Когда обучать ребенка рисованию

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Когда и как ребенок учится рисовать

Возрастные нормативы для детей 1,5–3-х лет и значение рисования для процесса их развития

Когда и как ребенок учится рисовать

Для взрослого рисунок двухлетнего ребенка это лишь каракули, для ребенка же – отражение его богатого мира.

Рисование это не только развлечение. Ребенок знакомится с цветом и формами, развивает умение наблюдать и свою зрительную память, тренирует руку и приобретает навыки мелкой и крупной моторики. Рисунок позволяет выразить свои чувства, что особенно важно, так как двухлетний малыш еще не может высказать словами то, что чувствует. Рисунок служит ему также инструментом для запечатления ежедневных событий.

Рисование является хорошим побуждением к укреплению концентрации внимания через сосредоточенность в течение какого-то времени на одном виде деятельности. Ведь чтобы что-то нарисовать, нужно хотя бы минуту посидеть спокойно. При рисовании также развивается память. Когда ребенок рисует бабушку, друга или собаку, он должен сначала вспомнить, как они выглядят. Картина возникает в его воображении, а поэтому редко выглядит «так как должно», например, небо может быть зеленым, а папа – больше, чем дом.

Черточки и закорючки

Только некоторые дети начинают рисовать в возрасте около года. Большинство же приступают к этому творчеству около трех лет, когда из-под их карандашей начинает выходить что-то, что хоть приблизительно напоминает человека, кошку или дом.

Однако прежде чем это произойдет, ваш ребенок должен будет освоить несколько важных навыков. Примерно в 18 месяцев он уже будет умело водить по бумаге толстым цветным карандашом, держа его всем своим кулачком (левым или правым, или один раз так, а другой раз иначе, или даже двумя сразу), а свободной рукой придерживая бумагу, чтобы она не скользила. Первые рисунки полуторагодовалого ребенка не представляют практически ничего, и по замыслу автора тоже. Сидя перед пустым листом, малыш не думает: «Сейчас я нарисую мишку», он только хочет покрыть белую плоскость разноцветными «мазками». Это могут быть черточки или каракули – что больше понравится.

Беспорядочные формы, создаваемые на бумаге уже двухлетним ребенком, становятся более понятными. Малыш рисует около 20-ти различных элементов, которые можно разделить на три группы:

  • длинные горизонтальные зигзагообразные линии;
  • короткие линии (черточки), направленные в разные стороны (ребенок учится отрывать карандаш от бумаги и касаться им какого-нибудь другого места);
  • спирали и закорючки (начало кружков, являющихся, в свою очередь, предшественниками первых фигур).

Портреты

Между вторым и третьим годами жизни происходят существенные изменения. Малыша не забавляет уже само покрытие листа черточками и завитками. Он пробует рисовать людей, животных, дома, известные (и важные для него) предметы. Бывает, что в начале работы он торжественно провозглашает, что именно будет создано, а потом в середине работы ни с того, ни с сего меняет свое мнение о рисунке. И это совершенно нормально. Ребенок имеет такое богатое воображение и столько идей сразу, что даже после окончания рисования может каждый раз по-другому объяснить, что же всем демонстрирует.

Хотя картинки все еще остаются далекими от фотографической точности, становится легче их расшифровать. Это происходит потому, что ребенок все лучше и лучше владеет движениями кистей рук и все точнее воспроизводит различные формы. Из беспорядочного хаоса появляются линии, крестики, треугольники, прямоугольники и круги. Благодаря кружкам и черточкам ребенок может создать первые «портреты», как правило, в виде славных «осьминогов» или солнышка. Еще одним из наиболее распространенных, многократно повторяющихся мотивов первого детского творчества помимо «портретов» является дом, а также близкие люди. По мере того как ребенок растет, его рисунки становятся все более и более реалистичными и богатыми различными деталями. Вместо многочисленных импрессий (впечатлений и ощущений) на бумаге появляется один взлелеянный и доработанный деталями несложный рисунок.

Сессия изобразительного искусства

Когда наступит время рисования, обеспечьте ребенка большим количеством бумаги и карандашей. Если малыш ничего не хочет рисовать, никогда не заставляйте его, но постарайтесь, чтобы карандаши и бумага всегда были под рукой (на случай, если он вдруг передумает).

Если же у него уже получается какой-то рисунок – хотя бы зигзаг, который он назовет змейкой, – проявите радость и похвалите ребенка изо всех сил. Развешивая его рисунки в комнате или на холодильнике, вы показываете, насколько цените их, что, как правило, невероятно окрыляет ребенка. А может даже однажды вы засядете вместе за совместной творческой сессией? Это будет просто прекрасно!

  • рисует штрихи во всех направлениях;
  • рисует отдельные черточки и много каракулей;
  • рисует завитки и загогулинки;
  • заполняет лист бумаги различными «каляками-маляками»;
  • начинает называть свои рисунки;
  • любит рисовать толстыми восковыми карандашами (особенно темных тонов);
  • любит иметь большое поле для «маневров» (например, на упаковочной бумаге);
  • любит, когда вы его хвалите.
  • лучше всего рисует что-то похожее на осьминогов (то есть кружочек с веретенообразными конечностями);
  • начинает добавлять детали в рисунок лица (глаза, рот, нос);
  • в течение недели может создать несколько десятков рисунков;
  • будет вне себя от радости, если вы подпишете какой-нибудь из его рисунков и повесите на видном месте, например, на холодильнике;
  • оценит альбом для рисования в формате А4 и пастельные краски, а также цветные мелки ярких цветов.

Источник

Этапы развития способности к рисованию у детей от 0 до 6 лет

Рисование — естественный процесс для всех детей. С младенчества дети начинают экспериментировать с инструментами для рисования и оставлять следы на бумаге. По мере роста и развития ребенка эти следы начинают приобретать значение.

Рисование в конечном итоге становится для ребенка способом выразить свое понимание мира и всего того, что для него важно.

Как научить ребенка рисовать

В первые годы важно сосредоточиться на процессе творческого рисования, а не на конечном результате.

Учить детей рисовать формально не нужно. Лучший способ научить их — познакомить с материалами и инструментами для рисования и позволить им свободно выражать свои фантазии.

По мере взросления рисунки будут становиться более детализированными и отражать мир вокруг них. Избегайте соблазна предоставить детям модели для копирования и ограничьте их знакомство с книжками-раскрасками. Это только лишает детей возможности естественного творчества.

Почему рисование важно для детей

Рисование — важный вид деятельности в ясельном и дошкольном возрасте. Оно:

  • развивает у ребенка мелкую моторику,
  • развивает зрительно-моторную координацию,
  • развивает творческое самовыражение,
  • развивает навыки подготовки к письму,
  • увеличивает концентрацию внимания ребенка,
  • развивает когнитивное понимание концепций.

Специальное «обучение» ребенка рисованию по образцам не является естественным, соответствующим возрасту способом развития творческих способностей.

Этапы развития способности к рисованию у детей

Вот характеристики различных этапов развития детских рисунков. Они не высечены в камне, то есть не абсолютно верны, поскольку все дети развиваются по своим уникальным темпам.

Они будут достигать вех развития в своем собственном темпе, однако все дети проходят одни и те же этапы. Характеристики перечислены по возрасту.

1 год

Первый этап рисования — это исследование и развитие координации движений. В возрасте от 15 до 18 месяцев у младенцев появляются неконтролируемые каракули, которые ничего особенного собой не представляют.

Дети начинают оставлять случайные следы на бумаге и вскоре начинают формировать:

  • каракули,
  • вертикальные и горизонтальные линии,
  • рисунки с несколькими линиями.

Для годовасиков рисование — это на самом деле изучение причинно-следственной связи. Провел карандашом по бумаге — остался след. Снял колпачок с фломастера — рисует. Одел — не рисует.

Это не имеет ничего общего с созданием модели мира, а больше связано с удовольствием от движений и взаимодействий.

Каракули позволяют малышам узнавать о свойствах предметов, материалов и инструментов, таких как карандаши, ручки, краски, мелки и бумага.

Примерно с 15-месячного возраста малыш может схватить цветной карандаш всей рукой (это называется ладонный захват).

2 года

Этот этап известен как контролируемое рисование. Для него характерны спонтанные круговые или точечные каракули и точки.

Подобные каракули можно найти во всех детских рисунках в этом возрасте, и формы в них необходимы для развития навыков рисования и письма в будущем.

В 2 года малыши начинают делать рисунки, в которые входят:

  • горизонтальные и вертикальные линии,
  • несколько петель и спиралей,
  • грубо нарисованные круги,
  • формы, напоминающие буквы T и V.

Двухлетний ребенок учится держать карандаш вниз по стержню по направлению к острию, используя большой палец и первые два пальца. Уже становится понятна ведущая рука, то есть правша ребенок или левша.

3 года

На этом этапе дети начинают использовать основные формы в своих рисунках, поскольку улучшается их мелкая моторика и координация рук и глаз.

Рисунки в этом возрасте включают в себя следующие формы, сочетающиеся по-разному:

  • круги и квадраты,
  • кресты,
  • точки,
  • формы, напоминающие буквы T, V и H,
  • рисунок человека.

Первый рисунок — изображение человечка обычно появляется у детей в возрасте 3–4 лет. Эти «головастики» сперва рисуются только с головой и обычно ногами, непосредственно прикрепленными к голове.

Трехлетний ребенок держит карандаш возле кончика между двумя первыми пальцами и большим пальцем. Он использует ведущую руку и хорошо держит карандаш.

В этом возрасте ребенок может рассказать вам, что представляют собой его каракули, хотя вы, возможно, не сможете увидеть то, что он описывает😁

Использование разных цветов на этом этапе нереально, дети часто предпочитает использовать только один цвет.

4 года

К 4 годам в детских рисунках начинают появляться узоры. Ребенок делает узор и интерпретирует его как представление чего-то, дав ему название.

Детские рисунки четырехлеток включают:

  • Квадраты, круги и прямоугольники,
  • Попытки создать треугольники и ромбы, хотя часто неумелые,
  • Кресты,
  • Буквы (имитация букв),
  • Рисунок человека.

Рисование человека четырехлетним ребенком начинается с головы с ногами, включая такие детали, как глаза, поскольку для ребенка важен зрительный контакт.

Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает. Малыш будет добавлять детали, когда они станут для него важны.

Появляются детали, такие как руки, пальцы и туловище.

К четырем с половиной годам ребенок начинает объединять две или более формы вместе, чтобы сформировать базовые изображения. Квадрат и треугольник — домик.

Первые формы, которые ребенок последовательно формирует, обычно образуют людей, но позже включают базовые образы, такие как домик или солнце.

На этом этапе ребенок может держать карандаш правильно, по взрослому. Если захват неправильный, необходимо контролировать и поправлять.

Рисование для четырехлеток обретает больше смысла. Ребенок обычно решает, что он будет рисовать, еще до того, как начнет творить.

5 лет

Пятилетки начинают проявлять большую изобретательность в своих рисунках. Их рисунки включают:

  • основные формы,
  • треугольники и ромбы,
  • каракули (для имитации письма),
  • отдельные буквы и цифры,
  • изображение человека.

Появляется портрет человека со множеством деталей, таких как волосы, руки и пальцы, ступни и тело. Ребенок может рисовать такие картинки, как животные, дома, автомобили, деревья, растения, цветы и радуга. Умеет включать такие детали, как рисунок дома с дверью, окнами, крышей и дымоходом.

Теперь ребенок начнет показывать в рисунках свое прошлое, интересы и опыт. Он рисует то, что знает. Его представление о людях, животных и домах постоянно меняется.

Старший дошкольник может раскрашивать внутри линий, не заходя за границы. Но использование цвета все еще может быть нереалистичным.

В этот момент люди и предметы могут все еще парить в воздухе, поскольку ребенок все еще развивает пространственное восприятие.

Пятилетний ребенок обычно помещает себя в середину рисунка из-за своей эгоцентрической натуры (считая себя центром мира).

6 лет

К 6-7 годам у ребенка появляется свой стиль рисования, который обычно узнают взрослые.

Ребенок обычно останавливается на изображении человека в определенной стилистике в этом возрасте. Поэтому дошкольник стремится рисовать их всех одной и той же базовой формой. Например, она нарисует всю семью одинаково — одним и тем же контуром, но сделает членов семьи разными по размеру и покажет пол волосами и одеждой.

На детских рисунках шестилетки изображены всевозможные животные и предметы, обычно те, которые ему интересны больше всего. На этом этапе ребенок демонстрирует свой более высокий уровень познания, рисуя людей, животных и предметы на земле или траве.

Дошкольник также показывает восприятие, рисуя, например, деревья выше дома или цветы меньше.

То, как ребенок видит мир, выражается в его рисунках. Он не учитывает неважные для себя вещи и увеличивает то, что для нее важно. Ребенок может нарисовать небольшую дверь в доме, достаточно большую для него самого, или очень высокие окна, поскольку он сам не может до них добраться.

Шестилетка также может отображать движение на своих рисунках, изображая летающие объекты или расставляя ноги животного шире, если оно бежит. Использование цвета становится вполне реалистичным.

Читайте также

Вам могут быть интересны следующие материалы:

Источник

Читайте также:  Аква колор пастель флуоресцентная
Оцените статью