Как нарисовать натюрморты пастелью

Мастер — класс «Выполнение натюрморта пастелью»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Колледж декоративно – прикладного искусства

имени Карла Фаберже № 36

Натюрморт в технике сухой пастели .

Место проведения: ул. Элеваторная 18

4 октября 2014 года.

Преподаватель: АКИМОВ Сергей Петрович

Мастер-класс по натюрморту в технике сухой пастели.

Мастер-класс по рисованию натюрморта познакомит Вас с основными элементами техники сухой пастели на тонированной бумаге. Под руководством преподавателя Вы сами нарисуете натюрморт, используя специальные приёмы следуя простым правилам рисования. Вы узнаете, что с чем нужно смешивать, чтобы найти нужный цвет. Преподаватель познакомит Вас с маленькими хитростями цвета и света, без которых не обойтись при написании натюрморта.

Пасте́ль (от лат. pastaтесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Разновидности

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Жан-Этьен Лиотар

Шоколадница, ок. 1743—45

Пергамент, пастель. 82,5×52,5 см

Галерея старых мастеров, Дрезден

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью.

Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая «Шоколадница» из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в XVIII веке. Таким образом, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства исчезают. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь» Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает.

Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Цель мастер — класса

Выполнить этюд несложной постановки натюрморта в технике сухой пастели. Показать студентам, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить видеть, что техника рисунка — это основа — основ видов и жанров в изобразительном искусстве , что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.

Задачи мастер — класса

Научить видеть светоразделы с применением тональных отношений через цвет.

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство, согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства — натюрморт.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Наглядность и оборудование:

Формат A3 тонированная бумага приглушенных тонов.

Двусторонний карандаш-ластик (в данном случае Faber Castell Совершенство).

Один кончик твердый (белый), другой, мягкий (розовый).Можно заточить остро и стирать в труднодоступных местах.

Клячка — мягкая, липкая пластилинообразная масса, для стирания.

Очень острый нож, со сменными лезвиями, для заточки пастельных карандашей. Так же им можно поскрести по пастельному мелку чтобы получить порошок, который впоследствии втереть в бумагу

Наждачная бумага, средней и крупной зернистости, для заострения грифеля пастельных карандашей.

Бумажные растушевки различного размера.

Фиксатив. Для фиксации пастели на поверхности. В большинстве случаев темнит рисунок.
Абсолютно полной фиксации не обеспечит.

Держатель для карандаша. Для удобства, кода заканчиваются пастельные карандаши.

Грунт для пастели. Специальная паста, которая наносится на любую поверхность, для предания ей шероховатости, чтобы можно было работать с пастелью. Смешивается с акрилом для нужного цвета.

Набор пастельных карандашей или мелков.

Источник

Рисуем натюрморт пастелью

Для желающих научиться рисовать мы подготовили пошаговый мастер-класс о том, как рисовать пастелью натюрморт. Техника – сухая пастель. Предметы натюрморта нетрудно найти у каждого дома, так как у нас здесь присутствуют яблоки, миска и ткань для драпировки.

Одной из целей мастер-класса является помощь новичкам в освоении пастели. Многие испытывают страх перед написанием картины с натуры, а с данным руководством таковой должен навсегда оставить голову художника. Рисунок и живопись – это здорово!

Мастер-класс «Рисуем пастелью натюрморт»

Для написания нашей картины нам потребуются:

  • Бумага для пастели. (берите тонированную под гамму Вашей композиции. То есть, если гамма натюрморта холодная, то и бумага должна быть аналогичного тона);
  • Пастель для рисования (Сухая, не масляная!). Мы здесь используем марку пастели KOH-I-NOOR.

Подсказка: художественная студия не рекомендует брать чересчур мягкую, или наоборот, твёрдую пастель. Если материал слишком мягкий, он хорошо растушёвывается, но рассыпается в руках и, как результат – отсутствие чёткости, «размытая» картина. Если пастель слишком твердая, то такой мелок позволяет провести хорошую точную линию, НО! Так можно исцарапать весь лист, не говоря о том, что стереть её будет довольно хлопотно. Поэтому для начинающих рисовать пастелью рекомендуется приобрести пастель средней жесткости, а потом при необходимости докупать остальные.

При работе пастелью нужна ровная и прочная поверхность.

Подсказка: Можно аккуратно подкинуть яблоки к композиции, или нарочно насыпать их в миску и тем самым опрокинуть её. Поверьте, так появится некая живость и естество в картине.

Источник

Читайте также:  Как добраться до горячего источника акварель
Оцените статью