- Как правильно рисовать пейзаж
- Воздушная перспектива
- Передний и задний план
- Цвет в воздушной перспективе
- Примеры работ в воздушной перспективе
- Линейная перспектива
- Схемы линейной перспективы
- Законы линейной и воздушной перспективы
- Правила линейной и воздушной перспективы презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно рисовать пейзаж
Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом — вам будет очень интересен материал этой статьи.
Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.
Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.
Воздушная перспектива
Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:
Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.
Передний и задний план
На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.
Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.
Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.
Цвет в воздушной перспективе
Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы назвали «воздушной перспективой»?
Все на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства в котором он находится.
Примеры работ в воздушной перспективе
Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.
В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:
Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.
Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.
Линейная перспектива
Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.
Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.
Схемы линейной перспективы
Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.
В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:
Источник
Законы линейной и воздушной перспективы
Привет! В этой статье я расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы. Как правило эти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей. Применение законов линейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передать изображаемое пространство в пейзаже. А чтобы не быть голословным и не писать статью ради статьи про теорию линейной и воздушной перспективы, рассмотрим эти законы на конкретном практическом примере. Нарисуем с вами простенький пейзаж. И заодно последовательно разберем каждое правило.
В качестве инструментов предлагаю взять сухую пастель, бумагу для пастели формата А4 и клячку. Бумагу я взял серого цвета, но можно использовать белую. Вначале как всегда выполним набросок. Я решил набросать его из головы, как возьмет рука. Но перед этим давайте вспомним правила линейной перспективы:
- параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
- одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)
Значит, нам нужно отметить горизонт и набросать объекты, которые будут удовлетворять правилам выше. Вот что получилось у меня при наброске простым карандашом:
Горизонт я решил закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. С левой стороны показал деревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах (2-е правило линейной перспективы). А в центре пейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте (1-е правило линейной перспективы). Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами.
С линейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законами воздушной перспективы и откроем коробку с пастелью. Закрасим небо голубым цветом, слегка убавляя цвет к горизонту. Добавим пару облаков. Солнце пусть будет у нас с левой стороны.
Читаем первый закон воздушной перспективы — удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Фиолетовым и голубым мелками пройдемся по самому дальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но также подмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдали фиолетового холма.
Второй закон воздушной перспективы — светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют. Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленый цвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка же наоборот вблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Все это дело растушевываем пальцами, придавая рисунку однородный тон и плавные переходы цвета.
Третий закон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону. Это мы и проделаем с деревьями с левой стороны от дорожки. Вначале темно-зеленым закрасим лесок позади берез. Он подчеркнет холмистую местность. На его фоне покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядит очень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едва заметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву короткими штрихами мелка. Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев — темные. Т.к. мы рисуем березы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Не детализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз. Воображение зрителя и так поймет, что это березы. А излишняя детализация будет противоречить следующему закону.
Четвертый закон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно. Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисовать березы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим на правой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березу.
Затем дубы на ближнем фоне. При этом дубы будут иметь еще больше деталей по сравнению с березами (конечно насколько позволяет бумага с ее фактурой). Не забываем под дубами добавить зелено-синюю тень с примесью темно серого или черного.
Закрепим четвертый закон и нарисуем вблизи траву острым краешком пастели вертикальными штрихами. На дорожке слева синим добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас тень будет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков для антуражу)
Ну и последний, пятый закон воздушной перспективы — Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими. Чтобы запомнить этот закон подчеркнем тень дорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины. Остальная дорожка мягко размыта ранее. Добавим на дорожку немного деталей в виде горизонтальных коричневых полос. Чем ближе к нам тем резче штрихи. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, просто намечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чуть растушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом, те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.
На этом все, можно ставить подпись. Конечно получился не гиперреалистичный пейзаж, но я надеюсь, вы усвоили и запомнили основные правила линейной и воздушной перспективы.
Итак, давайте еще раз повторим законы воздушной перспективы:
Первый закон: удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом. Второй закон: светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют. Третий закон: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону. Четвертый закон: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно. Пятый закон: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.
Применяя рассмотренные законы линейной и воздушной перспективы, ваши работы будут на порядок отличаться в более лучшую сторону от работ художников, которые эти законы игнорируют. Поэтому всегда держите их в голове при рисовании своих картин.
Источник
Правила линейной и воздушной перспективы
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Урок в 6 классе на тему «Правила линейной и воздушной перспективы». Одним из выразительных средств создания пейзажа является пространство. Поэтому законы перспективы весьма значимы в понимании и изображении глубины картины. Без их основ не будет реалистичного рисунка. Применение на уроке законов перспективы помогает грамотно использовать творческие способности детей при изучении темы. Использование репродукций картин художников-пейзажистов дает представление о любви к родной земле, к желанию охранять и беречь ее. Урок разнообразит изображение пейзажа акварелью «по – сырому» с показом дорогих сердцу мест. Это способствует углублению практических навыков с красками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация 6 класс «Правила линейной и воздушной перспективы» | 1.56 МБ |
Разработка урока «Правила линейной и воздушной перспективы» | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила линейной и воздушной перспективы Выполнила Лахина Наталья Андреевна Учитель ИЗО
Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия, Она повсюду разлита…Она везде, где красота. И. Бунин
Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний план – все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен Средний план – объем и цвет постепенно смягчаются Задний план – все сливается в воздушной дымке И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»
изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя Воздушная перспектива – это… И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» Ф. Васильев «Рассвет»
точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности Линейная перспектива — это … И Левитан «Сокольники» Ф. Васильев «После дождя»
По мере удаления • п редметы уменьшаются • цвет бледнеет • контрастность постепенно смягчается • ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно • удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются Законы перспективы : И. Шишкин «Лесные дали»
Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим
Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень
Найти ошибки Дорога должна сужаться к линии горизонта Деревья должны уменьшаться к линии горизонта Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления
Найти ошибки Дорога не должна подниматься выше линии горизонта
Найти ошибки Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта
Задание Нарисовать пейзаж в технике по- сырому, используя полученные знания о перспективе
1-ый этап работы Простым карандашом создать контурный рисунок.
2-ой этап работы Смочить лист водой, быстро приступить к цветовому решению. Начинать работу с неба, затем от заднего плана к переднему.
3-ий этап работы Мелкие детали доработать по сухому слою краски. Усилить цветовую контрастность.
Проверка знаний Перспектива – это… 1. наука о цвете 2. изображение с применением линии горизонта 3. система отображения на плоскости глубины пространства
Молодец! Правильный ответ
Пояснительный лист Тема: «Правила линейной и воздушной перспективы» Презентация предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы Цель: Презентация знакомит детей с правилами воздушной и линейной перспективы и дает понятия о законах перспективы В презентации присутствует наглядное пособие для рисования пейзажа Автор Лахина Наталья Андреевна, учитель ИЗО
Используемая литература Н.М. Сокольникова. Основы живописи Обнинск «Титул»,1996 год, с.53 Н.М. Сокольникова. Основы рисунка Обнинск «Титул», 1996 год, с.44 Художественная галерея Шишкин Художественная галерея Васильев Великие художники Левитан «Библиотекарь.ру» http://www.bibliotekar.ru
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Правила линейной и воздушной перспективы».
1. Познакомить с правилами перспективы.
2. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
3. Совершенствовать технику работы с акварелью по – сырому.
4. Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.
Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», образцы педагогического рисунка, репродукции картин художников –пейзажистов, фотографии видов родного поселка, стихи местной поэтессы Неретиной М. И.
Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.
- Организационная часть.
- Сообщение темы урока.
- Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Постановка художественной задачи.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Закрепление.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
1. Организационная часть.
— проверка готовности к уроку;
2. Сообщение темы урока .
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.
3. Повторение изученного материала.
Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.
4. Изучение нового материала.
Сегодня мы будем говорить о сельском пейзаже, так как мы проживаем в сельской местности и этот пейзаж нам наиболее дорог. Каждый человек имеет малую родину, то место где он родился. Русская мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Для большинства из вас малая родина – это поселок «Масловский» Новоусманского района.
Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.
Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю — счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.
Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.
Приложение (слайд 2)
Не зря говорят — мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники — пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников — лириков.
Исаак Левитан «Сокольники».
Федор Васильев «Рассвет», «После дождя».
Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали».
Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Для понимания темы обсудим плановость в картине.
Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.
Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.
Задний план. Все сливается в воздушной дымке.
Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.
Необходимо знать законы перспективы.
1.По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
2. Цвет бледнеет.
3. Контрастность постепенно смягчается.
4.Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.
Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .
Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.
(слайд 7) Обсуждение с детьми.
А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.
(слайд 8) Обсуждение с детьми.
Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. Для этого будем использовать демонстрационный материал «Найди ошибки в перспективе». Обсудим несколько вариантов воздушной и линейной перспективы. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.
(слайд 9,10,11) Обсуждение с детьми.
6. Постановка художественной задачи .
А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по — сырому.
— Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)
— Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.
— Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)
— Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.
-Усилить контрастность цвета (слайд 15)
Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что мы идем по зеленому лугу по извилистой дорожке, которая теряется где- то вдалеке. Рядом с тропинкой на переднем плане радуют взгляд яркие цветы. Деревья на дальнем плане теряют свои четкие очертания и кажутся маленькими. Над головой щебечут птицы, порхая в ясном голубом небе. Впереди тебя ожидают приятные встречи, ощущение радости и счастья.
Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.
Выбрать правильный ответ из представленных вариантов
1. наука о цвете.
2. изображение с применением линии горизонта.
3. система отображения на плоскости глубины пространства.
Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.
Домашнее задание : написать реферат по творчеству одного из изученных художников – пейзажистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока изобразительного искусства в 6 классе, по программе Б.М.Неменского.
Разработка к уроку изобразительного искусства на тему «Правила линейной и воздушной перспективы» включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом.
Конспект урока на тему «Линейная и воздушная перспектива».
Конспект урока изобразительного искусства в 6, включая просмотр презинтации и самостоятельную работу обучающихся.
Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.Структура урока с.
Для учителя изобразительного искусства.
технологическая карта по ИЗО тема «Линейная и воздушная перспектива» 5 класс.
Источник