Особенности организации кружковой работы по изо искусству
Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.
Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.
Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.
Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.
Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.
Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.
К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.
Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.
Источник
Программа кружка по рисованию «Волшебная кисточка»
Программа и паспорт для куржка доп.образования по ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка «Волшебная кисточка» | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
и.о.директора ГБОУ СОШ №849
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(кружок «Волшебная кисточка»)
Программа кружка изобразительного творчества
Рабочая программа детского объединения дополнительного образования детей «Акварелька» (кружок «Волшебная кисточка») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 12 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-18 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 2 года, 136 часов, из них теоретических занятий – 7 ч, практических занятий – 120 ч, экскурсии – 9 ч. Первый год обучения – 68 ч., второй -68 ч.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 9 лет;
- развивающий и исследовательский – второй год обучения для обучающихся 10 –12 лет;
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Кружковцы участвуют в оформлении класса и школы к различным праздникам, знаменательным датам.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.
Работа, выполненная своими руками — огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
— виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
— деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
Формы подведения итогов реализации данной программы: открытые занятия, мастер-классы, массовые мероприятия, выполнение отдельных заданий, проектов, выставки и конкурсы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- сбъекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Возрастные особенности воспитанников
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Задачи 1 года реализации программы:
- формировать художественные умения и навыки
- приобщать к миру искусства через практическую деятельность
- развивать воображение и навыки сотрудничества.
- развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
- умение организовать рабочее место.
- бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
- ознакомление с художественными терминами и понятиями.
- овладение основами художественной грамоты
- знание цветов и изобразительныых материалов
- умение передавать форму, величину изображения.
- приобретение навыка работы в паре, группе
Задачи 2года реализации программы:
- учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
- способствовать проявлению творческой индивидуальности
- раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
- Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.
- Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.
- Развитие художественного вкуса.
- Овладение художественными терминами.
- Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.
- Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
- Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
- оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
- Инструменты и приспособления : краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
- Методическое обеспечение:
- видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);
- дидактические материалы на различных носителях,
- методические материалы, наглядные пособия.
Первый год обучения. Ознакомительный этап: 7 – 8 лет.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 — 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Источник