Городецкая роспись гуашью или акварелью

Рисунок «Городецкая роспись разделочной доски» гуашью

Изобразим в этом уроке рисунок «Городецкая роспись разделочной доски», чтобы получить красивый атрибут народного искусства на своем листе бумаги, использовав гуашь и обычный карандаш.

Материалы для рисования досочки с городецкой росписью:

— гуашевые краски ярких цветов;
— кисточки;
— стакан с водой;
— палитра;
— карандаш НВ;
— ластик;
— гелевая ручка с черным стержнем.

Пошаговое рисование разделочной досочки с городецкой росписью:

1. На первом этапе разместим в центре листа вспомогательную линию по вертикали. Затем начинаем рисовать основной контур досочки.

2. Благодаря вертикальной линии в центре листа начинаем выстраивать цветочную композицию. Рисуем сперва цветы в виде кружков и добавляем листики, чтобы сформировать общую цельную картину на разделочной досочке и раскрасить все красочно гуашью.

3. Заполняем нижнюю часть досочки цветами и листиками в виде простых геометрических фигур.

4. Карандашом добавляем толщину для досочки, немного отступив от края контура.

5. Закрашиваем красной гуашью контур досочки.

6. Также в нижней ее части прокрашиваем красной гуашью крупный цветок, состоящий из большого количества кружков.

7. Разводим на палитре красную гуашью с белой и заполняем оставшиеся фрагменты цветка. В верхней части доски три одинаковых цветочка зарисовываем темно-синей и голубой краской.

8. Добавляем зеленый цвет кисточкой на все листики в рисунке.

9. Рисуем темно-зеленой гуашью листики на досочке. Прорисовываем мелкие штрихи.

10. Так получим красивый рисунок «Городецкая роспись разделочной доски», используя лист бумаги и обычные гуашевые краски.

Источник

Поэтапное рисование городецкой росписью

Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.

Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.

Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.

Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.

Из этой статьи вы узнаете

Что нужно приобрести для уроков

Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.

Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.

    Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).

Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.

  • Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
  • Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
  • Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

  • Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Особенности композиции

Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.

В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:

  • растительный мотив (цветок);
  • изображение животного (коня, птицы).

В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.

Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.

Источник

Городецкая роспись. Учимся рисовать цветы.

Эмма Жавновская
Городецкая роспись. Учимся рисовать цветы.

Городецкая роспись-один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие,сочные,жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства,невиданные птицы-символ счастья,а цветы-здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны. Вот такой.

Для этого нам понадобятся:кисти разных размеров,гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под»дерево».

Смешиваем белую гуашь с красной и синей,получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги,так называемые «подмалевки»

Синей и красной гуашью рисуем»подмалевки»меньшего размера,немного заходя на основной круг.

Украшаем наш розан лепестками,на бутонах прорисовываем дуги.

Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой,делаем симметричные отпечатки листьев.

Ну и наконец,самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим «оживки» белой краской в виде точек,дуг,капелек,штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

Как видите,ничего сложного. Удачи всем!

Дидактическая игра «Узнай цвет росписи» Цель игры: Закрепить представления детей о цвете через русское народное творчество (гжельская, дымковская и городецкая росписи). Задачи:.

План реализации проекта «Использование инновационных технологий на занятиях по декоративному рисованию в старшей группе» Мероприятия Срок реализации Сентябрь 1 Подбор литературы о народном промысле «Дымка», В течение года рассматривание иллюстраций и поделок.

Источник

Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки

Городецкая роспись применима для украшения изделий из древесины. Однако начинающему художнику, желающему создавать подобные узоры и элементы росписи, можно использовать в качестве полотна обычную бумагу.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену. Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки.

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самым важным в их творчестве является состояние души. Оно должно быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая предстоит в ближайшие несколько мин.

Современный же человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при максимальном желании не может на короткое время отрешиться от обыденных мирских забот и проблем, как это делали умелые иконописцы, жившие несколько столетий тому назад. Однако сосредотачиваться на творчестве нужно учиться.

Начинать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

Аспект Описание
Стол Городецкие мастера от хохломских и богородских отличаются тем, что во время своей работы они могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность необязательно должна располагаться на уровне колен сидящего. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а городецкие художники работают на обыкновенных по длине столах.

Начинающих творцам рекомендуется позаботиться о том, чтобы стол был шире, желательно, c подножкой

Стул Стул, на котором будет сидеть художник, должен стоять так, чтобы лучи света были с левой стороны
Освещение Лучше отдавать предпочтение естественному освещению. Для этого можно расположиться возле окна, за которым сияет солнце. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться осветительным прибором. Лампа должна быть яркой и расположена так, чтобы полотно, на котором планируется вести роспись, было равномерно освещено.

Все участки этого полотна должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый прибором, будет приближен к естественному освещению

Комната Одно из главных условий – рабочее помещение должно хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к проявлению аллергической реакции в результате длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и прочими, не очень полезными для здоровья химическими веществами

Специалисты рекомендуют, чтобы избежать чрезмерного напряжения в процессе, сразу привыкнуть к рабочей позе.

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • немного наклонить голову;
  • проконтролировать, чтобы расстояние между глазами и полотном составляло чуть более 30 см;
  • во время процесса рисовать и кистью, и всей верхней конечностью, начиная от предплечья.

Иногда художник держит руки на весу: левой поддерживает деревянное изделие, а правой ведет непосредственно саму роспись. Иногда предплечья мастера опираются на поверхность стола. Такое происходит, например, когда ведется роспись плоской тарелки.

Перед началом работы необходимо грамотно расположить на поверхности стола весь инвентарь, который планируется использовать. Если этого не сделать, то во время работы начнется суета. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго заведенный порядок в размещении на столе красок и инструментов росписи.

А именно:

  • место перед мастером свободное. Здесь будут размещаться предметы, которые потребуются в работе;
  • необходимо отвести пространство площадью примерно в 0,5 кв. м для размещения 2-3-х маленьких досок. Они должны лежать так, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может положить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые подлежат росписи;
  • неподалеку от изделий расположить сосуды с красками, а также палитру. В роли последней выступает широкая пластина из стекла или пластика. Главное условие – ее поверхность должна легко очищаться;
  • поставить на стол сосуд с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисточки, бумага и краски.

Бумага

Бумага потребуется белая. Можно взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера элементы росписи выполняют масляными красками, поэтому можно последовать их примеру. Однако начинающему художнику роспись рекомендуется воспользоваться гуашью. Это может быть комплект для школьников.

Черную, белую, алую, вишневую и ярко-голубую используют чистыми, а желтую, темно-зеленую и красную – для получения новых цветов. Если правильно смешать их, получится гамма, похожая на городецкую.

Для работы также потребуется киноварь. Это материал, который имеет ярко-красный цвет. Он дорогой, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари не удастся сделать хорошую роспись.

Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед тем, как приступать к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться, когда ранее нанесенный слой полностью высохнет. Если этого не сделать, то изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера применяют различные кисти для нанесения краски на деревянное изделие. Точное их количество и размеры зависят от того, какие приемы будут использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием одного шедевра художники могут трудиться несколько суток.

Все кисти должны располагаться на специальных деревянных подставках.

Городецкая роспись (элементы росписи выполняются без макета) потребует для работы наличия 3-х художественных кистей:

  • беличья под № 2 или № 3;
  • колонковая под № 1 или № 2;
  • флейц из мягкого волоса.

После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и высушить.

Мастер-классы

Желающие развиваться в городецкой росписи, должны знать следующие факты об этом искусства:

  • за основу сюжета берутся растительные мотивы, изображение животных и массовые композиции. Ранее мастера любили запечатлевать быков, кошек, львов, коней. Часто использовались сюжетные элементы в росписи, картины народных гуляний;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Ранее применяли яркие оттенки зеленых, синих и красных тонов;
  • присутствие символизма в росписи. Например, цветы означают здоровье и расцвет, необычные птицы – счастье, а вороные кони – богатство и благосостояние.

В городецкой росписи существуют 3 основные типы композиции:

Вид росписи Описание
Цветочная Это может быть:
  • букет;
  • гирлянда, окантовкой которой может быть серповидная полоса, круг;
  • ромб. Вариант, когда в центре основной цветок, а бутоны и листочки – вдоль невидимых ребер фигуры. Встречается на скамейках, створках, хлебницах;
  • венок. Замкнутая цветочная полоса на крышки или круглом блюде
Сюжетная Это один из самых сложных типов, в виду изображения множества мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты застолий, гуляний, празднеств, событий современной жизни
С животными или птицами Обычно это цветочные мотивы с изображенной птицей или конем. Для них характерна симметрия или асимметрия

Одна из особенностей городецкой росписи в том, что рисование ведется без макета. Рисующий плавно ведет кисть по дереву или бумаге. Существует множество различных приемов, использующихся в этой росписи.

Это могут быть:

  • широкие мазки, которые создаются толстой кисточкой;
  • тонкие линии;
  • виртуозные штрихи, которые создаются средней по толщине кисточкой.

Схема работы следующая:

  1. Наметить приблизительные размеры задуманной композиции. Для этого удобнее применять не краску, а простой карандаш. Если что-то будет не так, можно удалить линию ластиком. Однако для прорисовки макета карандаш не применяется. Он помогает лишь наметить размер всех узоров, которые будут входить в композицию.
  2. Наметить контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, является правильной.
  3. Для создания узлов рисунка применить тонкую кисть и светлую краску. У мастеров – это светлая масляная краска, когда работает новичок, допускается использование светлой гуаши.
  4. На светлые участки наносить более темные краски. В этом заключается одна из основных особенностей городецкой росписи.
  5. Изображение многочисленных точек, окружностей, спиралевидных линий, штрихов. Все это нужно для «оживления» рисунка. Сами городецкие мастера называют эти элементы «оживками».

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (элементы росписи в выполнении доступны для детей) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Создать набросок росписи. Для этого с помощью краски наметить размер будущей композиции и ее главные составляющие. Если в качестве полотна будет выбрано деревянная поверхность, то рекомендуется сначала выполнить прорисовку размера на бумаге. Проще будет перенести готовую композицию с бумаги на деревянное изделие, чем сразу намечать размер на дереве.
  2. После того как будет создан орнамент на бумаге или на дереве, выделить основной центр композиции.
  3. Подумать над тем, узоры каких цветов будут входить в создаваемую композицию.
  4. После решения вопроса о цветовой гамме композиции начинать детальную прорисовку. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Детям, которые только начинают рисовать вообще и создавать городецкие узоры в частности, рекомендуется выбирать что-нибудь проще. Можно, например, нарисовать солнышко.

Для этого:

  1. В центре красными красками нарисовать круг.
  2. Возле круга нарисовать многочисленные прямые линии, исходящие во все стороны. При этом соблюдать важное для городецкой росписи условие: лучи должны иметь одну одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа выполняется на дереве, а не на бумаге, на завершающем этапе нанести на всю поверхность лак.

Узоры для детей постарше

Детям, которым предстоит отправиться в 1-й класс, можно выбирать узоры среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет слишком скучно, и работа, поначалу обещающая много интересного, будет заброшена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, на что не потребуется много времени, после – выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря данной росписи ребенок сможет сам сделать, например, закладку для книги.

Рисунки можно выполнять на бумаге или на деревянных дощечках. Также можно украсить городецкой росписью неглубокие тарелки, изготовленные из древесины.

Для этого необходимо:

  1. Простым карандашом наметить размеры всей композиции и обозначить ее центр.
  2. Начать прорисовывать цветок. В намеченном ранее центре нарисовать красный кружок.
  3. Красную гуашь смешать с белой. В результате образуется розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисовать 2-й круг. По площади он должен быть больше 1-го.
  4. Изобразить круг красной краской.
  5. Еще раз нарисовать круг розовой краской. Так цветок благодаря стараниям юного художника приобретет разноцветную сердцевину.
  6. Перейти к рисованию расположенных вокруг круглой сердцевины лепестков. Для этого подойдут зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, после этого – постоянно чередовать зеленый и коричневый лепестки.
  7. Для прорисовки лепестков изнутри использовать светло-зеленую краску. Чтобы ее получить, достаточно зеленую гуашь смешать с белой. Раскрашивание лепестков светло-зеленой краской следует выполнять тонкой кисточкой.
  8. Если работа выполнялась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (элементы росписи доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листочками. Для этого лучше использовать круглую основу, затонированную под древесину.

Этапы рисования следующие:

  1. Чуть ниже центра круглой основы нарисовать 1 кружочек. Слева и справа от него, чуть выше, расположить еще по 1 кружочку меньшего размера.
  2. Для изображения центрального круга использовать розовую краску. Боковые круги можно сделать голубыми. Если нет нужно цвета, смешать 2 краски для его получения.
  3. На верхнем краю большого розового круга изобразить маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такую же теневку нужно выполнить на 2-х крайних, голубых кругах. При этом использовать не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее, чем большие, над которыми они изображены.
  5. Дополнить центральный круг лепестками, а на боковых обозначить синие дужки.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг розового бутона использовать красную краску, которая применялась для теневки на предыдущем этапе. Лепестки должны быть округлыми. Их количество может быть различным, например, 8.
  7. Для создания дужек на боковых голубых кругах применить синюю краску.
  8. Перейти к изображению листочков и веточек. Создать аккуратные симметричные листики поможет прием промакивания.
  9. По 2 продолговатых зеленых листика изобразить слева и справа от центрального бутона.
  10. По 1-й веточке, на каждой из которых имеется по 5 маленьких листиков, нарисовать над каждым из сине-голубых бутонов. Эти веточки должны располагаться в верхней половине круглой основы.
  11. Для «оживления» рисунка использовать тонкую кисточку. Легкими касаниями проставить на поверхности точки, небольшие капельки, штрихи, дужки. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «оживки» не должно быть чересчур много.

Цветы

Городецкая роспись (элементы росписи в виде цветов самые распространенные) цветов может быть изображена в следующие этапы:

  1. Определиться с материалом, который будет использоваться в качестве полотна.
  2. Выбрать краску для рисования. Главное, о чем нужно помнить при выборе – рисунок должен быть красочным. Чем больше ярких красок будет задействовано в этой работе, тем лучше.
  3. Когда будут выбраны материалы, начинать отмечать размеры будущей композиции и центры цветков. Делается это простым карандашом.
  4. Яркой краской вокруг каждого намеченного центра изобразить окружность.
  5. От центра к краям окружности исходят лепестки. Их может быть по 12 у каждого цветка. Для прорисовки лепестков применить более темную краску, чем сердцевина цветка.
  6. Каждый цветок должен иметь лепесток. Для прорисовки салатовых лепестков изнутри применять тонкую кисть.
  7. Контуры прорисовать темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Хорошим дополнением этой городецкой композиции станут ягоды, которые можно изобразить с помощью синей краски. Располагаться они должны около цветков.

В городецкой росписи часто фигурирует конь.

На рисунке показано пошаговое создание коня в городецкой росписи.

Вот как можно выполнить этот элемент:

  1. Подготовить черную или коричневую краску.
  2. Перед тем как приступать к прорисовке коня, создать подходящий фон. Поскольку сам конь будет темным, фон следует сделать светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Рисование коня начать с прорисовки туловища. Для этого применить кисть среднего размера.
  4. Сначала сделать контур, а затем – раскрасить.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, взять кисть тоньше.
  6. Отдельно выполнить прорисовку копыт коня.
  7. Нарисовать гриву. Для этого лучше применить красную краску.
  8. Для украшений и дополнения композиции создать красивый орнамент. Он может исполнить роль рамки, в которую заключен рисунок. Можно также нарисовать коня, который бежит навстречу солнцу.

Городецкая роспись – один из самых древних художественных промыслов России. Благодаря этим цветочным трафаретам можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Часто элементы этой росписи используется для создания прекрасных цветов, гордо выставившего напоказ свой великолепный хвост павлина, других птиц. Такая работа подарит художнику множество положительных эмоций. Главное, творить с душой. В таком случае даже у новичка может получиться истинный шедевр.

Источник

Читайте также:  Нарисовать богатыря 2 класс поэтапное рисование презентация
Оцените статью