Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему
Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству. Возраст детей 6-10 лет. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_1_na_2_goda.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 12»
На заседании педагогического совета Приказом № __ от _____20___г.
от «___» ___________ 20___г. Директору СПБ ГБУ
Протокол №________ Центр содействия семейному
возраст учащихся 6 — 10 лет
срок реализации 2 года
Разработчик : Михайленко Е.А.,
педагог дополнительного образования
Программа «Изобразительное творчество» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего возраста. Программа рассчитана на 2 года.
Необходимо в данном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Программа рассчитана на детей младшего и дошкольного возраста, общекультурного уровня, начинающим или продолжающим изучение данной дисциплины. Программа обучения детей изобразительному искусству рассчитана на 2 лет. В кружок принимаются дети, без специальной подготовки.
В этом возрасте начинают рисовать самостоятельно, без особых знаний и умений,активно выражая свою непосредственность восприятия мира. Поэтому очень важно способствовать и развивать данные потребности. Данная программа рассчитана для учащихся начальной и средней школы .
Эта программа способствует приобщению ребенка к изобразительному искусству, способствует формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению национальным и культурным наследием. Очень важным моментом является раскрытие творческого потенциала школьника, развитие его художественно-образного восприятия, воображения и фантазии. Повышение уровня художественной образованности школьников, расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности.
Создание данной программы вызвано актуальностью синтеза имеющихся в дополнительном образовании условий организации художественно-творческой деятельности обучающихся и возможности индивидуального творческого развития личности, осмысливающей и создающей собственный художественный образ.
Содержание программы рассчитано на осмысление ребенком окружающего мира, и выделения в нем художественного образа. На каждом занятии ставятся конкретные задачи обучения, которые определяют форму и тип урока.
Основной задачей занятий в изостудии является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Создание условий для расширения художественно-творческого опыта ребенка, развития его творческих способностей и задатков в области живописи, скульптуры, графики, способствующего созданию собственного нового художественного образа.
- Обогатить знания о мировой художественной культуре.
- Научить работать с различными художественными материалами.
- Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
- Воспитывать эстетическое восприятие мира.
- Формировать представление о красоте и гармонии.
- Воспитывать чувство любви к окружающим, к своей семье, к своему народу.
- Развивать художественный вкус.
- Развивать воображение.
- Развить умение образно мыслить.
- Развить способность эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа.
Формы работы учащихся:
- Плоское и объемное изображение с натуры и по представлению.
- Объемная, конструктивная деятельность.
- Обсуждение и сравнение работ учащихся .
- Поисковая работа.
- Анализ произведений искусства.
— 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часа в год
— 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часов в год
Формы и методы организации педагогической деятельности.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
• рисование с натуры.
• рисование по представлению.
• рисование на различную тематику.
• декоративная работа с элементами дизайна.
• беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
Методы и формы работы:
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
• организация выставок детских работ
• создание и развитие детского коллектива
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы по группам.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Формы проведения контроля.
— коллективный просмотр, получившихся работ
Материально — техническая база.
Для занятий в студии необходимо следующее оборудование: бумага формата А-1, А-3, А-4, А-5, кисти разных номеров, натюрмортные столы, бумага цветная, цветной картон, пластилин, предметы натюрмортного фонда, краски гуашь и акварель. Клей ПВА, клей-карандаш, иголки, нитки, проволока, стеки. Ткань, разного цвета и разной фактуры, бусины, бисер. Мука, мелкая соль, обойный клей. Выставочные стенды.
Оборудование и материалы:
• изделия народных промыслов
1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.
• гуашь , темпера, акрил, акварель
• мелки, пастель, карандаши цветные, карандаши простые
• кисти разного размера
• различная бумага, картон
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)
• понятие композиция листа • понятие симметрии
• свойства красок и графических материалов
• азы линейной и воздушной перспективы
• основные приемы бумажной пластики
• смешивать цвета на палитре
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
• работать самостоятельно и в коллективе
Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место
• уверенность в своих силах
К концу второго года обучения дети будут знать:
• пропорции плоскостных о объемных предметов
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
• работать с бумагой
Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе
Способ проверки результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущие — (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные — (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
• итоговые — (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
• через отчетные просмотры законченных работ;
- отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
- Заполнение диагностической таблице два раза в год. В начале и в конце рабочего года.
Источник
Методические разработки по рисованию
Данные методические рекомендации предназначены для детей возраста 5-8 лет. Для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству помогают нетрадиционные техники рисования. С помощью данной методички ребята самостоятельно, не прибегая к помощи педагога, могут рисовать нетрадиционными способами.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальцами, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по рисованию »
Список использованной литературы…………………. ………….…9
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)
Актуальность данной темы связана с тем, что: во-первых, школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое необходимо для усвоения детьми новых знаний; во-вторых, современному обществу нужны творческие, активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству помогают нетрадиционные техники рисования.
Цель методической разработки:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
1.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
2.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования
3.Приобщение детей к миру искусства
4.Развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.
Формы проведения: кружковые занятия, мастер-классы, лекции, практики.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальцами, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому, содержание пособия несет в себе развивающий характер, и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Кроме этого, проведение занятия с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов
Развивает уверенность в своих силах
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работа с использованием нетрадиционных техник должна вестись по принципу « от простого к сложному». Основные используемые техники:
5. Мятый рисунок.
7. Рисование с помощью пены для бритья.
8. Рисование по сырому.
9. Рисование солью, манкой, песком.и тд.
10. Рисование по стеклу.
Раскрытие творческой личности в каждом воспитаннике;
Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности;
Развитие толерантности у каждого воспитанника;
Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления;
Создавать прекрасное своими руками;
Ценить свой труд, уважать чужой;
Уметь применять теоретические знания на практике;
Бумага формата А4
Толстые вязальные нитки
Нитки обмакните в тушь или гуашь и красиво разложите на бумаге ( но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книгу и слегка придавите рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.
Для выполнения данной техники вам понадобится:
Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Для работы вам понадобится:
Бумага формата А4
Сначала раскрасьте лист бумаги красками, можно в произвольном порядке. Используйте всевозможные цвета, кроме черного. Дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите лист бумаги свечой. Затем покройте лист тушью, можно в несколько слоев, т.к. тушь сначала будет скатываться с воска. Ждем, когда все просохнет. А теперь самое интересное, процарапываем зубочисткой любой рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Трубочка (футляр от ручки)
Акварельную краску развести водой и накапать ее в оду точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
Источник