ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Важным условием для занятий рисунком и живописью является грамотно оборудованное рабочее место или мастерская. Рабочая обстановка очень влияет на творческий процесс. Когда материалы и инструменты находятся под рукой, это помогает сосредоточиться и экономит время.
Ровное и рассеянное освещение оптимально для работы. Очень важно, чтобы в течение дня освещение модели и плоскости холста не изменялось или эта смена происходила плавно. К сожалению, в современных условиях жизни мы не всегда имеем возможность выбрать место для рисования у окна, выходящего на север, и ставить натуру только в условиях рассеянного освещения, хотя это необходимо.
Важнейшее из правил при выборе места для работы: освещение натуры не должно резко отличаться от освещения холста (или рисунка). Следующее необходимое условие: свет на холст (или рисунок) должен падать обязательно слева. Чтобы не пострадало зрение, откажитесь от попыток писать или рисовать против света. Если свет падает справа, то от руки рисующего образуется тень, что значительно мешает в работе.
Для занятий рисунком наиболее предпочтительно искусственное освещение, так как направленный свет лампы создает контрастную светотень, которая выявляет форм у модели.
Изменяя положение источника света, следует помнить о том, что свет лампы не должен попадать в глаза рисующего и примерно одинаково освещать как натуру, так и рисунок. Для этого подойдут переносные лампы, например лампы-прищепки, шарнирные и с гибким штативом. С помощью таких ламп можно удобно менять освещение предметов по своему усмотрению в зависимости от поставленной задачи.
Начинающим художникам следует знать, что заниматься живописью при искусственном освещении нельзя, так как лучи от лампы накаливания изменяют оттенки красок на палитре и холсте. Синий цвет, например, темнеет, желтый светлеет, теряет интенсивность.
В вечерние часы удобно писать гризалью (кость жженая с белилами и умброй с белилами). Этот вид живописи развивает ум ение лепить форму и находить светосильные отношения.
Источник
Как организовать рабочее место художнику
☝️ Правильная организация рабочего места художника позволит вам получать больше удовольствия от живописи. Внимательно читайте, как организовать рабочее место даже в маленькой квартире.
Все художники, особенно начинающие мечтают о своей собственной мастерской. А если такую никак не получается завести, то хотя бы организовать свое рабочее место и художественное пространство дома.
Почему это так важно?
Почему организация рабочего места так важна художникам, да и всем творческим личностям, кто что-либо делает своими руками? Ответ скрывается в этих трех пунктах:
- Ты один на один остаешься со своим творчеством
Медитативная тишина и покой помогают настроиться на волну вдохновения. Согласитесь, когда вас никто не отвлекает и не стоит над душой, работать намного легче?
Художники, натуры тонкие и чувствительные. Работа над картиной требует большой отдачи, много времени и пространства. Сложно себе представить художника в окружении красок, работающим над новой картиной за обеденным столом.
Поэтому, даже если вы живете в маленькой квартире, вам следует завести небольшой творческий уголок. К тому же, в одиночестве, обычно приходят самые интересные идеи и творческие решения.
- Вы получаете дополнительное удовлетворение от работы
Желание творить и создавать новое никогда не возникнет в тесноте и в бардаке. Красивое, по-своему обставленное рабочее место заставит вам по-новому взглянуть на живопись. Вы будете получать больше удовольствия от процесса работы, когда вас будут окружать любимые и приятные вещи, которые вы сами подбирали для своего творческого уголка.
Некоторые мои ученики рассказывали, что, когда они еще только начинали заниматься живописью, им было сложно начать что-то делать, так как нужно было достать краски, разложить кисти и другие материалы, развести краску с разбавителем. Им не хотелось делать это в спальне или на кухне, где постоянно находился кто-то из домашних.
Но как только они организовывали себе рабочее место в квартире, начинать рисовать становилось намного проще.
- Все необходимые материалы всегда под рукой
Подумайте, как можно организовать свободное место вокруг, чтобы все ваши материалы точно были рядом и всегда с вами
Масляная живопись отличается тем, что требует некоторого времени, чтобы высохла краска. Поэтому, работа над картиной может затянуться на несколько недель, а то и месяцев.
Очень неудобно каждый раз, после рисования собирать все материалы, а на следующий день снова раскладывать.
К тому же у вас неожиданно может возникнуть творческий импульс, и вы захотите исправить что-то в своей работе. Намного удобнее будет просто подойти к мольберту, взять со стола мольберт и кисточку и нанести краску.
Как обустроить рабочее место художника в квартире
Конечно, с собственной мастерской небольшой уголок в маленькой квартире сложно сравнивать, но даже там, можно устроить себе милое и творческое рабочее место, которое будет радовать вас и вдохновлять на работу.
Я сама начинала свой путь художника за небольшим столом с несколькими ящиками материалов. Но даже теперь, имея собственную студию рисования, где проходит существенная часть моего рабочего дня, я иногда пишу картины дома.
И конечно же, там я тоже организую рабочее пространство, ведь я знаю, что для этого нужно.
Как организовать рабочее место художника в квартире:
- Определитесь с самим местом. Лучше выбирать не самое проходное, лучше если это и правда будет небольшой и тихий уголок в вашем доме. Комната должна иметь хорошее освещение и невысокую влажность.
- Лучше выбрать комнату с окном, желательно еще чтобы оно выходило на северную сторону – так свет будет более однородным.
Вам нужно выбрать такое место, в котором освещение не будет меняться постоянно и сильно в течении дня. Это важно, так как при разном освещении вы увидите краску в разных оттенках.
Окружите себя милыми и приятными вещами
Хорошо еще если будет у вас на подхвате лампа, когда понадобится искусственное освещение. Можно на первое время настольную, но если картины большие – то напольную, с большим радиусом освещения. Старайтесь выбирать лампу с гибким штативом, так вы сможете менять направление света, в зависимости от задачи вашей работы.
- Купите полку и установите ее на соседней стене, рядом с мольбертом. Если возможности прикрутить полку нет, то попробуйте купить небольшую этажерку. Можно даже взять на колесиках – такие удобнее передвигать.
Когда в квартире мало места, важен каждый сантиметр!
Все это нужно для того, чтобы вы могли сложить все свои материалы в ящики и убрать туда. А когда вам понадобится новая кисточка или краска – вы будете знать, где у вас что лежит.
- А вот ковер и прочие дорогие покрытия лучше убрать или застелить пленкой (ковром, который не жалко уже и выбросить) вокруг мольберта. Краска – материал коварный, и никогда не знаешь, где прольешь ее капельку.
- Окружайте себя любимыми и приятными вещами – фотографией близких людей, вашей любимой картиной, доской вдохновения, вашими дипломами и сертификатами с курсов и творческих мастер-классов.
Какой бы вы уголок не создали, помните, что в первую очередь, вам должно быть там очень просто и удобно работать!
Но не перестарайтесь, ведь у вас должно создаваться впечатление уюта и творческого беспорядка, а не просто беспорядка.
А у вас есть дома творческий уголок? Вы уже сделали себе уютное рабочее место, за которым приятно создавать новые картины?
Источник
Рабочее место художника
Говорят, переезд равносилен пожару. А если в переплет переезда попадает художник, то пожару и землетрясению сразу. Ведь, помимо нового быта, нужно обустроить еще и свое рабочее место. Вопросов множество: что брать с собой из прежней квартиры, что не жалко выбросить, где ставить мольберт, как хранить работы, покупать ли новый свет и так далее.
Мы воспользовались тем, что нашему преподавателю Евгении Мельниковой недавно пришлось обустраиваться в новой квартире — поговорили с ней о деталях организации рабочего места и творческого процесса.
На самом деле, мне и на прежнем месте в целом все нравилось, но скажу, что я поменяла при переезде.
Когда я начала собираться, то поняла, что накопилось огромное количество старых палитр, подрамников, набросков, каких-то работ, кистей, сломанных пастельных мелков. У меня была такая типичная мастерская художника. Я все-все хранила и мне казалось это важным: как выбросить кисть или мелок, а уж работу собственную — тем более?
И я решила от всего лишнего избавиться. Критерии такие: не смогла отмыть кисть — выбросила, не представляет какой-то ценности эскиз — долой его, даже готовые работы, если они смотрятся не очень на фоне моего сегодняшнего уровня, тоже отправлялись в мусорную корзину.
Это здорово очищает и освобождает. Становишься энергетически сильнее. Советую всем устраивать такие регулярные прочистки, и не обязательно они должны быть связаны с переездом. Хочешь выйти на новый уровень — не храни старое.
Так что переезд стал для меня скорее освобождением, а не кошмаром.
Фото в материале: Галина Майлер
Моя новая комната сейчас идеально белая, и работы получаются отточенные. Мне лично интерьер помогает относиться к работе более трепетно и делать качественный продукт. Потому что, если сама мастерская ужасно грязная, то как ты можешь сделать «чистую» аккуратную работу?
К своим работам надо относиться с огромным педантизмом. Мы создаем «продукт», как ни крути. И если продукт некачественный, то его будут плохо покупать. Я говорю не только об идеальном исполнении — это уважение к зрителю и потенциальному покупателю.
Даже если оставляете работу для себя, храните ее правильно. Упакуйте в пленку, а не просто забросьте за шкаф. Я храню свои работы очень бережно. Это уважение к самому себе прежде всего.
Мой рабочий стол стоит у окна, это понятно — так больше света. Я выбрала угловой стол, на нем много всего умещается. Можно и ноутбук поставить. Я очень много работаю с Photoshop, это практически мой второй «рабочий стол». Поработала на ноуте, задвинула в угол, поставила маленький мольберт. Очень удобная штука, кстати. Раньше я пользовалась планшетом с наклоном, но мольберт гораздо удобнее — посидела, порисовала, потом можно отойти, чтобы с расстояния взглянуть на рисунок.
Каждый раз после работы нужно все оставлять в идеальном порядке и чистоте. Я обязательно протираю стол, мою инструменты, даже если очень устала. Кисти просушиваю горизонтально и только потом ставлю в баночку. Сушить кисти нужно горизонтально или подвешивать вниз щетинкой, чтобы вода не затекала под обойму.
Очень важный момент. Так как у нас полгода зима и хмурь вокруг, нужно правильное освещение. Мне особенно, так как я почти всегда работаю вечерами. Для себя я нашла соотношение: три к двум «холодных» и «теплых» ламп. При таком варианте цвета наиболее адекватно видны.
Я уже говорила, что Photoshop — мой второй «рабочий стол», очень много подготовительной эскизной работы делаю именно на компьютере. Перед тем как браться за серьезную форматную работу я делаю множество эскизов от руки — в цвете или просто в карандаше, подбираю референсы из своих фотографий, которые сделала, допустим, в поездке. Все это перекраиваю в Photoshop, ищу идеальную композицию, выстраиваю серию, подбираю референсы по цветам.
Когда эскиз собран, распечатываю на черно-белой тонкой бумаге в том же формате, что и будущая картина. На обратной стороне распечатки углем или жирным карандашом делаю плотную тушёвку, растираю ладонью штрихи в равномерный слой. Затем прикрепляю на холст малярным скотчем и обвожу контуры необходимых пятен ручкой, она продавливает лучше всего. Затем, когда снимаешь распечатку, получается контурное точное изображение эскиза, которое я могу закрашивать, добавлять детали, ещё раз обдумывать композицию в мелочах и добиваться нужной степени проработки.
Ничего особенного в этом нет, так множество художников поступает. С эскиза перенести один в один работу на большой формат сложно — это просто не нужная трата времени и сил в процессе.
Вообще, мой творческий процесс очень четко структурирован, в этом я очень педантична и последовательна. Сначала — эскизы. Кстати, советую не выбрасывать эскизы от серьезных работ, это история вашего творчества. Потом стадия обработки на компьютере, потом — собственно рисование.
Но сначала я составляю список того, что необходимо в картине сделать — последовательно этапы прописываю и по нему уже двигаюсь.
Это такая важная аналитическая штука. Когда начинаешь работать над картиной, нужно продумать, как ты ее будешь вести. Продумала, отключила аналитику и просто рисуешь.
Потом посмотрела на то, что получилось, включила критика: «Ага, вот здесь доработать, тут. ». Снова список доработок — и снова просто красишь. Когда через эти этапы проходишь, работа, как правило, закончена и идеальна.
Спокойный аналитический подход к созданию. Я не фанат вот этого всего: «О боже, мне во сне привиделось. Я взяла кисть и нарисовала!». Это ерунда.
Источник