Учитель ИЗО
Учитель изобразительного искусства (ИЗО) помогает развивать в детях творческое начало, визуально-пространственное мышление, учит видеть красоту, быть креативным и развивать художественный вкус. Сегодня эти навыки входят
в важную для построения карьеры категорию soft skills — «мягкие», или социально значимые умения. Родители и руководство образовательных учреждений стремятся привить их детям как
можно раньше. Поэтому профессия учителя ИЗО становится все важнее.
Специалисты по изобразительному искусству востребованы, их труд все лучше оплачивается. В этой статье мы рассмотрим, в чем состоит их работа, где получают соответствующее образование, трудоустраиваются педагоги и сколько зарабатывают учителя ИЗО.
Описание профессии
Учителя изобразительного искусства помогают детям освоить базовые навыки рисунка, разные его техники (карандаш, масло, акварель), учит разбираться в пропорциях, развивает цветовосприятие и художественный вкус. В современных школах и детсадах получивший художественное образование педагог выполняет и функцию своеобразного психолога. Он учит самовыражению через рисунок, осуществляет творческое воспитание и помогает детям правильно развиваться.
Обязанности учителя ИЗО, преподающего в государственных школах, перечислены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Работодатель может внести в список дополнительные функции. В базовые обязанности учителя изобразительного искусства входит:
- обучение дисциплине, оценивание и поддержание уровня подготовки — конкретные обязанности определяются с учетом возраста детей;
- создание учебной программы, календарно-тематических планов для каждой параллели;
- организация исследовательской, креативной работы учеников, кружков, экскурсий в музеи и галереи, творческих мероприятий, дополнительных занятий изящными искусствами;
- развитие общей культуры личности, куда входит художественный вкус, пространственное мышление, образное представление и воображение;
- знакомство учеников с мировым художественным наследием, развитие интереса к творчеству и помощь в социализации путем объединения детей полезным занятием;
- организационные обязанности — учителя ИЗО участвуют в педсоветах, дежурят по школе, заменяют других педагогов.
Плюсы и минусы профессии
Обязанности учителя ИЗО лежат в творческой «плоскости», это интересная профессия, которая принадлежит миру высокого искусства. Для человека с богатым воображением, художественным чутьем такая работа становится возможностью для собственного роста. Профессия «учитель ИЗО» имеет и другие преимущества:
- возможность сочетать преподавание с творчеством и частными уроками, параллельно получать образование;
- свободная атмосфера на уроках, возможность общаться с детьми разного возраста;
- широкий спектр мест трудоустройства — если учитель получает дополнительное образование, проходит переподготовку, он может переквалифицироваться и построить карьеру во множестве областей.
Среди минусов профессии — высокий уровень стресса и ответственности за вверенных педагогу детей. Это работа, в которой объединен творческий и физический труд. Приходится все время стоять, ходить, постоянно держать в руке карандаш или кисть. В стандартных муниципальных школах начинающие учителя получают немного (нужно искать дополнительные источники заработка) и у них большая нагрузка из-за документов и отчетов, которые нужно составлять.
Важные для учителя ИЗО личные качества
Те, кто хочет поступить на учителя изобразительного искусства, должны быть наделены художественным чутьем, хорошим глазомером, стремлением развивать в себе чувство прекрасного. Важно любить работу с детьми разного возраста и уметь находить с ними общий язык. Такой педагог обязан постоянно учиться новому, расширять кругозор, поэтому среди нужных ему личных качеств должно присутствовать любопытство, стремление к творческому поиску.
Чтобы хорошо выполнять обязанности, педагогу нужна стрессоустойчивость. Другие важные для профессии качества:
- коммуникабельность, тактичность и доброжелательность;
- организаторские способности;
- пунктуальность и обязательность;
- умение видеть в детях талант и способности — учитель должен быть наблюдательным.
Обучение профессии учителя ИЗО
Профессиональное образование может быть педагогическим или художественным. Во втором случае чаще всего нужно сдавать творческий экзамен. Вузы и ссузы, где можно получить художественное образование, работают по направлениям:
- живопись, скульптура;
- изобразительное искусство и черчение;
- дизайн.
Чтобы не сдавать при поступлении творческие экзамены, можно выбрать образование педагога (ИЗО и ДПИ). Карьерные перспективы расширит профпереподготовка по смежным направлениям — графический, интерьерный или ландшафтный дизайнер, художник-оформитель, тьютор, воспитатель.
Место работы
Педагог, который получил ИЗО-образование, может трудоустроиться в муниципальных и частных школах, детсадах. Такие специалисты нужны в центрах развития и психологической реабилитации, дворцах детского творчества. Образование позволяет работать в школах искусств, изостудиях, арт-кластерах и игровых детских клубах.
После дополнительного обучения и профпереподготовки можно трудоустроиться в:
- школах и студиях дизайна;
- инклюзивных образовательных учреждениях — дошкольных и школьных;
- художественных галереях.
Также образование позволяет вести частную практику — проводить мастер-классы, вебинары, онлайн-занятия изобразительным искусством, давать частные уроки рисунка, скетчинга, живописи детям и взрослым.
Зарплата учителя изобразительного искусства
Сколько в среднем получает педагог по ИЗО, сильно зависит от места трудоустройства и опыта. Зарплата начинающих специалистов может быть в десять раз ниже, чем у заслуженных преподавателей. В частных школах и детсадах сумма, которую получает учитель, как правило, выше, чем в муниципальных. Сколько она составит, также зависит от направления, специализации, так как разные направления быстро входят в моду и теряют актуальность.
В Москве заработная плата, которую получает учитель в школах, составляет от 10-15 тысяч рублей до 85-90 тысяч рублей. Это усредненные цифры для частных и государственных учреждений, максимальные суммы доходят до 255 тысяч рублей .
Сколько получают педагоги в регионах, тоже зависит от работодателя. Диапазон составляет от 8-12 тысяч рублей до 35-45 тысяч рублей. Нижний порог — зарплаты начинающего специалиста или частичная занятость. Можно дополнить основное место работы частными уроками — сколько получит педагог в этом случае, зависит лишь от него.
Карьерный рост
Образование в области педагогики по профилю ИЗО позволяет построить «вертикальную» карьеру — стать руководителем художественной школы, клуба детского творчества, занять должность в муниципальных органах власти. При наличии склонностей к свободному труду, предпринимательству, можно открыть собственную арт-студию, вести уроки как самозанятое лицо.
Если вам интересно, где получить образование педагога по ИЗО, обратите внимание на программы АНПОО «НСПК». Колледж работает по официальной лицензии. Студенты получают образование, соответствующее российским и международным стандартам.
Преимущество программ АНПОО «НСПК» в том, что ЕГЭ и вступительные экзамены сдавать не нужно. Обучение ведется в дистанционной* форме. Выпускники-учителя получают профессиональное среднее образование и сразу проходят профпереподготовку. Им выдается два диплома, что повышает шансы на успешное трудоустройство. Подробно о поступлении и акциях для абитуриентов расскажут сотрудники приемной комиссии АНПОО «НСПК».
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Источник
О работе преподавателя изобразительного искусства и художественных школах
– Чему обучают в детской школе искусств №6?
– В нашей школе существует три отделения: отделение изобразительного искусства, музыкальное и хореографическое отделение. У нас учатся дети от пяти до восемнадцати лет.
Школа небольшая: например, на нашем отделении учатся всего 150 человек. Но мне она нравится, в том числе, и своей камерностью. У нас очень уютно, мы знаем всех учеников в лицо, между школьниками и педагогами царит полное взаимопонимание.
– Как устроено обучение в отделении изобразительного искусства?
– Обучение проходит по двум программам — общеразвивающей и предпрофессиональной. В младших классах дети учатся лепить из пластилина, осваивают графическое и декоративно-прикладное искусство, аппликацию. В старших классах изучают классическую живопись, классический рисунок, историю искусств, композицию.
Общеразвивающая программа длится три года, после чего обучение можно продлить по желанию ребенка. Предпрофессиональная программа рассчитана на восемь лет. В конце каждого учебного года ребята сдают переводной экзамен. Эту программу выбирают дети, которые уже точно определились со своей профессией и планируют и дальше идти по пути художника.
В выпускном классе учащиеся обеих программ защищают дипломы.
– Кто решает, в каком возрасте какие дисциплины следует преподавать?
– Программы основаны на федеральных государственных требованиях. По ним работают все художественные школы и школы искусств, незначительно корректируя их под себя.
– Куда потом обычно идут выпускники вашей предпрофессиональной программы?
– Потом эти ребята могут пойти учиться в художественное училище или институт, стать фотографом, дизайнером, ландшафтным дизайнером, заняться компьютерной графикой или преподаванием.
– Какие предметы вы преподаете?
– Я работаю преподавателем живописи, композиции, рисунка, истории искусств и всего того, чему учат детей в художественных школах. У нас у каждого педагога есть свой класс, который он ведет до выпуска и преподает им все предметы, не считая академического рисунка и истории искусств.
– Получается, преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?
– История искусства — это отдельная искусствоведческая профессия, и мы долго искали преподавателя по ней. В остальном, конечно, у нас есть педагоги, которые лучше владеют академическим рисунком, и есть те, кто больше любит живопись и композицию. Мы стараемся это учитывать. Однако все наши педагоги имеют высшее образование и могут преподавать все дисциплины.
– Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?
– Мне кажется, это желательно. Несмотря на то, что преподавание отнимает много сил и времени, я стараюсь активно работать и выставляться. Моя керамика была представлена в Центральном доме художника, в Манеже, в художественных галереях разных городов.
Однако обязательным это не является. Все-таки преподавание и само по себе яркое и творческое занятие.
– Что входит в ваши обязанности как заведующей отделением?
– Я планирую работу нашего отделения на год вперед. Решаю, в каких выставках мы будем участвовать, даю их перечень педагогам, рассказываю, какие там нужно будет представить темы, и стараюсь связать их с нашим планом программ. Я составляю расписание, слежу за выполнением программы, наблюдаю за успеваемостью детей и разрешаю вопросы с родителями.
– Почему вы решили стать преподавателем изобразительного искусства?
– Я выросла в семье художников. Мои родители — художники-монументалисты, тетки работали росписчицами на Кузнецовском фарфоровом заводе, их дед расписывал храмы. С детства я обожала лепить, а еще постоянно играла со смальтой — разноцветными стеклышками, из которых делают мозаику.
Когда я подросла, меня стали отправлять в пионерский лагерь от Союза художников. Там было много кружков, связанных с искусством, в том числе кружок керамики. В нем я дневала и ночевала, и к окончанию школы моя мечта стать художником-керамистом окрепла.
Но при этом я с детства хотела стать воспитателем в детском саду. А преподавание позволило воплотить в жизнь обе мечты: я и художник, и работаю с детьми.
– Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?
– Есть два варианта. Можно сразу пойти в педагогический вуз, или же получить художественное образование, а затем дополнительно пройти курсы повышения квалификации.
Однако педагог может совершенствоваться всю жизнь. Несмотря на то, что я успела окончить и художественную школу, и МГХПА им. С.Г. Строганова, я постоянно учусь: у детей, у своих коллег, хожу на курсы повышения квалификации. Кстати, на курсах я не раз слышала от учителей рисования, получивших именно педагогическое образование, что они считают людей с художественным образованием более сильными и подготовленными преподавателями.
– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать учителем рисования?
– На рисование. Естественно, нужно самому уметь рисовать, иначе этот человек ничему не сможет научить других. При этом не столь важна творческая деятельность, но у педагога непременно должна быть крепкая художественная база.
– Какие личностные качества должны быть у преподавателя изобразительных искусств?
– Ему нужно быть психологически устойчивым и уверенным в себе человеком. Когда работаешь с детьми, нужна большая выдержка. Нужно любить их и понимать, что если ребенок что-то делает не так, то это не потому, что он вредничает, а потому, что у него действительно не получается. Такого ученика нужно поддерживать, его нужно вдохновлять, чтобы он получал удовлетворение от учебы и в итоге расправил крылья.
– Сколько может зарабатывать преподаватель изобразительных искусств?
– Со всеми надбавками выходит порядка 40 тысяч рублей в месяц. Но для этого нужно активно работать, проводить много выставок, в которых будут побеждать ученики, разрабатывать новые программы. За это у нас дают стимулирующие баллы, за которые потом доплачивают.
– Какой карьерный путь может быть у учителя рисования?
– Учитель периодически должен повышать свою квалификацию: сдать экзамен на первую, а затем и на высшую категорию. После этого он должен подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.
– Может ли учитель рисования работать где-то помимо школы?
– Он может преподавать в различных домах культуры, вести кружки в досуговых центрах.
– С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?
– Для меня основная трудность — это заполнение журналов, составление отчетов и т.д. Я не очень люблю документооборот, и с гораздо большим удовольствием провела бы дополнительный урок.
– Чем может заняться учитель рисования, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Если он устал от работы с детьми, он может попробовать преподавать рисование взрослым. Или же уйти на фриланс как художник, находить себе заказы и выполнять их.
– Существуют ли мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей рисования?
– В России есть Союз педагогов-художников. У них на сайте можно почитать об их выставках, мероприятиях, планах. Кроме того, в Центре непрерывного образования проходит много разных семинаров, которые могут быть интересны молодым преподавателям. Кстати, организатор центра Борис Михайлович Неменский пишет прекрасные книги для тех, кто хочет стать хорошим учителем.
Источник