Оценка учителем уроков рисования

№2. Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Критерии оценки рисунка

Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания проекта: правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, правильно выполнено линейно-конструктивное построение, линейная перспектива, светотеневая моделировка формы, штриховка фона, качество штриховки высокое.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_uchebnyh_i_tvorcheskih_rabot.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

№2. Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО

1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.

2. Раскрытие темы

  • осмысление темы и достижение образной точности;
  • импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
  • оригинальность замысла.
  • знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
  • органичность и целостность композиционного решения.
  • владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).

В зависимости от поставленных задач:

  • степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
  • умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.

5. Цветовое решение

  • знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
  • умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.

6. Техника исполнения

  • умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
  • владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
  • использование современных материалов;
  • наличие культуры исполнительского мастерства.

Критерии оценки рисунка

Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания проекта: правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, правильно выполнено линейно-конструктивное построение, линейная перспектива, светотеневая моделировка формы, штриховка фона, качество штриховки высокое.

Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, штриховке фона есть небольшие ошибки, качество техники штриховки не очень высокое.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если работа выполнена с ошибками в композиции листа, в определении пропорций, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, качество техники штриховки невысокое.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа, присутствуют грубые ошибки в определении пропорций геометрических тел, линейно-конструктивном построении, светотеневой моделировке формы, штриховке фона, качество техники штриховки низкое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Промышленность мира» 11 класс.Презентация «Малоотходная и безотходная технология» 10 класс.Презентация по профориентации «Геолог» 10 класс.Презентация «Путь из варяг в греки» 10″ класс.

Статья о способах, методах и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств.

Различные подходы в обучении истории и обществознания.

Примеры творческих работ учащихся 7 класса на первых уроках физики.

Анализ и оценивание творческих работ детей на уроке по методике Ю.А. Полуянова.Рисунки по методике Ю.А. Полуянова оцениваются по двум постоянным показателям и нескольким дополнительным, которые .

Основные задачи формирования творческой самостоятельности учащихся:Øразвить самостоятельность в познавательной деятельности;Øнаучить самостоятельно овладевать знаниями; Øнаучить самостоятельно пр.

Источник

Анализ уроков ИЗО
методическая разработка

Анализ урока ИЗО проведенного в 1 классе студентом на педагогической практике

Скачать:

Вложение Размер
analiz_uroka_izo.docx 15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока изобразительного искусства в 1 класса.

Тема урока: «Весна – пробуждение природы. Разноцветные жуки».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать умение рисовать объекты природы и их украшения.

— углубить представления об объектах природы и их украшениях, формирование навыка работы красками;

— способствовать развитию умений изображать жуков, развитие способности к творческому самовыражению;

— содействовать воспитанию бережного отношения к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказать помощь.

Этапы урока, их анализ.

1 этап – Организационный момент Актуализация знаний.

— даёт положительный настрой на работу. Воспитывает коллективизм.

— опираясь на личный опыт учащихся и знания об окружающем мире, подводит детей к теме урока.

2 этап – Сообщение темы урока. Дети сами определяют тему урока после отгадывания загадки и прослушивания стихотворения

3 этап – Изучение нового материала.

— беседа о разнообразии жуков с опорой на иллюстративный материал и личный опыт детей;

— рассматривание детских рисунков (работа с учебником);

— описание формы и цветовой гаммы различных жуков;

— педагогический рисунок жука по этапам.

— выполняют творческую работу

4 этап – физкультминутка проводится в форме игры «Жуки на полянке».

5 этап – творческая практическая деятельность.

6 этап – Итог урока. Рефлексия.

— Выставка работ учащихся. Подведены итоги работы.

Во время рефлексии были заполнены индивидуальные карточки самооценки деятельности на уроке.

На уроке активно используется ИКТ, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. За счёт наглядного материала, занимательности, смены заданий, доступности преподнесения нового материала, использования физкультминуток для глаз и пальчиков, динамической паузы, на уроке была высокая работоспособность детей. Все учащиеся справились с заданиями на «хорошо» и «отлично».

Вывод: Алина Игоревна знает требования ФГОС начального общего образования и основной образовательной программы. Она владеет современными образовательными технологиями, умеет организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся, создавать условия для обучения, развития и воспитания обучающихся. Урок был проведен на высоком методическом уровне. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Были использованы различные методы и формы организации работы, что позволило сделать урок интересным, познавательным и творческим. На уроке наблюдалась высокая активность детей, развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, речи, воображения. На протяжении всего урока поддерживался положительный эмоциональный настрой и активный познавательный интерес. Консультации учителя во время практической работы были четкими, доступными; речь учителя грамотная; тон доброжелательный и спокойный.

Рекомендации: следить за правильной посадкой во время урока и аккуратностью выполнения любых видов работ.

Источник

Оценочный инстументарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО

«…развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами,
собственной деятельностью».

А.Дистервег

Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства

Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю необходимым сделать пояснение.

В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Инструментарий – совокупность инструментов употребляемых в какой-нибудь специальной области». В социологическом словаре проекта Socium (2003 г.) инструментарий понимается как система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов.

Следуя логике этого определения, можно сказать, что оценочный инструментарий в педагогике — это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий – это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры.

Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

  1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;
  2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;
  3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);
  4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;
  5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;
  6. степень усвоения знаний, умений, навыков;
  7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;
  8. участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.

Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае – одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Специфика предметов художественного цикла предполагает свои формы учебной деятельности. Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность.

I. Творческая деятельность.

Создание творческих композиций.

1. Начиная с первых уроков в 1 классе, практикую представление и защиту творческой работы. Дети не только высказывают своё мнение о работе, но и выслушивают мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

По организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление.

По форме обсуждения:

  • «Что нравится в рисунке».
    У кого получилось лучше то или иное изображение. Например, в новогодней композиции: у кого самая нарядная ёлочка, самая пушистая ёлочка, много подарков, у какого Деда Мороза самый тяжёлый мешок с подарками, самая добрая Снегурочка, самая весёлая Снегурочка, самая современная Снегурочка, праздничный фейерверк, сильный снегопад, где дед Мороз со Снегурочкой очень спешат, дед Мороз со Снегурочкой замёрзли? и т.д.
  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

2. Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Например, в 4 классе ученики выполняют творческую композицию «Иллюстрация к сказке». Знакомлю их с критериями оценивания и практикую защиту и обсуждение работ.

Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции «Иллюстрация к сказке». 4-й класс

Источник

Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства
статья

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, разработанные для развития навыков формирования самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

Вложение Размер
Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства 72.75 КБ

Предварительный просмотр:

Техника формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства.

МБОУ «СШ№43» г. Нижневартовска

Учитель изобразительного искусства Эм Л.Ф.

На уроках изобразительного искусства оценивается уровень восприятия учащимися произведений искусства и явлений культуры и уровень выполнения практических заданий. Современные требования оценочной деятельности в школе используют словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку).

Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика. Оценка рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Особенностью словесной оценки на уроках изобразительного искусства является ее содержательность, анализ работы школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»). Начинать оценку следует с положительной характеристики работы, ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других людей. Отметка должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета.

Цифровая оценка складывается из нескольких составляющих, понять которые учащийся может, ориентируясь на определенные критерии. Оценить художественно- творческую деятельность бывает сложно и взрослому человеку, тем более требуется объяснение критериев для обучающихся, чтобы учащийся увидел путь совершенствования своей творческой работы. Использование приемов формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства позволяет включить учащихся в процесс самоанализа своей деятельности.

Формирующее (текущее) оценивание — определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание позволяет учителям:

  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
  • Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких критериев оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда критерии оценивания известны всем обучающимся, то они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы.

Критериальное оценивание позволяет учащимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, учащимся необходимо предоставить следующее:

  • Информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности
  • Руководства по выполнению качественной работы
  • Возможность наблюдать за своим собственным прогрессом
  • Рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы
  • Время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности и определения новых идей.

Формы диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.

Представление и защита творческой работы.

— по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;

— по форме обсуждения: что нравится в рисунке, у кого получилось лучше то или иное изображение?

— «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

— «Отзыв о творческой композиции» Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание) ; какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

Общие критерии для анализа работ учащихся на уроках изобразительного искусства:

  1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ, раскрытие темы
  • осмысление темы и достижение образной точности;
  • импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
  • оригинальность замысла.
  1. Композиция
  • знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
  • органичность и целостность композиционного решения.
  1. Рисунок (владение основами изобразительной грамоты)
  • умение последовательного выполнения работы в заданном формате,
  • передачи пропорций и характера изображаемого объекта,
  • выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве,
  • передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения.

В зависимости от поставленных задач:

  • степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
  • умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
  1. Цветовое решение
  • знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
  • умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
  1. Техника исполнения
  • умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
  • владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
  • использование современных материалов;
  • наличие культуры исполнительского мастерства.

При оценке работы учитель руководствуется критериями качества:

1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);

3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.

Обучение алгоритму самооценивания работы .

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Позитивная самооценка — это фундамент, который закладывается в школьном возрасте и оказывает огромное влияние на успешность дальнейшего обучения ребенка. Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.

Алгоритм самооценки творческой работы:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? В чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

Базовый уровень — такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания?

Повышенный уровень — в этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)?

Максимальный уровень — такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали?

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8 . Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Применение рубрик формирующего оценивания предполагает самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Разработанные карты самооценки были опробованы на нескольких уроках ИЗО и черчения в разных параллелях. Практика показала, что потребуется значительное время урока, если учащиеся сами предлагают критерии. Поэтому учителю необходимо помогать учащимся с формулировкой критерия.

Например, приемы оценивания по итогам изучения тем:

перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме

уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов

Критерии- перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

2.Создан необычный образ персонажа

1.Композиция выразительна не в полной мере.

2.Проявлено желание найти необычный образ.

1.Композиция выразительна не в полной мере.

2.Использованы стереотипные шаблонные изображения персонажей.

Адекватность выбранного художественного материала

1.Выбранный художественный материал соответствует замыслу.

2.Использованы все возможности материала для воплощения замысла.

1.Выбранный художественный материал соответствует замыслу.

2. Использованы не все возможности материала для воплощения замысла.

1.Выбранный художественный материал не в полной мере соответствует замыслу.

2. Использованы не все возможности материала для воплощения замысла.

Эмоциональность (с помощью средств художественной выразительности: композиция, цвет, линия, ритм, фактура, формы)

1.Передано эмоциональное состояние природы, человека, животного.

1.Продемонстрировано стремление передать в эмоциональное состояние природы, человека, животного.

1. Работа эмоционально не выразительная.

Использование средств художественной выразительности для создания образа

1. Все средства художественной выразительности использованы в полной мере.

1. Не все средства художественной выразительности использованы в полной мере.

1. Средства художественной выразительности использованы частично.

Источник

Читайте также:  Набор для рисования шерстью
Оцените статью