- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- Создание фактур и «сохранение белого» в акварели
- Акварельная бумага: всё, что нужно знать
- 1. Какой цвет у акварельной бумаги, и как это влияет на ваши работы?
- 2. Почему на акварельной бумаге есть водяной знак?
- 3. На какой стороне акварельной бумаги можно рисовать?
- 4. Края акварельной бумаги: ровные или рваные — что лучше?
- 5. Различные поверхности акварельной бумаги
- 6. Вес акварельной бумаги
- 7. Блоки акварельной бумаги
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- вязание (3699)
- кулинария (3013)
- рукоделие (2513)
- идеи (2425)
- шитье (2240)
- Живопись (1200)
- вышивка (1075)
- дизайн (1026)
- игрушки (900)
- интерьер (793)
- декор (768)
- бумага (765)
- для детей (698)
- куклы (653)
- десерты (585)
- акварель (502)
- здоровье (471)
- украшения (425)
- Архитектура (317)
- иллюстрации (290)
- цветы (282)
- фото (242)
- красота (207)
- фетр (182)
- сумки (178)
- МК (177)
- разное (170)
- тренируемся (135)
- мода (134)
- квилтинг (101)
- спорт (99)
- скрапбукинг (95)
- папье-маше (88)
- Мишки (85)
- следим за фигурой (84)
- бисер (83)
- творчество (83)
- шоколад (78)
- мыло ручной работы (74)
- кусудамы (64)
- мода детям (60)
- узоры (59)
- схемы (57)
- артбукинг (48)
- тильда (44)
- Йога (43)
- рабочее место (32)
- книги (30)
- участок (29)
- интерьер детской (28)
- косметика (28)
- Вязанка (28)
- фотошоп (24)
- текстиль для дома (22)
- дом (21)
- Хотелки (15)
- блокноты (13)
- ландшафт (13)
- кукольное (12)
- музыка (9)
- сказки детям (8)
- эпоксидка (7)
- Батик (7)
- примитивчики (6)
- макраме (3)
- кожа (2)
- Английский (2)
- Домашняя косметика (2)
- юмор (2)
- керамика (1)
- техники рисования (1)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Создание фактур и «сохранение белого» в акварели
Понедельник, 20 Февраля 2017 г. 10:55 + в цитатник
1. Бумага
Для начала – предупреждение: никаких открытий я не делаю и новых результатов не докладываю, описываю и показываю известные приемы и небольшие вариации на их тему. Практика показывает, что всегда есть кто-то, кому именно эти приемы неизвестны.
Сначала давайте поговорим о бумаге, но только очень коротко, потому что на эту тему есть тонны рассуждений. Бумага для акварели годится не всякая. Конечно, ничто не может вам помешать рисовать акварелью на тетрадных листочках, газетах, картоне и прочих необычных поверхностях, но при этом нельзя ждать предсказуемых результатов, так что их я демонстрировать не буду.
Бумагу берем «для акварели» (watercolour paper).
Бумага для акварели делится по методу изготовления, гладкости поверхности, весу бумаги, цвету, способу «расфасовки», по цене, наконец. Для меня лично наиболее важная характеристики это вес (плотность) и расфасовка. В последующих примерах вес бумаги – 300 г/кв.м.; чем больше эта цифра, тем бумага толще и плотнее. Я всегда беру «тяжелую» бумагу; и предпочитаю блоки всем остальным видам расфасовки. Что такое блок? Это стопка листов, проклеенные по всем четырем сторонам; только в одном месте оставлен непроклеенный участок, чтобы можно было лист с блока снять по окончании работы.
Почему плотная бумага и почему блок? Потому, что это позволяет обходиться без ненавистной «растяжки» бумаги, которой не избежать, если бумага тонкая, а то она непременно начнет идти волнами и коробиться. Растяжку я показывать не буду, но поверьте мне на слово – это долго и муторно, и в результате так трясешься над своим наконец-то растянутым листом, что уже и рисовать-то ничего не хочется. Так что случай «рассыпной» бумаги давайте не будем рассматривать.
Если, как в данном случае, на руках по недоразумению оказался не блок, а альбом – не надо отчаиваться, все можно поправить, если закрепить бумагу со всех непроклеенных сторон скрепками типа «бульдог» или, если нет такого в хозяйстве – то чистыми бельевыми прищепками. Понятное дело, что при этом полоска бумаги по краю пропадает, но примерно та же полоска все равно уйдет под паспарту если вдруг удастся создать шедевр. Один совет – если действительно берете прищепки, следите за наклоном листа, техника мокрая, весь шедевр может попытаться утечь в океан. Пара толстых журналов под углы решит проблему.
На чем рисовать взяли, теперь надо найти чем. Пусть это будут кисточки. Вообще, можно обойтись и без них – рисовать можно пальцами, спичками, губками, кредитными и дебитными карточками (см. урок 3), но все-таки кисточки нам привычнее. Кисточки, как видите, можно использовать разные по размеру и форме. Для меня самые рабочие кисти — большие и плоские. Самая-самая большая кисть на фотографии — в основном для воды и создания фона, но есть мастера, которые рисуют только такими кистями, не размениваясь по мелочам. Единственное, пожалуй, требование к акварельным кистям – они не должны быть жесткими, бумагу довольно легко повредить, а повреждения трудно обыграть в рисунке – в поврежденные участи начинает неравномерно впитываться краска.
На картинке показан неполный набор предметов, который будет использован – кисти, краски, прихваченная бульдогами бумага, соль, тонкая «пищевая» пленка (стреч-пленка), пластиковая карточка для второй демонстрации. Вода не показана, но она нужна, и менять ее надо часто.
2. Фактуры с солью и пищевой пленкой
Создание ровного плоского фона в акварели – не проблема, поэтому я показывать не буду, – увлажняете бумагу, разводите краску; разведенной краской, используя большую кисть, быстро-быстро все закрашиваете и идете пить чай. Оно само все равномерно расползется и высохнет ровненьким слоем.
Гораздо интереснее сделать фактуру, чем мы и займемся. Фактуры будем делать две – с солью и с пленкой. Дешево, сердито, дальше кухни ходить не надо.
Краску разводим довольно густо – большинство акварелей очень бледнеет при высыхании, кроме того, по мокрому краска неизбежно разойдется. Если сразу взять краску «в самый раз», такую, какой она по задумке должна быть в конце работы, результат очень разочарует. Пробуем на отдельном листочке бумаги – видите, какой цвет? Не забудьте сравнить с конечным результатом.
Рисуем на влажном листе альбома панорамного формата три квадратика. На заметку: Разной плотности мазки делаются краской разной густоты, а не повторным мазюканьем кисточкой с одной и той же краской – очевидная вещь, но большинство начинающих на ней ловится. Более темные мазки сделаны еще более концентрированной краской, чем показано на предыдущем рисунке.
Теперь быстро, пока все это не просохло, сыплем соль на средний квадратик и кладем творчески помятую пленку на правый.
Левый оставляем для контроля. На заметку: соль сыплем очень аккуратно, мало и из щепоти, не из солонки и не из ложки с горкой. Вот как должно это выглядеть:
Идем по своим делам — все это должно подсохнуть. Ускорить процесс можно феном, но с другой стороны – куда нам торопиться? Да и соль запросто можно сдуть феном. Сохнет это все довольно долго, особенно тот квадратик, что под пленкой – пару часов. Через пару часов сдуваем соль, снимаем пленку и любуемся полученным абстрактом.
Получаемая с помощью пленки фактура сильно зависит от бумаги. Например, в данном случае бумага была с шероховатой поверхностью, и с покрытием, так что фактура хоть и видна, но не очень выраженная. Сравните с результатами того же метода на гладкой, хорошо впитывающей краску бумаге (“Arches Hot Press”):
Следующие две последовательности показывают два способа сохранить и обыграть в картинке исходную белизну бумаги – задача не очень тривиальная в мокрой акварели. Конечно, белый можно нанести поверху — сначала нарисовать картинку, а потом пройтись по ней белой гуашью или акрилом – но гуашь обычно не дает нужной белизны, а акрил часто «кричит» на акварельном фоне.
Создание фактур и «сохранение белого» в акварели
3. Рисование пластиковой карточкой
Задача — добраться сквозь мокрую еще краску до белой бумаги. То есть убиваем сразу двух зайцев — рисуем «мокрым по мокрому», быстыми мазками, и одновременно создаем островки нетронутой бумаги. Понятно, что можно это сделать, кладя краску на сухую поверхность и тщательно обходя те участки, которые должны остаться белыми – прием красивый в исполнении опытного человека, но довольно трудоемкий и не «мокрый».
Увлажняем бумагу. Разводим несколько красок (тут их две, какой-то голубой и умбра). Конечная цель этого маленького примера, достаточно произвольно выбранная – изобразить деревья. (карточкой можно нарисовать белый линейный рисунок, если рисовать углом – наш случай; карточкой, положенной на ребро, можно рисовать довольно убедительные камни ). Тычем кисточкой с умброй примено туда, где крона, с голубым — где небо, со смесью — где трава. в общем, получаются немерянной красоты разводы.
Теперь берем карточку, и, держа ее углом и под некоторым наклоном к бумаге, быстро, уверенно, с хорошим нажимом проводим несколько линий, стремясь к чему-то древовидному по форме (фотографию помог сделать сын, так что качество еще то, но принцип виден).
Получаем вот что:
По-моему, хорошо.
4. Использование masking fluid
Мои поиски в гугле ничего не дали и я так и не знаю, как это правильно назвать по-русски – но пусть будет «маскирующая жидкость». Это что-то вроде жидкой резины — в баночке это жидкость, довольно тягучая, которая на воздухе высыхает и становится похожа на высохший клей «момент». На картинке видна баночка. Особо интересующиеся могут даже узнать, сколько она здесь стоит.
Принцип действия очень прост – мы надежно закрываем те участки бумаги, которые должны остаться белыми и свободно работаем с остальной поверхностью.
Еще я тут буду использовать акварельные карандаши, которые тоже есть на фотографии. Почему акварельные – просто потому, что мне не нравится, как сквозь краску просвечивает рисунок простым карандашом на финальной картинке. Рисунок же акварельным карандашом частично растворяется в процессе рисования, и при этом дает немного своего цвета в картинку.
Сюжет у нас будет флоральный для простоты. Берем цветочек
и делаем линейный рисунок акварельным карандашом:
Теперь жидкость немного разводим водой. Я это делаю только потому,что masking fluid от Windsor&Newton довольно густая и ей трудно проводить тонкие линии; некоторые из этих жидкостей не требуют разбавления, устанавливается надо разводить или нет исключительно экспериментально. Берем старую кисточку, которую не жалко (!) и несколько спичек. Бысто закрашиваем весь цветок, «вытягивая» тонкие линии из прудиков с жидкостью спичками, по мере надобности. Если ненароком капнули на бумагу вне рисунка – не беда, это все можно снять, но ПОТОМ! Не паниковать и стирать пока жидкость еще не высохла, не пытаться. Получаем вот что (капля для демонстрации того, что не надо паники):
Моем кисточку (иначе придется выбрасывать по кисточке за прием, даже старых-ненужных столько не напасешься). Уходим по своим делам, надолго (на час как минимум). Все это подсыхает, перестает мокро отблескивать – пора приступать к следующему этапу, но сначала снимаем лишнюю каплю (как снимать — показано ниже).
Теперь щедро мочим бумагу водой, разводим краску и смело рисуем ей прямо поверх нашего цветочка:
Можно остановить подготовку фона на этом этапе, но мне уж очень понравилось, как эта бумага берет соль, так что сыплем соль.
Идем по своим делам. Возвращаемся, убеждаемся, что все высохло, стряхиваем соль. Дальше собственно снятие маски – маску можно снимать чистым ластиком (стирать, как стирается карандаш) или прямо чистым пальцем. Когда маска начинает отставать от бумаги одним кусочком ее можно захватить пальцами и стянуть, только осторожно, не повредите поверхность бумаги.
После снятия маски остается белый силуэт цветка на нашем замечательном соленом фоне. В данном случае все, что мне осталось сделать – подтемнить некоторые области очень сильно разбавленной краской, заодно растворяя и частично смывая рисунок акварельными карандашами. Кроме того, если в процессе нанесения маски местами у цветка получился очень неровный контур, самое время его поправить.
© Тамара Куликова, 2006.
Статья также опубликована на сайте «Иероглиф» (hiero.ru)
Другие акварельные работы художницы, выполненные при помощи описанных в статье техник:
Источник
Акварельная бумага: всё, что нужно знать
В статье представлена вся необходимая информация об акварельной бумаге. Итак, начнем!
1. Какой цвет у акварельной бумаги, и как это влияет на ваши работы?
Чаще всего, акварельная бумага имеет не просто белый цвет. Фотография показывает четко — это акварельная бумага, но определенно не совсем белая.
Цвет акварельной бумаги варьируется от производителя к производителю и даже между различными типами бумаги, изготовленной одним и тем же производителем. Цвет может варьироваться от теплого, богатого кремового до холодного, ультрабелого.
Названия цветов акварельной бумаги включают традиционные, дополнительные белые и ярко белые.
Разницу можно легко увидеть, или она может быть едва заметной, даже когда два разных листа располагаются рядом друг с другом.
Важно помнить, что цвет акварельной краски отличается и влияет на картину. Акварельная бумага с кремовым оттенком может сделать цвета грязными. Акварель с голубоватым уклоном может придать желтоватым оттенкам зеленцы. Но если вы используете много серых и реалистичных тонов в картине, более насыщенная бумага может быть более привлекательна для глаз, чем экстра белая бумага, которая может сделать картину излишне яркой и мультяшной.
Когда вы покупаете акварельную бумагу, учитывайте ее цвет так же, как и отделку и вес.
Примечание для начинающих: если вы только начали использовать акварель, учитывайте тон бумаги. Важно знать, что он отличается, попробуйте различные бренды и вес, чтобы понять, что это такое. Не покупайте только одну марку, так вы никогда не поймете, что сделали лучший выбор. Вы сможете определиться только на собственном опыте.
2. Почему на акварельной бумаге есть водяной знак?
Водяной знак на акварельной бумаге выполняет ту же функцию, что и этикетка на одежде — он показывает производителя. В зависимости от производителя, он может также рассказать больше, например, о бренде и содержании хлопка.
Например, водяной знак на приведенной тут фотографии говорит не только о том, что этот лист бумаги изготовлен на фабрике Фабриано, но и относится к марке Artistico. Фабриано считается первой компанией, начавшей использовать водяные знаки, начиная с конца XIII века.
Водяные знаки легко видны, если держать лист акварельной бумаги на свету. Водяные знаки нередко делают способом тиснения, когда бумага еще влажная.
Кстати, если водяной знак, находящийся справа, читается правильно, это не означает, что это «правая» сторона бумаги. Также отсутствие водяного знака не является признаком того, что это дешевая акварельная бумага.
3. На какой стороне акварельной бумаги можно рисовать?
Как правило, существует различие между двумя сторонами листа акварельной бумаги, причем одна сторона обычно гладкая (менее ворсистая), чем другая.
Но это не значит, что какая-то из них «правильная», а какая-то «неправильная», это зависит от того, что вам требуется от акварельной бумаги.
Более гладкая сторона бумаги лучше, если вы рисуете портреты или нравится изображать много мелких деталей.
Более фактурная сторона подойдет для пейзажей.
Но эти различия условны.
Все зависит, прежде всего, от техники, которой вы придерживаетесь.
4. Края акварельной бумаги: ровные или рваные — что лучше?
Если бумага имеет рваные края, это как правило (но не обязательно) свидетельствует о хорошем качестве. Это естественный край, который образуется при изготовлении бумаги.
Дешевая бумага почти всегда имеет ровные обрезанные края. Но это не значит, что качественная дорогая бумага не может иметь обрезанных краев. Это больше зависит от машины, на которой она изготовляется.
На фотографии выше изображен край листа акварельной бумаги Фабриано.
Уровень «рваности» бумаги различается от производителя к производителю. На некоторых бумагах он довольно узкий; в других — широкий и предназначен как декоративных целей. Некоторым художникам нравятся рваные края; другие обрезают их. Это вопрос личных предпочтений.
5. Различные поверхности акварельной бумаги
Акварельная бумага делится на три категории по поверхности бумаги: грубая, горячего прессования и холодного прессования.
Как и следовало ожидать от названия, грубая акварельная бумага имеет самую текстурированную (зернистую) поверхность. На грубой бумаге краска из очень водянистых промывок имеет тенденцию собираться в углублениях в бумаге, создавая зернистый эффект, когда краска сохнет. В качестве альтернативы, если вы слегка проведете сухой кистью по поверхности, вы примените краску только к части бумаги — к вершинам, а не углублениям. Грубая бумага, как правило, не считается хорошей бумагой для мелкой проработки, но отлично подходит для свободного, выразительного стиля живописи.
Акварельная бумага горячего прессования имеет гладкую поверхность, практически без зернистости. Ее гладкая поверхность идеально подходит для окраски мелких деталей и даже для смывания красок.
Акварельная бумага холодного пресования — это бумага между грубой и горяче-прессованной бумагой, имеющая слегка текстурированную поверхность.
Холодное прессование является наиболее часто используемой поверхностью акварельной бумаги, так как оно позволяет получить хорошее количество деталей, а также иметь некоторую текстуру.
Мягкая прессованная акварельная бумага находится между горячим прессованием и холодным прессованием с небольшой текстурой. Она имеет тенденцию быть очень абсорбирующей, впитывать краску.
Важно помнить, что поверхности варьируются от производителя к производителю.
6. Вес акварельной бумаги
Толщина листа акварельной бумаги измеряется по весу. Итак, логично: чем больше вес, тем толще лист. Он измеряется либо в фунтах на полосу либо в граммах на квадратный метр (г/м2). Стандартная масса бумаги составляет 90 фунтов (190 г/кв.м), 140 фунтов (300 г/кв.м), 260 фунтов (356 г/кв.м) и 300 фунтов(638 г/кв.м).
Более тонкую бумагу нужно растягивать, чтобы она не деформировалась при рисовании. Насколько толстой должна быть бумага, прежде чем вы сможете радостно нарисовать ее без изгибов, зависит от того, насколько влажную технику вы используете. Поэкспериментируйте с различными весами, чтобы понять, хотя, вероятно, вы обнаружите, что бумага размером менее 260 фунтов (356 г/кв.м) будет коробиться.
Толстую бумагу не нужно растягивать, но это не единственное ее преимущество. Толстая бумага также лучше выдерживает большое количество слоев и впитывает больше краски.
7. Блоки акварельной бумаги
Акварельная бумага также продается в блоках, которые «склеиваются» по краям. Этот формат имеет преимущество — бумагу не нужно натягивать.
Однако у акварельных склеек есть недостатки. Во-первых, вы должны оставить картину сушиться в блоке (если вы отделите лист до того, как он высохнет, он покоробится. Это означает, что нужно больше одного блока, если хотите сделать несколько картин одновременно.
Кроме того, в блоках одна и та же сторона бумаги всегда находится наверху. Таким образом, вы можете рисовать только на одной стороне бумаги. И я слышал, как художники говорят, что бумага в блоке имеет меньшее качество, чем тот же бренд, продающийся в отдельных листах, но этого я не проверял.
Кроме того, акварельная бумага, продаваемая в блоках, обычно выходит дороже любого другого формата, но удобство может заставить вас решить, что это того стоит.
Источник