Обучение рисованию детей 3 4 лет пошагово

Уроки рисования для детей 3-4 лет поэтапно красками, карандашом

В возрасте 3 – 4 лет ребенок уже активно познает мир, начинает анализировать и хорошо запоминать информацию, может сравнить предметы, их форму, размер и цвет. Уроки рисования для детей в этом возрасте имеют большое значение для развития памяти, внимания, моторики и речи.

Особенности развития детей в 3 – 4 года.

Развитие ребенка в период младшего дошкольного возраста сопровождается активной социализацией, именно в это время большинство малышей идут в детский сад.

Увеличивается поток информации из внешнего мира, развивается воображение, среди мыслительных операций начинают появляться:

  • обобщение;
  • сравнение;
  • классификация;
  • выделение существенных свойств (абстрагирование).

Память в этом возрасте нацелена на яркие, эмоциональные образы, поэтому в 3 – 4 года у ребенка нет цели запоминания какой-либо информации, это происходит непроизвольно.

Основными каналами восприятия окружающего мира являются:

Доминантным является зрение, внимание заостряется преимущественно на размере, форме и цвете. Чем ярче и красочнее будет объект изучения, тем сильнее он запомнится.

Уроки рисования для детей 3 – 4 лет полезны, прежде всего, тем что помогают связывать информацию, полученную ребенком из вне, в единое целое, он начинает конструировать зрительные образы на бумаге.

Очень часто у малыша происходит разделение цветовых характеристик на понравившееся и непонравившееся, поэтому на бумаге будет отображаться предпочтение, а не реальное изображение предмета. Развитие мелкой моторики способствует правильному становлению речи.

Самостоятельность, усидчивость, аккуратность – все эти качества, также приобретаются и формируются в процессе изобразительной деятельности.

Преимущество уроков рисования для развития детей 3 – 4 лет заключается также и в том, что оно стимулирует воображение и мышление, а это положительно сказывается на развитии интеллекта. Именно в таком творчестве проявляется креативность, происходит поиск ассоциативных связей между предметом и его изображением.

В процессе юный художник проговаривает или комментирует свои действия, что отражается на формировании речи; он анализирует и наблюдает за объектом, описывает его посредством рисунка, это полезно для восприятия.

Основы рисования для ребенка 3 – 4 лет.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок уже владеет основными навыками изобразительной деятельности, может держать кисть, карандаш или фломастер. Огромное значение для дальнейшего полноценного развития умения рисовать имеет участие и помощь родителей, они должны организовывать процесс обучения в домашних условиях.

­Как заинтересовать ребенка

После 3 лет дети уже осваивают умения закрашивать целиком фигуры, обрисовывать линии или контур, поправлять и дорисовывать изображение, их начинает интересовать прорисовка деталей, например чешуек рыбы, перепонок на лапах, плавников, клювов.

Наиболее удобными инструментами для творчества в этот период являются кисти и акварель или гуашь, так же краски могут быть пальчиковыми.

Для того чтобы простимулировать интерес ребенка к домашнему обучению рисованию можно:

  • предоставить возможность попробовать фломастеры, карандаши, восковые или акварельные мелки, краски с целью выявления предпочтений.
  • Показать различные техники рисования и нажима на выбранный инструмент, различные размеры, форму, цвет и текстуру бумаги.
  • Позволить ребенку самому проявить фантазию и даже похулиганить, смешать различные цвета, испачкать пальчики.
  • Придумать историю или персонажа, которого в дальнейшем изобразить на бумаге, использовать специальные книжки-раскраски.
  • Попробовать изобразить какой-либо реальный объект, например игрушку, или нарисовать портрет кого-то из родных.
  • Положительный эффект на юного художника оказывает одобрение со стороны взрослого, а также совместное рисование, это развивает больший интерес к деятельности.

Многие дети любят рисовать и главная задача родителей — поддерживать это начинание, уделять особое внимание качеству материалов для творчества, организовывать рабочее место и оказывать помощь. В качестве эксперимента можно устроить домашнюю выставку с наиболее удачными экземплярами.

Организация рабочего процесса

Уроки рисования для детей 3 – 4 лет в домашних условиях начинаются, прежде всего, с правильной организации рабочего места. Стул и стол должны подходить по размеру и быть удобными, так же необходимо обеспечить хорошее освещение рабочей зоны.

Для сохранения чистоты поверхности стола может быть использована клеенка, а защита от пятен для ребенка – фартук, рабочее место лучше сразу поддерживать в чистоте.

К подбору инструментов и материалов следует подходить ответственно, так как использование качественных красок, карандашей, бумаги обеспечивает не только прекрасный результат, но и облегчают сам процесс работы. При работе акварелью или гуашью необходимо часто промывать кисть, для этого существуют стаканчики-непроливайки, они предотвращают попадание влаги на рисунок.

Палитра пригодится при проведении экспериментов по смешиванию цветов, а в выборе кистей предпочтение должно быть на стороне мягких и круглых. Это правило касается карандашей и мелков, они должны иметь мягкий грифель и удобно помещаться в руке.

Наиболее подходящее для занятий это дневное время, продолжительность не более 25 минут. Если малыш испытывает трудности с удержанием кисти или карандаша, то можно поддерживать его руку, помогая наносить штрихи.

Начинать обучение лучше всего с простых операций, например:

  • выполнение штриховки;
  • прорисовка различных линий (прямых, волнистых зигзагообразных);
  • рисование простых фигур, например – квадрат, треугольник, круг;
  • усложнять и добавлять детали постепенно;

Пальчиковое рисование это очень простая, интересная техника, она идеально подходит для знакомства с красками, освоения фигур и линий, а так же напоминает веселую увлекательную игру. После освоения легкой техники следует переходить к более сложной, а именно, от пальчикового рисования к рисованию кистью, от восковых мелков к карандашам.

Лучшие техники рисования для детей 3 – 4 лет

Завершив подготовку рабочего пространства и подбор инструментов можно переходить к освоению различных способов нанесения рисунка. Они могут зависеть от выбранной тематики занятия, материалов или требуемого результата (изучение фигур, линий).

Штриховки

Основной задачей является нанесение прямых, волнообразных, пунктирных и других видов линий по всему периметру рисунка, не выходя за его границы. Штрихи могут быть разного размера, короткими или длинными, одного или нескольких цветов.

С помощь этой техники передается не только цвет объекта, но и его текстура или объём, выполнять её удобнее карандашом или фломастером.

Линии

Как и предыдущая техника, этот способ предполагает нанесение линий различной формы, в этом случае линия может становиться частью рисунка, например, линии голубого цвета изображают небо, сининие — волны или рябь на поверхности водоема.

При помощи линий создается фон вокруг основного объекта на композиции или обозначить горизонт. Эта техника помогает на первых этапах освоения рисунка, дальше обучение можно усложнять, переходя от прямых линий к зигзагам, волнам, спиралям.

Точки

Рисование точками для детей 3 – 4 лет очень увлекательно, в рамках урока можно воспользоваться кисточкой с коротким ворсом, фломастерами с толстым стержнем, ватной палочкой или специальной кистью-спонжем.

Точки имитируют песок, дождь или снег, облака, цветы или листочки на кроне деревьев, создается фактурный фон или заполняется одним цветом вся фигура. Для такой техники хорошо подходит гуашь, кисточка при этом должна быть сухой.

Печати и штампы

Делать оттиск на бумаге можно как при помощи специальных детских печатей и штампов, так и используя подручные материалы, для этих целей отлично подходят:

  • половинки фруктов и овощей (яблоко, томат);
  • листья деревьев;
  • лепестки и соцветия;
  • пластилин или застывающая масса для лепки;

На заготовленных половинках картофеля или моркови наносится легкий рисунок, можно например, изобразить схематично рыбку или сердце и обрезать по контуру. Срезы половины яблока, груши или редиса сразу подходят для использования.

Из пластилина легко получается штамп, если выдавить на кусочке узор, любые фактурные крышечки, бутылочки хорошо подходят для этой техники. Фигуры для штампов и печатей можно вырезать из пенопласта.

Брызги и кляксы

Для выполнения рисунков в технике брызг подходят кисти различных размеров и форм, зубные щетки, акварель, гуашь. Начинать можно просто разбрызгивая капли всех цветов на чистый лист, наблюдая за тем, как меняется фон.

Для получения более сложных рисунков применяются различные шаблоны и трафареты, накладывая поочередно несколько трафаретов на лист и разбрызгивая на каждый все новые слои краски. Набрызгивание имитирует снег, звезды или дождь на бумаге, придает оригинальный акцент уже выполненному рисунку в другой технике.

Рисование клякс очень увлекательно и не требует особенных умений, юному художнику достаточно капнуть на бумагу краской и чуть пофантазировать над оживлением персонажа.

Кляксу можно превратить в сказочного персонажа, самую настоящую медузу или паука, ребенок придумывает новый образ, всматриваясь в пятно краски на бумаге. Если на кляксу подуть из трубочки получаются еще более интересные и необычные образы.

Закраска

Уроки рисования для детей 3 — 4 лет в технике закрашивания очень просты в исполнении, для работы подходят краски, карандаши или фломастеры. Основной задачей является нанесение цвета по всей поверхности фигуры, не заходя за ее границы, при выполнении закрашивания штрихи наносятся в одном направлении. Для уроков очень удобно использовать уже готовые раскраски.

Рисунки пальчиками и отпечатками рук

Рисование ладошками и пальцами является нетрадиционной техникой, она очень проста и увлекательна для малышей. Такая методика позволяет ребенку проявить фантазию, а занятия приобретают форму игры или развлечения.

На уроках рисования для детей 3-4 лет можно рисовать пальчика и ладошками

Использовать для рисования лучше специальные пальчиковые краски, нанося их на внутреннюю поверхность руки или обмакивая палец. После нанесения цветной отпечаток ладони можно превратить в животное или птицу.

Техника рисунка Материалы Польза для развития
Штриховка Карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, акварельные карандаши Обучение удержанию карандаша в руке, подготовка к письму.
Линии Краски, все виды карандашей, ручки Подготовка к рисованию геометрических фигур, более сложных объектов, образов людей, игрушек.
Точки Акварель, гуашь, акриловые краски, ручки с цветными стержнями, кисти, ватные палочки, поролоновая кисть. Тренировка внимания, усидчивости, последовательности, развитие цветовосприятия.
Печати, штампы Акварель, гуашь Формирование восприятия цельного образа, цветовосприятия, тренировка аккуратности, образного мышления. Знакомство с различными формами и текстурами.
Брызги, кляксы Акварель, гуашь, кисть, зубная щетка Развитие фантазии, тренировка усидчивости и аккуратности, цветовосприятия, ассоциативного мышления.
Закраска Карандаши, фломастеры, гуашевые и акварельные краски, кисть Развитие наблюдательности, воображения, аккуратности, ассоциаций.
Рисунки пальцами, отпечатки Пальчиковые краски, густая гуашь Развитие мелкой моторики пальцев, тактильного восприятия, образного мышления, знакомство с различными текстурами красок.

Картотека знаний по рисованию в ДОУ

Существует специальная картотека, в которой содержится подборка занятий по рисованию для детей возраста 3 – 4 лет. Каждый урок содержит подробное описание процесса с примерами и фотографиями. Руководствуясь методиками, представленными в картотеке, дети осваивают различные техники рисования, например пальчиковое рисование, метод тычка, рисование ладошками.

В каждой карточке помимо учебной части предусмотрена разминка для отдыха, все занятия представлены в игровой форме для того, чтобы малыш не заскучал.

Уроки доступно описывают определенные техники, цели их освоения, пользу, список нужных материалов, и ход занятия. Для удобства вся информация структурирована, уроки поделены по месяцам с соответствующими темами и подводками.

Таким образом, при помощи картотеки можно составить план занятий на длительный период или сделать индивидуальную подборку в зависимости от способностей ребенка.

Идеи для рисования карандашами, фломастерами

Работа с карандашами и фломастерами несколько сложнее, чем с красками, поэтому следует обращать внимание на грифель и стержни используемых инструментов. Грифель карандаша должен быть мягким и широким, а стержень фломастера увеличенного объема.

Вот лишь несколько идей:

  1. Рыбки. Для работы понадобятся разноцветные фломастеры; для начала необходимо нарисовать силуэт рыбки, затем скрепить несколько фломастеров при помощи резинки и сделать ими узоры на силуэте. Наносить можно прямые или волнистые линии, любые геометрические фигуры, оформить на рисунке дно водоема и водоросли, соединив несколько фломастеров одного цвета разных оттенков. Воспользовавшись мягкой кистью смоченной в воде можно немного размыть цветные линии, а для оформления самой рыбки лучше брать теплые оттенки не более 3 штук. Рыбок можно нарисовать восковыми карандашами, а фон оформить акварелью поверх рисунка.
  2. Трафареты и фроттаж (граттаж). Эти техники очень просты в освоении, при помощи готовых трафаретов ребенок обучается закрашивать фигуры, использовать можно готовые шаблоны или вырезать самостоятельно из плотного картона. Для рисунка в технике фроттаж необходимо подобрать плоский объект с рельефной поверхностью, например монетку, далее:
  • поместить на объект лист чистой бумаги;
  • растушевать при помощи мягкого карандаша или карандашной крошки рисунок на поверхности бумаги;
  • убрать рельеф из-под листа и получить готовый рисунок.

В качестве рельефа могут использоваться детали лего, кружево, листья деревьев.

  1. Рисование рассказа или сказки. В самом начале необходимо придумать историю или рассказать ребенку сказку, а затем изобразить одного из героев на бумаге.

Идеи для рисования красками

Начинающим художникам легче освоить работу с краской, потому как имеется больше возможностей для экспериментов, можно рисовать пальцами, смешивать цвета, не заострять внимание на деталях или просто закрашивать образы.

  • Объемная краска. Для выполнения такого рисунка нужно соединить в миске пену для бритья, клей ПВА и цветную краску, далее можно приступать к рисованию, например рожка с мороженым. Потом необходимо изготовить рожок из картона, прикрепить на лист и сверху нанести шарики мороженого цветной пеной.
  • Соль и краска. При помощи клея на бумагу наносится простой рисунок, сверху наносится мелкая соль и после высыхания детали прокрашиваются акварелью или гуашью.

Оригинальные рисунки получаются из цветной мыльной пены, для этого нужно добавить краску в густой мыльный раствор, взбить пену и нанести её на бумагу, если к пенным шапкам добавить стебли и листья, получается красивый пышный букет.

Еще одна идея – рисование при помощи гуаши и одноразовой вилки, необходимо просто окунать вилку в гуашь, после чего оттисками делать круг, квадрат, иные фигуры, при помощи этой техники хорошо получаются забавные пушистые мордочки зверей.

Рекомендации психологов и педагогов

Для детей младшего дошкольного возраста, а именно 3-4 лет, уроки рисования несут огромную пользу в отношении развития самовыражения и самопознания, в частности они способствуют:

  • эмоциональному развитию;
  • развитию цветовосприятия, пространственного мышления;
  • стимулированию и развитию мелкой моторики, памяти;
  • раннему письму;
  • проявлению творческих способностей и фантазии;
  • снятию страхов, эмоционального напряжения;
  • свободному выражению мыслей;
  • знакомству с различными материалами и инструментами живописи;
  • выравниванию эмоционального состояния.

Связь рисования с мышлением и речью очень тесна, например немецкий педагог Адольф Дистервег полагал: «Тот, кто рисует, получает в течение часа больше, чем тот, кто только девять созерцает». Ребенок может выразить в рисунке намного больше образов, нежели описать их словесно. Рисование можно назвать языком внутреннего мира малыша.

Есть интересная техника, которая заключается в следующем, ребенку предлагается с закрытыми глазами нарисовать любые каракули, а потом дорисовать образы с уже открытыми глазами. Таким образом стимулируется воображение, раскрывается творческий потенциал, появляется свобода самовыражения.

Многие педагоги и психологи, Фридрих Фребель, Ян Коменский, или же Василий Сухомлинский, Симон Соловейчик, признавали пользу ранних занятий рисованием. При этом родителям следует помогать и поддерживать юного художника, позволять ему самостоятельно выбирать цвета и образы, и ни в коем случае не критиковать, и не навязывать собственного мнения.

После освоения простых техник следует переходить к рисованию более сложных объектов поэтапно. Так, из квадрата получается домик, если дорисовать к нему окна, крышу, трубу, из круга получается солнышко, если к нему добавить лучики.

Для лучшего результата нужно использовать специальные карандаши и краски, организовать рабочее место, использовать различные техники, подходящие для детей 3 – 4 лет. Уроки рисования будут всегда желанными, если ребенок будет получать поддержку и одобрение со стороны взрослого.

Автор: Удалова Анна Игоревна

Видео о рисовании

Мастер-класс по рисованию мороженного с детьми 3-4 лет:

Источник

Читайте также:  Как открыть студию рисования бизнес
Оцените статью