Нетрадиционное рисование кто это придумал

«Нетрадиционные техники рисования»
занимательные факты по рисованию на тему

Использование нетрадиционных техник рисования

Скачать:

Вложение Размер
metodobedinenie.docx 24.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования».

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Поэтому, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Речь идет об использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования. Большинство из них относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Нетрадиционное рисование – это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Слайд5
Я поставила для себя задачу — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материала, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.

Существует множество видов техник нетрадиционного рисования , таких как:

отпечатки листьями; рисование пальчиками, ладошками; рисование методом тычка; смешивание цветов; кляксография; раздувание краски; монотипия (пейзажная и предметная; фотокопия (рисование свечой); проступающий рисунок; каракулеграфия, шаблонография; техника выполнения витражей; ожившие предметы; оттиск печатками, пробками; восковые мелки+акварель; набрызг; рисование мыльными пузырями; граттаж; рисование песком, крупой, солью и др.

Мои воспитанники с большим интересом рисуют методом кляксографии, отпечатков, набрызга, монотипии, фотокопии, восковыми мелками + акварель, граттажа. Подробнее о них я вам и хочу рассказать.

Слайд 7. Кляксография Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому моей задачей является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисованиям является понимание детьми симметричности-зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Слайд 8. Кляксография с использованием нити Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Данная техника тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Слайд 9. Разбрызгивание Разбрызгивание, или набрызг — рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Слайд 10. Монотипия Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма .

Слайд 11. Граттаж Это слово в переводе с французского языка означает «царапать, скрести», отсюда и другое название этой техники – царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Слайд 12. Фотокопия – рисование свечой Данная техника называется «фотокопией». Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.

Слайд 13. Восковые мелки + акварель. Это смешанная техника сочетает рисование материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется .

Слайд 14. Отпечатки листьями Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Слайд 15. Рисование ладошками и пальчиками. Мои воспитанники с удовольствием рисуют, используя данный вид рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток. Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Слайд 16. Как показывает опыт, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

И в десять лет, и в семь, и в пять Все нарисуем: были б краски,

Все дети любят рисовать. Да лист бумаги на столе,

И каждый смело нарисует Да мир в семье и на земле.

Источник

Нетрадиционное рисование кто это придумал

    Главная
  • Список секций
  • Изобразительное искусство
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Введение

Все дети, начиная с ранних лет, любят рисовать. Я тоже с удовольствием занимаюсь в школе искусств, просто обожаю рисовать и могла бы заниматься этим делом бесконечно. Какими только материалами я не пробовала рисовать: и карандашами, и мелками, и пастелью, и сангиной, и угольком, и акварелью, и гуашью. Когда я испробовала все эти материалы, то заинтересовалась нетрадиционными способами рисования. Мама моя меня поддерживает в моих увлечениях, так как работает в детском саду и учит детей рисовать. Мы вместе решили изучить разные способы рисования и апробировать их. Так появилась моя работа.

Цель: собрать и обобщить информацию о нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

Найти определение нетрадиционной техники рисования;

Изучить разные нетрадиционные техники рисования;

Выполнить рисунки в разных техниках;

Провести занятие в детском саду, используя нетрадиционную технику рисования (рисование пальчиками);

Провести мастер – класс в школе и апробировать один из способов рисования с одноклассниками;

Рассказать о своей работе одноклассникам;

Принять участие в конкурсах учебно – исследовательских работ.

Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации;

б) практические работы по освоению способов;

в) эксперименты с материалами и приспособлениями.

Актуальность: Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно при обучении в школе. Нетрадиционное рисование-это способ самовыражения, общения самим с собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытие в себе новых возможностей.

Гипотеза: если собрать и изучить материал о нетрадиционных способах рисования, то можно используя полученные знания, выполнить замечательные творческие работы.

Глава 1. Нетрадиционные техники рисования.

Что такое «нетрадиционные».

Слово «нетрадиционный» я нашла в Википедии.

Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.

Нетрадиционно — это значит ещё и сочетание обычных традиционных материалов с разными приспособлениями, которыми можно изобразить что- либо.

Нетрадиционно — это также значит применение нескольких техник сразу, в то время как художники предпочитают один вид техники рисования.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Нетрадиционное рисование лежит в основе расслабления. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе и в своих силах.

Я узнала также, что нетрадиционное рисование помогает успокоиться, отдохнуть от суеты.

1.2. Материалы и инструменты для работы.

По своему маленькому опыту юного художника я поняла, чем разнообразнее материалы и инструменты, тем ярче развиваются творческие способности, больше хочется рисовать и творить. Об этом я узнала от учителей рисования, а потом и сама убедилась в том. Также появляется индивидуальность, самостоятельность, воображение, развиваются пальчики. Для достижения интересных и необычных эффектов в своих работах я использую разные материалы и инструменты:

Материалы: акварель, гуашь, пластилин, песок, пастельные и восковые мелки, тушь, уголь, соль, фломастеры.

Приспособления и инструменты: ватные палочки, зубочистки, пробки, штампы из картофеля, осенние листья деревьев, свеча, нитки, расчёска, зубная щётка.

Я нашла свои нетрадиционные материалы и приспособления: пуговицы, зубочистки, гравировки старых открыток, смятая бумага, кусочки ткани, свёкла, грифельная стружка, пластилин, ватные тампоны, бинт.

Это ещё не всё, ведь фантазировать можно сколько угодно.

1.3. Разные виды нетрадиционных техник.

Используя материалы сети Интернет, я нашла следующие нетрадиционные способы рисования и апробировала их:

Печатанье листьями относится к технике штамповки, требует большей аккуратности и коррекции движений, доступно детям старшего дошкольного возраста. Для занятий понадобится: гуашь, кисти, бумага, листья. Листик покрывают гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно прикладывают окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижимают и аккуратно за черенок плавным движением вверх отклеить с альбомного листа. Главное — не двигать лист, иначе изображение получится смазанным. Листочки можно окрашивать в разные цвета, можно сделать двухцветными или многоцветными. Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью дорисовать недостающие части композиции. (Приложение 1)

Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток) – доступна детям с 3 лет. Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или тонированная), краски (гуашь или акварель), кисти. Данная техника знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отображения предметов. Лист складывают пополам и на одной стороне рисуется половина рисунка. Затем лист складывают и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовывают недостающие части. С помощью данной техники можно рисовать лес, горы, небо, облака, бабочку, цветы, павлина, жука. (Приложение 2)

Рисование мыльной пеной Для занятий потребуется: акварельные краски (гуашь), шампунь, трубочка для коктейля, бумага. В ёмкость с жидкой краской добавить шампунь хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делить аппликации. (Приложение 3)

Набрызг Для занятий потребуются: старая зубная щётка, расчёска с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты. На кончик щётки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расчёску и провести по ней ворсом щётки. Брызги распределятся по листу. Можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, после высыхания, снять шаблон. Так можно рисовать звёздное небо, салют. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой или аппликацией. (Приложение 4)

Шаблонография Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить — из каких геометрических фигур он состоит (кругов, овалов, квадратов, прямоугольников). Цель изобразить — составить объект или картину, обрисовывая приготовленные шаблоны геометрических фигур. Готовую композицию выполнить в цвете. (Прил.5) Раздувание краски Для работы понадобятся: краска, бумага, трубочка для коктейля. Направить нижний конец трубочки в центр кляксы, а затем с усилием дуть в трубочку и раздувать в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект. Отдельные детали дорисовать кистью или фломастером. Раздувание способствует активной работе лёгких. (Приложение 6)

Рисование пальчиками и ладошками Для этого понадобится: гуашь, бумага, салфетки. Опустить в краску пальчики (ладошки) и наносить точки, пятнышки (отпечатки) на бумагу. На каждый пальчик набирать краску разного цвета. После работы пальчики вытереть салфеткой. Таким способом можно рисовать листочки, ягодки, цветочки, шерсть животных. (Прилож. 7)

Оттиск пробкой или печатками картофеля Для этого понадобятся: мисочка, либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона пропитанная гуашью, бумага, печатки из пробки (картофеля). Прижать пробку или печатку из картофеля к штемпельной подушечке с краской и нанести оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и пробка. Таким способом можно рисовать гусеницу, перышки, цветочки и разнообразные орнаменты. (Приложение 8)

Цветной граттаж Приготовить: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка с заточенными краями. Натереть свечой лист так, что бы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается, процарапывается рисунок. Далее можно дорисовать недостающие детали. (Приложение 9)

Рисование по «сырому» Необходимы: бумага, кисти круглые и тонкие для подрисовывания деталей, губка, бумажные салфетки, акварельные краски, стаканчик с водой. Намочить бумагу губкой или можно в широком тазике, просто окунув лист. Кисточкой нанести пятна на увлажнённую поверхность. Эти пятна растекаются на листе, что вызывает восторг и удивление у детей. Данную технику можно дополнить аппликацией или дорисовать дополнительные детали. (Приложение 10)

Рисование “пластилиновыми жгутиками” Для этого понадобится: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, затем ими заполняются элементы рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи. (Приложение 11)

Работа пластилином на стекле Подготовим стекло: уберем картон, рисуем на нём эскиз работы. Подкладываем эскиз под стекло. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Раскладываем получившиеся кусочки. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Желательно накладывать пластилин очень маленькими, с горошинку, кусочками. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. (Приложение 12)

Рисование углём Для этого понадобится: бумага, уголек, салфетка. Рисунок выполняем тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка) так же, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться. (Приложение 13)

Восковые карандаши + акварель Для работы понадобятся: бумага, восковые мелки, акварель. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью. (Приложение 14)

Глава 2. Нетрадиционно, значит, интересно.

2.1. Занятия в детском саду.

В детском саду я рисовала нетрадиционными способами:

Источник

Читайте также:  Уроки рисование любого предмета
Оцените статью