Методическая разработка. Нетрадиционные техники рисования в классическом натюрморте.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка- мастер класс на тему:
«Нетрадиционные техники рисования в классическом натюрморте»
для детей 5-7 лет
Составитель: Борисова Елизавета Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Г.Алексин Тульская обл.
Методическая разработка – это пособие , раскрывающее формы, средства, методы обучения , элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное “Я”.
Рисование напрямую связано c воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая юному художнику систематизировать представление об окружающей действительности.
Моя методическая разработка направленна на рисование нетрадиционными техниками, которое открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность без страха перед классическим каноничным изображением.
Что же такое нетрадиционное рисование – это мастерство изображения, не опираясь на традиции, толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Это методическое пособие разработано для педагогов дополнительного образования, для педагогов дошкольного образования, для родителей и для всех желающих овладеть техниками нетрадиционного рисования . В ней дано описание рисования классического натюрморта необычным нетрадиционным способом. Этот приём в работе с дошкольниками даёт возможность детям не бояться видимой сложности работы, получать удовольствие от творческого процесса и удивляться результатам.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР КЛАССА В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в классическом натюрморте»
Цели мастер класса: Изображение натюрморта с помощью нетрадиционной техники рисования.
Задачи мастер класса:
-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
-Познакомить детей с понятием натюрморт;
— Развить воображение и творческие способности детей;
-Обогатить и расширить художественный опыт детей;
-Побудить ребенка экспериментировать;
-Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
— Д ети дошкольного возраста 5-7 лет.
Занятие рассчитано на 1 занятие по 35 минут.
Необходимые материалы: Лист А4 белый или цветной, гуашь, кисточки № 2-5, баночка с водой, палитра.
ХОД МАСТЕР КЛАССА:
1) Рассказ о таком понятии как натюрморт.
2) Рассказ о различных нетрадиционных техниках рисования.
3) Этапы рисования натюрморта.
5) Список литературы.
«Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это — натюрморт».
Натюрморт – это один из жанров живописи, изображение неодушевлённых предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортах также изображают объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Существует 4 основных вида натюрмортов:
Ранний цветочный . Картины с букетами цветов всегда радуют человека. Огромное разнообразие цветов отображает свое настроение и состояние души. Зритель восхищается букетами, их богатыми расцветками, формами.
Типа «Завтраки» и «Сервированные столы». Такая разновидность живописи начала развиваться еще с XVII века в Голландии. Она сразу нашла своих поклонников и в скором времени приобрела статус самостоятельного жанра. В своих картинах художники изображали набор продуктов и напитков, стали использовать и красивую посуду из серебра и фарфора.
Ученый. Этот интеллектуальный вид приобретает название «суета». Он требует от человека понимания Библии и культовых знаков. Часто художники используют в картинах некоторые приемы, благодаря которым создается обман зрения.
Роскошный. Картина пишется маслом методом реалистичного письма. На полотнах в стиле роскошный натюрморт изображают дорогую посуду с напитками, вкусные фрукты, красивые пистолеты и шпаги. Также, отображают старинные книги в красивых переплетах, дорогие подсвечники.
Мы с вами будем изображать на нашем натюрморте вкусные фрукты. Так что его можно будет отнести к виду «Роскошный».
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ.
«Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
печать из ниток;
печать из картофеля или морковки;
масляная пастель + акварель;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
1. Штампики из пластилина
Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.
2. Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.
4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
6. Рисуем ладошками
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.
Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
7. Рисуем пальчиками
Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге. Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.
9. Рисование мыльными пузырями.
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.
10. Рисование солью.
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
11. Рисование мятой бумагой.
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
12. Рисование маслянной пастелью и акварелью.
Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то . дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.
Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.
Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть . до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разные направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.
Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
16. Рисование ватными палочками.
В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.
17. Граттаж «цап-царап».
Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.
Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.
В настоящий момент редкий родитель может похвастаться тем, что проводит достаточно времени со своим ребенком. Большую часть времени взрослые проводят на работе. А совместное творчество – прекрасная возможность возместить недостаток внимания для своего ребенка. Через творчество раскрывается внутренний мир дошкольника, его представление об окружающей действительности, способность наблюдать и сопереживать.
При совместном творчестве взрослый вселяет в ребенка уверенность в создании работы или в доведении её до конца. Что само по себе немаловажно для становления личности в дошкольном возрасте. У взрослого, в свою очередь, появляется возможность лучше узнать ребенка и понять его, посмотреть на мир глазами своего дитя и вспомнить себя в детстве.
Нетрадиционное рисование помогает не только детям, но и взрослым в процессе создания поделки не только пообщаются друг с другом и обсудить что-то, но и получить способ снять психоэмоциональное напряжение.
В нашей работе мы будем рисовать с помощью наших пальчиков.
ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА.
1 этап: Начинаем наш натюрморт с ананаса. Набираем на кисточку № 5 светло зеленую краску и рисуем пальмочку. Затем добавляем желтых и темно-зеленых листьев. Это будет верхушка нашего ананаса. Если темно-зеленого цвета нет под рукой, его можно получить, смешав зеленый и синий цвет.
2 этап: С помощью пальчиков рисуем ананас, светло-желтой краской отмечаем контур и делаем один светлый уголок, добавляем охристых пятен и темно-коричневых. Что бы получить темно-коричневый цвет нам понадобится синий, красный и желтый.
3 этап: Определяемся с какой стороны будет освещаться наш натюрморт. В моем случаи-это правая сторона. Там куда попадают лучи солнца с помощью белой краски делаем светлый угол, все что остается в тени с помощью темно-коричневого делаем темнее.
4 этап: Красной краской рисуем круглое яблоко. С помощью фиолетовой и желтой краски делаем светотень. Что бы получить фиолетовый нужно смещать синею и красною краску.
5 этап: Круговым движением кисточки рисуем вишню. Так же делаем светотень.
6 этап: С помощью кисти №2 рисуем веточки у яблока и вишен.
7 этап: Добавляем блики и тень от фруктов. Наша картина готова.
В заключение можно сделать вывод, что рисование с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используется как основная непосредственная деятельность детей, где они приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами.
Технология нетрадиционного рисования помогает ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Не бояться отступить от образца, так как педагог выступает не как образец, а как соучастник творческой деятельности. Все работы индивидуальны.
Так же нельзя забывать о совместном творчестве взрослых и детей которое вселяет в ребенка уверенность в создании работы или в доведении её до конца. Что само по себе немаловажно для становления личности в дошкольном возрасте. У взрослого, в свою очередь, появляется возможность лучше узнать ребенка и понять его, посмотреть на мир глазами своего дитя и вспомнить себя в детстве.
И дети, и взрослые в процессе создания поделки не только пообщаются друг с другом и обсудят что-то, но и получат способ снять психоэмоциональное напряжение.
1. Под редакцией Р. Г. Казаковой « Рисование с детьми дошкольного возраста» М. 2005
2. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки» «Детство-пресс» 2004
3. Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» «Детство-пресс» 2003
4. Г. В. Морозова «Ознакомление с окружающим миром» М. 2010
5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Академия здоровья 2006
6. Т. А. Цквинтария « Нетрадиционные техники рисования » «Творческий центр «Сфера» » М. 2011
Источник