«Важные секреты по работе с пластилином»
«Важные секреты по работе с пластилином»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).
Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать,
если следовать следующим рекомендациям:
Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.
Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.
«Секреты» и маленькие хитрости работы с пластилином
Перед использованием пластилин следует хорошенько размять, можно подержать комок под струей теплой воды.
После работы нужно сначала протереть руки салфеткой и только потом вымыть их теплой водой с мылом.
Лепить из пластилина лучше всего на оргстекле или кусочке пластика. Можно использовать фанеру, картон или клеенку.
Для создания дополнительных эффектов, можно использовать природные материалы, пластмассовые детали, бусинки, камешки, крупы.
Для раскатывания пластилина удобно пользоваться скалкой.
Для создания различных фактур на поверхности пластилиновых изделий можно пользоваться острыми предметами: стекой, ножом, шилом, стержнем, линейкой, колпачками от фломастеров, расческой, плотным картоном и др. Интересно выглядят отпечатки фактурных тканей на поверхности пластилина.
Можно выдавливать пластилин через чесночницу, ситечко, экструдер (специальный шприц с насадками).
Если нужно выполнить какие-то элементы изделия из тонких валиков, то лучше их охладить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться.
Если необходимо нанести пластилин на картонную основу, то лучше это делать пальцами, а не стекой. Согретый пальцами материал равномерно соединяется с основой.
Пластилин недостаточно прочен. Поэтому иногда используют проволочный каркас.
Если изделие крупное, на него требуется большое количество пластилина, можно пойти на маленькую хитрость. Вложить внутрь фольгу, заготовку из пластмассы (например, киндер-сюрприз),пластилин, который уже «потерял цвет».
Источник
Техники работы с пластилином
Развитие творческих способностей: техники работы с пластилином
Лепку дети осваивают уже с раннего возраста. Пластилин – идеальный инструмент для развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует формирование умственных способностей. Чтобы ребенок не заскучал от однообразного занятия, предлагаем познакомиться с различными техниками рисования пластилином, которые практикуют в школах раннего развития детей.
Значение развития творческих способностей у дошкольников
Интеллектуальные и мыслительные процессы напрямую связаны с развитием мелкой моторики (движения кистей рук и пальцев).
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский
Нетрадиционные техники рисования открывают свободу фантазии, дают ребенку возможность познать многогранность переживаний на пути к реализации творческого замысла.
Лепка и рисование пластилином не только активно развивают мелкую моторику, но и формируют комплекс, необходимых для готовности к школе навыков:
- Терпение и усидчивость;
- Аккуратность;
- Фантазию, творческие способности, интерес к искусству;
- Чувство объема и пропорции;
- Координацию и гибкость рук;
- Развивают сенсомоторику (согласованность работы рук и глаз);
- Колористику (чувство цвета, гармоничного сочетания);
- Мышечную активность (раскатывание пластилина дает нагрузку от предплечья до кончиков пальцев).
Техники рисования пластилином называют общим термином – пластилинография. Это создание объемной картины на горизонтальной поверхности (картоне, оргстекле, пластиковой доске).
Техники рисования пластилином
Для работы над картиной вам понадобится ряд инструментов:
- Материал для лепки (пластилин лучше использовать на восковой основе или сделать домашний).
- Плоская основа – можно использовать любой материал (картон, оргстекло, фольгу, пленку, пластмассовую или деревянную поверхность).
- Инструмент для раскатывания пластилина (скалка, бутылка и пр.).
- Пластмассовый ножик для пластилина и фигурные формочки для вырезания.
- Дополнительная фурнитура (бусинки, перья, кусочки ткани, пуговицы, зерна, крупа).
Размер первых произведений прикладного творчества должен быть небольшой. Задача для ребенка должна быть не сложной, а выполнимой. Лучше начинать картины размером с ¼ альбомного листа. Нарисуйте с ребенком что-то очень простое (цветочек, бабочку, солнышко, геометрические фигурки).
Можно сделать заготовку на оргстекле, обрисовав контуры готового сюжета гуашью, а потом уже выкладывать изображение пластилином. Перед началом работы хорошенько разомните материал, он должен быть мягким, эластичным и податливым.
Техника размазывания пластилином для самых маленьких
Для создания фона и заполнения сюжета нужно отрывать маленькие кусочки хорошо размятого пластилина и размазывать их длинными мазками на основе. Можно смешивать цвета, накладывать узкие или широкие мазки разных оттенков. Можно купить готовые шаблоны рисунков для раскрашивания.
Для аппликации можно использовать дополнительные материалы, они хорошо фиксируются на поверхности рисунка, создают объемный эффект.
Рисование пластилиновыми шариками
Сюжет картины выкладывается маленькими шариками. Нужно стремиться, чтобы они были одного размера. Хотя авторская идея может воплощаться любым размером. Предварительно нарисованное изображение заполняется разноцветными шариками. Можно комбинировать размазывания с объемными деталями.
Техника отпечатков
Для работы подойдут любые предметы, оставляющие отпечатки. Это могут быть подручные атрибуты: зубочистка, коктейльная трубочка, колпачок от фломастера. Различными предметами можно делать штрихи, точки, мазки.
Спиральки из пластилина
Интересная техника, позволяющая создавать объемные изображения. Раскатываются тоненькие жгутики и укладываются на поверхность в соответствии с сюжетом. Закрученными спиральками удобно рисовать розочки, ромашки, крону дерева и прочие сюжеты. Расход материала увеличивается, но результат того стоит.
Рисование мазками
Техника рассчитана на детей постарше 5-7 лет. Заключается в нанесении картины из пластилина разноцветными мазками, как при работе с масляными красками, но в объемной форме.
Выпуклые изображения
Можно предложить ребенку раскатать множество маленьких жгутиков, а потом создать из них картину. Можно нарисовать объемные буквы, написать ими слово или свое имя.
Творческая мастерская школы раннего развития «Чудо-Чадо» в Бишкеке приглашает на занятия прикладного искусства детей с 1 года. Под чутким руководством опытных педагогов ваш малыш раскроет свой потенциал, активизирует мелкую моторику, разовьет способности, которые помогут подготовиться к школе.
Источник
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования
Светлана Грибанова
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
— формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
— освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;
— обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
— развитие мелкой моторики;
— ознакомление с окружающим миром;
— развитие эмоций и фантазии
— развитие пространственного мышления и творческих способностей;
— воспитание у детей художественного вкуса;
— развитие моторики пальцев рук детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
— во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;
— предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);
— устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);
— покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».
(используем лак для волос)
Материалы для создания пластилиновой картины:
— картон с контурным рисунком, покрытый скотчем
— салфетка для рук
— бросовый и природный материалы
— доска для лепки
Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином — размазывание,
— выкладывание картинки пластилиновыми шариками
— рисование картин шариками
— рисование полосками пластилина
— рисование по контуру
— работа с затвердевающим пластилином
— размазывание с объёмным эффектом
Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.
«Животные жарких стран»
«Зимний лес». Нетрадиционная техника рисования тычком «Зимний лес»Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.
Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.
Нетрадиционная техника рисования Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.
Нетрадиционная техника рисования В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.
Нетрадиционная техника рисования. Энкаустика Совсем недавно узнала о такой технике рисования, как энкаустика. Решила попробовать. Энкаустика — это рисование утюгом и восковыми мелками.
Нетрадиционная техника рисования «Зима» Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ января по рисованию в нетрадиционной технике. Работы детей кружка «Цветик — семицветик».
Нетрадиционная техника рисования «Зима. Новый год» Приветствую всех гостей и друзей! Хочу представить Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ декабря по рисованию в нетрадиционной технике.
Нетрадиционная техника рисования на тему «Космос» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет рисунков детей на тему «Космос» Цель:закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного.
Пластилинография-нетрадиционная техника изобразительного искусства Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.
Источник