- Сангина — что это такое? Применение сангины в рисовании
- Сангина — что это такое?
- История сангины
- Бумага для рисования сангиной
- Сангина: цветовая гамма
- Техника работы с материалом. Карандаш, сангина, мел: можно ли использовать в одной работе?
- Фиксация сангины: нужна или нет?
- Кто работал сангиной?
- Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
- Уголь.
- Сангина и сепия.
- Соус.
- Мягкие материалы для рисования: лучшие друзья графика
- Виды и особенности мягких материалов
- Способы работы с мягкими графическими материалами
- Примеры картин известных художников
Сангина — что это такое? Применение сангины в рисовании
В стародавние времена материалы для рисования были исключительно натурального происхождения. Таковыми были мел, черные земли, уголь, сангина, карандаши из свинца и серебра, которые при трении оставляли следы на бумаге.
К услугам современного художника имеется бесчисленное множество материалов различных составов и цветов: карандаши, фломастеры, маркеры и многое другое. Все они изготовлены как из натуральных, так и из искусственных материалов. Их назначение крайне различно.
В этой статье мы расскажем об одном из древнейших материалов. Сангина — что это такое? Как ей работать и какую бумагу использовать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой статье.
Сангина — что это такое?
Слово «сангина» в переводе с латыни означает «кроваво-красный». Сангина — что это такое? В рисовании это мягкий материал коричнево-красных оттенков. Карандаши-палочки, чаще всего без какой-либо оправы, в форме круглого или четырехугольного мелка – это и есть сангина.
Мел красного цвета – натуральная сангина. Что это такое в современности? Оксид железа и каолин с небольшим количеством клеящих веществ. Сангина производится в форме небольших удобных мелков с гранями и без них.
История сангины
Известен этот материал еще с античных времен, но широкое распространение он получил только в эпоху Возрождения. Технику «трех карандашей» художники начали использовать именно в то время. Рисунок наносился сангиной, углем или сепией на тонированную бумагу, после чего необходимые участки высветляли белым мелом.
Данная техника пользуется популярностью и в современном мире: считается, что работы в этой технике являются наиболее удачными.
Бумага для рисования сангиной
Материал многих выдающихся работ – сангина. Что это такое? Фотореалистичные портреты, пейзажные зарисовки и зарисовки с натуры. Но для того чтобы раскрыть все достоинства сангины, необходимо правильно подобрать бумагу для рисования. Как нельзя лучше подойдет фактурный, достаточно плотный материал. Помните, что чем больше зернистость выбранной бумаги, тем более неоднородной будет получаться линия. Тонированная бумага сделает рисунок более эффектным: подберите оттенок сангины так, чтобы он сочетался с тоном холста. Для этого необходимо сделать на обратной стороне листе несколько пробных штрихов.
Сангина: цветовая гамма
Цветовая гамма этого материала дает широкие возможности: рисунки человеческого тела, портреты и пейзажи, выполненные сангиной, получаются очень естественными. Для этого необходимо выбрать цвет, который наилучшим образом отвечает натуре. Так, обнаженная натура удачнее получается в красноватых тонах, а пейзажные зарисовки – в серовато-коричневых. Выигрышно смотрится и сочетание холодных и теплых тонов: для этого сангину комбинируют с углем.
Техника работы с материалом. Карандаш, сангина, мел: можно ли использовать в одной работе?
Сангиной рисуют на шероховатой бумаге, плотном картоне или холсте. Основной техникой рисования является сочетание тонких линий растушевки, широких мазков и пятен различной интенсивности. Работы, выполненные этим материалом, крайне живописны за счет вариации толщины штриха, разнообразия пятен и возможность избавится от неправильно проведенной линии. Благодаря различной толщине граней мелка есть возможность проводить различные линии: особенно это помогает при создании быстрого наброска.
Сангина ценится художниками за свой коричнево-красный оттенок. Он достаточно естественен и деликатен для изображения оттенка кожи. Однако материал подойдет и для иных типов рисунка, будь то пейзаж или натюрморт. Для использования сангины необходимо запомнить несколько правил его применения.
Рисунки выполняются либо исключительно сангиной – тогда работа ведется только штрихом без растушевки, либо в сочетании с карандашом черного цвета – тогда в работе применяется растушевка. В первом случае изображение получается в коричневых тонах, во втором – преобладает красный оттенок.
Сочетание сангины и черного карандаша на белой бумаге создает тона, близкие к тону тела: краски, так необходимые в этом случае, налицо. Красная и желтая заключается в самой сангине, белая – в бумаге, а множество переходных и составных оттенков создает смесь материалов. Так, сангиной можно создать весьма интересные работы.
В большинстве случаев рисунок сразу наносится мелками. Приоритет отдается наброскам, так как сангина не требует идеальной точности при построении. Однако если вы не уверены в том, что сможете правильно передать форму и объем предмета с первого раза, то вы можете наметить контуры простым карандашом. Лучше использовать твердый карандаш и наносить линии, едва прикасаясь к бумаге. Сангина легко перекроет светлые штрихи. Если вы беспокоитесь, что контуры карандашного эскиза будут слишком заметными и темным, то осветлите их клячкой. Обычный ластик лучше не использовать, потому что он снимает верхние слои бумаги, что будет заметно на законченной работе.
Штриховка – это один из способов создания работы с помощью сангины. Потренироваться в ней можно, равномерно накладывая штрихи на лист, расчерченный на одинаковые квадраты. Первый квадрат заполните вертикальной штриховкой, второй – горизонтальной. Далее попробуйте накладывать штрихи полукругом и наискосок. Необходимо поработать и над толщиной линии: проведите по бумаге острой гранью мелка так, чтобы получился тонкий отрезок. Теперь сделайте то же самое с помощью плоской стороны кусочка сангины. Также посмотрите, какой штрих дадут боковые стороны мелка.
Чтобы получить разную насыщенность тона, научитесь регулировать силу нажима на материал. Линию можно растирать специальной растиркой, ватной палочкой или пальцем: так меняются прозрачность слоя и глубина цвета.
Создавая работу с помощью сангины, можно использовать либо только один из способов, растирку или штриховку, либо их сочетание. Напомним, что этот материал хорошо комбинировать с углем или белым мелом. Первым можно затемнить определенные участки, а вторым – высветлить.
Фиксация сангины: нужна или нет?
Сангина для рисования не требует фиксации на бумаге, холсте или картоне. Однако если у вас есть желание, чтобы рисунок, выполненный этим материалом, был более долговечен, можно поместить его под стекло либо закрепить фиксативом. Для сохранности рисунка в альбоме можно переложить листы калькой.
Кто работал сангиной?
Сангина – что это такое? Материал для рисования многих выдающихся мастеров живописи. Ренуар, Микеланджело, Моне, Рембрандт, Леонардо да Винчи, Рафаэль – все они создавали им свои гениальные творения. Сангина для рисования использовалась великими русскими художниками, например, Валентином Серовым, Карлом Брюлловым и многими другими.
Источник
Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.
Уголь.
Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.
- Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
- Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.
Сангина и сепия.
Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.
- Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
- Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.
В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.
Соус.
Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.
Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.
Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.
Источник
Мягкие материалы для рисования: лучшие друзья графика
Е сли вы хотите облегчить работу с тоном, ускорить процесс создания наброска по сравнению с карандашом и передать характерность формы крупных объектов, то самое время запастись мягкими материалами для рисования. Большинство из них полюбились мастерам ещё много веков назад, и до сих пор достаточно популярны. Монохромные изображения элегантны, позволяют отлично передать игру света, вложить в произведение уникальные авторские черты. А большое количество оттенков вносит разнообразие и дарит свежие нотки настроению работы.
Виды и особенности мягких материалов
- Уголь обожжённый. Получают из веточек ивы, ореха, сливы, липы, берёзы или розмарина. Его любят за бархатистость, видимую фактуру, отличные возможности передачи светотени. Не пытайтесь стереть лишние детали обычным ластиком: для этого существует специальная «клячка», которую прокатывают по бумаге. Кстати, выбирают шероховатую, поскольку уголь плохо «прилипает» к поверхности и сыпется. Поэтому художники хранят работы под стеклом.
- Уголь прессованный. Рецепт таков: берём глину, газовую сажу, древесный уголь, немного ультрамарина, обжигаем смесь пару часов – и новый художественный инструмент готов. Палочки оставляют более тёмный след по сравнению с натуральным углём, однако степень выраженности тона зависит от процентного соотношения его «ингредиентов». При штриховке наиболее затенённых уголков картины без прессованных карандашей не обойтись. А ещё они отлично подходят для нанесения крупных «мазков» в очертании предметов.
- Масляный уголь. Чтобы его получить, древесный угольный стержень погружают в льняное масло. Оно изменяет свойства и структуру палочек, позволяя получать глубокие насыщенные линии. Таким нехитрым способом вы избавляетесь от пыли.
- Сухая пастель. Мел соединяют с пигментом, используя для связки смолу или камедь – и вот перед нами разноцветные брусочки. Полностью удалить с листа ошибку будет сложно, ведь мелкий пигмент проникает между волокон бумаги. Над сохранностью работы тоже придётся потрудиться: распылить немного фиксатива. Насыщенность оттенков зависит от производителя, поэтому удобно держать под рукой несколько коробочек и добиваться разных целей в работе.
- Масляная пастель. В сухой пигмент добавляем воск, минеральные масла и вуаля – получаем новый материал для ярких картин. Причём наносить его можно практически на любую основу – от холста и картона до стекла и керамики. Чтобы защитить результат и придать поверхности глянец, некоторые художники покрывают её акриловым лаком.
- Сангина. Изготавливают из каолина, мела и окиси железа. Обычно разнообразие оттенков сангины (от нежно-розового до бурого) используют при прорисовке обнажённой натуры. Не бойтесь сочетать с углём, сепией и другими техниками.
- Сепия. Создана для более тёмной, глубокой и холодной растирки или штриховки. Раньше её добывали из чернильного мешка каракатицы, теперь это искусственный краситель. Вы по достоинству оцените этот материал, ведь он легко стирается и позволяет создавать плавные переходы оттенков.
- Соус. Делают его так: в тонко перемолотые продукты сгорания добавляют слабый раствор растительного клея. Удобно работать как сухими прессованными палочками, которые оставляют яркий жирный след, так и разведённым в воде порошком. В жидком виде соус напоминает акварель. Готовое изображение рекомендуют хранить под стеклом или фиксировать слабым раствором сахарной воды.
Способы работы с мягкими графическими материалами
Первый, самый распространённый, приём – рисование палочкой по обычной бумаге. Тонкую линию удобно проводить углом брусочка, толстую – торцом и широкой стороной. Нужна ровная «заливка»? Тогда разотрите пятно пальцем или салфеткой. Многие мастера любят соединять грубую фактуру штрихов и менее резкую растирку. Хотите разнообразить творчество? Тогда подготовьте грунтованную поверхность. Она даёт готовый полутон, и нам остаётся лишь высветлить нужные участки и наметить тени. Грунт эффектен, имеет живую текстуру.
Третья возможность – использование колеров. Просто разотрите материал в порошок и добавьте воды. Их количество можно варьировать на палитре, добиваясь разной плотности и фактуры. А дальше в дело идёт непривычная для графика кисть. Жидким колером хорошо рисовать как на обычной плотной бумаге, так и на грунтованной.
Примеры картин известных художников
Мастера часто применяют в своём творчестве пастель. Она подкупает свежестью, бархатистостью и мягкостью красочных сочетаний. А ещё с течением времени полотно не меняет цвет. Посмотрите, какой сочности на холстах добились русские художники – Серов, Левитан, Врубель.
Для создания работ соусом требуется богатый опыт, поскольку его сложно убрать с поверхности. Оцените, например, образцовые произведения Боровиковского и Сёра. А какие сложные по тону моделировки получаются благодаря применению сангины и сепии (Шевченко, Зичи, Шере)! Многие авторы не замыкаются на использовании одного материала. Чтобы достичь подходящих эффектов, они смешивают техники (уголь + карандаш, соус + мел, уголь + пастель и т. д.) Поэкспериментируйте и вы!
Ещё:
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Источник