Методика проведения уроков рисования с натуры.
Цель и задачи обучения и развития младших школьников на уроках рисования с натуры. Реализация воспитательных задач в процессе обучения детей рисованию с натуры. Возрастные особенности понимания и восприятия учащимися 1-4 классов формы, объема, пространственного положения, цвета предметов, их передача в рисунке. Связь рисования с натуры с другими видами занятий по изобразительному искусству. Методы активизации мыслительно-творческой деятельности младших школьников в процессе рисования с натуры. Оборудование урока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку (составление плана-конспекта урока, подбор натуры и наглядного материала). Методика проведения урока. Принципы и критерии оценки рисунков.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения, приучают мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры. Рисуя с натуры ученик стремится отметить и её характерные особенности, понять структуру предмета. Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, влияние перспективны, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисования с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления
Рисование с натуры может быть
*длительное (на 2 урока)
*и краткосрочное (на 5-10 мин).
Для развития памяти используется рисование п о памяти и представлению. В начальной школе раздаточный материал на парты (фрукты, овощи) должен быть не менее трех натюрмортов на класс. Ниже линии горизонта в начальной школе во фронтальном либо профильном изображение не более двух предметов. С 4 класса усложняется изучением перспективы, конструкции светотени, две точки схода (угловая перспектива) 3-4 предмета. Тематические натюрморты, теплые, холодные гаммы. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей, задавая наводящие вопросы.
Особенность рисования с натуры как вида изобразительной деятельности – изображение конкретного предмета, передача характерных особенностей фиксированной точки.
1. Организация первичного восприятия, первичного воссоздания в сознании художественного образа.
2. Анализ формы предмета после того, как внимательно рассмотрят предмет. Объяснение учителем конструктивной особенности строения формы предмета, закономерности распределения света на поверхности этой формы, закономерности перспективных изменений.
3. Иллюстрирование объяснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Обучение изображению натуры способом построения дает детям уверенность в работе, благодаря тому, что при этой методике они скорее достигают хороших результатов.
Основные методы урока рисования с натуры
1 группа методов: методы практического обучения:
— раскрытие принципов построения изображения с анализом натуры, предмета, выявлением характерных особенностей;
— педагогический рисунок учителя: от схематического к более детальному изображению, с проведением вертикальных, горизонтальных и осевых линий;
— графические и живописные упражнения.
2 группа: организация восприятия анализа – демонстрация, анализ, повторное восприятие.
3 группа: методы организации самостоятельной художественно-творческой работы – обоснование замысла, выполнение творческих заданий, критический разбор работ.
План : рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского, задачи рисования с натуры, структура урока рисования с натуры, возрастные особенности организации уроков, вывод. 1)Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. В соответствии с программой по ИЗО под Ред. Неменского. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
1. Рисование с натуры активизирует умственную деятельность, это не созерцание, а понятие о предмете, полное представление о нем, приучение мыслить. умение целенаправленно вести наблюдение.
2. Развитие зрительного аппарата.
3. Цель изучения формы предмета — не только знакомство с внешней формой, но и знакомство с понятиями выраженными этой формой.
4. Анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.
5. Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.
6. Различать цвета Обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).Навыки работы в монохроме.
7. Композиционные правила (+расположение в листе, вертик. и горизонт формат).
8. С помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках освоение техники (штриха, мазка, лессировки) и материала. В том числе и по форме предмета. Структура урока рисования с натуры: орг.момент, введение в тему, целепологание, установка на практич. работу последоват. выполнения задания, критерии оценки)- выполнение работы, анализ + и – работ,рефлексия.. В рамках урока учитель должен продумать натурную постановку и ее освещение в связи с учебными целями и задачами для учебного класса, вероятные трудности и ошибки, применение поэтапных таблиц, вызвать эмоц отклик учащихся по отношению к учебной постановке, вызвать активное наблюдение общую логику.
В начальных классах лучше использовать кратковременные работы с натуры, для младших школьников предусматриваются несложные формы: флажки, шары, мячи, фрукты, овощи, цветы, листья разной формы, ветки разных деревьев, бабочки, стрекозы, игрушки и т.д. Во время рисования с натуры необходимо напоминать детям чтобы они рассматривали рисуемый предмет и сравнивали со своим рисунком в средних можно использовать долговременную. Но не больше 1 раза в четверть. Вывод: Методика организации уроков по рисованию с натуры предполагает знание учителем целей, задач, содержания, средств, методов обучения. Учет возрастных особенностей учащихся повышает эффективность занятия.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Тема 13. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
Литература
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.
3. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999
Роль рисования с натуры в обучении основам изобразительной грамоты. Объем знаний, умений и навыков, который планируется сформировать у учащихся на уроках рисования с натуры в соответствии с требованиями федерального компонента ГОС общего образования. Основные психолого-педагогические этапы освоения художественного материала, окружающей действительности с учетом специфики форм и методов преподавания изобразительного искусства. Особенности восприятия объектов изображения на уроках рисования с натуры. Методы развития пространственного мышления, понимания формы, объёма, цвета, светотени и их передача изобразительными средствами в процессе рисования с натуры. Требования к натурным постановкам.
1. Рисование с натуры как основной вид рисования в школе. Решение задач изображения окружающей действительности на плоскости при рисовании предметов с натуры, по памяти и представлению на основе организованного учителем предварительного наблюдения. Развитие пространственного мышления, глазомера, зрительной памяти и представления о форме, цвете и положении предметов в пространстве, умения последовательно и сознательно передавать форму и цвет предметов на плоскости, учитывая взаимосвязь целого и частей.
Учет возрастных особенностей школьников при планировании объема знаний, умений и навыков, формируемых на уроках рисования с натуры. 1-2 классы: перед учащимися не ставится задача изображения глубины, а только двухмерности предметов (рисование с натуры природных форм – растений, насекомых, птиц, расположенных перед рисующими фронтально). Задачи, связанные с постепенным овладением передачей в рисунке объема предметов и положения их в пространстве. Роль обучения в развитии изобразительной деятельности детей.
2.Учет в процессе рисования с натуры особенностей восприятия предметов действительности и их изображения. Взаимосвязь процессов восприятия формы, положения, цвета, освещенности предметов, познания, осмысления их с определенной точки зрения и передача линиями, штрихами, цветом, тоном предметов действительности так, как рисующий их видит. Значение планомерного развития этих двух сторон процесса рисования в их единстве при овладении детьми основами грамотного изображения.
Постоянная организация процесса восприятия школьников, обучение их анализу и синтезу воспринимаемого, формирование у школьника наблюдательности – важнейшая цель уроков рисования с натуры в общеобразовательной школе. Задачи учителя по формированию активности наблюдения учащихся. Роль развития умения учащихся целенаправленно и организованно наблюдать окружающий мир, связывая теоретические знания со своей практической деятельностью, в формировании прочных знаний, основанных на наблюдении.
Роль внимания учащихся в активности познавательного процесса. Особенности внимания у детей, их действенный характер. Непроизвольное внимание дошкольников. Особенности внимания младших школьников. Игра, комплексное изучение предметов в развитии внимания дошкольников и младших школьников. Слово, подкрепленное наглядно действенными средствами обучения, как ведущий регулятор деятельности. Развитие произвольного и устойчивого внимания в средних и старших классах.
Пути воспитания внимательности:
— обеспечение активности и самостоятельности при восприятии задания;
— формирование умения преодолевать трудности;
— воспитание чувства ответственности, умения довести начатое дело до конца;
— развитие наблюдательности (и через неё – внимательности);
— развитие интереса к учебной работе.
Наиболее эффективные пути для воспитания внимательности:
— Формирование умения видеть и слышать, замечать явления и факты, подмечать существенные признаки объектов действительности.
— Развитие умения постоянно сравнивать объект с изображением.
— Максимальное применение в процессе обучения наглядности: при разъяснении законов композиции, светотени, перспективы, цветоведения, в показе приёмов и методов работы карандашом и кистью.
— Высокое качество объяснения учебного материала: яркий, эмоциональный рассказ, богатый по содержанию.
— Развитие интереса к изобразительной деятельности.
— Организация изобразительной деятельности: рабочего места, планирование порядка работы, активная работа над заданием.
— Учёт индивидуальных особенностей личности школьника.
3. Методика ведения уроков рисования с натуры. Особенность рисования с натуры как вида изобразительной деятельности — изображение конкретного предмета, передача характерных его особенностей с фиксированной точки зрения.
— Организация первичного восприятия, первичного воссоздания в сознании художественных образов.
— Анализ формы предмета после того, как дети внимательно рассмотрят предмет. Объяснение учителем конструктивной особенности строения формы предмета, закономерности распределения света на поверхности этой формы, закономерности перспективных изменений.
— Иллюстрирование объяснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Обучение изображению натуры способом построения дает детям уверенность в работе, благодаря тому, что при этой методике они скорее достигают хороших результатов.
Источник
Методические указания по проведению уроков рисования с натуры в первом классе ДХШ
В данной статье приведены общие методические рекомендации по проведению уроков в детской художественной школе, посвящённых рисованию с натуры (рисунок, живопись).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программой по изобразительному искусству в детской художественной школе предусмотрены четыре основных вида работ: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.
Эти виды занятий тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Наибольшее количество часов на занятиях в детской художественной школе отводится рисованию с натуры.
Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.
Во время рисования с натуры у школьников формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты явлений и предметов
Как указывает программа, задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 и даже 3 занятия, т.е. рассчитанными на 1-2 недели) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 10—20 минут). Обычно на наброски и зарисовки отводится часть урока, но иногда (в III — VI классах) и весь урок. Иногда необходимо быстро и основательно изучить характерные особенности формы, пропорции, тональные отношения, цвет, пространственное расположение изображаемых объектов. В этих случаях набросок выполняется за 3—5 минут.
С целью развития у детей зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению (в течение 10—15 минут) изображаемых с натуры объектов.
В I и II классах предметы изображаются во фронтальном (профильном) положении. Перед учащимися ставятся задачи — определить в рисунке общее пространственное положение, пропорции, конструктивное строение, цвет изображаемых объектов.
Уже в I классе дети учатся определять и называть цвета изображаемых предметов, знакомятся с понятиями хроматических (красный, синий и т.д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, с понятием цветового тона.
Как правило, рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. От степени владения этими материалами зависит качество рисунка, его выразительность.
Поэтому уже в I классе учитель должен научить школьников правильно держать карандаш, кисть, разводить акварельные краски и т.д. От класса к классу техника работы карандашом и акварелью усложняется и вместе с тем прочно закрепляется.
Так же подробно учитель разъясняет детям технику выполнения быстрых набросков и зарисовок одноцветной акварелью, гуашью, тушью.
Предметами рисования с натуры могут служить разнообразные объекты действительности. Школьники рисуют предметы домашнего обихода (чайник, кофейник, кастрюля, кружка, ваза), овощи и фрукты (картофель, морковь, помидоры, яблоки, груши, сливы, апельсины), чучела животных и птиц (заяц, грач, скворец, сорока, голубь, синица) и, как самый сложный объект,— фигуру человека.
Такое разнообразие моделей объясняется целью не только научить школьников рисовать, но и помочь им с помощью рисунка глубже познать разнообразие окружающей действительности. Поэтому рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.
В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание (рисунок), и материал, которым следует пользоваться (карандаш, акварель, черпая тушь и т.д.). Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщить детям, что конкретно им нужно выполнить на первом уроке и что на последующих.
Затем начинается подробный анализ натурной постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурной постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурной постановки. Анализ постановки но всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учетом знаний, умений и навыков по предмету.
В начале анализа натурной постановки учитель дает общие сведения и систематизирует знания школьников о тех предметах, которые им предлагаются для рисования (как называется предмет, каково его назначение, как и где он изготовляется и т.д.).
Рассматривая и определяя особенности формы, пропорций, цвета того или иного объекта, учитель должен отметить его эстетическую сущность, показать, в чем заключается красота изучаемого предмета. В одном случае эстетическое содержание будет заключаться в гармоничном сочетании цветов, в другом — в пропорциональности, соразмерности форм, в третьем — в изящных, гибких контурах и т. д.
Анализ натурных постановок должен осуществляться при максимальной активности учащихся. Учителю следует так построить процесс работы, чтобы все школьники внимательно следили за ходом анализа, размышляли, были готовы в любую минуту ответить на поставленный педагогом вопрос.
Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится от общего к частному и от частного к общему, от главных частей к деталям и от деталей к основным частям. Например, анализируя форму кофейника, учащиеся I класса под руководством педагога определяют «основную форму (сосуд — усеченный конус), а затем форму остальных частей, деталей. После такой конкретизации отдельных частей учитель снова обращает внимание детей на общую конструкцию кофейника. Таким образом, результаты зрительного восприятия обобщаются на основе углубленного изучения натуры.
Анализ цвета предмета начинается с определения общего (локального) цвета, после чего определяется цвет на освещенной части предмета в тени, в рефлексах, в бликах и еще раз уточняется на этой основе локальный цвет.
Закончив анализ формы, пропорций, пространственного положения, цвета, объекта (объектов) натурной постановки, педагог задает учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала. Примерными вопросами могут быть следующие: «К форме какого геометрического тела ближе всего форма этого кувшина? Сколько раз ширина донышка кувшина умещается в его высоте? Что больше — ширина или высота яблока? Почему дно кружки мы должны рисовать более закругленной линией, чем овал горловины? Что светлее на этом кувшине — полутень или рефлекс? Что ближе к вам в этом натюрморте — чайник или апельсин? Определите локальный цвет натюрморта» и т. д.
Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка. Так же как и анализ натуры, выполнение рисунка начинается от общего к деталям и продолжается от деталей снова к общему, причем это учитывается как при линейном построении рисунка, так и при нанесении светотени, выполнении рисунка в цвете. Если учебный рисунок полностью выполняется в карандаше (линейное и светотеневое построение), то последовательность работы лучше всего показать на классной доске 1 . С этой же целью используются большие листы бумаги или картона, прикрепленные к чертежным доскам или планшетам из фанеры. Последовательность выполнения рисунка в цвете можно демонстрировать на досках и планшетах с наклеенной бумагой. Количество демонстрируемых этапов выполнения рисунков с натуры зависит от сложности формы, конструкции изображаемого предмета и от характера поставленных учебных задач. Обычно процесс линейного построения рисунка показывается в четырех этапах, процесс нанесения светотени также в четырех. Завершение рисунка в цвете демонстрируется в четырех — шести этапах. Объяснив последовательность работы, учитель должен проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка. Он задает им ряд вопросов: «С чего следует начинать линейное построение рисунка? Почему начинать рисунок необходимо с тонких, безнажимных линий? Как следует расположить лист бумаги при изображении этого натюрморта, чтобы композиция рисунка была выразительной? Как правильно держать карандаш в самом начале работы над рисунком? Как надо держать карандаш во время прорисовки деталей?» и т.д.
Во время анализа натуры и разъяснении хода работы над рисунком необходимо демонстрировать различные модели, таблицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, цветоведения, последовательность выполнения рисунка. Также важно демонстрировать лучшие ученические работы из методического фонда.
Затем начинается самостоятельная работа учащихся над рисунком. Преподаватель следит за тем, чтобы школьники соблюдали последовательность выполнения задания, чтобы они все время сравнивали свой рисунок с натурой, внимательно изучали объект изображения, правильно держали в руках карандаш, акварельную кисть. Специальным объяснением учителю следует предупредить, школьников, как вредно начинать рисунок с отдельных деталей.
Педагог не должен забывать и о правильной посадке детей во время работы.
Преподавателю необходимо умело сочетать индивидуальную и фронтальную работу с детьми. Так, проходя по классу и наблюдая за процессом рисования учащихся, педагог делает замечания отдельным ученикам, подсказывает, как исправить ошибку, на полях листа бумаги наглядно показывает правильное изображение детали и т.д.
Большое внимание при работе с детьми педагог, должен уделять вопросам техники рисунка: правильной штриховке (но форме, косая.), правильной работе кистью (по-сухому, по-мокрому) и т.д. С этой целью школьники систематически выполняют различные графические и живописные упражнения. Заметив у многих школьников одну и ту же ошибку в построении рисунка, в определении перспективного сокращения формы, в нанесении светотени, в определении цвета и т. п., учитель разъясняет суть этой ошибки и способы ее исправления всему классу. Для этого он демонстрирует ученические работы (хорошие и с ошибками), выполняет рисунки на классной доске.
По окончании самостоятельной работы учащихся проводится подведение итогов урока. Преподаватель демонстрирует два-три ученических рисунка (как правило, хороших, но если нужно, то и плохих, невыразительных), анализирует их вместе с детьми, отмечая положительные и отрицательные стороны композиций. Затем преподаватель подводит итоги работы и отмечает, как класс работал в целом («хорошо трудились», «молодцы», «не старались», «могли еще лучше нарисовать»), не забывая при этом о воспитательной задаче урока. В частности, это выражается в похвале или порицании отдельных учеников.
Таким образом следует отметить, что рисование с натуры имеет большое значение для развития пространственного мышления и воображения, влияет на развитие памяти, является прекрасным средством эстетического воспитания детей.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что приведенная схема урока рисования с натуры является примерной для всех уроков данного вида. Все вышеназванные аспекты обучения, безусловно, оживят учебный процесс и будут способствовать повышению его эффективности.
Источник