Исследовательская работа «Пластилиновые чудеса»
Цель: расширить знания о приемах работы с пластилином, освоить разные техники работы с пластилином.
Задачи :
1. Изучить подробно научную литературу по данному вопросу.
2. Проведя социологический опрос учащихся, выявить информированности о приемах работы с пластилином.
3. Составить памятку «Правила работы с пластилином».
4.Определить качественный состав пластилина, изучить приемы и правила работы с пластилином, пополнить свою «копилку» новыми поделками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovye_chudesa.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1 п.Навля»
Исследовательская работа на тему:
ученица 4 «В» класса
История создания пластилина…………………………………………..3
Состав детского пластилина…………………………………………. 3
Основные приемы работы с пластилином…………………………….5
Пластилинография как новый вид декоративно-прикладного
Правила безопасного труда с пластилином…………….…………….7
Список источников информации…………………………………..…..10
С малых лет, когда была ещё маленькой, я очень любила рисовать. Рисовала дома, в детском саду, мне нравятся уроки рисования в школе, я посещаю занятия изобразительного искусства в детско-юношеском центре, но ещё больше мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я уже умею лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина.
Цель: расширить знания о приемах работы с пластилином, освоить разные техники работы с пластилином.
1. Изучить подробно научную литературу по данному вопросу.
2. Проведя социологический опрос учащихся, выявить информированности о приемах работы с пластилином.
3. Составить памятку «Правила работы с пластилином».
4.Определить качественный состав пластилина, изучить приемы и правила работы с пластилином, пополнить свою «копилку» новыми поделками
Определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, возможно, я смогу освоить другие техники работы с пластилином
1. Поиск и изучение специальной литературы.
2. Социологический опрос учащихся.
3. Сравнительный анализ накопленного материала.
1. История создания пластилина
Пластилин – это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колбу, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту.
Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изначально собирался изготовить вещество, предназначенное для чистки обоев. Он отправил образец массы своей родственнице, работающей в детском садике. Детям масса очень понравилась, и постепенно новый материал заменил обычную глину. Этот пластилин изначально был белого цвета.
Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин.
Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета (тот который был изобретен англичанином). Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.
Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.
В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.
Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.
2. Состав детского пластилина
Состав детского пластилина экологически безвреден.
Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, масла, церезина (парафин твердый), жира , пигмента (красителя)
3. Виды пластилина
В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:
- Обычный детский пластилин , знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.
Обыкновенный отечественный пластилин хорошо подходит для лепки любых фигурок, нетоксичен, обладает широкой гаммой цветов (а ведь самый первый пластилин был просто серым). Из недостатков обычного пластилина можно отметить такие:
— он довольно сильно пачкается, трудно отстирывается с одежды, часто оставляя масляные пятна;
— очень жесткий, и поэтому детям трудно хорошо разминать такой пластилин. - Пластилин восковый
Если для школьника отличным вариантом будет простой пластилин, то для начинающих свое знакомство с лепкой лучше предпочесть восковый. Входящий в основу этого пластилина воск, делает массу податливой, мягкой — идеальной для первых работ.
Восковые пластилины:
— обладают яркой, насыщенной цветовой гаммой;
— замечательно лепятся;
— не пачкают руки и одежду;
— легко удаляются с пола или коврового покрытия. - Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами и учащимися художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность
- Арт-пластилин , или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов: арт-пластилин «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др.; арт-пластилин «твердый», или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и др.. Затвердевает в бытовых условиях. Например, за 15-30 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ-печи.
- Детский отскакивающий пластилин . Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.
- Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.
- Застывающий пластилин . Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.
- «Умный пластилин» , или «Жвачка для рук» – это пластилин, который способен принимать любую форму, при этом обладает одновременно несколькими свойствами – может быть жидким и твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. «Умный пластилин», можно сказать, уникальная игрушка. При этом он не маслянистый, как обычный пластилин, не пачкает одежду и руки, и его можно мыть, не ядовит, не содержит вредных добавок. Говорят, что он способен: увеличить подвижность пальцев, кистей, улучшить координацию, точность движений, уменьшить внутреннее состояния стресса и агрессии.
Кстати, помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина.
Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто.
Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке.
4. Основные приемы работы с пластилином
- Скатывание — формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.
- Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
- Придавливание — нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.
- Разрезание — при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.
- Раскатывание и вытягивание, работа пальцев- раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.
- Раскатывание цилиндра- прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.
- Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
5. Пластилинография как новый вид декоративно-прикладного искусства
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Рисование пластилином — один из самых молодых видов живописи. Техника пластилиновой живописи уникальна. Мне понравится рисовать пластилином. Я с удовольствием придумываю новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Какие существуют техники и приёмы рисования пластилином?
Сама техника нанесения пластилина может быть разной. Можно рисовать, используя необычную методику накладывания мазков на основу. Крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.
Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный приём, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно».
В качестве самых распространённых приёмов создания картин я использовала методы раскатывания (это когда кусочек превращается в «колбаску» или удлинённый цилиндр), скатывания (преобразование кусочка в шарик), сплющивания (создание из шарика лепешки) и прищипывания.
Для изготовления мелких деталей, например, травинок или стеблей использовала обычный медицинский шприц только без иглы. При этом непосредственно перед выдавливанием пластилин в шприце немного нагревала на батарее.
Пластилин бывает разного цвета, и лучше покупать наборы с большим количеством различных оттенков. Но все равно сколько бы у вас не было разного пластилина может получиться так, что необходимого цвета не окажется в наборе.
Хороший пластилин можно смешивать, например, как краски, и добиться нужного оттенка.
Для этого необходимо взять два небольших кусочка пластилина разного цвета и сминать их вместе. Но наберитесь терпения, если пластилин сминать не долго, то кусок получится в «мраморных» разводах. Если Вы продолжите подольше, пластилин перемешается равномерно и получится новый цвет.
Смешение цветов — очень интересная и увлекательная тема.
В ходе работы я разработала табличку смешения цветов:
голубой + жёлтый = зелёный;
зелёный + синий = изумрудный;
розовый + синий = фиолетовый;
красный + зелёный = коричневый;
синий + белый = голубой;
белый + красный = розовый;
красный + желтый = оранжевый.
6. Правила безопасного труда с пластилином
- Застели рабочее место клеенкой или бумагой.
- Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.
- Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.
- Перед тем как мыть руки, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.
- Мой руки с теплой водой и мылом.
- После окончания работы вымыть руки с мылом или протереть влажной салфеткой.
- При работе используются стеки-ножи для пластилина, вытри их после окончания работы. Во время резания их тоже надо протирать, ведь ты пользуешься пластилином разного цвета. Они не острые, но будь при работе внимательным!
- Если кусочек пластилина случайно попал на одежду или ковер. Тщательно соскреби его, а оставшееся пятно хорошенько протри тряпочкой, смоченной керосином, а затем застирай.
7. Результаты анкетирования
Я провела анкетирование со своими одноклассниками . Вот какие результаты я получила:
Первая анкета «Нравится ли Вам работать с пластилином ?» (приложение № 1, табл. № 1), проведенная с учащимися выявила, что 44 % моих одноклассников очень любят работать с пластилином, 52% нравятся работать с пластилином, 4 % — не нравится работать с пластилином.
Вторая анкета «Какие приемы работы с пластилином вы знаете ?» (приложение № 1, табл. № 2 ) показала, что учащиеся знают традиционные работы с пластилином такие как раскатывание 96 % учащихся, разрезание -92 % , сплющивание- 88%.
После изучения анкет и обработки результатов, я сделала выводы , что многие дети любят и умеют лепить из этого гибкого чудесного материала. Потому что изготовление своими руками красивых предметов из пластилина вызывает интерес к творческому процессу, приносит удовлетворение результатами труда.
Изучив теоретическую часть своей работы, а именно : историю создания пластилина, его состав, виды пластилина, приемы работы с пластилином я приступила к практической части .
Я освоила такие техники, как
- пластилинография на стекле и картоне;
- скульптурный барельеф;
- аппликации из шарикового пластилина;
- объемные композиции
Цель моей работы – освоить новые техники работы с пластилином и пополнить свою «копилку» оригинальными и декоративными поделками – достигнута. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка и рисование пластилином помогли мне развиться творчески. Я научилась видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Некоторые работы потребовали терпения и усидчивости, зато результаты радуют! Готовые работы можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате. Все, кто видел мои работы, удивлялись. Пусть ещё мои работы в технике просты, но кто знает, возможно, в скором времени, они станут настоящими шедеврами.
Источник