Методичка по урок рисования

Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству. Возраст детей 6-10 лет. Срок реализации 2 года.

Скачать:

Вложение Размер
programma_izo_1_na_2_goda.docx 27.91 КБ

Предварительный просмотр:

центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 12»

На заседании педагогического совета Приказом № __ от _____20___г.

от «___» ___________ 20___г. Директору СПБ ГБУ

Протокол №________ Центр содействия семейному

возраст учащихся 6 — 10 лет

срок реализации 2 года

Разработчик : Михайленко Е.А.,

педагог дополнительного образования

Программа «Изобразительное творчество» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего возраста. Программа рассчитана на 2 года.

Необходимо в данном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Программа рассчитана на детей младшего и дошкольного возраста, общекультурного уровня, начинающим или продолжающим изучение данной дисциплины. Программа обучения детей изобразительному искусству рассчитана на 2 лет. В кружок принимаются дети, без специальной подготовки.

В этом возрасте начинают рисовать самостоятельно, без особых знаний и умений,активно выражая свою непосредственность восприятия мира. Поэтому очень важно способствовать и развивать данные потребности. Данная программа рассчитана для учащихся начальной и средней школы .

Эта программа способствует приобщению ребенка к изобразительному искусству, способствует формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению национальным и культурным наследием. Очень важным моментом является раскрытие творческого потенциала школьника, развитие его художественно-образного восприятия, воображения и фантазии. Повышение уровня художественной образованности школьников, расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности.

Создание данной программы вызвано актуальностью синтеза имеющихся в дополнительном образовании условий организации художественно-творческой деятельности обучающихся и возможности индивидуального творческого развития личности, осмысливающей и создающей собственный художественный образ.

Содержание программы рассчитано на осмысление ребенком окружающего мира, и выделения в нем художественного образа. На каждом занятии ставятся конкретные задачи обучения, которые определяют форму и тип урока.

Основной задачей занятий в изостудии является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Создание условий для расширения художественно-творческого опыта ребенка, развития его творческих способностей и задатков в области живописи, скульптуры, графики, способствующего созданию собственного нового художественного образа.

  • Обогатить знания о мировой художественной культуре.
  • Научить работать с различными художественными материалами.
  • Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
  • Воспитывать эстетическое восприятие мира.
  • Формировать представление о красоте и гармонии.
  • Воспитывать чувство любви к окружающим, к своей семье, к своему народу.
  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать воображение.
  • Развить умение образно мыслить.
  • Развить способность эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа.

Формы работы учащихся:

  • Плоское и объемное изображение с натуры и по представлению.
  • Объемная, конструктивная деятельность.
  • Обсуждение и сравнение работ учащихся .
  • Поисковая работа.
  • Анализ произведений искусства.

— 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часа в год

— 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часов в год

Формы и методы организации педагогической деятельности.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

• рисование с натуры.

• рисование по представлению.

• рисование на различную тематику.

• декоративная работа с элементами дизайна.

• беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

• репродуктивный метод – метод практического показа.

Методы и формы работы:

• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

• организация выставок детских работ

• создание и развитие детского коллектива

• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы по группам.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Формы проведения контроля.

— коллективный просмотр, получившихся работ

Материально — техническая база.

Для занятий в студии необходимо следующее оборудование: бумага формата А-1, А-3, А-4, А-5, кисти разных номеров, натюрмортные столы, бумага цветная, цветной картон, пластилин, предметы натюрмортного фонда, краски гуашь и акварель. Клей ПВА, клей-карандаш, иголки, нитки, проволока, стеки. Ткань, разного цвета и разной фактуры, бусины, бисер. Мука, мелкая соль, обойный клей. Выставочные стенды.

Оборудование и материалы:

• изделия народных промыслов

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

• гуашь , темпера, акрил, акварель

• мелки, пастель, карандаши цветные, карандаши простые

• кисти разного размера

• различная бумага, картон

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)

• понятие композиция листа • понятие симметрии

• свойства красок и графических материалов

• азы линейной и воздушной перспективы

• основные приемы бумажной пластики

• смешивать цвета на палитре

• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

• работать самостоятельно и в коллективе

Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

• уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

• пропорции плоскостных о объемных предметов

• выбирать формат и расположение листа

• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)

• работать с натуры

• доводить работу до конца

• использовать различные техники рисования гуашью

• работать с бумагой

Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение работать в группе

Способ проверки результатов:

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

• текущие — (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

• промежуточные — (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

• итоговые — (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

• через отчетные просмотры законченных работ;

  • отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
  • Заполнение диагностической таблице два раза в год. В начале и в конце рабочего года.

Источник

Методические разработки по рисованию

Данные методические рекомендации предназначены для детей возраста 5-8 лет. Для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству помогают нетрадиционные техники рисования. С помощью данной методички ребята самостоятельно, не прибегая к помощи педагога, могут рисовать нетрадиционными способами.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальцами, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по рисованию »

Список использованной литературы…………………. ………….…9

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)

Актуальность данной темы связана с тем, что: во-первых, школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое необходимо для усвоения детьми новых знаний; во-вторых, современному обществу нужны творческие, активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству помогают нетрадиционные техники рисования.

Цель методической разработки:

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

1.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

2.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования

3.Приобщение детей к миру искусства

4.Развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.

Формы проведения: кружковые занятия, мастер-классы, лекции, практики.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальцами, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому, содержание пособия несет в себе развивающий характер, и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Кроме этого, проведение занятия с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов

Развивает уверенность в своих силах

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работа с использованием нетрадиционных техник должна вестись по принципу « от простого к сложному». Основные используемые техники:

5. Мятый рисунок.

7. Рисование с помощью пены для бритья.

8. Рисование по сырому.

9. Рисование солью, манкой, песком.и тд.

10. Рисование по стеклу.

Раскрытие творческой личности в каждом воспитаннике;

Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности;

Развитие толерантности у каждого воспитанника;

Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления;

Создавать прекрасное своими руками;

Ценить свой труд, уважать чужой;

Уметь применять теоретические знания на практике;

Бумага формата А4

Толстые вязальные нитки

Нитки обмакните в тушь или гуашь и красиво разложите на бумаге ( но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книгу и слегка придавите рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Для выполнения данной техники вам понадобится:

Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Для работы вам понадобится:

Бумага формата А4

Сначала раскрасьте лист бумаги красками, можно в произвольном порядке. Используйте всевозможные цвета, кроме черного. Дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите лист бумаги свечой. Затем покройте лист тушью, можно в несколько слоев, т.к. тушь сначала будет скатываться с воска. Ждем, когда все просохнет. А теперь самое интересное, процарапываем зубочисткой любой рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Трубочка (футляр от ручки)

Акварельную краску развести водой и накапать ее в оду точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

Источник

Читайте также:  Автономный планшет для рисования со стилусом для художников
Оцените статью