- Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
- От классики к импрессионизму
- Виды пастели для рисования
- Что нужно для рисования пастелью
- Планшет или мольберт
- Пастельные мелки
- Бумага для рисования
- Кисти и губки
- Фиксатор
- Особенности техники
- Пастель — живопись или графика?
- Виды и свойства пастели
- Давайте рассмотрим все 4 вида пастели:
Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников
Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.
От классики к импрессионизму
История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».
Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.
Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.
Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.
В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.
Виды пастели для рисования
Пастельные мелки бывают трех видов:
- сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
- масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
- восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;
Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.
Мелки для сухой техники
Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.
Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.
Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:
- работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
- если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
- для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.
Что нужно для рисования пастелью
Планшет или мольберт
Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.
Пастельные мелки
Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.
Бумага для рисования
Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.
Кисти и губки
При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.
Фиксатор
Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.
Особенности техники
Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.
Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.
Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.
Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.
Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.
Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.
Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.
Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.
Если вы увлечены рисованием, то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: эбру, энкаустика, роспись по стеклу, песочная графика, батик. Все они могут не только радовать, но и приносить дополнительный доход от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.
Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».
Источник
Пастель — живопись или графика?
В свое время я очень была удивлена, когда узнала, что пастель относится к графике. Безусловно, работы, выполненные в этой технике, могут быть очень графичны. А могут и не быть.
Графика — это линии, штрихи и точки. Вспоминаем Кандинского — точка и линия на плоскости (кстати, почитайте обязательно его книгу с этим названием! Очень полезно!). Конечно, пастель позволяет делать линии, штрихи и точки. И даже все это может быть вполне черно-белым, или в близких оттенках.
Живопись — это лепка изображения цветом, или, если по классике — искусство изображать действительность красками.
С этой точки зрения работа, выполненная пастелью, вполне может быть живописью. Ведь краски (если под красками понимать разноцветные пигменты) там безусловно есть, и действительность ими вполне можно изобразить.
Есть еще другое разделение графики и живописи — по материалу основы. То есть, попросту говоря, в зависимости от того, на чем это нарисовано. Если это бумага, — то тогда относим это к графике. Кстати, в графику по этому признаку попадает и вся акварель (точнее, работы, выполненные акварелью).
А если основой для картины является холст (холст на картоне или доска), — то это живопись.
На мой взгляд это деление весьма условно. И, конечно, живопись может быть на бумажной основе. А пастель — это уникальный материал, который позволяет делать и то и другое. И использовать разные основы для картин. Например, масляной пастелью можно рисовать (кроме бумаги) на доске, на оргалите и даже на ткани. А уж насколько это будет «живописно» — зависит от автора, его замысла и его предпочтений в работе.
Какие картины больше нравятся вам? Там, где много цвета, или сдержанные по цветовому решению? Какую бы вы повесили у себя в комнате?
Источник
Виды и свойства пастели
Пастель получается путём сухого пигмента, мела и связующего вещеста (для каждого вида пастели он свой). Добиваясь консистенции густой пасты, пастель формируют в нужную форму (палочки), и сушат. Благодаря тому, что пастель представляет из себя почти чистый пигмент — она очень яркая и насыщенная. Чем не могут похвастаться почти все другие материалы для рисования и письма.
Есть несколько разновидностей данного материала:
1) Мягкая пастель
2) Сухая пастель
3) Пастельные карандаши
4) Масляная пастель
В данном посте я расскажу о каждом виде. А также свойства, плюсы и минусы каждой пастели.
Пастель делится на студентческую и художественную — они отличаются качеством.
Художественная пастель содержит лучшие пигменты, они в большинстве своём натуральны. И наиболее высокое соотношение пигмента и связующего состава. Это означает, что цвета ярче и интенсивнее. Она очень стойкая и не тускнеет со временем.
Студенческая пастель стоит дешевле. Но и по качеству отличается — содержит более дешёвые пигменты, зачастую — их заменителе. Это сказывается на качестве. Используется больше связующего состава, нежели пигмента — это значит, что цвета будут нетакими насыщенными, пастель легче ломается.
Начать лучше со студентческой — ощутить что это такое в принципе, набить руку. Если не получится — не так жалко денег, если же взять профессиональную (художественную). Когда уже отточатся навыки и умения, можно приступить к художественной. Поверьте, вы почуствуете разницу и качество.
Цвета пастели
Пастель можно смешивать между собой — наложением штрихов друг на друга. Но не ждите такого же лёгкого эффекта смешивания как в любой краске. Пастоель так хорошо не смешивается. Из-за этого фирмы делают очень большой выбор цветов.
Пастели можно приобрести в наборах или по отдельности. Со временем у художника формируется собственная палитра цветов.
Если в качестве заменителя используется более дешевый пигмент, он будет иметь слово «оттенок» после названия пигмента.
Давайте рассмотрим все 4 вида пастели:
1) Мягкая пастель — наиболее распространена среди художников. Имеет высокую концентрацию пигментав себе, спресованный маленьким количеством связующего элемента — резиной.
Её хрупкость и порошкообразная текстура делают её более подходящей под живописные приёмы, легко наслаивается, смешивается.
У мягкой пастели наибольшая палитра цветов и оттенков по сравнению с остальными видами этого материала. У некоторых производителей цвета доходят до 500 видов.
Продаётся как поштучно, так и наборами. Для начала лучше купить набор, а к нему уже добавлять недостающую палитру цветов.
Самыми лучшими считаются мягкие пастели Sennelier и Rembrandt, они постоянно восхваляются художниками.
PanPastel также продает качественные пастели для художников, которые поставляются в баночках. Их можно наносить с помощью кистей, губок и других инструментов.
- Яркие цвета
- Возможность смешивания, наслоения
Легко крошится, необходимо закрепить фиксативом.
2) Сухая пастель изготавливается из тех же материалов, но используется меньше пигмента и больше связующего элемента. Следовательно, она не такая яркая, но не на столько сильно крошится как мягкая пастель.
Можно заточить ножом для создания тонких линий. В качестве альтернативы, торцы палочек можно использовать для нанесения широких полос.
Сухой пастелью можно сделать всю работу. Но обычно она используется в сочетании с мягкой. Так же можно смешивать, наслаивать друг на друга. Используется для созданий предварительных эскизов, мелких деталей и штрихов.
Сухие пастели также делают по качеству для художников и учеников. Если на ней ничего не указано, вероятно, это ученическая пастель. В палитре сухой пастели меньше цветов, чем у мягких пастелей, но этого более чем достаточно. Выбор между мягкими и сухими пастелями зависит от тех методов, которые вы хотели бы использовать в работе.
- Не так сильно крошится как мягкая пастель.
- С её помощью можно сделать тонкие линии.
- Возможность смешивания, наслоения.
- Не такая яркая, как мягкая пастель.
- Всё равно требует фиксации.
3) Пастельные карандаши очень удобны в использовании. Они похожи на обычные карандаши, но внутри тонкий пастельный стержень средней жесткости (твердо-мягкая пастель).
Можно вести работу только пастельными карандашами, а можно смешивать с другими видами пастели (за исключением масляной). Также можно смешивать, наслаивать. Удобны для большей деталировки рисунка — можно с лёгкостью заточить. Многие художники используют пастельные карандаши для создания предварительного эскиза.
- Не так пачкают, как остальные.
- Подходят для работы на чистом воздухе.
- Возможность смешивания, наслоения.
- Маленькая палитра — до 80 тонов.
- Требуют фиксации.
4) Масляная пастель
В ней пигмент связан воском и маслом. Эта, кажущаяся незначительной разница, дает им отличительную консистенцию и оригинальные свойства, отсутствующие в других типах пастели.
Главное отличие масляной пастели от всех остальных её видов — она не крошится, не смазывается и не выделяет пыль в воздухе. Но при этом содержат пигмента столько же, если не больше. Дают яркие цвета.
Они также более устойчивы, чем мягкие пастели и не требуют фиксации. Это делает их отличным вариантом для использования на природе, но они никогда полностью не высыхают, поэтому общественный транспорт может стать проблемой.
С помощью масляной пастели можно создать эффект наложения красок.
- Яркость.
- Стойкость по сравнению с остальными видами пастели.
- Не крошится.
- Не смазывается.
- Не требует фиксации.
- Никогда не высыхает.
- Трудно смешать между собой.
- Лучше не использовать с остальными видами пастели.
- Трудно смешивается.
И для примера разница между масляной пастелью (1) и другими видами (2):
Источник