Акварель. Этюд головы.
Это портрет — один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,- пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!»
Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.
Сегодня мы поговорим о том, как писать голову человека акварелью. Специфика этой техники требует иной, чем для масляной живописи, последовательности и приемов.
Прежде всего подберите модель с хорошо обозначенными скулами, лобными буграми, краями нижней челюсти, глазными впадинами, конструктивно ясным устройством надпереносья. Нежелательны лица с замельченными или расплывчатыми чертами, слишком морщинистые.
Затем определите общую цветовую гамму и характер освещения. Для фона подбирайте спокойные, сдержанные по цвету, не очень темные драпировки, с тем чтобы легко читались цветовые и тоновые соотношения лица и фона.
Не рекомендуются ткани слишком резких расцветок: ярко-синих, зеленых, фиолетовых. Отдайте предпочтение фонам, которые по цвету и в тональном отношении звучат мягко и благородно.
Для начала можно сделать постановки «на сближенных» тонах, чтобы колорит их был четко выражен. Допустим, блондинку с загорелым лицом поместить на золотистом или сиреневом фоне, модель с лицом более смуглым — на коричневато-сером или коричневом, натурщицу с бледным лицом и темными волосами — на серо-голубом или сером. Следует продумать характер одежды портретируемого. Она ни в коей мере не должна акцентировать на себе внимание чрезмерной яркостью и пестротою. Лучше всего, когда костюм натурщика по цвету близок к фону, но светлее или темнее его. Тогда все внимание будет уделено лицу. Не следует забывать, что можно очень выгодно использовать некоторые детали одежды для передачи формы. Например, правильно написанный воротничок платья помогает понять и подчеркнуть объем шеи в пространстве.
Когда цветовой образ постановки сложился, переходим к следующему, также весьма ответственному этапу — поиску наиболее характерного положения и освещения головы.
Выбор освещения зависит от самой модели. По этому поводу признанный рисовальщик Энгр писал: «Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углубления глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. Для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве».
Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы ясно читалась «большая форма», а свет помогал выявить характер лба, носа, объем глазных яблок. В общем надо делать так, чтобы лицо не казалось «слепым» и плоским. Избегайте чрезмерно резких падающих теней от носа.
Сама поза, наклон головы должны быть естественны для данной модели.
Замечательный русский портретист В. Тропинин говорил: «Нужно стараться сохранить в посадке, в движении головы, рук натуральную грацию: всякое натянутое, изысканное положение фигуры действует неприятно для глаз; оно в натуре не так замечается, потому что бывает большею частью минутное, временное, а на полотне оно остается навсегда».
Итак, модель выбрана, фон, освещение продуманы. Приступаем к следующим этапам учебной работы над акварельным портретом.
Первая стадия — определение формата работы и композиционное решение. Предельно ограничьте ее размер, максимум до 18 см по большой стороне. Затем определите формат. Какой он будет — квадратный, вертикальный, горизонтальный,- это решает автор, исходя из характера постановки, конструкции модели, своего отношения к поставленной учебной задаче.
Источник
19. Урок живописи. Этюд женской головы.
В школе рисования для начинающих New Art Intentionна уроках живописи мы обучаем работе по этюдам женского или мужского портрета. Рисунок портрета, а затем исполнение его маслом или акварелью выполняется при постановке натуры головы в разных ракурсах. Это необходимо для того, чтобы научиться рисовать неповторимое выражение лица и через это выражение, присущее только данному человеку научиться передавать его внутреннее и душевное состояние. Такой подход в живописи дает возможность почувствовать особенности строения лица и головы.
На этом уроке работаем с цветом. Мы рекомендуем делать его непродолжительным: примерно в течение 6—8 академических часов (по 45 минут). Суть такого урока для начинающих художников — передача основной цветовой характеристики лица, т.е. цвета лба, щек, подбородка, носа. При этом каждую плоскость, увиденную в натуре, надо решить цветом, цветом построить форму, передать ее освещение и найти положение головы в пространстве.
Для данного урока рисования с натуры мы подобрали модель, соответствующую нашему заданию: например, женщина средних лет с темными гладко причесанными волосами; лоб у нее светло-желтый в отличие от легкого румянца щек.
Натуру надо посадить и осветить так, чтобы форма головы была видна четко и ясно. Фон не должен отвлекать (простой, без узоров). Пусть будет гладко-серая, чуть холодноватая драпировка или стена, немного светлее тени головы.
Начинайте рисовать натуру мягким карандашом или углем. Не старайтесь, чтобы рисунок был вполне законченным, со всеми деталями. Излишне детальный рисунок под живопись мешает художнику свободно писать этюд кистью: он как бы сковывает работу, и художник робко раскрашивает свой рисунок кусочек за кусочком, боясь заехать кистью за границу, нарисованную углем. Работа краской от этого пойдет робко, по частям, нецельно.
В рисовании карандашом или углем под живопись мы не рекомендуем делать «проволочной» обводки контуром, так как такой рисунок не дает автору объемно и пространственно почувствовать модель на холсте, мешает при работе кистью уйти от плоскостного восприятия. (В нашей школе живописи мы используем «проволочный» метод обводки контуром на уроках по работе мастихином). Поэтому нужно стремиться, чтобы в рисунке под живопись было достигнуто главное — объемное выражение форм, цельность рисунка, крепко построенного с правильно взятыми пропорциями и в характере. Слегка положите основные теневые массы, и затем зафиксируйте рисунок. На следующий день, посадив натуру в ту же позу и в том же месте, приготовьте палитру для работы красками.
Выполняя живописный этюд головы, художник практически должен каждую плоскость, найденную в натуре, решить в цвете. Для этого ему нужно научиться рисовать, составляя смеси из имеющихся красок, которыми он будет выполнять цвет каждой плоскости формы.
Предостерегаем от излишне многокрасочной палитры, к которой обычно прибегают начинающие художники. Они ошибочно считают, что на палитре надо иметь не менее 20 — 30 красок. Тут и кадмий желтый от светло-лимонного до оранжевого и красного. Краплаки — розовый, светлый, темный, фиолетовый. И ультрамарин фиолетовый, синий. И кобальты синие разной светосилы. На курсах, в процессе работы, приходит понимание, что все эти яркие краски (кадмий желтый, красный краплак, кобальты синие и зеленые) могут не дать чистоты цвета и благородства красочных сочетаний, которые он увидел в натуре. Названные краски, особенно в неумелых руках, дают резкие и грубые сочетания, которые очень далеки от гармонии в натуре.
На первых порах новичкам на уроках живописи лучше всего включать в свою палитру ограниченное число красок. Но и не совершать ошибку «боязни цвета», которую мы в иногда фиксируем на начальных этапах обучения. Если художник внимательно посмотрит на модель, проанализирует ее цветовой строй по частям и в целом вместе с фоном, то он убедится, что данную живописную задачу вполне можно решить красочно и цельно семью-восемью красками.
Чтобы убедиться в целесообразности такого метода, внимательно проанализируйте работы, выполненные мастерами классического мирового или русского искусства. Полезно, например, посмотреть решение портрета головы в работах Рембрандта, Репина, Сурикова, Серова.
На основании опыта многих мастеров мирового и русского искусства рекомендуется использовать для изображения головы человека наборы охры, сиены, английскую красную, наборы умбры, зеленую землю, из синих — кобальт или ультрамарин, черную жженую кость, вандик коричневый. Разумеется, этот список не является абсолютным для решения всех задач на уроках живописи натуры. Если голова изображается в пленере, то и краски, потребуются иные. Но для решения нашей постановки данного урока живописи вполне хватит указанных семи-восьми красок.
Итак, палитра заготовлена. Берите средней ширины кисть и составляйте смеси для световой части лба для тени на лице, для фона; начинайте прокладку, стремясь точнее попасть в тон и цвет натуры. Так, для световой части лба, возможно, подойдет охра с белилами, для розоватости щек в этот охристый тон добавьте английской красной, а затем можно по написанному (по сырой краске) немного положить и краплака.
Но в цветовых отношениях, прежде всего, руководствуйтесь своим ощущением от натуры. Дать точный рецепт, сколько и каких красок надо вам взять для того или иного места, теоретически невозможно. Сама натура, цветовая особенность ее, условия света и среды, окружающей модель,— только они могут вам подсказать, какими красками надо воспользоваться. Составляя смеси, старайтесь не к белилам прибавлять ту или иную краску, а к краскам прибавлять белила. Это предостережет от разбеленности и от излишнего расхода красок.
Ваш успех определится способностью вашего глаза видеть натуру, основные цветовые отношения и градации теплых и холодных цветов.
Приступая к живописи, обратите внимание на ваше рабочее место. Следите за тем, чтобы палитра была вычищена, чтобы кисти были чистые. Мыть кисти надо после окончания работы и ни в коем случае не оставлять их невымытыми до следующего дня, так как иначе они портятся, теряя свою эластичность. В этюднике, кроме красок и кистей, должны быть тряпки, которыми будете вытирать кисти. Для разжижения красок в начале работы можно применять растворитель «пинен»; когда же работа будет подходить к концу, можно к двум частям растворителя добавить одну часть льняного масла. Положенные по краю палитры краски каждый день можно не счищать. Но с рабочего поля палитры после каждого сеанса надо счищать краску мастихином, а затем стирать тряпкой, доводя поверхность палитры до блеска.
В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями», то есть вы должны не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние. Метод живописи «отношениями» должен являться основным в вашей практике. Он позволяет воссоздавать форму, пространство и предостережет вас от раскраски.
Итак, заготовив на палитре смеси для живописи головы, вы опять пришли к вопросу: с чего начинать рисовать?
Повторяем, что лучше начинать с прокладки теневых мест натуры, а затем, определив фон и световую часть, вести конкретизацию формы в освещенной части.
Сделав первую прокладку тени головы, тут же проложите световую часть, но имейте в виду, что тень — это не просто утемненная черной краской смесь, заготовленная для световой части головы. Цвет тени нужно определить. Он может быть холоднее света, а может быть теплее. Присмотритесь внимательнее, что вам подскажет натура.
Угадать цвет тени, света, полутона по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь — единство и контрастность — может только глаз художника, а не теоретические рассуждения.
Как только вы по фону положите несколько крупных планов, угаданных в тоне и цвете, так почувствуете, что фон, находящийся за головой, нарушил плоскость холста и создал для головы пространство. Тут сразу же многих начинающих живописцев хочется предостеречь от одной ошибки, которая заключается в том, что они часто считают своим долгом выкрасить фон как можно ровнее. Они будто боятся, что в фоне заметны мазки кисти, и непременно захотят их поскорее сгладить. Таково желание многих начинающих художников. Проделав это, авторы тем самым «уплощают» пространство, как бы приближают фон к голове, и холст из белой плоскости превращается в серую плоскость, к которой голова «прилипает». Не старайтесь фон выкрашивать ровно с педантичной аккуратностью, пусть в нем также сочетаются холодные и теплые оттенки, даже если фон и решен почти одним цветом.
Пролепив кистью всю голову, старайтесь не сбивать форму, которую вы нашли в рисунке. При этом не стремитесь скорее сделать мелкие детали (ноздри, глаза). Многие неопытные художники хотят, во что бы то ни стало скорее нарисовать глаза. Именно нарисовать, а не написать. При этом они, не найдя общие цветовые отношения, сразу же берутся за мелкую кисть и какой-то серо-черной краской начинают рисовать: прочерчивать веки, нанизывать ресницы, брови. Сначала надо определить глазные впадины, характер их тона и цвета, а потом, лучше по сырой краске, «лепить» и сами глаза. Именно «лепить», так как глаз, веки тоже имеют свою форму, свои объемы. Поэтому их тоже надо воспринимать не как линии, а как формы, как объемы, состоящие из нескольких планов.
В результате работы над коротким по времени этюдом учащийся должен научиться решать в цвете общую конструкцию головы и ее частей, научиться лепить кистью детали головы: глаза, нос, губы, уши. Задача здесь состоит в том, чтобы не раскрашивать голову каким-то телесным цветом, а писать ее во всем богатстве и цветовой сложности.
В школе New Art Intention портретный этюд женской или мужской головы пишется в разных ракурсах. Уроки живописи позволят вам передавать внутреннее и душевное состояние человека через его портрет.
Портретные женские этюды написаны учениками нашей школы живописи в Artintentstudio.
Источник
Коллекция книг о живописи и искусстве
Для учащихся в художественных учебных заведениях
Содержание:
Этюд головы
Приступая к этюду головы, студенты уже имеют практические навыки в области масляной живописи благодаря выполнению ряда натюрмортов как в гризайли (одноцветно), так и в живописном решении.
Для постановки подбирают пожилого или среднего возраста натурщика, без бороды, с четкой лепкой формы. Натурщика усаживают при боковом дневном свете так, чтобы хорошо выявлялась форма головы. Фоном может служить сероватая, нейтрального тона драпировка. Выбрав место для работы, приступают к рисунку на холсте. Рисунок под живопись чаще всего выполняют углем. Для стирания угля лучше применять не резинку, а тряпочку. Можно выполнять рисунок и на бумаге с последующим переводом на холст.
Прежде всего нужно наметить композицию рисунка в данном формате с учетом того, чтобы голову с плечевым поясом изобразить немного меньше натуральной величины. Если модель видна в профиль, то перед лицевой частью лучше взять несколько больше фона, чем со стороны затылка. Наметив расположение будущего изображения, приступают к построению большой формы. Для этого определяют отношение головы к плечевому поясу, их взаимосвязь. Затем, наметив обобщенно форму головы, проводят срединную, так называемую профильную линию, а также ось, проходящую через верхние края глазничных впадин. Образованная этими линиями крестовина показывает поворот и наклон головы. Очень внимательно нужно определять перспективное положение головы натурщика по направлению линии, проходящей через верхние края глазничных впадин.
Затем продолжают намечать линии построения, соблюдая пропорции головы (как это уже делалось на занятиях по рисунку). Рисующий проводит вспомогательные параллельные линии, проходящие через разрез глаз, основание носа и разрез рта. Для рисунка шеи нужно от яремной ямки наметить положение грудино-ключично-сосцевидной мышцы, определяя ее направление к плечевому поясу. Разметив основные поверхности лобной кости, надбровные дуги и височные кости, намечают верхние и боковые границы глазничных впадин. Одновременно помечают положение носа и ушей. Продолжая рисунок, уточняют пропорции и характер всех частей головы, сохраняя общую форму.
Рисунок под живопись должен быть точным и определенным, но его не следует детализировать, так как это в процессе живописи будет сковывать и поведет к обособленной трактовке каждой части лица. Говоря о подготовительном рисунке под живопись, П. П. Чистяков советовал намечать «грубо и резко».
Закончив рисунок, вспомогательные линии нужно стереть, оставив четкое, цельное изображение основных форм, характеризующих натурщика. Готовый угольный рисунок на холсте можно закрепить раствором лака с пиненом или сбрызнуть из пульверизатора водой, которая, растворив часть клея в грунте, хорошо закрепит уголь. Если рисунок выполнялся предварительно на бумаге, то его переводят припорохом на холст, а затем тонкой кистью прорисовывают акварелью.
Приступая впервые к живописи головы или всей фигуры, лучше работать не на картоне, а на холсте, так как на гладкой, блестящей поверхности загрунтованного картона гораздо труднее добиться мягкого соединения смежных тонов корпусно-положенных мазков. Кроме того, на гладкий картон, покрытый эмульсионным или масляным грунтом, труднее наносить тонкие прозрачные слои масляных красок при работе над теневыми участками, так как они могут растекаться. Поэтому первые работы по живописи головы и фигуры, и в особенности обнаженной натуры, рекомендуется выполнять, используя льняной холст плотного плетения, загрунтованный клеевым или эмульсионным грунтом. Пористая поверхность натянутого на подрамник, проклеенного и загрунтованного холста очень удобна в процессе живописи. На ней легче передать мягкие соединения смежных тонов и удобно писать жидко, без белил, так как зернистая фактура поверхности не дает краске сильно растекаться.
Имеется и еще одно преимущество — упругость холста и его свойство немного прогибаться при прикосновении кисти позволяют лучше использовать приготовленную для нанесения корпусным мазком краску. Если нет холста, можно писать и на картоне, выбирая для работы листы крупного формата, загрунтованные эмульсионным грунтом и имеющие матовую поверхность.
Необходимо уметь и самому приготовлять по рецептам различные виды грунтов, покрывая ими холст или картон и выбирая для работы те, которые больше удовлетворяют в процессе живописи.
В первой учебной работе, рассчитанной примерно на шестнадцать часов, основной задачей является определение средствами масляной живописи формы, передача цветовых и тональных отношений, которые характеризуют натуру и условия освещения.
Впервые приступая к живописи головы, не следует увлекаться разнообразием красок. Множество ярких красок затруднит задачу целостной передачи формы и может повести к излишней пестроте. Достаточно иметь на палитре охру светлую, кадмий желтый, кадмий красный средний, сиену натуральную, английскую красную, умбру натуральную, окись хрома, кобальт синий и цинковые белила.
Чаще всего в работе придется использовать щетинные кисти от 6 до 18 номера. Желательно, кроме того, иметь две небольшие колонковые кисти разных номеров, которые удобно применять в тех случаях, если в конце работы нужно выявить небольшую деталь. После работы кисти необходимо промыть в теплой воде с мылом. В качестве разбавителя в процессе писания красками для начальной работы можно рекомендовать пинен с небольшой добавкой льняного масла.
Палитра до начала работы должна быть чистой. Необходимо также иметь тряпку для вытирания кистей в процессе ведения этюда.
Приступая к живописи, нужно прежде всего всмотреться в натуру, определив основные тональные и цветовые отношения, характеризующие лепку формы и условия освещения. Сначала делают так называемый подмалевок, т. е. обобщенно, не нагружая поверхность краской, работая довольно крупной кистью, прокладывают лишь самые основные отношения. При этом этюд лучше начинать с теневых мест, но тут же определять и отношения их к освещенным участкам головы, а также к фону. При этом нужно стараться возможно точнее определить, насколько холоднее или теплее освещенные места по отношению к теневым. Конечно, и в том и другом случае найдутся оттенки теплого и холодного, но в целом все-таки можно сказать, чем больше характеризуются по цвету в постановке свет и тени. Например, в постановке, расположенной под боковым светом в условиях серого дня, освещенные места будут холоднее, а теневые теплее.
Прописывая фон, нужно учитывать, что одна и та же драпировка рядом с освещенной частью натуры будет казаться несколько темнее, чем в соседстве с теневой. Это происходит в силу так называемого пограничного контраста.
В подмалевке нужно дать распределение основных цветовых отношений и в одежде, прежде всего в тех участках, которые близко расположены к шее.
Конечно, цветовые отношения во многом зависят от среды, от условий освещения, но в то же время полезно знать, что лоб часто имеет несколько охристые оттенки, нос — лиловатые, щеки и уши — красноватые, шея — охристо-желтоватые, а грудь по сравнению с ней несколько розовее. Все это влияет на общий колорит. Цветовые и тональные отношения необходимо определять в их единстве, так как цвет полностью зависит от тона.
Уже в начале работы нужно уточнить основные контрасты тени и света, в условиях бокового освещения наиболее темными по тонам могут быть тени в глазничных впадинах, у крыла носа, несколько слабее — теневые части лба, щеки, шеи и т. д.
Сделав подмалевок, приступают к дальнейшей лепке формы и конкретизации тех отношений, которые имеются в натуре. Теневые участки лучше писать без белил, а освещенные — корпусно. При этом, работая над какой-либо частью, нужно стараться не упускать из виду целого. Задача это трудная, но в этом-то и состоит секрет успеха, этим и отличаются работы крупных мастеров. П. П. Чистяков советовал ученикам, работая над формой, внимательно вглядываться во все оттенки, но не упускать общего, так как сходство в живописи достигается, по его словам, «не одной силой, а гармонией». Каждым мазком нужно выявлять форму, «лепить» ее средствами живописи. Работая над одним из участков изображения, нужно постоянно сравнивать его с соседними местами,
помня, что в живописи «все в отношениях». Кроме того, необходимо сравнивать объемную форму с фоном, чтобы изображенная натура была бы в пространственной среде. Нельзя допускать резкой границы теневой части с фоном.
Работая над выявлением формы, нужно стараться в то же время не впасть в одноцветность, не приближать изображение к технике гризайли. Мазки должны отличаться не только тональными, но и цветовыми градациями. В освещенных местах нужно применять пастозные густые красочные смеси, с помощью которых удобно выявлять рельефные формы лица. Работу нужно вести последовательно, отталкиваясь от большой формы. Нельзя, например, не выявив в достаточной мере основные формы глазничной впадины, начинать выписывать ресницы и брови. Детали глаза писать можно только ближе к концу работы, но уже в ходе живописной прописки частей лица надо выявить глазничную впадину и наметить небольшой кистью строение глаза.
Пример постановки в условиях бокового света.
Портрет проходчицы метро.
Работа А. А. Унковского. Масло.
К концу работы мелкой кистью наносят на сильно выступающих формах, где это действительно необходимо, блики. Блики нельзя наносить на все освещенные места. Так, при боковом освещении чаще всего можно наблюдать лишь один небольшой блик на кончике носа как на наиболее выступающей форме. Иногда можно видеть блик на скуле или на губе.
Дальнейшая проработка должна еще точнее передавать те отношения, которые имеются в натуре, постепенно все больше выявляя ее характерные особенности. В то же время изображение не должно быть вялым, «затертым» и однообразным в передаче цветовых отношений. Возможно, что в процессе работы над этюдом некоторые участки получились слишком раздробленными и как бы «вырывающимися» из целого. Чтобы проделать некоторое обобщение формы, приходится отказываться от несущественных мелких деталей изображения. Иногда приходится смягчить излишне сильные контрасты или, наоборот, подчеркнуть форму, усилив контраст между светом и тенью.
В соответствии с учебной программой студенты еще много раз будут выполнять живопись головы, как в стенах института, так и в домашних условиях, Это будут этюды мужской и женской натуры. При работе над этюдом женской головы цветовые отношения часто бывают более тонкие и сложные. Кроме того, форма не имеет той четкости лепки, мускулистости, которая характерна для пожилого натурщика в первой постановке.
С особой требовательностью студент должен подходить к самостоятельным домашним постановкам. Нередки случаи, когда неудачные постановки затрудняют работу. Не рекомендуется располагать натуру на слишком темном фоне, по отношению к которому тени самой натуры кажутся светлыми. В первых заданиях фон лучше подбирать такой, чтобы он был несколько темнее освещенных мест головы и светлее теневых участков. Для первых этюдов лучше усаживать натурщика при боковом дневном свете, но так, чтобы были освещены обе скуловые части лица.
В том случае если задания приходится выполнять при вечернем свете (что весьма нежелательно), нужно освещать натуру так, чтобы части лица четко «лепились», но не давали бы больших падающих теней. Фон в этом случае также должен быть темным. Лучше подобрать серую драпировку холодноватого цвета. С большой осторожностью нужно при вечернем освещении брать яркие краски, которые кажутся смягченными, а при дневном свете звучат чрезмерно активно, внося явный диссонанс в общий живописный строй. Особенно это относится к желтым цветам: кадмию и стронциановой желтой, которые следует изъять с палитры при вечерних сеансах, а пользоваться для прописки желтоватых мест охрой светлой. Так же осторожно нужно применять вечером и кадмий оранжевый.
Полезно выполнять этюды головы в разных поворотах и в различных условиях освещения. Натуру можно располагать, например, так, чтобы большая часть ее находилась в тени, когда боковой свет от окна освещает лишь край головы. В этом случае при сероватом спокойном фоне теневая часть головы будет выделяться резким силуэтом.
Несмотря на разнообразие рефлексов в теневой части, можно считать, что в целом освещенные места в пасмурные дни по цвету будут холоднее, а теневые теплее.
Светлую часть лучше писать корпусно, а теневую часть, насыщенную рефлексами, стараться брать активнее по цвету и прозрачнее. Кроме того, в тени формы лица не будут иметь резких тональных контрастов и должны смотреться очень цельно.
Примером этюда с натуры, поставленной в условиях бокового света, может служить «Портрет проходчицы метро».
В дальнейшем нужно рекомендовать написать этюд головы, расположенной против света. Трудность работы в постановке «против света» заключается в том, что у находящейся в тени лицевой части форма, освещенная лишь отраженным светом, имеет сближенные тона, а потому трудно читается. Успех работы во многом зависит от правильности передачи сложных цветовых и тональных отношений в живописи теневой части головы, богатой рефлексами от соседних предметов.
Этюды головы, выполняемые в институте и дома, основной задачей имеют изображение формы средствами живописи, что ни в какой мере не исключает передачу характера натуры. Однако акцент на решение творческих портретных задач дается на старших курсах в соответствии с рекомендуемой последовательностью заданий.
Очень показательным в отношении передачи формы является этюд головы старика работы С. В. Иванова. Несмотря на то, что голова изображена в профиль, хорошо читается ее объем. Тональные отношения очень убедительно выявляют натуру. В освещенной части дана четкая лепка формы. Несколько разных по светлоте бликов, нанесенных на наиболее выступающие формы, помогают передать объем. Части лица выполнены очень цельно и просто. Весь этюд написан обобщенно, свободно, с большим мастерством.
С. В. Иванов. Голова старика. Масло.
Источник