- Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА учебно-методическое пособие на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ЭТЮДА НАТЮРМОРТА
- Подготовительный рисунок
- 1 этап работы.
- На первом этапе начальной прописки намечают большие, тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического построения этюда, например: в натюрморте белое пятно гипсовой головы воспринимается как камертон, вносящий четкость тоновых контрастов в колористический строй постановки. Благодаря этому, натюрморт приобретает большую тоновую определенность. В цветовом решении фона горизонтальных драпировок сразу передаются различия по тону, цвету, теплохолодности.
- Намечают свет полутон, тень, рефлекс на гипсовой голове, керамической кружке с кистями, книге, в соответствии с характером формы, освещением и удалением относительно друг друга.На начальной стадии выполнения этюда гуашью, необходимо писать цвета более насыщенными, в расчете на их высветление.
- 3 этап работы
- На третьем этапе работы над этюдом, сравнивая цветотональные отношения, выполняют дальнейшую, тщательную работу над формой, деталями гипсовой головы, кружки, книги и т.д., выявляют цветовые рефлексные взаимосвязи, при этом не выпускают из вида общий тон натуры. Сравнивая между собой два белых предмета – гипсовую голову и белые боковые части книги, можно найти разницу между ними, выявить их материальность. Каждый из них будет иметь свой тон, свою поверхность, а, следовательно, различную цветовую характеристику. Белые боковые части книги будут значительно отличаться от материала гипса. В свою очередь, тепловатый материал гипса не похож на блестящие блики глянцевой поверхности керамической кружки. Сравнение с белым выгодно подчеркивает тон и цвет окружающей среды. Пастельно-розовые, охристые драпировки становятся звучными и насыщенными. В свою очередь, гипсовая голова активно вбирает в себя отсветы, цветовые рефлексы от окружающих ее разноокрашенных драпировок и предметов. При детальном изучении воздействия цвета среды на ее объем, выявляют тонкие цветовые взаимоотношения сложной пластической формы головы и окружающей среды
- 4 этап работы
- Гуашь. Составной натюрморт.
- Шаг 1. Подготовка основ
- Шаг 2. Разметка
- Шаг 3. Заливка. Фон
- Шаг 4 . Техника плотного мазка
- Шаг 5. Смешанная техника заливки и мазка
- Шаг 6. Штамповка
- Шаг 7. Техника сграффито
- Шаг 8. Сухая кисть
- Шаг 9. Оформление
- Натюрморт гуашью крупными мазками
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
учебно-методическое пособие на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
Учебно-методическая разработка для студентов
по специальности «Преподаватель рисования и черчения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_4.docx | 303.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области
«Губернский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЭТЮДА НАТЮРМОРТА
С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
Составитель: Кодоев Т.М.
Учебно-методическая разработка для студентов
по специальности «Преподаватель рисования и черчения»
Цель: Научиться правильно определять цветотональные отношения между гипсовой головой и ее окружением . Изучить воздействие цвета среды на ее объем.
Задача: Понять принципы взаимодействия сложных пластических форм между собой в пространстве. Добиться цветового взаимоотношения формы головы человека и окружающей среды. Уметь «лепить цветом» объемные формы в технике гуашевой живописи.
Постановка: Предметы с атрибутами искусств (книги, кисти) и гипсовый слепок головы человека на фоне драпировки. Освещение – контрастное, боковое.
Материал: гуашь, бумага 45х55 см
Количество часов : 12 часов
Усложненным вариантом натюрморта с белыми предметами является постановка с гипсовой головой.
Это задание –предваряет работу над живописью живой модели и является своеобразной, переходной стадией к изучению большой темы живописи– живой натуры.
Методическую последовательность выполнения задания проводят в 4 этапа.
Подготовительный рисунок
После определения формата, размера и композиционного решения выполняется подготовительный рисунок.
Рисунок под гуашь начинают с расположения и взаимосвязи больших масс, предметов натурной постановки: гипсовой головы, книги, кружки с кистями и т.д., их пропорции, характера объемных форм, конструктивного строения, взаиморасположения и постановки их на плоскости.
Определив характер, объем, пропорции гипсовой головы и ее основных частей, можно наметить контурными линиями границы больших масс светотени. Частично намечают светотеневую моделировку всех частей головы с сохранением ее общей формы, четким контуром намечают характер и границы освещения: полутень, тени, рефлексы на кружке, кистях, книге, горизонтальных драпировках переднего плана и т.д.
1 этап работы.
На первом этапе начальной прописки намечают большие, тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического построения этюда, например: в натюрморте белое пятно гипсовой головы воспринимается как камертон, вносящий четкость тоновых контрастов в колористический строй постановки. Благодаря этому, натюрморт приобретает большую тоновую определенность. В цветовом решении фона горизонтальных драпировок сразу передаются различия по тону, цвету, теплохолодности.
Намечают свет полутон, тень, рефлекс на гипсовой голове, керамической кружке с кистями, книге, в соответствии с характером формы, освещением и удалением относительно друг друга.На начальной стадии выполнения этюда гуашью, необходимо писать цвета более насыщенными, в расчете на их высветление.
В процессе работы не следует увлекаться смешением красок с белилами, что неизбежно приводит к разбеливанию этюда.
На втором этапе работы, найденные цветотональные отношения уточняются, активно моделируется форма предметов (гипсовая голова, книга, драпировки, кружка и т.д.).
На освещенных местах мазки краски кладутся активно, форма и детали лепятся четко. Такая детальная проработка и прописка формы предметов выявляет его передние планы. В тени же, краски берутся обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона, цвета. Одновременно решаются цветовые и тональные взаимоотношения формы гипсовой головы и окружающей среды.
При проработке теней и полутеней элементов изображения следует избегать применения белил, иначе цвет тени и полутени окажется белым, блеклым, разбеленным. При этом и колорит всего этюда будет белесым и замутненным.
3 этап работы
На третьем этапе работы над этюдом, сравнивая цветотональные отношения, выполняют дальнейшую, тщательную работу над формой, деталями гипсовой головы, кружки, книги и т.д., выявляют цветовые рефлексные взаимосвязи, при этом не выпускают из вида общий тон натуры. Сравнивая между собой два белых предмета – гипсовую голову и белые боковые части книги, можно найти разницу между ними, выявить их материальность. Каждый из них будет иметь свой тон, свою поверхность, а, следовательно, различную цветовую характеристику. Белые боковые части книги будут значительно отличаться от материала гипса. В свою очередь, тепловатый материал гипса не похож на блестящие блики глянцевой поверхности керамической кружки. Сравнение с белым выгодно подчеркивает тон и цвет окружающей среды. Пастельно-розовые, охристые драпировки становятся звучными и насыщенными. В свою очередь, гипсовая голова активно вбирает в себя отсветы, цветовые рефлексы от окружающих ее разноокрашенных драпировок и предметов. При детальном изучении воздействия цвета среды на ее объем, выявляют тонкие цветовые взаимоотношения сложной пластической формы головы и окружающей среды
4 этап работы
На завершающей стадии работы над этюдом необходимо вновь вернуться к уточнению общего тонально-цветового и пластического решения этюда и подчинить ему второстепенное. Проверить правильное определение тональных отношений между гипсовой головой и ее окружением. Гипсовая голова не должна быть «перечерчена» и сливаться с фоном или слишком светла и «вываливаться» из композиции. Тонкие наслоения краски при моделировке формы гипсовой головы гуашью приводят к тональной звучности выражения объема цветом, выразительности композиционного центра работы. Так как гипс имеет белый цвет, драпировки всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Образующаяся силуэтность способствует выявлению цельности форм в этюде, а значит, и живописно-пластической цельности изображения.
Источник
Гуашь. Составной натюрморт.
Речь пойдет о материале знакомом нам с детства. Этот материал — гуашь. Конечно, она уже не так заманчиво пахнет и не гремит в пластиковых баночках, но возможности этого художественного материала заслуживают внимания и более подробного рассмотрения не только в контексте детского творчества.
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Краски ценятся за ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность, обладают кроющей способностью, они легко разводятся водой, при высыхании светлеют (так как содержат белила). Ими хорошо работать на плотной бумаге, на картоне и, конечно, на холсте. Шаг за шагом мы создадим декоративное панно, собранное из пяти частей разобранного натюрморта. Оно будет декоративным, лаконичным и ярким. Каждый элемент выполняется в своей технике. Это, во-первых, позволит максимально передать характер каждого участника натюрморта, а во-вторых, даст представление о возможностях применения гуаши.
Для того, чтобы нарисовать гуашью составной натюрморт, нам понадобятся:
Основа: холст на картоне 10 на 15 см — 5шт.
Инструменты: Кисти синтетика плоская 14-16 и 8; круглая тонкая 3-5, губка, палитра (пластиковые тарелки)
Шаг 1. Подготовка основ
Возьмем пять заготовок холста на картоне размером 10 на 15, (они продавались сразу набором в художественном магазине) и подготовим их к работе при помощи грунта «Левкас». Наносим поочередно через просушку каждого от 3 до 5 слоев грунта, постепенно разбавляя его водой. Первый густой, как сметана, последний полупрозрачный.
Затем отшлифуем мелкой наждачной бумагой и в результате получим гладкую поверхность, на которой работать одно удовольствие. Технически гуашь ляжет на холст и так, но затраченное время на подготовку того стоит.
Шаг 2. Разметка
Тема натюрморта фруктово-овощная и, следуя идее, размечаем простым карандашом на каждой загрунтованной основе по персонажу. Карандашный набросок впоследствии не будет виден под слоем краски.
Шаг 3. Заливка. Фон
Для работы подойдет плоская синтетическая кисть, ей удобно заливать фон. Гуашь для этого не должна быть слишком густой (краска ляжет комками) или слишком жидкой (появятся пятна). На палитре разводим краску водой и заполняем цветом вокруг намеченных предметов. Можно сделать цветовые переходы или постараться равномерно покрыть поверхность. Но в данной художественной истории одна поверхность — один цвет; и манера движения кисти хаотичная.
\
Шаг 4 . Техника плотного мазка
Для изображения болгарского перца и передачи его характера воспользуемся техникой плотного мазка. На палитру выкладываем мастихином или ложечкой встречающиеся в этом овоще цвета. Затем набираем на кисть несколько цветов одновременно и протягиваем кисть по основным линиям намеченного овоща.
В данном случае, поочередно обводим сегменты перца, а затем поверх красочного слоя добавляем более мелкие и чистые по цвету густые мазки. Главное, не перестараться с пастозностью, гуашь этого не любит и может не сразу, но все же со временем потрескаться и отвалиться.
Ставим блики, усугубляем тени и завершаем легким движением более тонкой кисти с зеленой гаммой хвостик перчика.
Шаг 5. Смешанная техника заливки и мазка
Для этого баклажана выбираем смешанную технику заливки и мазка. Для этого понадобятся 3 оттенка фиолетового цвета. Добиваемся этого при помощи белил. Консистенция краски подходит как при заливке фона. Работаем широкой синтетической кистью. Наносим первый мазок с самым интенсивным оттенком на нижнюю часть баклажана, далее набираем на кисть более светлый и ведем рядом с первым мазком, повторяя форму предмета, и завершаем самым светлым оттенком.
Поступаем аналогично с зеленью.
Шаг 6. Штамповка
Характер лимона можно хорошо передать при помощи губки. Его пятнистую фактуру создадим с ее помощью, смоченной в нескольких красках. Набираем с палитры на губку и штампуем по направлению линий формы предмета, постепенно вводя разные оттенки краски и заполняя всю поверхность.
Кроме губки, фактуру можно создавать также полоской гофрированной бумагой или сложенным в несколько раз картоном, смятым пакетом, — при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты.
Шаг 7. Техника сграффито
Для груши — техника сграффито. Суть этого приема состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. При работе с гуашью работать придется как можно быстрее. Наносим основу — коричневые оттенки.
После высыхания наносим желтую гуашь.
Быстренько берем палочку и процарапываем фактуру. Смело и пока не высохло, снимаем желтую краску, под которой проглядывает первый красочный слой. Тут важно вовремя остановиться. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры.
Шаг 8. Сухая кисть
Яблоки заливаем двумя близкими оттенками красного цвета.
Затем применяем технику «сухой кисти». На сухую плоскую кисть беру немного краски, вытираю излишки, до тех пор, пока каждая волосинка кисточки не будет давать отдельную линию. И теперь сменяя цвета на кисти, прорисовываю фрукты, придавая нужную фактуру и объем, до тех пор, пока картинка станет напоминать именно яблоки.
Технику сухой кисти иногда сравнивают с рисованием цветными карандашами. И таким же образом, только уже темной краской, накладываем тени под всеми предметами на каждой картинке. Во время работы кисть нельзя мочить!
Шаг 9. Оформление
Готовые работы вставим в рамки со стеклом. Разместим их на стене, собрав их в единую композицию, и надолго сохраним свою работу от нежелательных внешних воздействий. При желании гуашевую работу можно покрыть лаком, но надо помнить, что лак сильно изменяет цвет красочного слоя.
Источник
Натюрморт гуашью крупными мазками
Не всегда в рисунке или картине нужно стремиться к детальности и четкости. За обилием мелочей может потеряться настроение работы и отклик, который она могла бы порождать у зрителя. Стоит научиться отказываться от чего-то в пользу главного. Попробуем получить этот навык, нарисовав гуашью небрежными мазками натюрморт с букетом цветов. Натура для нашей работы выглядит вот так:
Нам понадобится: картон или лист чертежной бумаги формата А4, набор гуаши, баночка с водой, палитра, тряпочка для протирания кистей, различные кисти. Для подобной работы лучше использовать жесткие кисти, например, щетину. Я использую щетину плоские №10 и №4, а также пару более мягких кистей для отдельных деталей, у меня это синтетика плоская №4 и круглая №3.
Поскольку работа “грубая”, будем рисовать без предварительного наброска. Начинаем с нанесения фона крупной жесткой кистью (щетина №10). Покрываем примерно 2/3 верхней части листа, используя краплак красный (цвет близкий к бордовому), коричневый и белила, добиваясь по возможности плавных переходов между различными цветами. Мазки наносим горизонтально, слева направо и обратно. Углы затемнены сильнее, туда добавляем больше коричневого цвета, ближе к правой стороне листа есть освещенный участок, туда добавляем больше белил. Фон не должен быть однородного цвета. На фотографии он кажется почти черным, но черный цвет я не рекомендую сильно использовать в рисунках. Получается примерно так:
Теперь наносим основной цвет стола коричневым и белилами, можно в отдельных местах смешать коричневый с небольшим количеством красного. Если работать полусухой кистью, то за счет жестких щетинок она будет оставлять неровный след, имитируя поверхность стола. Только наносите мазки горизонтально в одном направлении.
Основной цвет ткани близок к розовому. Используем смесь белил и красного, а на некоторых участках можно добавить более холодный розовый, смешав белила и краплак. Позже мы проработаем ткань более детально, но уже на этом этапе хорошо обозначить более темные и светлые участки. Здесь уже мазки лучше наносить в направлении основных складок ткани и использовать полусухую кисть с большим количеством краски, добавляя воды совсем чуть-чуть.
Теперь можно расположить на рисунке основные предмета нашего натюрморта. Белилами и тонкой мягкой кистью обозначаем очертания графина и подноса со стаканом и айвой. Если совсем трудно, то можно предварительно нанести очертания предметов простым карандашом.
Внутри стеклянного графина с водой просматриваются листья и стебли цветов. Обозначим их крупными мазками, используя зеленую краску, охру и фиолетовую.
Теперь можно приступить к цветам. Короткими и широкими мазками в разных направлениях, с помощью кисти щетина №4 рисуем желтые цветы. Набираем побольше краски на кисть, почти как на лопаточку, чтобы мазки были рельефными. Сиреневые цветы рисуем тонкими и длинными мазками, используя фиолетовую краску, смешанную с белилами. Не забудем добавить зелени между бутонами цветов, можно немного осветлить зеленую краску, добавив в нее желтой.
Уточняем форму и размер подноса, стакана и фруктов и наносим их основные цвета. Я их немного увеличила. Не нужно волноваться если где-то ошиблись, гуашь такая краска, которая легко перекрывает предыдущие слои, поэтому всегда можно подправить что-то, если вам не понравилось. Для металлического подноса используем серый цвет (белила+черный) с небольшим количеством синего. Обозначаем участки света и тени, разбавляя краску необходимым количеством белил. Для айвы используем желтый цвет, на светлых участках разведенный белилами, в затемненных местах добавим в краску немного зеленого. Опять же всё делаем крупными мазками, используя много краски и жесткую кисть среднего размера.
Основные предметы и цвета нашего натюрморта нанесены. Теперь будем проходить еще раз всю работу по кругу, уточняя и детализируя. Всегда старайтесь работать над рисунком в целом, постепенно доводя его до нужной точности. Итак, начинаем уточнять складки ткани. Для этого ищем участки теней (можно посмотреть на натуру немного прищурившись) и прорабатываем их фиолетовой краской, варьируя оттенки добавлением белил и краплака. Следите за направлением мазков, старайтесь наносить их по направлению складок.
И уточняем светлые участки ткани розовым и белилами, сухой кистью. Можно пройтись немного по темным участкам сухой кистью почти без краски, чтобы оставались только едва заметные следы.
Переходим к графину. Здесь я использую более мягкую кисть (синтетика плоская №4). Обозначаем уровень воды в графине белой линией, где-то потолще, где-то потоньше. Обратите внимание, что линия не прямая, она изгибается по эллипсу, повторяя форму и объем графина. Вода в графине немного мутная, поэтому нанесем туда немного белил. Кисть при этом должна быть почти сухой и краски на ней немного, чтобы сквозь мазки проглядывал цвет фона и листьев. Нанесем на графин и его ручку блики с помощью белил.
Уточняем цветы. Для желтых используя охру и белила с желтой краской. Смешивайте краски в разных пропорциях, пусть у вас получаются разные оттенки. Для сиреневых цветов используем белила, фиолетовую и можно еще краплак. Добавим еще желтые серединки, там где они видны. Уточняем зелень, добавляя оттенков потемнее и посветлее.
Теперь проделываем то же самое со стаканом, подносом и айвой. Уточняем цвета, добавляем оттенков, бликов на стакан. Воду в стакане рисуем белилами с небольшим количеством синего. К цветам айвы добавляем охры, зеленого, блики делаем более яркими с помощью белил, рисуем “попки” зеленым и коричневым. На подносе обозначаем поярче тени.
Остались последние штрихи. Тонкой мягкой кистью рисуем тень от подноса на столе смесью черной и коричневой краски. Делаем потемнее участок за графином. На подносе можно нанести желтым цветом небольшие отражения от айвы. Уточняем углы на складках ткани. Вот так выглядит мой готовый рисунок.
Источник