Как стать учительницей рисования

О работе преподавателя изобразительного искусства и художественных школах

– Чему обучают в детской школе искусств №6?

– В нашей школе существует три отделения: отделение изобразительного искусства, музыкальное и хореографическое отделение. У нас учатся дети от пяти до восемнадцати лет.

Школа небольшая: например, на нашем отделении учатся всего 150 человек. Но мне она нравится, в том числе, и своей камерностью. У нас очень уютно, мы знаем всех учеников в лицо, между школьниками и педагогами царит полное взаимопонимание.

– Как устроено обучение в отделении изобразительного искусства?

– Обучение проходит по двум программам — общеразвивающей и предпрофессиональной. В младших классах дети учатся лепить из пластилина, осваивают графическое и декоративно-прикладное искусство, аппликацию. В старших классах изучают классическую живопись, классический рисунок, историю искусств, композицию.

Общеразвивающая программа длится три года, после чего обучение можно продлить по желанию ребенка. Предпрофессиональная программа рассчитана на восемь лет. В конце каждого учебного года ребята сдают переводной экзамен. Эту программу выбирают дети, которые уже точно определились со своей профессией и планируют и дальше идти по пути художника.

В выпускном классе учащиеся обеих программ защищают дипломы.

– Кто решает, в каком возрасте какие дисциплины следует преподавать?

– Программы основаны на федеральных государственных требованиях. По ним работают все художественные школы и школы искусств, незначительно корректируя их под себя.

– Куда потом обычно идут выпускники вашей предпрофессиональной программы?

– Потом эти ребята могут пойти учиться в художественное училище или институт, стать фотографом, дизайнером, ландшафтным дизайнером, заняться компьютерной графикой или преподаванием.

– Какие предметы вы преподаете?

– Я работаю преподавателем живописи, композиции, рисунка, истории искусств и всего того, чему учат детей в художественных школах. У нас у каждого педагога есть свой класс, который он ведет до выпуска и преподает им все предметы, не считая академического рисунка и истории искусств.

– Получается, преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?

– История искусства — это отдельная искусствоведческая профессия, и мы долго искали преподавателя по ней. В остальном, конечно, у нас есть педагоги, которые лучше владеют академическим рисунком, и есть те, кто больше любит живопись и композицию. Мы стараемся это учитывать. Однако все наши педагоги имеют высшее образование и могут преподавать все дисциплины.

– Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?

– Мне кажется, это желательно. Несмотря на то, что преподавание отнимает много сил и времени, я стараюсь активно работать и выставляться. Моя керамика была представлена в Центральном доме художника, в Манеже, в художественных галереях разных городов.

Однако обязательным это не является. Все-таки преподавание и само по себе яркое и творческое занятие.

– Что входит в ваши обязанности как заведующей отделением?

– Я планирую работу нашего отделения на год вперед. Решаю, в каких выставках мы будем участвовать, даю их перечень педагогам, рассказываю, какие там нужно будет представить темы, и стараюсь связать их с нашим планом программ. Я составляю расписание, слежу за выполнением программы, наблюдаю за успеваемостью детей и разрешаю вопросы с родителями.

– Почему вы решили стать преподавателем изобразительного искусства?

– Я выросла в семье художников. Мои родители — художники-монументалисты, тетки работали росписчицами на Кузнецовском фарфоровом заводе, их дед расписывал храмы. С детства я обожала лепить, а еще постоянно играла со смальтой — разноцветными стеклышками, из которых делают мозаику.

Когда я подросла, меня стали отправлять в пионерский лагерь от Союза художников. Там было много кружков, связанных с искусством, в том числе кружок керамики. В нем я дневала и ночевала, и к окончанию школы моя мечта стать художником-керамистом окрепла.

Но при этом я с детства хотела стать воспитателем в детском саду. А преподавание позволило воплотить в жизнь обе мечты: я и художник, и работаю с детьми.

– Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?

– Есть два варианта. Можно сразу пойти в педагогический вуз, или же получить художественное образование, а затем дополнительно пройти курсы повышения квалификации.

Однако педагог может совершенствоваться всю жизнь. Несмотря на то, что я успела окончить и художественную школу, и МГХПА им. С.Г. Строганова, я постоянно учусь: у детей, у своих коллег, хожу на курсы повышения квалификации. Кстати, на курсах я не раз слышала от учителей рисования, получивших именно педагогическое образование, что они считают людей с художественным образованием более сильными и подготовленными преподавателями.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать учителем рисования?

– На рисование. Естественно, нужно самому уметь рисовать, иначе этот человек ничему не сможет научить других. При этом не столь важна творческая деятельность, но у педагога непременно должна быть крепкая художественная база.

– Какие личностные качества должны быть у преподавателя изобразительных искусств?

– Ему нужно быть психологически устойчивым и уверенным в себе человеком. Когда работаешь с детьми, нужна большая выдержка. Нужно любить их и понимать, что если ребенок что-то делает не так, то это не потому, что он вредничает, а потому, что у него действительно не получается. Такого ученика нужно поддерживать, его нужно вдохновлять, чтобы он получал удовлетворение от учебы и в итоге расправил крылья.

– Сколько может зарабатывать преподаватель изобразительных искусств?

– Со всеми надбавками выходит порядка 40 тысяч рублей в месяц. Но для этого нужно активно работать, проводить много выставок, в которых будут побеждать ученики, разрабатывать новые программы. За это у нас дают стимулирующие баллы, за которые потом доплачивают.

– Какой карьерный путь может быть у учителя рисования?

– Учитель периодически должен повышать свою квалификацию: сдать экзамен на первую, а затем и на высшую категорию. После этого он должен подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.

– Может ли учитель рисования работать где-то помимо школы?

– Он может преподавать в различных домах культуры, вести кружки в досуговых центрах.

– С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?

– Для меня основная трудность — это заполнение журналов, составление отчетов и т.д. Я не очень люблю документооборот, и с гораздо большим удовольствием провела бы дополнительный урок.

– Чем может заняться учитель рисования, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– Если он устал от работы с детьми, он может попробовать преподавать рисование взрослым. Или же уйти на фриланс как художник, находить себе заказы и выполнять их.

– Существуют ли мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей рисования?

– В России есть Союз педагогов-художников. У них на сайте можно почитать об их выставках, мероприятиях, планах. Кроме того, в Центре непрерывного образования проходит много разных семинаров, которые могут быть интересны молодым преподавателям. Кстати, организатор центра Борис Михайлович Неменский пишет прекрасные книги для тех, кто хочет стать хорошим учителем.

Источник

Учитель ИЗО

Учитель изобразительного искусства (ИЗО) помогает развивать в детях творческое начало, визуально-пространственное мышление, учит видеть красоту, быть креативным и развивать художественный вкус. Сегодня эти навыки входят
в важную для построения карьеры категорию soft skills — «мягкие», или социально значимые умения. Родители и руководство образовательных учреждений стремятся привить их детям как
можно раньше. Поэтому профессия учителя ИЗО становится все важнее.

Специалисты по изобразительному искусству востребованы, их труд все лучше оплачивается. В этой статье мы рассмотрим, в чем состоит их работа, где получают соответствующее образование, трудоустраиваются педагоги и сколько зарабатывают учителя ИЗО.

Описание профессии

Учителя изобразительного искусства помогают детям освоить базовые навыки рисунка, разные его техники (карандаш, масло, акварель), учит разбираться в пропорциях, развивает цветовосприятие и художественный вкус. В современных школах и детсадах получивший художественное образование педагог выполняет и функцию своеобразного психолога. Он учит самовыражению через рисунок, осуществляет творческое воспитание и помогает детям правильно развиваться.

Обязанности учителя ИЗО, преподающего в государственных школах, перечислены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Работодатель может внести в список дополнительные функции. В базовые обязанности учителя изобразительного искусства входит:

  • обучение дисциплине, оценивание и поддержание уровня подготовки — конкретные обязанности определяются с учетом возраста детей;
  • создание учебной программы, календарно-тематических планов для каждой параллели;
  • организация исследовательской, креативной работы учеников, кружков, экскурсий в музеи и галереи, творческих мероприятий, дополнительных занятий изящными искусствами;
  • развитие общей культуры личности, куда входит художественный вкус, пространственное мышление, образное представление и воображение;
  • знакомство учеников с мировым художественным наследием, развитие интереса к творчеству и помощь в социализации путем объединения детей полезным занятием;
  • организационные обязанности — учителя ИЗО участвуют в педсоветах, дежурят по школе, заменяют других педагогов.

Плюсы и минусы профессии

Обязанности учителя ИЗО лежат в творческой «плоскости», это интересная профессия, которая принадлежит миру высокого искусства. Для человека с богатым воображением, художественным чутьем такая работа становится возможностью для собственного роста. Профессия «учитель ИЗО» имеет и другие преимущества:

  • возможность сочетать преподавание с творчеством и частными уроками, параллельно получать образование;
  • свободная атмосфера на уроках, возможность общаться с детьми разного возраста;
  • широкий спектр мест трудоустройства — если учитель получает дополнительное образование, проходит переподготовку, он может переквалифицироваться и построить карьеру во множестве областей.

Среди минусов профессии — высокий уровень стресса и ответственности за вверенных педагогу детей. Это работа, в которой объединен творческий и физический труд. Приходится все время стоять, ходить, постоянно держать в руке карандаш или кисть. В стандартных муниципальных школах начинающие учителя получают немного (нужно искать дополнительные источники заработка) и у них большая нагрузка из-за документов и отчетов, которые нужно составлять.

Важные для учителя ИЗО личные качества

Те, кто хочет поступить на учителя изобразительного искусства, должны быть наделены художественным чутьем, хорошим глазомером, стремлением развивать в себе чувство прекрасного. Важно любить работу с детьми разного возраста и уметь находить с ними общий язык. Такой педагог обязан постоянно учиться новому, расширять кругозор, поэтому среди нужных ему личных качеств должно присутствовать любопытство, стремление к творческому поиску.

Чтобы хорошо выполнять обязанности, педагогу нужна стрессоустойчивость. Другие важные для профессии качества:

  • коммуникабельность, тактичность и доброжелательность;
  • организаторские способности;
  • пунктуальность и обязательность;
  • умение видеть в детях талант и способности — учитель должен быть наблюдательным.

Обучение профессии учителя ИЗО

Профессиональное образование может быть педагогическим или художественным. Во втором случае чаще всего нужно сдавать творческий экзамен. Вузы и ссузы, где можно получить художественное образование, работают по направлениям:

  • живопись, скульптура;
  • изобразительное искусство и черчение;
  • дизайн.

Чтобы не сдавать при поступлении творческие экзамены, можно выбрать образование педагога (ИЗО и ДПИ). Карьерные перспективы расширит профпереподготовка по смежным направлениям — графический, интерьерный или ландшафтный дизайнер, художник-оформитель, тьютор, воспитатель.

Место работы

Педагог, который получил ИЗО-образование, может трудоустроиться в муниципальных и частных школах, детсадах. Такие специалисты нужны в центрах развития и психологической реабилитации, дворцах детского творчества. Образование позволяет работать в школах искусств, изостудиях, арт-кластерах и игровых детских клубах.

После дополнительного обучения и профпереподготовки можно трудоустроиться в:

  • школах и студиях дизайна;
  • инклюзивных образовательных учреждениях — дошкольных и школьных;
  • художественных галереях.

Также образование позволяет вести частную практику — проводить мастер-классы, вебинары, онлайн-занятия изобразительным искусством, давать частные уроки рисунка, скетчинга, живописи детям и взрослым.

Зарплата учителя изобразительного искусства

Сколько в среднем получает педагог по ИЗО, сильно зависит от места трудоустройства и опыта. Зарплата начинающих специалистов может быть в десять раз ниже, чем у заслуженных преподавателей. В частных школах и детсадах сумма, которую получает учитель, как правило, выше, чем в муниципальных. Сколько она составит, также зависит от направления, специализации, так как разные направления быстро входят в моду и теряют актуальность.

В Москве заработная плата, которую получает учитель в школах, составляет от 10-15 тысяч рублей до 85-90 тысяч рублей. Это усредненные цифры для частных и государственных учреждений, максимальные суммы доходят до 255 тысяч рублей .

Сколько получают педагоги в регионах, тоже зависит от работодателя. Диапазон составляет от 8-12 тысяч рублей до 35-45 тысяч рублей. Нижний порог — зарплаты начинающего специалиста или частичная занятость. Можно дополнить основное место работы частными уроками — сколько получит педагог в этом случае, зависит лишь от него.

Карьерный рост

Образование в области педагогики по профилю ИЗО позволяет построить «вертикальную» карьеру — стать руководителем художественной школы, клуба детского творчества, занять должность в муниципальных органах власти. При наличии склонностей к свободному труду, предпринимательству, можно открыть собственную арт-студию, вести уроки как самозанятое лицо.

Если вам интересно, где получить образование педагога по ИЗО, обратите внимание на программы АНПОО «НСПК». Колледж работает по официальной лицензии. Студенты получают образование, соответствующее российским и международным стандартам.

Преимущество программ АНПОО «НСПК» в том, что ЕГЭ и вступительные экзамены сдавать не нужно. Обучение ведется в дистанционной* форме. Выпускники-учителя получают профессиональное среднее образование и сразу проходят профпереподготовку. Им выдается два диплома, что повышает шансы на успешное трудоустройство. Подробно о поступлении и акциях для абитуриентов расскажут сотрудники приемной комиссии АНПОО «НСПК».

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Читайте также:  Нетрадиционные техники рисования комарова
Оцените статью