Многослойные натюрморты художника, который смог «приручить» акварель
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Художник Сергей Николаевич Андрияка широко известен в мире не только как один из талантливейших мастеров академической акварельной живописи, но и как прекрасный педагог и организатор, создавший в Москве уникальную Школу и Академию акварели, которым нет аналогов в мире. В нашей публикации — галерея восхитительных работ российского акварелиста, талантливого педагога и продолжателя династии.
Именно благодаря Сергею Андрияке, акварель в наше время в России обрела новую жизнь и заняла достойное место наряду с масляной живописью. Причем не только по критериям востребованности, но и по своим колоритным качествам, по образной содержательности и даже по размерам. Художник сумел настолько превосходно продемонстрировать зрителю уникальные возможности этой техники, что иногда даже сложно поверить в то, что его изысканные и эмоциональные работы выполнены акварелью.
Помимо творческих достижений Сергей Николаевич Андрияка получил широкую известность, как педагог и создатель специализированной Школы акварели (1999), а немногим позже и Академии акварели и изящных искусств (2002), где готовят молодых художников-акварелистов. Вот уже более 20 лет этот удивительный человек живет творческими замыслами, идеями, проектами, внедряя их в свою методику работы с молодыми талантами. И при этом он неимоверно счастлив, когда с кистью в руке садится перед белым листом бумаги, чтобы дать мастер-класс или же создать свою работу в любимой технике.
Мастер акварельной живописи также много лет является действительным членом Российской Академии Художеств, Народным художником России, ректором, созданной им Академии и художественным руководителем Школы акварели. Его произведения экспонируются в различных странах мира и хранятся во многих музейных собраниях России и за рубежом, а также в частных коллекциях.
О художнике
Родился будущий художник в июле 1958 года в семье Заслуженного художника РСФСР и преподавателя школы Московского художественного института имени В.И. Сурикова Николая Ивановича Андрияки, который преподавал мастерство живописи с самого основания школы (1939).
Рисовать маленький Сережа начал в возрасте шести лет, вдохновляясь работами отца, который, разумеется, оказал огромное влияние на выбор профессии сына. Упор был сделан на акварель, которая и стала любимой техникой художника в будущем. В 1976 году юноша окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. А спустя год, в 1977 году, неожиданно умер отец, и Сергею пришлось совмещать дальнейшую учёбу в МГХИ (факультет живописи) с работой.
Вначале 80-х Сергей Андрияка трудился в Творческих мастерских при академии художеств, а уже ближе к средине перешел на преподавательскую должность. Параллельно читал лекции в институте имени Сурикова и Московской средней художественной школе. А в свободное время много работал, как художник, — писал пейзажи и замечательные натюрморты.
Призвание — учить других
Это пришло, само собой. Набравшись колоссального опыта, Сергей неожиданно решил, как и его отец, — учить других. Так пришла идея создания учебного заведения для начинающих художников. В 1999 году Сергей Николаевич Андрияка основал в столице первую и пока единственную в стране Школу акварели собственного имени. А спустя три года выступил инициатором и основал Академию акварели и изящных искусств имени Сергея Андрияки. И вот уже на протяжении более двух десятков лет талантливый акварелист учит своих учеников художественному мастерству и премудростям профессии.
» . И это действительно парадокс. Скажу больше — не только в России, но и во всём мире нет такого специального вуза, где живопись акварелью была бы основным предметом. Понимаете, Школа акварели, которую я создал, работала постоянно, но не имела продолжения. Поступать выпускнику Школы было некуда. Поэтому я и решил восстановить справедливость «,- так объясняет Сергей Николаевич причину, по которой создание Академии было жизненно необходимым.
Академия акварели, ректором и преподавателем которой Андрияка является и по сей день, готовит молодых художников по его собственной программе. И он, давая мастер-классы, как мудрый наставник, щедро делится своими знаниями и богатым опытом со своими учениками. К слову сказать, в 2005-м Сергей Николаевич за заслуги на профессиональном поприще получил звание народного художника Российской Федерации.
Несколько слов о творческих изысканиях
Творческую карьеру художник начинал с работы масляными красками, гуашью и темперой. Занимался также мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. В итоге остановился на акварельной живописи.
Опираясь на традиции и технические приемы мастеров классической многослойной акварели, Сергей Андрияка в своей работе стал использовать послойные лессировочные прописки по сухой или просохшей поверхности бумажного листа, совершенно избегая белил.
Следует также отметить, что свои завораживающие акварели Андрияка пишет с помощью тонких колористических переходов, таким образом, передавая световоздушную среду, что превосходно придает натуралистичность изображениям и в пейзажах, и в натюрмортах, которые являются основными жанрами творчества мастера. Однако есть у Сергея Николаевича в творческой копилке и превосходные портреты, которым присуща глубокая психо-эмоциональная окраска.
Однако самым излюбленным жанром художника являются акварельные натюрморты, которые на всех выставках заслуживают самых позитивных откликов. Особенное очарование и нежность зритель ощущает, глядя на цветочные композиции мастера, где скромные букетики ромашек и ландышей, или же роскошные букеты пионов, королевских ирисов и хризантем словно источают благоухающий аромат.
Завораживает зрителя и разнообразие русской природы. Здесь можно увидеть и радость мартовского пробуждения, задумчивость и некоторое умиротворение октября и кристально чистое сияние январского снега. Неимоверно впечатляет величие и красота старинных православных храмов, восточные темы, западноевропейские сюжеты. Многие работы мастера посвящены архитектуре как российских, так и зарубежных городов. Нужно отметить, что у художника отличная профессиональная зрительная память, и он нередко рисует по памяти, причем зачастую без предварительного рисунка карандашом.
Творчество Сергея Николаевича Андрияки открывает зрителю красоту окружающего нас прекрасного мира. Игра цвета и света, изящество линий и ответственный подход к композиционному построению — вот тот фундамент, на котором стоит сам педагог и учит стоять своих учеников. Бережно храня секреты художников прошлого и творчески, отталкиваясь от современных тенденций, художник-педагог развивает как в своем творчестве, так и в творчестве своих студентов новаторские идеи и технические приемы, а также популяризирует многослойную акварельную живопись.
Глядя на работы мастера, понимаешь, насколько сложен и кропотлив его труд. Сколько нужно сил, терпения и мастерства, чтобы так изумительно писать. Это уму непостижимо. А вот немаловажный фактор в творчестве, как вдохновение, думается, он наверняка черпает в своих учениках, которые когда-то придут ему на достойную смену.
Для многих, наверняка, будет интересна судьба еще одного московского художника, который в 1987 году основал в столице высшее учебное художественное заведение — Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова. В свое время его «глазуновский фирменный стиль» одних — восхищал, других — возмущал и раздражал, третьи — и вовсе держали нейтралитет, но при этом никто не оставался равнодушным.
Об удивительной судьбе автора грандиознейших полотен, заставивших ожесточенно спорить общественность, читайте в нашей публикации: Две стороны одной медали: малоизвестные страницы жизни и творчества Ильи Глазунова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Натюрморт: живопись в многослойной технике.Часть I
Приветствую вас, друзья и любители живописи!
Наверняка вы заметили, что тема натюрмортов в живописи всегда остается актуальной среди художников, и тех, кто натюрморты покупает. Ранее я писала о том, какие существуют самые популярные техники в живописи. Так вот, в этой статье я хотела бы поделиться полным процессом работы над картиной и рассказать, как я писала натюрморт с вином в многослойной технике.
Очень многие начинающие художники задаются вопросом «Как же писать картину маслом в многослойной технике живописи, с чего вообще начать и каковы основные этапы работы?» Друзья, я решила поделиться опытом в этой технике и мой рассказ выйдет в трех частях. К сожалению, процесс будет долгий, но я постараюсь описать его подробно с фото-отчетом.
На работу над картиной у меня ушло примерно 3 месяца, но надеюсь, что я ничего важного не упустила и будет все доступно понятно. Сразу замечу, что этот вариант подхода к работе в технике лессировки отличается от методов, которые использовали старые мастера.
Но ради опыта стоит попробовать разные версии по одной простой причине, что экспериментировать очень нужно и даже полезно! Ведь живопись – она живая, не забывайте об этом!
В качестве примера для натюрморта в многослойной технике я взяла готовую композицию венгерского художника Gabor Toth . Скажу, что в своем творчестве я избегаю копирования и предпочитаю свои композиционные идеи и находки. К тому же, что может быть интереснее своего художественного подхода в живописи?
Конечно же, процесс обучения натюрморту традиционно начинается с копирования. Это неотъемлемая часть познания канонов живописи и привития художественного вкуса. Если вы учились в художественной школе, то вероятно помните, как обучают компоновать предметы в композициях, учитывая их размеры, цвета и форму.
Достаточно несколько таких занятий, и вы уже самостоятельно составляете композиции для натюрмортов. Ну а когда «набьете» руку и глаз, то есть глазомер, можно и нужно ставить свои композиции, и экспериментировать с оттенками в красках. Ну а моя творческая фантазия, то и дело вырывается наружу с желанием добавить в картину свои особенные нотки. Импровизация, одним словом!
В процессе работы над картиной в многослойной технике
Мудрый мыслитель и философ Конфуций сказал по этому поводу: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – этот путь самый благородный, путь подражания – этот путь самый легкий и путь опыта – этот путь самый горький»
Эти три пути знакомы каждому из нас, мы их проходили. Ну а затем каждый выбирает для себя только один. Я иду по пути размышлений, фантазировать и придумывать – это моя творческая стихия! Исходя из этого, я считаю, что развивать творческие навыки и фантазию можно только своими композициями!
Друзья, я не ставлю цель копирования картины, скорее, это получится свободная копия. Цель статьи — поделиться с вами этапами работы живописи в многослойной технике. Забегая вперед, скажу, что написать 100%-ную копию картины у меня все равно не получится из-за ряда причин: цветопередача и тональность с экрана монитора, недостаточно большое разрешение изображения, возможное изменение цветовых оттенков с монитора… Поэтому, оставлю схожесть только на 70% , этого будет достаточно. Обратите внимание, что я намерено оставила фон в теплых коричневых тонах в такт цвета нижнего ящика.
Слева оригинал картины, справа свободная копия
Да и над рисунком я тоже слегка пофантазировала! Как говорится, найдите 8 отличий! Я изменила композицию на свой вкус: немного «развернула» бутылку этикеткой к зрителю, добавила больше винограда, изменила форму бокала, внизу комода добавила выдвижной ящик с декоративной ручкой…
Весь процесс работы над картиной в технике многослойной живописи, с лессировками, включает несколько этапов. Каждый этап подразумевает полную просушку живописного слоя приблизительно 1,5-2 недели. Поэтому наберитесь терпения, писать придется долго!
Основные этапы в технике лессировки
Сразу успокою вас, процесс настолько увлекательный и интересный, что затягивает полностью с головой! В многослойной живописи есть свои тонкости и прелести, например, глубина и насыщенность красок, которой мы не наблюдаем в других техниках живописи маслом!
Итак, материалы для I, II и III этапа в натюрморте (живопись маслом) :
— Холст. У меня размер холста 55*46 см. Вы же выбирайте формат, на котором привычнее работать. Материал холста желательно лен, мелкозернистый или среднезернистый.
На заметку: для многослойной живописи лучше всего подойдут холсты с гладкими поверхностями. На них лессировки ложатся ровно, кисть не «цепляется» за фактурность холста. Когда-то я писала о выборе холстов, и какие из них лучше. Почитайте, возможно, вы не обратили внимания на этот важный момент ранее.
— Льняное масло потребуется для промазывания холста перед работой и разбавления, разжижения краски. А так же нам потребуется тройник. Чуть позже я перейду на него.
— Кисти мягкие синтетические, плоские, 2-3 разных размера, 1 круглая
-Акриловая коричневая краска
— Краски масляные:
- охра натуральная, можно охра желтая
- белила титановые
- умбра жженая, можно умбра натуральная
— Губка, Салфетки.
— Палитра (я использую одноразовые тарелочки)
I этап работы
Перенесите рисунок на холст. Как это сделать? Можно нарисовать от руки, это в случае, если у вас есть навыки рисования и хороший глазомер. Сложно от руки, значит, переносите рисунок по клеточкам. Кстати, это давний способ переноса, уменьшения или увеличения рисунка и им пользуются даже профессиональные художники! А еще можно воспользоваться калькой или копиркой…
В любом случае старайтесь, чтобы на холсте не получилось слишком много грязи от карандаша или копирки. Если вы неопытный рисовальщик, то рискуете повредить поверхность холста многочисленными линиями или потертостями от ластика. Учитесь работать чисто! Скажу честно, я рисовала от руки и недостаточно хорошо старалась, поэтому на моем холсте проглядывается местами линии от карандаша.
Зафиксируйте рисунок акриловой краской коричневого цвета. Для этой цели можно применить светло-серый цвет, дайте подсохнуть акрилу около часа. Не торопитесь и не игнорируйте просыхание, так как акрил просто размажется.
По собственному опыту знаю, так как однажды, в целях экономии времени, я сделала имприматуру акрилом, по свежему, только что обведенному рисунку акриловыми красками. Иии… под кистью весь мой труд стал исчезать, превращаясь в грязь!
II этап работы
Тонируем холст масляными красками, делаем имприматуру. Это цветная подложка, которая перекрывает белый цвет холста и упрощает дальнейшую работу над картиной в технике многослойной живописи маслом.
Имприматура в многослойной технике
Примечание: Подложка (имприматура) может быть от светло-жёлтых до светло-коричневых оттенков, в зависимости от тональности картины. В этой работе я использовала для тонирования холста охру натуральную, но вполне можно было применить и охру желтую.
Замечу, что будет правильнее дать имприматуре полностью просохнуть (около двух недель), прежде чем приступать к прописи светлых и темных мест на картине. Например, чтобы фон был интереснее, пишут сразу по сырой имприматуре. Такой метод тоже имеет место быть в многослойной технике живописи маслом.
III этап работы над натюрмортом с вином
Второй и третий этап работы я соединила в один сеанс, то есть, писались в один день. Хотя правильнее будет их писать отдельно друг от друга с промежуточным просыханием. В этом этапе нужно указать на самые темные и самые светлые места в картине, используя белила и умбру жженую. На фото внизу, посмотрите, как используя подушечки пальцев, можно сделать интересную фактуру! Такой рисунок от пальцев может получиться только по сырой имприматуре!
Также можно получить усложненный фон, если наносить краску губкой. Кстати, губка прекрасно растушевывает краску. Как вы поняли, здесь я немного импровизирую!
Рассмотрите внимательно фото с оригиналом картины настолько, насколько вам позволяет разрешение вашего экрана. Третий этап многослойной техники живописи важен, так как это по сути «фундамент» светлых и темных мест в картине.
Чтобы лучше увидеть светотень, переведите изображение в черно-белый режим. Это намного упростит работу, и головоломка разбора картины на светлые и темные места будет намного приятнее и проще. Например, самые темные места — верхний правый угол, низ картины, местами полость бутылки, падающие тени, виноград на заднем фоне. На месте самых светлых мест можно убрать охру тряпочкой и нанести в чистом виде белила титановые, например, вино в бокале, светлые места на листьях винограда, блики на бутылке.
Примечание: Многие художники подложку-имприматуру делают акриловой краской. Она сохнет быстро и в этот же день по готовой сухой поверхности можно приступать к третьему этапу. Кстати, старые мастера тоже хитрили в целях экономии времени и частенько имприматуру делали темперой, а то и… акварельными красками! А более смелые живописцы и светотень писали также темперой или акварелью.
Вы скажете как же так, акварель плохо держится и прописывается на холсте? Это так, но напомню, что живописцы стали использовать холст с XVI века. А до тех пор в качестве основы под живопись использовали дерево, и обработка поверхностей под масляную живопись выглядела иначе. Поэтому и акварель хорошо ложилась и держалась на деревянной поверхности.
Еще до того, как стали популярны масляные краски, писали темперой (пигмент разбавленный водой и куриным желтком). Такой краской писали более 3000 лет, вплоть до масляной живописи. На фото внизу, я рассматриваю картину мастера начала XVI века, написанной темперой на деревянной панели. Скажу, что полезно время от времени ходить в музеи и на выставки, ведь это один из способов пополнения знаний в копилку, а также формирования собственного вкуса!
Если вы любите побродить по залам с картинами старых мастеров, то приглашаю вас посмотреть видео из музея в южном штате Флорида/ США. (На фото один фрагмент из фильма выше). Там же мы заглянем в гости на Мастер класс к известному портретисту Владимиру Волегову. Уверена, вам очень понравится!
Вот, посмотрите друзья, что в результате у меня получилось. Возможно, я что-то где-то пропустила, не без этого. Оставляем картину просыхать около двух недель. Время работы на второй и третий этап приблизительно 2-2,5 часа.
На заметку: параллельно можно писать и другие картины, чтобы не было простоев. Например, подготовить 2-3 картины и работать с ними по очереди, ведь время просыхания довольно долгое! Эта рекомендация для тех, кто не может ждать, и чтобы не потерять приобретенный небольшой опыт, можно таким образом закрепить технику.
Друзья, продолжение написания натюрморта в многослойной живописи читайте во второй и третей части. Надеюсь, эта тема вам интересна так же, как и мне!
Видео идея: Как я рисовала пейзаж в быстрой технике
Если вы знаете другие варианты подходов к технике многослойной живописи, делитесь своим опытом в комментариях.
Друзья, сохраните статью в закладках, чтобы она на затерялась среди множество других статей . Так вы всегда сможете к ней вернутся при необходимости
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник