Художник Ольга Бражникова: «Любым материалом можно создать шедевр»
Воронежский художник Ольга Бражникова известна своими яркими, солнечными работами, выполненными гуашью. Путь к искусству для неё был непростым, отказавшись от работы конструктора, она поступила в Воронежское художественное училище, а в этом году окончила педуинверситет по специальности «Изобразительное искусство». Ольга в основном работает с гуашью и разрушает стереотипы, связанные с этим материалом. Для «Умбра Медиа» художница показала свою домашнюю мастерскую и рассказала, как творчество изменило её жизнь.
Про учёбу
«Сбежала от работы на заводе»
— Когда ты поняла, что хочешь стать художником?
— Мне всегда нравилось рисовать, но в представлении моих родителей (мама работала бухгалтером, папа до сих пор трудится на авиационном заводе) художник – это несерьезная профессия. Так что пришлось мне поступить в авиационный колледж. Не понимаю, как я его смогла закончить. Помогло мое умение неплохо рисовать, делала стенгазеты за зачёты. Когда учёба подходила к концу, я поняла, что ни за что не пойду на завод. И пошла в вечернюю художественную школу, чтобы хоть что-то у меня было для души. Преподаватель предложила мне поступить в Воронежское художественное училище.
— Как родители восприняли, что ты хочешь стать художником?
— Они не верили, что я поступлю. Была забавная история. Папа говорил, что знал мужчину, который мог палочкой на песке нарисовать портрет Ленина! А если я так не могу, значит, не художник. Не смотря ни на что я готовилась к поступлению, 2-3 месяца ходила на курсы, занималась отдельно рисунком с преподавателем. И когда я поступила, родители меня поддержали и были рады. И уже позже, когда мои работы стали брать на выставки, они поверили в меня. После училища, я попала на оборонное предприятие, где до сих пор работаю дизайнером. У меня был довольно длительный перерыв – семь лет, но потом решила вернуться к живописи и творчеству. В 2013 году поступила в Воронежский государственный педуниверситет, который окончила в этом году.
Про материалы
«Мало кто верит, что мои картины написаны гуашью»
— Почему ты выбрала гуашь, чем тебе интересен этот материал?
— Гуашью я увлеклась в пединституте. Раньше я воспринимала ее больше как переходный этап к маслу. Но сейчас это мой любимый материал. Она быстро сохнет, без запаха, даёт фактурные мазки и яркие цвета. Пишу я пастозно, гуашь не разбавляю водой. Рисую обычно на плотной бумаге. Маслом, конечно, в квартире не так удобно работать. Особенно с учетом того, что моя кошка постоянно норовит вляпаться в какую-нибудь баночку. Как-то я писала маслом, ненадолго отвлеклась, а она уже влезла в синюю краску и по все квартире оставила отпечатки лап. Потом мы весь вечер эти следы оттирали.
Ольга Бражникова за работой
— Что ты думаешь по поводу того, что гуашь часто называют «детским» материалом?
— Мне кажется, это стереотип и предубеждение. Именно в гуаши, по мнению моих коллег, у меня появился собственный стиль. Когда я выкладываю свои работы в интернете, многие пишут, как сильно они удивлены, что картины написаны гуашью, а не маслом. Гуашь – не детское творчество, а достойный материал. Мне кажется, что вообще любым материалом можно создавать шедевры, материал не первостепенную роль здесь играет.
— Что тебя вдохновляет?
— Я люблю городские пейзажи. Домики, которые пожили, и у них есть своя история, меня завораживают. Обычно я гуляю по городу, снимаю сюжеты, а потом дома пишу. Люблю буйство цвета, фактурные мазки. А из современных художников меня очень вдохновляют акварели Аруша Воцмуша.
— В какой атмосфере тебе нравится работать – в тишине, или под музыку?
— Когда пишу, чаще всего слушаю старый добрый рок. Одни из любимых групп – «Аквариум» и The Doors
Помимо живописи Ольга занимается еще изготовлением авторских альбомов для гербария
— Распространено мнение, что академическое образование «убивает» индивидуальность художника. Что думаешь по этому поводу?
— Мне кажется, образование в художественной сфере как никогда сейчас важно. Когда ты смотришь те же видеоуроки через интернет, не являешься соучастником процесса, а это необходимо. Я думаю, что академическое образование помогает обрести навыки рисования. Я училась у Александра Старилова, он был разноплановый художник, архитектор, новатор. Он считал, что надо иметь классическое образование, а потом уже искать свой стиль, тот же примитивизм не рождается из ничего. И я с ним согласна.
Про реализацию
«Художник – больше, чем профессия»
— Как тебе удается совмещать работу дизайнера, творчество и семью?
— Сложно, пишу в основном в выходные. А дочь уже взрослая, с ней не требуется быть всё время вместе, у неё уже полно своих интересов. В период, когда я не рисовала, я постоянно чувствовала, что мне этого не хватало. Сейчас я не собираюсь бросать живопись, мне нравится заниматься творчеством и поиском. Быть художником – для меня это смысл жизни и больше чем профессия. Создание картины для меня это какая-то загадка, хотя, конечно, с технической точки зрения никакой загадки нет. Но процесс всегда интригует – интересно, что же в итоге выйдет.
— Что у тебя в планах в ближайшее время? Хотелось бы иметь собственную мастерскую?
— Мне очень хочется участвовать в выставках, а не замыкаться в своем пространстве. Надеюсь, что в скором времени смогу сделать персональную выставку в художественном училище. А мастерская – возможно, дело только отдалённого будущего. Пока все мои работы помещаются в квартире. Мы недавно сделали ремонт. Стены специально покрасили в белый, чтобы можно было развесить картины. Пространство для работы я организовала так, чтобы вокруг чувствовался воздух и было много света. Пока оно не обросло всевозможными интересными предметами и деталями, но думаю, что это ненадолго.
Источник
Живопись гуашью
Картины гуашью представляют собой изображение на бумаге, картоне, фанере или плотном шелке, нанесенное плотными водорастворимыми красками. Гуашь (фр. Gouache , итал. guazzo водная краска, плеск) – матовая непрозрачная краска из пигментов, воды, белил и гуммиарабика или крахмала как связующих веществ. Поверхность при ее использовании выходит гладкая и бархатистая. Художники полюбили эту технику за быстрое высыхание, удобство в работе, возможность разбавить засохшую краску водой, а главное – за право на ошибку и многократное корректирование рисунка. Высохшая гуашь позволяет мастеру перекрыть новым слоем неудачный фрагмент картины, при этом старый фрагмент не просвечивает и не оставляет следа. Художник учитывает и то, что при нанесении нескольких слоев краски участок картины трескается и осыпается. После высыхания гуаши изображение светлеет, но сохраняет яркость, насыщенность и равномерность цвета. Профессиональные художники пренебрежительно отзываются о рисунках гуашью, называют технику искусством «детской» или «плакатной» живописи. Эта техника используется при создании цветных эскизов и набросков, портретных миниатюр, книжных иллюстраций, произведений станковой графики.
Гуашь появилась в Европе в эпоху Средневековья, когда художники добавляли в акварель белила для уплотнения цвета: мазок гуаши выделялся на размытом акварельном фоне. Новую краску сразу полюбили иллюстраторы. Первым технику комбинирования гуаши и акварели в создании картин использовал художник-маньерист Паоло Пино (1525-1587). Мастера Возрождения применяли гуашь для усиления яркости и контрастности эскизного рисунка. Термин «рисунок гуашью» появился в XVIII веке во Франции, а в конце XIX – начале XX века наступило время расцвета техники. Великие художники эпохи — Марк Шагал и Сальвадор Дали, Борис Кустодиев и Анри Матисс, Эдгар Дега и Валентин Серов — охотно использовали гуашь при создании картин. Художники-оформители XX века применяли флуоресцентную разновидность краски для оформления спектаклей и усиления декорационных эффектов в темноте.
Гуашь популярна среди художников всех стилей и жанров, технику используют в создании пейзажей и натюрмортов, портретов и жанровых сцен. Бархатная фактура краски великолепно передает атмосферу вечерних сумерек и предрассветных туманов. Для создания картины художники выбирают кисти из натуральной шерсти с острым кончиком. В работе с гуашью существует несколько методов нанесения мазка и работы со слоями: пастозная техника напоминает масляную живопись, лессировка подразумевает разбавление гуаши водой, граффито напоминает «гравировку» рисунка: мастер процарапывает верхний слой краски и обнажает нижний. На мягкость и контрастность изображения влияет количество слоев и влажность кисти и бумаги для рисунка. Художники считают гуашь идеальным материалом для создания картин смешанной техники: краска контрастирует с мягким акварельным фоном, но смягчает резкие цвета акрила.
Источник
Лучшие акварелисты современности: 18 мастеров в одном месте
Валентина Верлато (Valentina Verlato)
Итальянка Валентина Верлато, выучившись на литературном факультете и защитив диссертацию по истории языков, решила всерьез заняться рисованием. С тех пор художница проиллюстрировала книгу, стала участницей многих выставок и зарубежных биеннале. На четвертой акварельной биеннале в Падуе и Международной биеннале премии Marche d’Aqua Валентина получила специальное упоминание жюри. Красочные цветы, деревья с пушистой кроной, гости уличных кафе, солнечные пейзажи, нежные и яркие портреты — ее кисти безукоризненно передают настроение, а акварели излучают свет.
Прафул Савант (Prafull Sawant)
Еще один гость Московского фестиваля акварели — художник из Индии, Прафул Савант. Прафул — лауреат десятков международных и национальных премий в США, Австралии и Индии. Живописец начинал учиться в университете города Насик, затем поступил в школу искусства, где получил диплом в области художественного образования. После окончания обучения он посетил Рим, Париж, Флоренцию. Кроме акварели, Прафул рисует еще гуашью, акриловыми и масляными красками. В своих работах он рассказывает о родной Индии — о ее сухом воздухе, пылком солнце и насыщенных красках суетных городов. Немного «пыльные» пейзажи с легкостью переносят зрителей на далекие улицы Дели и влюбляют в себя с первого взгляда.
Бланка Альварез (Blanca Álvarez)
Из красочной Испании на фестиваль прибудет Бланка Альварес. Акварельные картины этой темпераментной гостьи сильно отличаются от привычных нам пейзажей. Только посмотрите на эти воздушные и светлые картины акварелью: будто бы высвеченные солнцем на бумаге испанские города, дома и растения причудливых цветов, пейзажи с бушующим морем, где одна стихия сливается с другой при помощи красок.
Феликс Шайнбергер (Felix Scheinberger)
Художник Феликс Штейнбергер из Германии с детства обожал музыку и рисование. Когда пришло время выбирать профессию, Феликс уже попробовал себя в роли художника — он проиллюстрировал книгу — и ему понравилось. Поэтому он поступил в университет Гамбурга и стал профессиональным иллюстратором. Сейчас Феликс — автор учебников по акварельному скетчингу для взрослых и детских книг про робкого зайчика Тимми. Феликс рисует акварельными красками не в самой привычной манере: он рисует забавные скетчи в путешествиях, создает зарисовки с людьми и изображает привычные всем житейские сюжеты в необычной манере.
Лорин МакКракен (Laurin McCracken)
Лорин МакКракен — архитектор и художник-акварелист из США. Он учился в Обернском университете и получил там степень бакалавра по архитектуре и искусству, а в Принстонском университете — степень магистра по архитектуре и градостроительству. Его картины выставляются в девяти акварельных обществах США. Он участвовал в международных выставках акварельной живописи в Таиланде, Китае, России, Малайзии, Бельгии и Италии.
Лорин — акварелист-реалист, чьи работы создаются под влиянием фламандских и голландских натюрмортов XVI–XVII веков. Его картины вовсе не похожи на привычные большинству зрителей акварели. Все предметы прорисованы так детально, что кажется, будто это художественная фотография. Сам автор говорит, что его главная задача — показать людям обычные вещи в новом свете с помощью акварели.
Екатерина Зюзина (Ekaterina Zuzina)
Екатерина Зюзина — художница из Белоруссии. Она закончила Национальный Белорусский Технический университет по специальности «архитектор». Но, будучи еще студенткой, Екатерина участвовала в международных художественных выставках и устраивала персональные. Ее работы выставлялись во Франции, Турции, Таиланде. Сейчас Екатерина руководит художественной мастерской VITAJEM в Минске.
Работы художницы — это моменты обычной жизни, запечатленные в акварели. Это особый мир, созданный в творчестве. Каждая картина приковывает к себе — хочется погрузиться в это красочное измерение, увидеть и изобразить которое может только настоящий художник.
Луис Руиз Падрон (Luis Ruiz Padrón)
Луис Руиз Падрон — испанский художник и архитектор родом из Малаги. Луис — автор книг про архитектуру, на страницах которых красуются скетчи из мест, где побывал акварелист. Эти живописные издания выставлялись в Италии, Канаде, Франции и Испании. Кроме творчества, Луис Руиз занимается преподаванием — проводит семинары по скетчингу в художественных школах и университетах. Падрон также участвует в международном проекте Urban Sketchers, который объединяет множество художников по всему миру.
Конек Луиса — быстрые пейзажные наброски: минималистичные скетчи с яркими акварельными акцентами, прекрасно передающие атмосферу далеких городов, их уникальную цветовую гамму.
Следующий гость фестиваля — китайский художник-акварелист Лю И. Он родился в Шанхае, где учился на художественном факультете Восточно-Китайского педагогического университета, а после работал преподавателем в шанхайском колледже Искусства и Дизайна. Его картины удостоены множества наград, в том числе высшей награды Седьмой национальной выставки изобразительных искусств и высшей награды Китая на выставке акварельной живописи. Картины Лю продаются на аукционе Sotheby’s и хранятся в Национальном музее Китая как национальное достояние.
Неудивительно, что на акварелях Лю И изображены родные для художника пейзажи — размеренный, яркий и в то же время сдержанный Китай. Герои его картин — люди и их особое настроение, которое легко передается зрителю. Только посмотрите!
Ла Фе — необычный художник из Таиланда. Свои картины он начал выставлять лишь в 2013 году, спустя десятки лет после окончания факультета живописи и скульптуры университета Silpakorn в Бангкоке. После первых же выставок акварелиста заметили ценители искусства, и уже в следующем году его работы увидели жители Рима, Парижа, Брюсселя — на 14 персональных выставках.
Чем же Ла Фе столь необычен? В последнее время он рисует преимущественно одни розы. За долгие годы работы акварелью он, кажется, достиг вершины мастерства, и, как он говорит, может нарисовать любую розу, используя всего три цвета — желтый, синий и красный.
Мария Коскиньеми (Marja Koskiniemi)
Мария Коскиньеми — художница из Швеции финского происхождения, переводчица по образованию. Акварельной живописью Мария стала увлекаться после 40 лет. Чтобы овладеть этим непростым материалом, посещала курсы рисования и мастер-классы. И уже с 1997 года Мария организовывает персональные выставки. Ее работы хранятся в музеях Испании, России, Финляндии и Швеции.
Художницу вдохновляет финская природа и особенно море, которое она так часто изображает. Акварели Марии — это экспрессия, насыщенные цвета и загадки финских пейзажей, которые чем-то напоминают и живописную природу русского севера.
Эудис Коррейя (Eudes Correia)
Эудис Коррейя — художник из Бразилии, поселившийся в Лиссабоне. Карьеру он начал еще в юности — работал графическим дизайнером и иллюстратором, но со временем стал уделять практически все свое внимание акварели. Этим он занимается до сих пор.
Главные герои акварелей Эудиса — обыкновенные прохожие: туристы и коренные жители, дети и взрослые, мужчины и женщины. Художник разглядывает в них, незаметных для обывателя, индивидуальные особенности и с легкостью переносит на бумагу.
Творчество Эудиса находит своего зрителя во всем мире: художник пользуется популярностью на международных мероприятиях и проводит семинары в разных городах Европы.
Игорь Сава (Igor Sava)
Игорь Сава родился в 1973 году в Котовске, на территории бывшего СССР. В 1993 году он окончил обучение в художественном училище им. Ильи Репина в Кишиневе, а в 1999 году, после окончания факультета графического дизайна в Румынии, переехал в Рим. В итальянской столице Игорь учился на факультете живописи в Академии изящных искусств. Он до сих пор живет и работает в Риме, принимает участие в различных персональных и групповых выставках и привлекает акварельными работами все больше поклонников по всему миру.
Михал Яшевич (Michał Jasiewicz)
Михал родился в 1977 году в городе Новы-Сонч в Польше. По профессии он архитектор, а живопись для него — любимое хобби, страсть и часть образа жизни. В работах Михала сосуществуют поэтичный и реалистичный взгляды: на рисунках автора — блики света на фасадах домов, мерцающая водная гладь, тяжелые дождевые тучи. Эти акварели — про ощущения, а не про конкретные объекты. Возможно, именно поэтому Михала Яшевича часто приглажают на мастер-классы и семинары как в Польше, так и за рубежом, а картины художника хранятся в европейских, китайских и американских коллекциях.
Сэс Фарре (Cesc Farré)
Сэс Фарре — архитектор, выпускник престижной Высшей технической школы архитектуры Валле в Барселоне. В его портфолио — проекты различных зданий и архитектурных конструкций, художественные инсталляции и, конечно же, акварельные рисунки. В копилке Сэса множество наград, а его имя знакомо не только испанской публике, но и ценителям искусства во всем мире. Сэс два года жил и работал архитектором в Алжире, а в 2014 году вернулся в Испанию. С тех пор он обитает в Мадриде, регулярно проводит мастер-классы и семинары по акварельной живописи и графике, участвует в конкурсах по всему миру и выставляет свои работы к удовольствию поклонников.
Инки Ливз (Inky Leaves)
Строго говоря, это не настоящее имя известного ботанического иллюстратора. На самом деле под ником Инки Ливз (в переводе с английского — чернильные листья) скрывается Джес Шепард. Ее рисунки отличаются высочайшим уровнем детализации.
По признанию самой Джес, в процессе работы над иллюстрацией она сама старается стать растением — еще до того, как кисть коснется бумаги, она подолгу наблюдает за своими «моделями» и старается уловить все тонкости.
Картина для художницы — это отражение не только внешнего вида представителей флоры, но и передача впечатлений от прикосновений к лепесткам, звуков шуршащей листвы, запахов бутонов и тончайших движений растений. Все эти элементы Джес старается учитывать при создании ботанических шедевров. Помогают ей и широкие познания в биологии, которую художница предусмотрительно изучала, прежде чем полностью посвятила себя живописи.
Источник