Комаров обучение детей технике рисования

Комаров обучение детей технике рисования

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.

Во втором издании книги значительно шире освещены вопросы методики обучения технике рисования в разных возрастных группах детского сада; включены новые конспекты занятий, которые помогут воспитателям более эффективно использовать материалы, еще мало применяемые в дошкольных учреждениях.

Исследования советских психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям.

Читайте также:  Как раскрашивать лицо акварелью детям

Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем об следование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета.

Источник

Комаров обучение детей технике рисования

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника.

Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя выработке ее особое внимание.

Замечательный русский художник-педагог П.П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабьте стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток» (Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919. М.— Л., 1953, с. 339)

Техника, по образному выражению П. П. Чистякова,— это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др.

Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой штриха.

Советский художник Д. И. Киплик в книге «Техника живописи» (Киплик Д. И. Техника живописи. М.— Л., 1950) указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники даст художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения.

Источник

Комаров обучение детей технике рисования

Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой педагога) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей, а иногда и в средней группе использовался этот метод; в более старших группах основное место отводилось подражательным действиям детей.

При определении методики обучения детой графическим навыкам мы опирались па данные психологических исследований по формированию двигательных навыков, проведенных под руководством А. В. Запорожца.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы (графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные восковые мелки), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения.

Рекомендации, содержащиеся в книге, проверялись в течение 10 лет в детских садах Москвы и Риги. Проверка показала доступность и целесообразность обучения детей дошкольного возраста технике рисования в обоснованном нами объеме. Рисунки детей стали лучше и разнообразнее по технике исполнения, выразительнее, богаче по содержанию.

В приложении к книге даются конспекты занятий, которые показывают, как в процессе решения изобразительной задачи отрабатываются, совершенствуются графические навыки.

Источник

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения.

Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.

Источник

Как научить ребенка рисовать, в помощь учителю, Комарова Т.С., 1998

Как научить ребенка рисовать, в помощь учителю, Комарова Т.С., 1998.

В книге рассказывается о том, какими графическими навыками необходимо овладеть ребенку в детском саду и в начальной школе, как следует осуществлять обучение в каждой возрастной группе с учетом индивидуальных особенностей детей.

Что такое техника рисования и ее роль в создании изображения.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ,
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их 8 графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Содержание.

От автора.
Глава I что такое техника рисования и ее роль в создании изображения.
Глава II формирование двигательных навыков и умений.
Глава III материалы для рисования и способы их использования.
Глава IV последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения.
Глава V обучение графическим навыкам и умениям.
Глава V индивидуальные особенности усвоения графических навыков.
Приложение.
Конспекты занятий.
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как научить ребенка рисовать, в помощь учителю, Комарова Т.С., 1998 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Оцените статью