- «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Изобразительное искусство 6 класс
- Презентация к уроку ИЗО «Изображение фигуры человека в истории искусства» (7 класс)
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека
2. Развивать навыки овладения техникой рисования
3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности
4. Учить выполнять рисунок карандашом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_1_urok_1_polugodie.docx | 166.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
- познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
- развивать навыки овладения техникой рисования;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- учить выполнять рисунок карандашом.
- научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению
Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2
- Беседа рисунке, о канонах изображения человека.
- Постановка художественной задачи.
- Образец педагогического рисунка.
- Практическое выполнение.
- Подведение итогов.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок — важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.
III. Изучение нового материала.
Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.
Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.
Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.
Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у «жирафа», туловище, как у «слона» и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста —7,5 раза, а у людей низкого роста — 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.
IV. Практическая работа.
Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.
Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;
3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;
Источник
Изобразительное искусство 6 класс
Раздел 2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
15. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
Рисование человека — наиболее интересное и вместе с тем самое сложное задание. С древних времен, когда мастера начали изображать человека, перед ними возник вопрос изучения его пропорций.
Древнейшие сведения о принципах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (приблизительно 3000 г. до н. э.). Нам известен египетский канон времен фараонов.
В Древнем Египте канон человеческих пропорций выглядел как сетка квадратов по высоте в 18 единиц. Так изображали фигуру человека в полный рост, что позволяло воссоздавать пропорции в разных размерах. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов — от шеи до колен и шесть квадратов — от колен до стоп ног.
Был еще девятнадцатый квадрат, применяемый для волос, но он не считался вместе с другими частями тела.
Греки, у которых не было книжных знаний анатомии, оставили неподражаемые произведения искусства, потому что они имели представление о строении тела человека. Древнегреческие скульпторы Поликлет и Лисипп описали, какими должны быть пропорции тела. Эти знания оберегались традициями, передавались от учителя к ученику.
Канон (в искусстве) — совокупность норм и правил в искусстве.
Пропорции — соотношения частей целого между собой.
Средневековые схемы построения тела человека
Страница рукописи Леонардо да Винчи
Согласно эстетическому канону Поликлета, единицей измерения тела служила высота головы: длина тела должна равняться восьми отрезкам, соответствующим высоте головы. Так же делают и современные художники.
Позднее началось более глубокое изучение тела человека, и на помощь пришли знания анатомии. Леонардо да Винчи и Микеланджело в Италии, Рибера в Испании, Рубенс во Фландрии — все они в разное время, но одинаково глубоко и всесторонне изучали законы анатомии человека и оставили нам замечательные примеры своих работ. Поэтому для тех, кто начинает рисовать человека, кроме рисования с натуры, есть возможность изучения классического наследия великих мастеров.
Система пропорций, разработанная Дюрером, также получила признание. В ее основу он положил рост человека (h), поделив его на следующие элементы:
l/2h — верхняя половина тела от тазобедренного сустава до темени;
l/4h — длина ноги от щиколотки до колена и расстояние от подбородка до пупка;
Анатомия — наука о строении человеческого тела.
Пропорции частей тела человека, когда за единицу измерения берут высоту головы
1/8h — размер головы от макушки до подбородка;
1/10h — размер лица по высоте и по ширине (включая уши), длина кисти руки от запястья;
1/12h — ширина лица (на уровне кончика носа).
Если пользоваться единицей измерения фигуры человека, предложенной Поликлетом, то есть высотой головы человека, то выяснится, что общая высота фигуры будет равна 7,5-8 таких единиц (в зависимости от роста), длина рук — приблизительно 3, ширина плеч — 2, длина ног — 3,5-4, длина ноги от стопы до колена — 2 единицам. Высота туловища вместе с головой равна длине ног. Длина ладони с пальцами равна длине лица (не всей головы). Локти размещены на том же уровне, что и талия человека. У мужчин, в отличие от женщин, более широкие плечи, более длинные ноги, они в основном выше ростом.
Пропорции детского тела имеют свои особенности. У грудного ребенка голова очень большая по сравнению с телом. Она вмещается в длине фигуры лишь 4 раза. Потом, когда ребенок подрастет, меняются и пропорции его тела. У детей 11-12 лет высота головы 5,5-6 раз помещается в высоте фигуры.
Применяя в своих рисунках эти наблюдения, вы сможете изобразить реального человека.
1. Когда люди начали изучать пропорции человека?
2. Какие «секреты» пропорционального рисования человека вы можете назвать?
1. Попробуйте перерисовать схему построения фигуры человека из учебника. Сравните эти пропорции с пропорциями реального человека. Выберите произведение искусства с изображением фигуры человека, которую можно хорошо рассмотреть, и сравните ее пропорции с полученными знаниями. Соблюдал ли художник пропорции тела человека в своей работе? Какую цель преследовал художник, изменив пропорции? Возможно, в те времена, когда создавалось произведение искусства, еще не было полной информации о пропорциях. Тогда представьте, что вы предложили бы изменить художнику, чтобы улучшить конечный результат.
2. Создайте своими руками куклу, используя знание пропорций тела человека. Высота головы куклы должна вмещаться в длине ее тела 8 раз.
Инструменты и материалы: нитки, куски ткани, вата, бумага, ножницы.
• Из очень плотной ткани или бумаги скрутите столбик. Свяжите его с двух сторон. На одной стороне из ваты сделайте форму шара для головы.
• Квадрат белой ткани наложите на ватный шарик. Свяжите его на «шее» нитью.
• Сделайте «руки» из прямоугольного лоскута. Подсоберите уголки на 1-1,5 см. Подложите края вглубь. Свяжите «ладошку» нитью.
• Возьмите ткань для одежды. Один край подложите и прошейте его. Затем сложите пополам и сшейте край. Присоберите простым швом. Это будет нижняя часть костюма.
• Наденьте на столбик нижнюю часть одежды.
• Из ниток (лен, мулине) сделайте волосы. Пришейте их по центру головы. Расправьте волосы и привяжите к шее нитью. Сделайте прическу: заплетите косу или две, ровно подстригите.
• Можно завязать платочек, надеть шляпу или другой головной убор, например корону. Как нарядить? Фантазируйте сами.
Голову, сделанную из ткани, можно разрисовать красками, придавая лицу определенные черты.
Можно также изготовить голову из соленого теста, как мы это делали в пятом классе, и тоже раскрасить.
Веласкес Диего. Инфанта
Веласкес Диего (1599-1660) — испанский художник XVII в. Работал в разных жанрах. Его знаменитая картина «Сдача Бреды» (ее называют также «Копья») изображает одну из последних значительных побед испанского оружия в Голландии. Сюжетом картины «Пряхи» стала древнегреческая легенда о мастерице-ткачихе Арахне, которая вызвала на соревнование саму богиню Афину. Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV и создал много портретов членов королевской семьи. Художник портретировал также окружение испанского короля. Среди его моделей — самые знатные аристократы страны и карлики-шуты, причем художник одинаково гуманен и к первым, и ко вторым.
Тициан Вечеллио. Ассунта
Тициан Вечеллио (1476-1576), «король живописцев и живописец королей», как называли его современники, — итальянский художник времен Возрождения. Тициан жил и работал в Венеции. Наследие этого художника огромно. Тициан создал многочисленные картины на мифологические сюжеты («Даная», «Венера Урбинская»). Он был прекрасным портретистом («Портрет Папы Павла III с племянниками»). Однако торжественное, оптимистичное искусство Тициана претерпело изменения. Его последние работы, например «Святой Себастьян», преисполнены сурового трагизма.
Источник
Презентация к уроку ИЗО «Изображение фигуры человека в истории искусства» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
В чем заключается красота человека? Как эту красоту изображали в древних культурах?
Рельефы и прописи Древнего Египта
Статуя первого римского императора Октавиана
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Самые ранние изображения человека появились еще в первобытном искусстве
«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории)
ЕГИПЕТ Канон — свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка
. Голова изображена в профиль, но глаз развернут анфас (как при взгляде спереди) Плечи развернуты анфас (видны оба плеча и обе руки) Нижняя часть туловища и ноги развернуты в профиль Как вы думаете, почему человека изображали в таком развороте?
Наиболее информативно, показывающее строение человека
Египтяне разработали систему, позволяющую достаточно точно передавать пропорции фигуры человека
Фараонов и богов изображали сидящими на троне или стоящими, руки обычно покоились на груди
Аполлон Бельведерский Поликлет Дорифор Идеал- гармонично развитый человек, красота тренированного тела сочетается с развитым интеллектом и духовным богатством.
ДРЕВНИЙ РИМ Реалистичный образ, индивидуальные черты конкретного человека
Домашнее задание: Подобрать репродукции изображений фигуры человека Др. Греции и Рима и сравнить изображение с древнегреческим.
Номер материала: ДБ-073764
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник