иной, акварель.
Но я считаю, что тему можно развивать. Я вот один раз написала, а потом мне пришла в голову новая идея, как сделать по-другому. Я снова могу сделать постановку на эту же тему с развитием сюжета дальше. Каждый раз новое настроение, новые ощущения, и работа получается совершенно другой.
На мастер-классах меня часто спрашивают про последовательность действий, что делаем сначала? Я могу только показать, как можно делать, но важно именно самому понять, как это лучше делать. И я стараюсь в своём творчестве всегда уходить от этих правил, не вырабатывать для себя какой-то жёсткой схемы. У меня есть работа, где яблоки рассыпаны, и я каждый раз умышленно делала какое-то яблоко иначе. Конечно, визуально они всё равно получились в одном живописном ключе, но я специально не делала клише, я всегда меняла ход работы. По штампу рисовать очень легко, а вот уйти от штампа очень сложно.
Как работать с натурой:
– То, что изображено на этой картине, реально стояло у меня в мастерской, благо осенью было прохладно.
Подсолнухи того же сезона:
– Иногда бывает, что надо писать против правил. Нас учат, что нужно видеть изображение цельно, цельно вести картину на каждом этапе, чтобы картина хорошо читалась. Но бывают случаи, когда приходится идти против правил, потому что натура быстро увядает.
Живые листья смородины могли стоять только три часа, не больше. Поэтому всё делалось в первые часы, пока натура свежая.
– Можно натуру фотографировать, но невозможно писать с фотографии. Даже собирая материал к своим рассказам по технике акварели, я не раз себя ловила на мысли, что того вдохновении, которое я получаю от натуры, от фотографии я не получаю. Тем более что у нас же зрение – стерео, мы чувствуем объём. А фотоаппарат всё видит плоско, не видит разницы тонов, сближает, и вдохновиться такой картинкой я, например, так и не смогла. Вдохновение будет только в том случае, когда в памяти отпечаталась моя эмоция. Только зрительная память, академическое образование, умение анализировать форму, помнить её, осязать в материале, даёт возможность работать с самыми сложными изображениями.
– Если натура живая, она, конечно, быстро вянет, если не живая, то работу можно растянуть во времени. Живопись с натуры большого формата я доводила в студии в течение месяца. Время работы над картиной не связано с тем, что я не могу её делать быстро. Иногда, по разным причинам, сеансы бывают короткими, например, из-за долготы дня. Иногда в Петербурге вообще светло не бывает, невозможно работать. Поэтому идет доработка по впечатлениям, даже если натура уже увяла, и я могу её вести еще дня три. Но если очень сложная работа, то до недели.
Источник
Цветы в акварели. Основы.
Особенности рисунка и живописи разных видов цветов и букетов.
Есть мнение, что рисовать цветы — это не серьезно. Что это баловство и рукоделие. Но даже беглого обзора картинок в интернете по запросу «цветы в живописи» достаточно, чтобы понять — это совсем не простая задача. Особенно когда речь идет о творческой работе и живописи акварелью.
«Тяжело даются цветы и совсем не удаются букеты».
«Хочу научиться более цельно и воздушно писать живые цветы!»
Из комментариев подписчиков в Instagram
ЧТО БУДЕТ НА ПРАКТИКЕ?
Научимся рисовать реалистические изображения цветов по отдельности и в букете. Освоим технически сложные приемы в акварели. Например, работу по-сухому и по-мокрому одновременно, работу аля-прима и проработку сложных деталей в лессировках.
Мы нарисуем несколько этюдов разных видов цветов и один финальный сюжет — букет из 3-х крупных цветов.
«Я поделюсь с вами своим опытом и приоткрою некоторые секреты живописи цветов акварелью» — Елена Базанова
ЧТО ТАКОЕ ОНЛАЙН-ПРАКТИКА?
КАК ОЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС, НО ОНЛАЙН
«Онлайн-практика» — новый формат обучения на LECTOROOM. Это как очный мастер-класс, только у вас дома! Художники ведут занятия в прямом эфире из студии LECTOROOM, делятся своей искрой и талантом, а мы со всех сторон им в этом помогаем.
УЗНАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Недавно Елена Базанова опросила своих подписчиков и вот только некоторые вопросы, на которые мы дадим ответы во время практики:
— «Хотелось бы узнать немного о ботанике цветов в целом, о композиции и особенностях, нюансах изображения многих видов цветов, а не конкретно написать один раз и порадоваться»
— «Как привести разные цветы к базовым конструкциям?»
— «Утопаю в бесконечных деталях. Как избежать «засушенной» и раздробленной живописи?»
— «Как рисовать цветы от пятна, как и что обобщать, что выделять в качестве главного, чтобы было понятно, что это цветы, букет?»
— «Как улавливать главное в этом самом букете?»
— «Как сочетать написание по-сырому и по-сухому — как понять, где какой способ применять?»
— «Очень хотелось бы как можно более подробно услышать про смягчение, списание контуров. Когда это делать по времени, с каким количество воды, какой кистью? Есть трудности с этим этапом».
— «Каковы особенности работы на пленэре? Как «ловить солнце»?
Изобразительные формулы для рисунка цветов
На практике напишем похожий этюд из 3-х крупных цветов. У нас будут пионы.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПЕРВЫЙ ЭФИР — СТРОЕНИЕ ЦВЕТОВ
- Теоретический разбор основных изобразительных формул, для подготовки к рисунку цветов.
- Изучение основных изобразительных формул для рисования разных типов цветов; базовые конструкциицветов: хризантем, пионов, роз, сирени/черемухи, маков, лилий, пионов, ромашек, колокольчиков, незабудок.
- Переход к практике: этюды 3-х разных видов цветов. Учимся смешивать краски и получать чистые цвета в живописи, особенности живописи света и тени в цветах, рисование формы живописными методами.
ВТОРОЙ ЭФИР — БУКЕТ
- Обзор секретов постановки букета. Особенности композиции букета: маленький букет и крупный букет, букет из крупных цветов и из множества мелких цветов. Презентация изображений из архивов автора.
- Практика рисунка и живописи букета из трех пионов: работа от пятна, деталировка и обобщение.
ТРЕТИЙ ЭФИР — ИТОГИ
- Разбор нескольких работ по итогам практики. Проверяются работы, загруженные во время прямого эфира.
Запись эфира сохранится и будет доступна в личном кабинете
РОЗЫГРЫШ от Невской Палитры
UPD: Победитель конкурса @myo_evgenia
Вместе с ЗХК «Невская Палитра» мы разыграем среди участников практики набор акварели «Белые ночи» 24 цвета + 9 новых цветов в тубах.
КАК УЧАСТВОВАТЬ?
1. Записаться на онлайн-практику.
2. Поделиться своей работой по практике в Instagram с отметками @nevskayapalitra @lectoroom и тегом #практикиналекторум до 23:59 19-го июня.
3. Объявляем победителей 20-го июня.
Необходимые материалы
1. Планшет: оргстекло или другие водонепроницаемые планшеты с ровной и гладкой поверхностью, размером не менее рабочего листа.
2. Бумага для рисунка: 2-3 листа (формат А3).
3. 1 лист акварельной бумаги. Желательно профессиональная бумага 100% хлопок, средней фактуры/холодного прессования, плотностью от 240 до 360 г/кв.м). Рекомендация автора: английская бумага «Saunders Waterford», CP, 300 г/кв.м; размер 37х55 см (половина стандартного листа акварельной бумаги). Ещё варианты — Arches Torchon, Hahnemuhle Torchon и т. д.
4. Акварельные краски: минимальный набор из 12 или 24 красок профессионального качества любого производителя.
Рекомендация автора: профессиональные акварельные краски «Белые ночи» завода «Невская палитра». Список рекомендованных акварельных красок «Белые ночи»:
- Белила цинковые / Zinc white P.W.4 ***
- Лимонная / Lemon ⬜ P.Y.3 *** 1
- Кадмий лимонный / Cadmium lemon P.Y.35 ***
- Кадмий желтый средний / Cadmium yellow medium ⬛ P.Y.35 *** 2
- Индийская желтая / Indian yellow ⬜ P.Y.150 ***
- Золотистая темная / Golden deep ⬜ P.O.62 *** 3
- Кадмий оранжевый / Cadmium orange ⬛ P.O.20 ***
- Охра желтая / Yellow ochre P.Y.43 P.Y.1 ** 4
- Кадмий красный светлый / Cadmium red light ⬛ P.R.108 ***
- Рубиновая / Ruby ⬜ P.R.170 ***
- Карминовая / Carmine ⬜ P.R.170:1 *** 5
- Краплак красный светлый / Madder lake red light ⬜ P.R.187 ***
- Сиреневый хинакридон / Quinacridone lilac ⬜ P.V.19 ***
- Фиолетовый хинакридон / Quinacridone violet ⬜ P.V.15 *** 6
- Индантреновый синий / Indanthrene blue ⬜ P.B.60 ***
- Синяя /Blue ⬜ P.B.15:6 *** 7
- Ультрамарин / Ultramarine P.B.29 *** 8
- Кобальт синий / Cobalt blue P.B.28 *** 9
- Ярко-голубая / Bright blue ⬜ P.B.15:3 *** 10
- Изумрудно-зеленая / Emerald green ⬜ P.G.7 ***
- Охра красная / Red ochre P.R.102 ***
- Железоокисная светло-красная / English red ⬛ P.R.101 *** 11
- Серая Пейна / Payne’s gray P.Bk.7 P.B.15 P.V.3 **
- Сажа газовая / Lamp black P.Bk. 7 *** 12
*** — светостойкие краски
** — среднесветостойкие краски
* — малосветостойкие краски
*** 1 класс по ASTM
** 2 класс по ASTM
ASTM D-4236 (2004 г.), D4303
⬛ — укрывистые/корпусные краски
— полупрозрачные краски
⬜ — прозрачные/лессировочные краски
5. Кисти: круглые кисти разных размеров (№2, 4, 7-8), можно также плоские (№5, 7) и обязательно флейц 50-100 мм (кисти беличьи, флейц может быть синтетический).
6. Банка для воды, чтобы помещался флейц.
7. Марля немного более размером, чем акварельный лист.
8. Пластиковая палитра.
9. Карандаш (В, 2В) и стирательная резинка.
10. Фен.
11. Пульверизатор с водой (необязательно).
Источник