Акварель или гуашь? Что лучше?
В чем отличие акварельных красок от гуаши? Каковы их особенности и как лучше использовать их в смешанной технике рисования? Эти вопросы привели художницу Кассию Когер к интересной идее: нарисовать одинаковые картины с использованием разных материалов, и выяснить как они будут отличаться. Ниже продемонстрировано, как Когер отвечает на свои вопросы, наглядно сравнивая работы, сделанные гуашью и акварелью. Итак, приступим!
Эксперименты с художественными средствами и материалами позволяют художникам находить новые способы их использования. Однако, перед тем, как начать исследование, необходимо изучить основные свойства и характеристики этих материалов.
Акварель и гуашь — два типа красок, которые знакомы всем со школьных уроков рисования. В магазинах представлен широкий выбор обеих видов. Самый частый ответ, который я слышу, на вопрос «Что такое гуашь?», это -«Непрозрачная акварель». Но так ли это на самом деле?
Обе краски изготавливаются из схожих материалов (пигмента, камеди, всевозможных добавок), имеют схожее применение и требуют одинакового ухода. Акварель по своей природе прозрачна, светопроницаема и часто нравится художникам своей водянистостью, текучестью, легкими и нежными, как бы размытыми тонами. В то время как гуашь содержит большее количество пигментирующих частиц, которые несколько крупнее, чем в акварели. Именно это делает гуашь непрозрачной, а после высыхания придает замечательный матовый вид. Эти свойства сильно отличаются от акварельных.
Но как может помочь сравнение обеих красок в технике смешанного рисования? Дело в том, что знание свойств гуаши и акварели открывают множество различных вариантов их применения в смешанном рисовании.
Используемые материалы
- Гуашевые краски “Turner Acryl Gouache”: Розовый средний (Opera Red), Лаймовый (Fresh Green), Шоколадный (Chocolate), Кихада (Japanese Pale Yellow), Голубой Cветлый (Aquq Blue)
- Палитры для смешивания красок
- Карандаш для зарисовки
- Акварельные кисти “Royal Aqualon” №4
- Акварельные краски “Holbein”: Розовый (Opera), Зеленая Лиственная (Leaf Green), Кадмий Желто-палевый (Cadmium Yellow Pale); “Winsor & Newton”: Небесный (Cerulean), Капут Мортум (Caput Mortem)
- Бумага для акварели фирмы “Arches” с плотностью 185 гр/м кв холодного и горячего прессования
Для своего эксперимента я использовала акварельные краски фирм “Holbein” и “ Winsor & Newton”, и гуашевые – “Turner Acryl Gouache” (благодаря содержанию связывающего компонента в акриловых красках они долго держатся после высыхания на бумаге). Я постаралась выбрать схожую цветовую палитру.
Мною были нарисованы две картины – обычный цветочный этюд на шероховатой акварельной бумаге и четкий, колоритный графический рисунок на гладкой акварельной бумаге. Один из них я раскрасила акварелью, а другой – гуашевыми красками.
Эксперименты с акрилом и гуашью в технике рисования “по-сухому” на бумаге горячего прессования (гладкой акварельной бумаге)
Графический рисунок я нарисовала на двух листах бумаги горячего прессования (гладкой акварельной бумаге), обе работы выполнила техникой “мокрого по сухому”, рассчитывая, что рисунок получится четким и ярким. Я позволила первому слою каждого рисунка полностью высохнуть, прежде чем начала рисовать на них дополнительные узоры.
Акварельные краски плавно и мягко растекались по бумаге и я позволила каждой секции рисунка полностью высохнуть, прежде чем начать красить новую. Акварель высыхала медленно, но я была удивлена, как хорошо держался узор, положенный вторым слоем.
Благодаря массивному наложению красок, картина приобрела сатиновый блеск. Но в некоторых местах виднелся штрих кисти, и нарисованная зеленая деталь на коричневом основании просматривалась не так четко, как мне бы хотелось, но тем не менее ярче, чем я ожидала.
Поведение гуаши меня в схожей работе впечатлило меньше. Так же как и в эксперименте с акварелью я позволила каждой окрашенной секции высохнуть, прежде чем начать красить соседний участок. Гуашь высыхала быстрее.
Однако, меня восхитило, как четко и ярко лег второй слой узора. Штрих кисти не просматривался. И даже зеленые детали на коричневом основании цветка были невероятно четкими и непрозрачными.
Эксперимент с красками в технике рисования “по-мокрому” с использованием бумаги холодного прессования (слегка шероховатой)
Далее я выполнила традиционную картину пиона также на двух листах, но уже с использованием бумаги другой фактуры — холодного прессования (её структура слегка шероховатая). Я применила технику рисования “по-мокрому” – было интересно посмотреть как поведет себя гуашь. Я также позволила первому слою полностью высохнуть и вторым слоем нанесла контрастную форму, чтобы проверить краску на непрозрачность в работе с мокрой бумагой.
Как и предполагалось, акварель начала активно плавно растекаться, распространяясь по всей смоченной поверхности бумаги. Я снова ждала, когда полностью высохнет каждая секция рисунка, прежде чем начать красить следующую, и так же как и в предыдущей картине, акварель сохла дольше. Контрастную форму в виде облака я выполнила краской Небесный (Cerulean), которая имеет довольно сильный пигмент, но тем не менее она получилась водянистой и прозрачной.
Во второй работе гуашь удивила сильнее. В большинстве случаев ее поведение было идентичным поведению акварели в технике “по-мокрому”. Она также равномерно и плавно разливалась по всем мокрым поверхностям рисунка.
Но даже при этой технике рисования гуашь высыхала быстрее. И форма облака, выполненного краской Голубой Светлый (Aqua Blue), легла совершенно непрозрачным плотным вторым слоем.
Что можно почерпнуть из данного эксперимента и как этими знаниями пользоваться?
Я уверена, что гуашь больше подходит для изображения ровных, красочных, форм сочных цветов. Кроме того, она быстрее сохнет. Эту краску лучше применять в качестве первого слоя в многослойных работах, либо она может использоваться как единственный слой рисунка, как четкая форма-основа картины. После высыхания красок, картина приобретает приятную матовую бархатистость.
Что касается акварели, то она тоже может быть использована аналогично гуаши, но требует больше навыков и умений от художника, чтобы достигнуть четкости рисунка. Акварель великолепно подходит для творческих многослойных работ (выполняемых лессировкой), ее краски смешиваются, очертания приобретают более размытый, загадочный вид. Такие картины позволяют проявить фантазию и интерпретировать ее каждому по-своему.
О художнике
Художник, учитель и автор художественных произведений, Кассия Когер, человек вдохновленный и творческий, создает специальные курсы и семинары, которые открывают прекрасный мир искусства, превращают живопись в действительно значимую частью жизни. Ее воодушевляют цвета, формы и вообще все прекрасное, но еще больше она любит сам процесс творчества и те открытия, которые он приносит.
Её работы были представлены в Музее дизайна Национальной академии в Нью-Йорке, в журнале «Художник-акварелист» наравне с другими работами авторов, названных «восходящими звездами». Узнайте больше о Кассии и ее работе, посетив ее веб-сайт здесь.
Источник
Чем отличаются гуашь и акварель
Чем лучше рисовать гуашью или акварельными красками? Рассказываю, в чем главная разница акварели и гуаши в работе над рисунками. Какая краска лучше для рисования.
Еще со школы мы знаем эти две краски – гуашь и акварель. И каждая из этих красок прекрасна, имеет свои сильные и слабые стороны, и каждой из них можно рисовать профессионально.
Но какой краске отдать предпочтение? Что выбрать начинающему художнику? И что лучше – гуашь или акварель?
Конечно, непросто сравнивать эти две краски, ведь каждая по-своему может раскрыть ваши художественные способности. Акварель вся такая нежная и изящная, работая с ней, нужно быть всегда на чеку, ведь ошибок она не любит. Но и гуашь тоже довольно интересна – ей можно создавать фактурные и экспрессивные работы, а ее насыщенная цветовая палитра понравится всем любителям ярких красок.
В этой статье я постаралась сравнить обе эти краски, рассказав о каждой, дав характеристику акварели и гуаши. Я не призываю вас выбрать какую-то одну краску и рисовать только ей. Цель статьи – познакомить вас с двумя яркими средствами художественной выразительности, чтобы вы в полной мере смогли раскрыть свой творческий потенциал.
Состав и цвет акварельных и гуашевых красок
По своему составу и акварель, и гуашь имеют определенное сходство. Но то, как обрабатываются пигменты, которые добавляют в краску, составляет существенную разницу. Давайте рассмотрим, чем отличается акварель от гуаши по составу:
- У пигментов акварельной краски очень тонкий помол. Это нужно для того, чтобы краска была более прозрачной при нанесении. Также у акварели очень широкий выбор цветов, что безусловно, очень удобно для такой техники, как лессировка.
- Для любительских красок, например, детских, в составе акварели связующее вещество – это мед. В профессиональных же красках связующее вещество, это, как правило, гуммиарабик – твердая, прозрачная смола из высохшего сока акаций. Такой компонент в составе позволяет обильно разбавлять краску водой, без видимой потери цвета. А еще это не позволяет акварели скатываться в капли.
Теперь посмотрим на состав гуаши:
- В их состав входят белила, которые после высыхания дают матовую и бархатистую поверхность.
- Также как связующее присутствует гуммиарабик. Так краску можно наносить плотными, пастозными мазками.
- В составе профессиональных гуашевых красок может присутствовать как флуоресцентный пигмент, так и оригинальные пигменты, наравне с масляными красками.
А теперь давайте рассмотрим обе эти краски по цвету:
Так как в составе гуаши есть белила, то их цвет будет отличен на бумаге/холсте, чем тот, который мы видим в баночке.
Это и есть, пожалуй, одно из главных отличий гуаши от акварели. Какой бы яркой гуашь не казалась в баночке/тюбике, со временем она начнет белеть и приобретать пастельный оттенок. К тому же, если вы будете дополнительно использовать белила, чтобы разбавить яркие гуашевые цвета, то это естественно, что рисунок «побелеет» после высыхания.
Акварель же, напротив, сохраняет свой цвет – прозрачный и светонепроницаемый. Он надолго может сохраниться, особенно если вы оформите работу в рамку со стеклом.
Но, из-за того, что акварель так сильно разбавляют водой, достичь желаемого цвета бывает очень сложно. В этом и особенность акварельных красок – нужно научиться накладывать краску слой за слоем, чтобы получить нужный оттенок, тогда как в случае с гуашью все намного проще.
А вот белила в акварели используются редко – для прорисовки света, нанесения бликов и так далее.
Отличия гуаши от акварели
Теперь давайте посмотрим, какие еще есть отличия у гуаши и акварели, кроме состава и цветовой палитры. Для этого сравним основные особенности этих двух красок.
Свойства и особенности | Гуашь | Акварель |
Белый цвет | В наборе есть баночка с белой краской | В наборе нет белого цвета, если это профессиональная краска, но его можно найти отдельно в кюветах |
Плотность | Довольно плотная краска, через которую не просвечивает слой бумаги | Полупрозрачная, из-за тонкого помола красящих пигментов |
Насыщенность | Насыщенные яркие цвета из-за небольшого содержания воды в составе | Сама по себе, краска не такая насыщенная, но если использовать технику лессировки (наложения одного слоя краски на другой), то можно получить довольно яркие цвета |
Долговечность | При покрытии лаком сохраняет свои свойства долгие годы | Хорошо сохраняет цвет с течением времени, единственное, чувствительна к солнечным лучам |
Можно ли исправить | При высыхании одного слоя, можно спокойно нанести другой слой краски, который перекроет неудачные мазки | Из-за невысокой плотности невозможно до конца изменить предыдущий слой краски, нанеся на него новый слой |
Чем обычно рисуют | Упругие кисточки, например, синтетика, для фоновой заливки. Кисточки пожестче, например, щетина – для прорисовки мелких деталей, спонжики и губки – для придания текстуры | Кисти из натурального ворса – белка, колонок, подойдет также очень мягкая синтетика |
Жанр изобразительного искусства | Графика | Живопись |
Как видите из таблицы, у этих двух красок, несмотря на схожий состав, очень много отличий. Но, есть также и некоторые сходства. Давайте рассмотрим и их.
Сходства гуашевых и акварельных красок
- Похожий состав – клей, как связующее, пигменты.
- Обе краски водорастворимые и не нуждаются в специальных разбавителях, как масло, например.
- Также не требуют дополнительных материалов для ускорения или замедления высыхания.
- Очень легко отмыть кисточки и палитры. Но делать это лучше сразу после рисования, чтобы цвет не въелся.
- Чувствительны к солнечному свету.
- Продаются и в тюбиках, и в банках.
Чем рисовать лучше и легче
Так какой же краской рисовать лучше, легче и интереснее? С одной стороны, акварелью рисовали многие известные художники. Эта живопись позволяет создавать очень легкие и воздушные рисунки в нежных тонах. Но и учиться ей рисовать будет очень сложно.
С другой стороны, гуашевые краски, дают более яркие и насыщенные цвета, приятную бархатную и матовую текстуру. Если вы не знали, какая краска быстрее сохнет, то это, конечно же, гуашь. Благодаря этому, можно также быстро и безболезненно исправить неудачное место в работе, просто нанеся еще один слой краски. Но также, многим гуашь не подходит из-за белого цвета, который она приобретает после высыхания из-за белил в составе.
Я бы посоветовала вам попробовать порисовать и той, и другой краской, чтобы на практике проанализировать все свойства гуаши и акварели. Точно также нет однозначного ответа, чем легче рисовать детям – многие считают, что гуашью, так как она все-таки проще в использовании, но я считаю, что и для акварели найдется место в жизни творческого ребенка.
Если вам понравилась эта статья, буду рада любым отзывам в комментариях!
Источник