Филимоновская игрушка подготовительная группа рисование

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Роспись филимоновской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.

Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценка и самооценка деятельности детей.

Практические: роспись глиняных фигурок.

Игровые: введение персонажа.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_po_dekorativnomu_risovaniyu_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx 18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе

«Роспись филимоновской игрушки»

1. Воспитывать уважительное отношение к русским народным мастерам.

2. Формировать умение доводить начатое дело до конца.

1. Закреплять знания о творчестве филимоновских мастеров.

2. Совершенствовать умение составления узора.

3. Закреплять практические приемы росписи филимоновской игрушки

1. Развивать творческую фантазию и инициативу.

2. Развивать эстетическое восприятие народной игрушки.

Магнитофон с записями русской народной музыки, глиняные силуэты филимоновских игрушек, гуашь 3-х цветов (синий, красный, желтый, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные : рассматривание филимоновских игрушек.

Словесные : указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценка и самооценка деятельности детей.

Практические : роспись глиняных фигурок.

Игровые : введение персонажа.

1. Посещение музея – выставки народных промыслов

2. Знакомство с народной игрушкой

3. Знакомство с творчеством филимоновских мастеров

4. Лепка филимоновской игрушки

5. Роспись бумажных силуэтов филимоновской игрушки.

Есть под Тулой деревенька

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, и жираф,

И медведь, что Змей Горыныч

Только звери, птицы, кони,

И коровы, и медведи

Чтоб добром и красотою

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Дети заходят в горницу, воспитатель надевает косынку и превращается в Хозяйку избы, дети встают около Хозяйки.

Хозяйка.: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. Она у меня просторная, светлая, всем места хватит. Сижу работу делаю для продажи на ярмарке. Ярмарка уже скоро, а вот изделий мало. Коли гости пришли, может быть, поможете мне? (Да) Как на Руси водится – дело вместе спорится, а врозь хоть брось.

Давайте вспомним, ребята, как работают мастера филимоновской игрушки.

— из чего сделана твоя игрушка? (Из белой глины)

— что отличает филимоновскую игрушку от других похожих? (Тело вытянуто, все игрушки – свистульки. После лепки их сушат, а не белят, т. к. они сделаны из белой глины.)

— почему я приготовила только 3 цвета для росписи? (Т. к. в филимоновской игрушке только 3 цвета – красный, синий, желтый)

— как же появятся другие цвета : оранжевый и зеленый? (Если на желтом цвете писать красным, то получится оранжевый, жарный, а синим – зеленый)

— какие элементы росписи используют мастера? (Точки, сплошные линии, волнистые круги, звездочки, елочки и т. д.)

— а встречаются ли ягоды, листья, как в другой росписи, например, в хохломской? (Нет, они заколдованы символами : звездочка обозначает солнце, точка – ягоды, елочки – символ растительности, жизни)

Хозяйка.: Молодцы, правильно. А давайте-ка вспомним, как мы лепили филимоновскую игрушку.

Я слепил из глины ком ( Имитация круговых движений ладонями )

Хвостик сделал я потом ( Показывают хвостик)

Шею вытянул большую ( Руки вверх)

И загнул в дугу крутую ( Ладони рук поворачивают вперед)

И как раз вместо глаз ( Сложить большой и указательный пальцы)

Дырки вышли у нас ( вместе, поднести к глазам.)

Петя вышел, как живой ( Развести руки)

Он с хвостом и головой ( Левая рука – хвост, правая – голова

Ты его не тронь,

Ведь из глины он. ( Пригрозить пальчиком).

Хозяйка: Молодцы, все вспомнили! Тогда давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.

Звучит русская – народная музыка, дети начинают работу по росписи изделий, вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде.

• Была бы охота, заладится любая работа

• Что посеешь, то и пожнешь

• Не будет скуки, когда заняты руки

• Делаешь наспех, сделаешь на смех.

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Кто первый в труде, тому и слава везде.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.

• Каков мастер, такова и работа.

Хозяйка.: Вот и закончили свое дело народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело.

Солнце разгорается, ярмарка открывается!

Собирайся, народ, мастер торговать идет!

Физкультминутка : «Русская народная плясовая»

Подходите, подходите, на товар поглядите!

Привезли издалека мы не ситец, не шелка,

И не кольца, и не брошки,

А веселые игрушки.

Дети подходят, выбирают понравившуюся игрушку, объясняя, чем эта игрушка хороша.

Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному рисованию.

Конспект рассчитан на подготовительную к школе группе, как закрепление пройденного материала.

(За основу взято Грибовская с.107) Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть мн.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Цель: продолжать знакомство детей с городецкой росписью, её колоритом, основными э.

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусства нераздельно от народной музыки и у.

Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1. Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи.

Для работы воспитателя в подготовительной группе.

Источник

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновской свистульки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Предлагаю вам конспект НОД на тему «Чудо филимоновских свистулек» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект НОД, направленный на знакомство дошкольников с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Скачать:

Вложение Размер
nod_chudo_filimonovskih_svistulek.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновских свистулек»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Словарная работа: народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, филимоновская игрушка, элементы росписи.

Методы и приемы: игровой, наглядный, использование художественной литературы, рассказ воспитателя, вопросы к детям, показ ребенком, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из соленого теста; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Лепка декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики «Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова « Филимоновская игрушка»

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают игрушки-свистульки, сделанные из соленого теста.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали?

Какие моменты вам больше понравились и почему?

Кто такие народные умельцы?

Список использованной литературы

Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Источник

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская красавица»

Хухорева Людмила
Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская красавица»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17» г. Владимир.

Методическая разработка конспекта занятия

по изобразительному искусству в средней группе.

Выполнил воспитатель Хухорева Людмила Евгеньевна.

Тема: «Филимоновская красавица» (декоративное рисование)

Группа: среднего дошкольного возраста

Цель: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить расписывать филимоновскую барышню.

Обучающие задачи: учить детей рисовать элементы узора по мотивам народных игрушек. Ритмично располагать элементы узора. Закрепить умение закрашивать кистью в одном направлении, узкие точки рисовать кистью.

Развивающие задачи: развивать восприятие, воображение.

Воспитывающие задачи: воспитывать уважительное отношение к народным промыслам.

Оборудование:

• краски: красная, зелёная, жёлтая

• бумажные заготовки барышни

• баночки для воды

• подставка для кисточек

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, рассматривая картинки по сказке «Теремок». Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам стучится?

Карлсон: Ой, сколько здесь девочек и мальчиков! Я пролетал мимо деревни Филимоново и жители попросили меня доставить вам посылку.

Передаёт посылку воспитателю и улетает.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там в коробке?

Открывает коробку и достаёт картинки филимоновской красавицы.

Воспитатель: Посмотрите! Какая красивая барышня. Эту барышню делают филимоновские мастера. Они изготавливают её из глины, а потом расписывают её красками.

Воспитатель показывает картинки.

Воспитатель: Что же здесь изображено?

Дети: Куклы, барышня, красавица.

Воспитатель: Во что одета барышня?

Дети: В платье, в юбку, в кофту, шляпу.

Воспитатель: Какого цвета шляпа/кофта барышни?

Дети: Красная, малиновая.

Воспитатель: Как украшена юбка?

Дети: Полоски, круги.

Воспитатель смотрит в коробку и достаёт письмо.

Воспитатель: Ребята, у жителей Филимоново закончились краски и они просят помочь разукрасить вот этих барышень (показывает не разукрашенные заготовки). Давайте поможем им?

Дети: Поможем.

Физкультминутка:

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

(Дети идут по кругу).

Мы, как барыни, кружились,

(Дети кружатся на месте)

На скамеечки садились.

(Дети делают «пружинки»)

Потом глины накопали.

(Дети показывают, как копают).

И свистушки лепить стали.

(Дети показывают, как лепят)

Дети садятся за столы. Показ приёмов рисования.

Воспитатель: Кокошник и кофточку мы раскрасим красным цветом.

(Дети раскрашивают кофточку и кокошник).

Воспитатель: А сейчас мы будем раскрашивать юбку. Я беру кисть в правую руку, набираю зелёную краску снизу вверх, потом споласкиваю кисточку, макаю кисточку в жёлтую краску и рисую кружочки между полосками.

В ходе деятельности детей воспитатель помогает затрудняющимся.

Воспитатель: Дети, у вас получились очень красивые барышни.

Воспитатель: Вам понравилось рисовать филимоновскую барышню?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы сегодня очень помогли жителям деревни Филимоново.

Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Тема: «Закладка для книг» (по мотивам городецкой росписи) Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Конспект ООД по рисованию в средней группе детского сада «Филимоновская лошадка» Цель: расширение представлений детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Праздничный салют» в средней группе Цель: создание яркого и выразительного образа праздничного салюта. Задачи: учить детей подбирать художественную технику в соответствии с.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня» Программные задачи: закреплять умение изображать прямые пересекающиеся линии, создавая узор на определенной форме; учить сочетать цвета;.

Источник

Читайте также:  Рисунки акварелями для чайников
Оцените статью