Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки
Любовь Эрюжева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки
Развитие мелкой моторике рук детей
дошкольного возраста посредствам
лепки (пластилино м).
The development of a small motility of hands of children
preschool age through
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развитие мелкой моторике рук детей дошкольного возраста посредствам лепки из пластилина,
За счет чего развивается движения рук, а в частности развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Abstract. This article discusses issues of development of fine motor skills of preschool children through modeling clay,
What develops hand movements, and in particular the development of movement in fingers. This is because the development of the hand plays an important role in the formation of the brain, its cognitive abilities, the formation of speech.
Ключевые слова. Мелкая моторика, лепка, пластилин.
Key words. Fine motor skills, modeling, clay.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Лепка – придание формы пластическому материалу, с помощью рук и вспомогательных инструментов – степов и т. п.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Что развивает пластилин. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей — согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению
результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову — Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике то можно решить сразу две задачи: 1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. 2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева,Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Игры посредствам лепки:
Обогащают опыт ощущений и восприятий ребенка;
Подготавливают руки к работе с более тугим материалам (глина, активизирует мелкую моторику рук; Активизирует речь; Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
С детьми можно лепить разнообразные предметы, делать картины из пластилина.
Литература:
1. Белова Т. В; Солнцева Е. А. 200 упражнений для развитие общей и мелкой моторики, «Родничок».
2. Жукова О. Ум на кончиках пальцев.
3. Колдина Д. Н. Лепка, Москва «Мозаика–синтез», 2010г
4. Колдина Д. Н. Лепим динозавров, Москва «Мозаика-синтез», 2009г.
5. Лыкова И. А Технологические карты. Наглядно-методическое пособие.
Сказка (лепка из пластилина, Москва, ООО ИД «Карапуз» 2010г.
6. Морозова О. А Волшебный пластилин, Москва, «Мозаика-синтез»,2008г.
7. Ткаченко Т. А. Развитие мелкой моторике, «Академия дошкольного развития».
8. Янушко Е. А Лепка с детьми, Москва, «Мозаика-синтез»,2009г.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими.
Групповые занятия педагога-психолога по развитию мелкой моторики рук. Лепка из пластилина «Дружба крепкая не сломается» Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «По ливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками. Каким должен быть друг?.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки Материал к сборнику. Ярмарка педагогических инноваций. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Всем известно, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует речевому развитию. Мы в своей работе используем различные тренажеры.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.
Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь.
Источник
Развитие мелкой моторики через пластилин.
консультация на тему
Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики через пластилин».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_cherez_plastilin.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики через пластилин.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Что развивает пластилин.
Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей — согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, как уже говорилось выше, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.
Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости вам и вашему ребенку.
Если вашему малышу 1,5-2 года — пора начинать лепить из пластилина!
Первое, что нужно сделать, купив его — устроить «презентацию» материала. Даже если вы не в состоянии «изваять» зайца или медведя (что в принципе несложно), изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.
Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло — дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый «рельеф» — скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего малыша, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там . В дальнейшем «галерея» будет пополняться, а мастерство — совер Одна из необходимых задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма. шенствоваться.
Развитие мелкой моторики
В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
- Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
- Пальчиковые игры
- Массаж кистей и пальцев и т. д.
- Лепка
Игры и упражнения
на развитие мелкой моторики рук
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
- Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
- Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
- Игры в мяч , с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия!
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
- во-первых, развивают мелкую моторику его руки , подготавливая к овладению письмом,
- во-вторых, формируют у него художественный вкус , что полезно в любом возрасте,
- в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Развитие мелкой моторики: как, зачем, с какого возраста?
Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора, хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с ребенком.
Да-да, задержка речи тоже тесно связана с работой ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их — мы стимулируем речь, а также мышление. А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное — творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах.
С какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики ? С рождения — и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и текстуры), так и у взрослого человека. Например, лепить из глины или пластилина полезно музыкантам, хирургам, массажистам. Но особенно это важно для художников, которые хотят сделать свои рисунки более аккуратными, а линии — ровными. Лепка делает движения рук более четкими, а значит — прорисовывать мелкие детали станет легче, улучшится качество картин.
Конечно, до года малыш вряд ли сможет осмысленно заниматься лепкой или рисованием. Поэтому ему лучше развивать мелкую моторику в процессе игры — возиться с песком, нажимать на кнопки, собирать пирамидку. А вот «годовасиков» вполне заинтересует глина, пластилин, карандаши и краски. Главное — не требовать от крохи «серьезного» отношения к творчеству: пусть мнет и рвет пластилин или перемажется гуашью. Так юный исследователь знакомится с окружающим миром.
Ближе к трем годам ребенку уже интересно рисовать и лепить: он теперь не просто балуется, а пытается сделать «нечто». И «чудесный цветочек» может вполне оказаться похожим на бабку-Ёжку. Но главное, работая с пластилином и красками, ребенок учится координировать свои движения и планировать.
Дошкольник и младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов — не только бумагу, краски и пластилин, но и семена и листья растений, бисер, блестки, веревочки. Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие — это постепенное движение от простого к сложному.
Обычно принято считать, что поделки малышей не долговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а совсем не результат. Конечно, это отчасти верно: для детей рисование или лепка — это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем сильнее он хочет видеть плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них родителей.
Некоторые психологи утверждают обратное: мол, результат труда должен радовать в первую очередь самого ребенка, а восхищение мамы и папы могут сделать малыша слишком зависимым от чужого мнения. Но если не родители, то кто же будет поощрять позитивную детскую деятельность? Как иначе ребенок поймет, что созидать — хорошо, а вот ломать — плохо? Лично я считаю, что кособокая вазочка, с любовью и интересом сделанная малышом, куда лучше, чем ее отсутствие.
В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» — она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет — свет доброты, творчества, дружбы. Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша — картинки, фигурки, вышивку. А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7. ) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности — хоть в учебе, хоть на работе — не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное — приложить усилие, и все сложится удачно!
В этом цикле статей мы поговорим о развитии мелкой моторики с помощью лепки. Особенность этой подборки поделок в том, что с большинством из них сможет справиться не только будущий школьник, но и трехлетний карапуз — и каждому будет интересно. И, что немаловажно, почти все эти поделки можно будет хранить несколько лет. Главное, чтобы родители были рядом, помогали малышу, и если надо — слегка усложняли или упрощали задания по принципу: «чем младше ребенок — тем меньше деталей и украшений, чем старше — тем больше».
Источник