Натюрморт с теплым освещением акварель

Натюрморт в технике акварель

Мастер класс по натюрморту акварелью при дневном освещении.

Любой натюрморт начинается с эскиза. Эскиз – это компоновка в цвете и тоне перед началом работы на большом листе.

Итак начнем рисовать. После того как мы сделали эскиз, приступаем к компоновке в листе.

  1. Делаем подготовительный рисунок. Компонуем предметы, строим их так чтобы линии построения были чуть заметны, так как акварель дает прозрачный красочный слой.
  2. Второй этап-это начало работы акварелью. Начинаем с фона, так как пространство довольно большое, писать мы будем по-сырому. Подготавливаем бумагу смачиваем ее водой с помощью крупной кисти. Затем пока вода не высохла мешаем цвет фона. Цвет (краска) мешается на тон темнее чем вы видите, объясню почему. Акварель высыхая высветляется на тот, тон и чтобы сразу попасть в цвет и тон берут краску темнее. Прописываем серо-голубым пространство третьего плана и параллельно пишем красную ткань. Не забываем, что секло на лампе прозрачное и его также можно прописать серого-голубым цветом оставляя только блики. Рефлекс красного цвета , на стекле от красной ткани также пишется сразу по сырому, тогда пространство третьего плана мягко впишется в среду.
  3. Прописав ткани не забываем про падающие тени от красной драпировки.Приступаем к предметам. Изначально прописываем локальный цвет предмета-собственный, оставляя светлые места под блики.Не забываем , что свет холодный, а тени теплые. Прописываем добавляя холодную краску в свету и теплую в тенях. Пишем керосиновую лампу , смешивая сине-зеленый с коричневым.

Затем переходим к горшку, прописываем его по тому же принципу что и керосиновую лампу. В теплый коричнево-оранжевый цвет на свету добавляем холодный-синий или зеленый, а в тени теплый красно-коричневый так как будет рефлекс от красной ткани.

  • Переходим к живописи граната. Начинаем с теплого желтого, прописываем все кроме блика. Пока краска не высохла добавляем в полутона оранжевый и завершаем красным.
  • Переходи к плоскости стола на которой располагаются предметы. Ткань имеет полосатый рисунок. намечаем полосы красного, синего и желтого цвета.Прописываем падающие тени от предметов. Тени будут теплые с красными рефлексами от ткани.
  • Следующий этап уточнение формы и объема лампы и горшочка. Пишем полутона-они тепло-холодные. Усиливаем тени собственные, не забывая про рефлексы.Пишем белую ткань на свету, бледно голубым с добавлением черного.
  • Возвращаемся к ткани на которой стоят предметы и пишем свет и тень, тем самым собирая во едино все полоски орнамента. Обобщаем холодным сине-черным цветом ткань с помощью лессировки- прозрачного нанесения.
  • Завершающим этапом будет обобщение второстепенного. Выявление главного цветом и светом. Цветовым пятном будут гранаты, а тональным белая ткань.Натюрморт готов, но не забывайте ,что акварель должна быть прозрачная и текучая, а цвет «живой» и сочный.
  • Источник

    3 обязательных элемента акварельного натюрморта

    Бывало ли у вас так, что смотришь на какой-нибудь красивый, яркий и реалистичный натюрморт в акварели, хочешь сотворить нечто подобное и… не знаешь, с чего начать? Так вот, дорогой амбициозный художник: вы нашли то, что искали! Сегодня мы рассмотрим три необходимых составных части успешного, просто великолепного натюрморта: интенсивность, свет и цвет.

    Однажды утром, когда на завтрак у меня была вот эта простая миска ягод, я увидела солнечный свет, падающий на них из окна, и просто не смогла устоять. Они просились на полотно! Я их сфотографировала и пошла в город.

    Но для рисунка по моей инструкции необязательно доставать миску ягод — подойдет любой предмет, имеющий много сильно освещенных участков, глубоких теней и контраста.

    Начните с наброска, затем нанесите маску-защиту на все места бликов. Я использовала удаляемую маску-жидкость Winsor&Newton. Но прежде не забудьте обмазать кисточку мылом. И почаще мойте ее и снова намыливайте, когда будете использовать маску.

    Интенсивность

    Большое количество слоев краски, углубляющих темнейшие из темных цветов на вашей картине, добавит интенсивности и объема.

    Когда высохнет маска, первый слой мокрым по мокрому должен выглядеть, как на левой нижней ягоде на рисунке выше. Я взяла для него Ализариновый кармазин (Alizarin Crimson), Фиолетовый (Violet) и Французский ультрамарин (French Ultramarine), плюс немного Серого Пейна (Payne’s Gray).

    Для второго и третьего слоев на ягодах в центре и справа я стала писать детали и тени более яркими цветами. Вам может понадобиться несколько слоев, пока цвета на картине не станут достаточно глубокими.

    Посмотрите: ближе к центру цвет прямо-таки чернеет. Смешивайте краски и берите самые насыщенные для темных участков картины.

    Вначале убедитесь, что ваша работа полностью высохла.

    Свет на картине создается прежде всего фоном и падающими тенями. У себя я быстренько положила туда, где тень от миски, слой Зеленого Хукера (Hooker’s Green) (с легким оттенком Жженой умбры (Burnt Umber)) и Серого Пейна (Payne’s Gray). Пока рисунок был еще сырым, я немного прошлась Индийским желтым (Indian Yellow) и сделала фон поярче. И вот уже установлен источник света.

    Затем я принялась за миску. На верхней картинке видно, где я отметила у нее свет и рефлексы.

    Я написала две части миски: сначала снаружи, потом внутри. И все время сверялась со своим фото, чтобы уловить все цветовые нюансы и форму теней поточнее. И вам советую превратить это в привычку. Пусть вашей второй натурой станет тщательное изучение предмета натюрморта.

    Чтобы сделать свет на картине четче, я добавила еще Серого Пейна (Payne’s Gray) в тень миски. Снова намочите всю затененную область и поскорее накладывайте цвет. Не забывайте и про маленькие тени: здесь я также использовала круглую кисточку номер 2 для теней от ягод внутри миски.

    Свет у вас должен выделяться, когда будут готовы тени и рефлексы, ведь почти все участки света — это незакрашенная белая бумага.

    Ближе к концу работы начинайте лессировать самый яркий предмет легкими слоями чистого цвета. Так вы усилите его тон. Повторяйте сколько угодно раз, пока цвет на картине не станет достаточно глубоким.

    Посмотрите, какой темный у меня центр миски. Эта интенсивность создает 3D-эффект — и тут не надо бояться как следует прорабатывать цвет. Я в последний раз намочила фон и слегка углубила оттенки зеленого и синего вокруг миски, не переусердствуя с краской, а позволяя воде размывать очертания, чтобы потом увидеть, какими интересными они получатся.

    Затем я удалила маску-жидкость и смягчила светлые участки с помощью чистой мокрой кисточки, а потом промокнула эти места тканью. От этого ягоды и миска блестят, а замаскированные участки выглядят не так кричаще.

    Когда закончите картину, посмотрите на нее издалека и спросите себя:

    • Есть ли в ней интенсивность? Кажется ли, что можно взять сладкую ягодку и съесть ее, как на забавной картинке, что внизу?
    • Есть ли свет? Можно ли определить источник сильного света и самые освещенные места?
    • Цвета живые и точные? Красный — это красный? А оттенки синего тусклые или яркие?

    Интенсивность, свет и цвет — вот три кита очаровательного натюрморта. Сможете передать их все в картине — и зрителя точно увлечет ее реалистичность.

    Источник

    Гармония контрастов в акварели Александра Окладникова: почему композиция притягивает взгляд

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Меня зовут Кира Салимова, я художник, преподаватель и мама. Мои салаты настолько красивы, что их хочется рисовать, а дети умеют отличать импрессионистов от передвижников.

    Разбор живописи на контрасты — одна из моих любимых практик. Сегодня мы рассмотрим акварель Александра Окладникова — советского живописца, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия. Эта работа интересна тем, что она написана в сухой мозаичной технике, которая сейчас отошла на второй план из-за появления специальной акварельной бумаги.

    В живописи различают семь видов контрастов

    Цветовой контраст

    Любые два цветовых пятна создают контраст разной степени напряжённости. Некоторые пятна почти сливаются, некоторые подчёркивают друг друга. Об этом дальше.

    Температурный контраст

    В цветовом спектре все цвета от жёлтого до красного считаются тёплыми, а от фиолетового до зелёного — холодными. Не всё так просто, конечно, поскольку среди двух красных один может быть холоднее, другой теплее, а сравнить зелёный с фиолетовым не всегда представляется возможным. Тем не менее, холодный оттенок, положенный рядом с тёплым, создаст температурный контраст. В данном случае температурные колебания есть и внутри холодной бутылки, и внутри тёплой дыни.

    Контраст дополнительных цветов

    Если радугу упростить до шести цветов (синий и голубой сливаются в один сегмент) и замкнуть в кольцо, то получится цветовой круг, где три пары цветов стоят друг напротив друга. Цвета в каждой паре подчёркивают свою силу максимально, это и называется контрастом дополнительности. Основные три пары дополнительных цветов такие: оранжевый–синий, красный–зелёный, жёлтый–фиолетовый. Здесь мы видим явное соперничество синего и оранжевого.

    Контраст по насыщенности

    Насыщенность цвета определяется отличием его от серого. Так фон в акварели мягко отражает теплоту дыни, а каёмка внутри тарелки более глухо вторит цвету сосуда.

    Контраст по светлоте

    Плотная фигура бутылки могла бы перетянуть всю композицию влево, если бы не тёмная поддержка по горизонтали: тарелка внутри и падающая тень. Таким образом на светлом фоне рисуется что-то вроде хода коня.

    Контраст по размеру цветового пятна

    Каждая композиция имеет в себе большие пятна, средние и маленькие. Эту акварель интересно рассматривать как мозаику: даже большие формы составлены тут из маленьких плоских мазков. А в верхней части бутылки можно рассмотреть блики в форме двух окон и автопортрет художника у мольберта.

    Контраст, которого нет (симультанный)

    Суть явления в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому фон около сине-фиолетовой фигуры выглядит светящимся жёлто-оранжевым свечением, а серые тени на дыне отдают ультрамарином.

    Итак, чем живопись отличается от цветной картинки? Тем, что она построена на изменении цвета вслед за каждым поворотом или сломом формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.

    По тегу # контрасты_кс вы найдёте и другие мои разборы. Ставьте лайк, если хотите видеть больше материалов на тему искусства!

    Источник

    Значение света в живописи. Часть 2. Как освещение влияет на цвет и форму.

    СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ ИЛИ ВЫЯВЛЯЮЩИЙ ДЕТАЛИ.

    Свет может распределяться по предметам и объектам как абсолютно хаотично, образуя причудливую игру бликов и разрушающих форму солнечных зайчиков, так и логично распределяясь по форме, выявляя её, как бы вычленяя предметы их почти абстрактной среды.

    В первом случае, свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов. Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.

    Во втором случае, когда свет задан с учётом характера предметов, их формы, объёма и расположения в пространстве, он подчёркивает все вышеперечисленные характеристики, усиливает реалистичность предметов, чётко и понятно демонстрирует зрителю реалистический характер натюрморта и задачи, поставленные художником. Такое освещение обязательно для занятий живописью (если свет в натюрморте не конкретный, форма и объём плохо читаются — не стоит начинать этюд, есть вероятность сделать много лишних ошибок и запутаться). Учебный или постановочный натюрморт следует освещать боковым светом, направленным сверху (лучше холодным, например, от окна). Если заниматься живописью днём нет возможности, можно использовать софит (настольную лампу, фонарь и т.д.).

    КОНТРАСТНЫЙ ИЛИ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ.
    Также свет влияет на резкость и контрастность теней по отношению к свету. В натюрморте это особенно хорошо заметно, так как помимо тональных отношений, цветовые и разница в тепло-холодности ярко выражены. Например, при контрастном, заданном свете, когда предметы находятся близко к источнику света (к окну, софиту и т.д.), граница света и тени на предметах хорошо читается, градации тона и цветовые рефлексы сильны и очевидны. Это позволяет даже начинающим художникам нарисовать натюрморт с натуры достаточно реалистично, точно расставив по местам все оттенки цвета и тона.

    Рассеянный свет (удалённый от объектов и предметов на значительное расстояние) делает границы форм, теней и частей формы размытыми, неясными, как бы погружает предметы в негустой туман. В таком освещении рисовать предметы художнику сложнее, но именно в таком свете и визуальном качестве мы видим их чаще всего, то есть в меру рассеянный свет наиболее привычен для восприятия действительности человеческим глазом и помогает создавать более гармоничное, правдивое изображение.
    Почти вся живопись эпохи Возрождения демонстрирует зрителю объекты в рассеянном свете, именно поэтому она столь интересна и приятна для рассматривания (не говоря уже о композиции, грамотном классическом рисунке, цветовом строе и т.д.). Даже знаменитое сфумато Леонардо да Винчи (рассеивание краёв предметов, растворение контуров изображения в среде) демонстрирует качественное сочетание в меру рассеянного, в меру контрастного освещения в живописи.

    В живописи и фотографии используется термин светосила или сила света , для определения степени освещённости предмета источником света.

    ЦВЕТ СВЕТА.
    Цветовая составляющая потока света, разумеется, влияет на цвета предметов не только в свету, но и в тени, изменяя локальный цвет иногда до совершенно неузнаваемых оттенков. Это хорошо заметно, если наложить на осветительный прибор, который используется для освещения постановки под живопись, цветной фильтр. Это наглядно продемонстрировано в приведённых ниже изображениях, где натюрморт был последовательно освещён красным, синим и насыщенным зелёным светом.

    Сравнивая фотографию натюрморта и его этюд в традиционном ненасыщенном тёплом свете и колористические эксперименты в живописи под воздействием ярких цветовых фильтров разница вполне ощутима и очевидна.

    Как видите, с изменением цвета освещения меняется не только цвет предметов в свету и в тени (соответственно, колористическое решение натюрморта в целом), но и светлота цветовых оттенков (цвета высветляются и затемняются) и эмоциональное восприятие натюрморта зрителем (тревога, покой, напряжение, драматизм, меланхоличность и т.д.).

    ДВОЙНОЙ СВЕТ.
    Очень часто мы, художники, можем наблюдать модель, освещённую одновременно разными источниками света. Это тоже усложняет восприятие формы и цвета, запутывает зрителя и мешает изображать объекты и предметы так, как того требует изобразительная грамота. Например, сложное освещение может образоваться при одновременном освещении предметов рассеянным верхним и заданным боковым светом одновременно, или при освещении предметов холодным светом из окна и тёплым светом от лампы в помещении одновременно (или светом от электронного устройства (локальный свет) и верхней лампы (общий свет)).

    Так или иначе, смешанная тепло-холодность в освещении, случайные разнонаправленные потоки света, одинаковая светосила от двух источников уничтожают форму, объём, цвет и пространство в постановке. Чтобы этого избежать, сложность света стоит минимизировать, отдав предпочтение чему-то одному. И уж конечно, рисовать красками в таком освещении начинающим художникам не стоит категорически. Облегчите себе задачу, создайте благоприятные условия для работы, чтобы иметь надлежащий результат занятия по живописи.

    Некоторые мастеровитые художники используют оригинальные идеи двойного освещения в своих работах — это выглядит, действительно, оригинально и интересно. Но такие эксперименты могут себе позволить уже состоявшиеся мастера, для которых написать традиционный по освещению сюжет не составляет никакого труда. Такие художники тысячекратно изобразили модель во всевозможных ракурсах, освещённости, пропорциях, перспективе и вольны распоряжаться своим мастерством в угоду фантазии и творческой задумки.

    Для художников учеников такие эксперименты не только нежелательны, но и даже опасны.
    Также у художников существует понятие “сложное освещение” — это тот случай, когда модель освещена не в привычном нам верхнем боковом свете, а каким либо другим способом, уже описанным мной выше и в предыдущей статье https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu . Сюда же относится и местный свет в постановке (например, пламя свечи или костра). Ещё раз подчеркну, что писать модель в таком нестандартном освещении сложнее, хоть и интереснее, поэтому начинающим художникам не стоит этого делать.

    Изучать натуру художнику приходится постоянно, разглядывать, анализировать, искать выгодные ракурсы, освещение, формы. Именно это и формирует мастерство, владение изобразительной грамотой и творческую свободу. Надеюсь, теперь вы будете замечать больше нюансов цвета в постановке и видеть, как свет меняет форму, пространство, объёмы, а иногда и силуэты предметов и объектов.

    Одна и та же модель может выглядеть совершенно по разному в разных условиях освещения. Это происходит потому, что меняются одновременно все три основные характеристики цвета — цветовой тон, светлота и насыщенность. Меняется положение градаций тона, задающих форму, меняется тепло-холодность, меняется ясность восприятия модели и контрастов в ней, меняется видимое качество объёмов и общая темнота всех элементов постановки. Разумеется, что под воздействием всех этих факторов модель внешне будет меняться. А как именно, вы можете, проанализировав, понять и изобразить сами. Теперь вы понимаете, как изменяются внешние характеристики предметов под разным освещением в живописи. Осталось только применить эти знания в живописных работах своими руками.

    Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

    1. Поставьте «лайк».

    2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

    3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

    Екатерина Крюкова(Пилипенко) — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее можно прочитать нажав на этот текст>>>

    Источник

    Читайте также:  Мастер класс рисуем водопад гуашью
    Оцените статью