Презентация по изо «Города русской земли» 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
города русской земли Москва Учитель Успенская Дарья Павловна МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов Владимирской обл., г. Александрове
Немного истории… Москва в XII веке называлась Кучково. От куда же такое название?
Из летописи «О зачале Московского княжения», пересказанному В. Н. Татищевым, села на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно недошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого; но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—47 гг.). Не все историки считают эту информацию достоверной. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучково», а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV в. был известен как Кучково поле.
В 1147 году от Рождества Христов суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича в Москву для переговоров. С этой встречи, которая состоялась 4 апреля, принято отсчитывать историю Москвы, хотя поселение существовало уже как несколько десятилетий, если не столетие, тогда как крепость (собственно «город» в тогдашних представлениях) была срублена несколькими годами позже.
Как изображали древние города художники
Презентация по ИЗО на ему «Города русской земли» поможет учителю ввести учеников в тему урока. Показать им виды построек того времени. В презентации взято немного истории про Москву, как она раньше называлась. Сделано для того, чтоб расширить кругозор и знания.
Последние слайды можно оставить на проекторе на протяжение урока, чтоб детям было проще изобразить свой рисунок.
Номер материала: ДБ-781382
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок-проект по ИЗО «Города русской земли.Золотое кольцо России»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Создание коллективной композиции»Древнерусский город».
Нестандартный урок-путешествие с элементами интеграции из ИЗО в «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_kolco_rossii.doc | 62.5 КБ |
zolotoe_kolco_rossii.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза
Каманина Николая Петровича»
Бабенкова Наталья Фёдоровна
учитель начальных классов
Тема урока: « Города русской земли. Золотое кольцо России».
Главная цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.
Обучающие: познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.
Развивающие: развивать навыки графики, композиционного мышления.
Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.
Художественные материалы: альбомные листы, графические материалы, ватман для коллективной композиции.
Оборудование: интерактивная доска (слайды), ножницы, клей.
Учебник для 4 класса начальной школы под редакцией Б.М.Неменского (Л.А.Неменская. «Каждый народ – художник».Москва «Просвещение»2004).
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов «Золотого кольца», использованные в презентации занятия (ИКТ); лист ватмана с пейзажем для коллективной работы (вклейки).
Литературный ряд: Н. Кончаловская. Отрывок из стихотворения «Наша древняя столица».
А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о царе Салтане».
Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей, музыкальная композиция ансамбля «Мурома» (на диске).
Место в разделе: пятый урок во втором разделе курса
«Древние города нашей земли».
Ведь прозвенел звонок.
Начнём скорей урок!
Проверьте готовность к уроку.
Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.
3. Беседа по теме урока.
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Но пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.
Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.
В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.
Работа по учебнику.
Материал по теме представлен в учебнике на страницах 52-53.
На рисунке на странице 52 вы видите, что за стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек.
Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр,
дружинников и советников князя.
На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» на странице 53 мы можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане –
торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.
А чему отводилась особая роль в жизни древних городов?
Давайте прочитаем об этом.
Чтение текста в учебнике на с.52-с.53.
«… Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение. Как написано в летописи, был «крестьянам прибежище». И сегодня красоту древних городов можно увидеть не только там, где сохранился старый кремль,
но и в облике монастырей.
Монастыри напоминают старые города обилием и нарядностью церквей и звонниц, с которых далеко летит голос колокола.
Они выделяются из окружающего пейзажа, гордо высятся над его текучими линиями на холмах, на изгибах рек, отражаясь в озёрах. Выглядят они драгоценным украшением. Между делом рук человеческих и природой не было тогда никакого разлада.»
Пришло время отправиться в путешествие и взглянуть на драгоценные украшения древнерусских городов.
4. Путешествие по « Золотому кольцу».
(Сопровождается показом слайдов и выступлениями детей.)
Заманчивый и многообещающий маршрут, названный «Золотое кольцо России», недаром получил такое название. Маршрут включает в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Во всех этих городах можно увидеть множество сияющих золотом на солнце куполов православных храмов. Однако не только поэтому появилось название «Золотое кольцо». Самое красивое и самое дорогое люди часто сравнивают с золотом. Вот отчего прекрасные и дорогие для каждого жителя России города названы «Золотым кольцом».
Таких городов более десяти. Мы побываем лишь в нескольких.
Слайд: Города «Золотого кольца».
(Москва, Сергиев-Посад, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.)
Итак, в путь. С Москвы начнём наше путешествие.
Слайд : Покровский собор на Красной площади в Москве.
Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пёстрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Он свидетель древней славы –
Этот храм девятиглавый,
Он четыре сотни лет
Над рекой встречал рассвет.
Как увидишь – удивишься,
Вот какая красота!
И глядишь – не наглядишься
С Москворецкого моста.
Двое зодчих – Постник с Бармой
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны –
Слава русским мастерам!
Собор назван Покровским в честь праздника Покрова, праздника защиты от внешних врагов. В одном из приделов храма жил нищий – юродивый Василий. К нему так привыкли, что и Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного.
Из Москвы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев- Посад.
Слайд : Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.
Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.
Самым монументальным сооружением монастыря является пятиглавый Успенский собор. Величавая торжественность собора и его формы служат олицетворением государственной политики царя Ивана Грозного и его военных побед.
Теперь наш путь лежит в Ростов.
Слайд: Ростовский кремль. Успенский собор и звонница.
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном, который мы имеем возможность послушать.
Звучит запись колоколов ростовских церквей.
Из Ростова мы отправляемся в Ярославль.
Слайд: Ярославль. Набережная Волги.
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был
основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город
стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой
Слайд: Храм Ильи Пророка.
Один из интереснейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка. Построена по заказу купцов, несметные богатства которых заставляли считаться с ними даже царя.
Следующий город на Волге, в котором мы остановимся,-
Слайд: Торговые ряды в Костроме.
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В этой части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…
Из Костромы отправляемся в Суздаль.
Слайд с видами Суздаля.
Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви,
17 часовен, 5 монастырей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.
Слайд: Музей деревянного зодчества.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и другое.
От Суздаля совсем недалеко до нашего областного центра – города Владимира.
Слайды с видами Владимира.
Владимир основал князь Владимир Мономах. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимаемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка.
Слайд: Водонапорная башня (смотровая площадка).
Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам.
Слайд: Дмитриевский собор.
Вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Слайд: Успенский собор.
А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси.
Разве можно не гордиться тобой, хранящая память веков и смотрящая в будущее земля Владимирская!
Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие
закончилось. Понравилось вам оно?
В каких городах Владимирщины побывали?
Танцевальные движения под музыкальную композицию
«Смоленский гусачок» в исполнении ансамбля «Мурома».
6. Подготовка к выполнению задания.
Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Мы тоже приняли эту эстафету.
Сейчас моменты путешествия отразим в наших работах.
Задание: изображение объектов древнерусского города графическими материалами. Создание коллективной композиции
В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.
Слайд: Репродукция И.Билибина.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Итак, каждый из вас рисует один объект древнерусского города, в соответствии с заданием карточки. Затем объект вырезаете, и мы «строим» свой город.
Представь, будто смотришь на него издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке рек, и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сёл, по дорогам-рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, и за стенами крепости разросся
посад (деревянные дома). Это будет рисунок-рассказ, и его
захочется потом долго рассматривать.
7. Практическая работа учащихся.
- Рисование одного объекта города: крепостная стена,
сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба.
- Создание коллективной композиции
Эта замечательная коллективная работа
украсит нашу классную комнату и будет являться
своеобразным итогом раздела «Древние города нашей земли».
Хочется несколько слов сказать о нашем городе Меленки.
Он не такой древний (230 лет со дня образования города),
как упомянутые в ходе урока города, но не менее красивый.
Давайте всю свою любовь к родному городу выразим в песне.
Источник